Джон Эдгар Уайдман | |
---|---|
Уайдман на Anisfield-Wolf Book Awards в 2010 году | |
Родился | (1941-06-14) 14 июня 1941 (возраст 79). Вашингтон, округ Колумбия, США |
Род занятий | Автор, профессор ( Emeritus) |
Национальность | Американец |
Alma mater | |
Известные произведения |
|
Известные награды | |
Супруга |
|
Дети | 3 |
Джон Эдгар Уидеман (родился 14 июня 1941 г.) - американский автор романов, воспоминаний, рассказов, очерков и др. произведений. Среди наиболее признанных критиками американских писателей своего поколения он стал первым человеком, дважды получившим премию ПЕН / Фолкнера за художественную литературу. Его произведения известны экспериментальными методами и акцентом на афроамериканском опыте.
Выросший в Питтсбурге, Пенсильвания, Уайдман преуспел в качестве студента-спортсмена в Пенсильванском университете. В 1963 году он стал вторым афроамериканцем, получившим стипендию Родса для учебы в Оксфордском университете. Помимо писательской деятельности, Уайдман сделал карьеру в академических кругах в качестве профессора литературы и творческого письма в государственных университетах и Лиге плюща.
В своих статьях Уайдман исследовал сложности рассказывания историй, семьи, расы, травм и справедливости в Соединенных Штатах. Его личный опыт, включая заключение брата в тюрьму, сыграл значительную роль в его творчестве.
В настоящее время он является почетным профессором Университета Брауна и живет в Нью-Йорке и Франции.
Уайдман родился 14 июня 1941 года в Вашингтоне, округ Колумбия, был старшим из пяти детей Эдгара (1918–2001) и Бетт (урожденная Французский; 1921–2008) Уайдман.
Уайдман прослеживает свои корни к периоду американского рабства. Со стороны матери его пра-пра-прабабушка была рабыней из Мэриленда, у которой были дети от сына своего хозяина. Вместе они переехали в район за пределами Питтсбурга либо во время, либо сразу после Гражданской войны в США. Согласно семейным преданиям Видеманов, этот предок сначала поселился в районе, который в конечном итоге стал Питтсбургским кварталом Хоумвуд, несмотря на то, что основателем приписывают белый юрист и политик Уильям Уилкинс общество. По отцовской линии Уайдмана его предки были прослежены в сельской местности Южной Каролины, где записи указывают на то, что были как белые, так и афроамериканские Уайдеманы, в том числе один, который владел рабами. Дед Уайдмана по отцовской линии переехал в Питтсбург в рамках Великой миграции начала 20 века, когда многие афроамериканцы бежали из негостеприимных условий в южных штатах.
Отец Уайдмана, Эдгар, окончил среднюю школу в Питтсбург, где он был заядлым баскетболистом. Женившись на матери Уайдмана, Бетти, он переехал с ней в Вашингтон, округ Колумбия, на работу в США. Государственная типография. Пара вернулась в Питтсбург и район Хоумвуд после того, как Уайдман родился в 1941 году. Во время Второй мировой войны отец Уайдмана был зачислен в армию США и находился в Чарльстоне, Южная Каролина, и на Сайпан. После войны ему было трудно найти работу, соответствующую его навыкам, и он работал одновременно на нескольких работах, в том числе официантом и санитарным работником, чтобы содержать семью. В результате семья смогла переехать в преимущественно белый район Шедисайд, что позволило Уайдману посещать питтсбургскую среднюю школу Пибоди.
Учителя Уайдмана отмечали его интеллект с раннего возраста, и он оказался выдающимся человеком. студент. В старших классах он был звездным баскетболистом, президентом студенческого сообщества и прощальным в своем классе. Однако, несмотря на свою популярность, Уайдман был социально осторожен, особенно в отношении белых студентов. В интервью для статьи в 1963 году один из его белых одноклассников вспомнил, как Уайдман говорил ей, что «он не хотел бы, чтобы его видели на улице один с белой девушкой» и что «когда наступают перемены, он редко идет к следующему. класс с белыми студентами ».
Уайдман учился в Пенсильванском университете, где ему предложили стипендию Бенджамина Франклина. за академические заслуги и был одним из небольшого числа афроамериканцев, поступивших в 1959 году. В своих мемуарах «Братья и хранители» он описал горячую встречу на первом курсе с белым студентом в комнате общежития друга афроамериканца: белый студент утверждал, что знает о блюзовой музыке больше, чем Уайдман, и его друг отказался предложить поддержку. По словам Уайдмана, эта встреча оставила у него чувство, что ему «негде спрятаться», и он находился в среде, «которая постоянно настраивала меня против них и против себя». Чувствуя себя отчужденным, он решил бросить колледж, но его тренер по баскетболу остановил его на автобусной станции, где Уайдман собирался сесть на автобус обратно в Питтсбург. Несмотря на свои опасения по поводу колледжа, Вайдман продолжал настойчиво. Обращаясь к своему брату в «Братьях и хранителях», он резюмировал свою мотивацию:
Я убегал из Питтсбурга, от бедности, от черноты. Колледж казался логичным и необходимым шагом для продвижения вперед, для того, чтобы что-то сделать из себя; Мое изгнание, мой побег из дома начался с хороших оценок, с хорошего английского, с того, что я выделился задолго до того, как я получил стипендию и билет на поезд через горы в Филадельфию... если у меня когда-нибудь были какие-либо колебания или пересмотр своего пути выбрал, вы все вернулись домой в гетто, чтобы напомнить мне, как мне повезло.
И снова Уайдман преуспел как в учебе, так и в легкой атлетике, став звездой баскетбола. К его выпускному году он был капитаном баскетбольной команды, которую он возглавлял по результативности, и был назван в команду «All Ivy League». В то время как его команда проиграла чемпионат Лиги плюща Принстонскому университету его старший год, они выиграли турнир "Большой пятерки", который традиционно определял лучшую баскетбольную команду колледжа в Филадельфии, сравнивая Пенна с Виллановой, Сент-Джозеф, Ла Саль и Темпл. За свои академические достижения, в том числе получение наград университетского городка как за творческую, так и за научную литературу, Уайдман был принят в Фи Бета Каппа национальное общество чести.
В 1963 году, прежде чем получить диплом с дипломом Имея степень бакалавра английского языка, Уайдман был назван стипендиатом Родса, став вторым афроамериканцем, получившим престижную награду Оксфордского университета. Это достижение привлекло к нему внимание всей страны: той весной он был описан в LOOK Magazine в статье под названием «Удивительный Джон Уайдман». В статье Уайдмана описывается как «осыпанный таким количеством академических и спортивных наград, наград и« первых », что он не может их перечислить. Иногда он забывает, что получил приз, который другой студент посчитал бы кульминацией своей карьеры в колледже.
Осенью 1963 года Уайдман переехал в Англию, чтобы начать учебу в Оксфорде, где он защитил диссертацию по британской художественной литературе 18 века. Он также продолжал играть в баскетбол и был капитаном мужской баскетбольной команды Оксфордского университета, где одним из его товарищей по команде был научный сотрудник Родса и будущий участник Матча звезд НБА и сенатор США Билл Брэдли. Эти двое играли друг против друга, будучи студентами, когда Брэдли учился в Принстоне. В Оксфорде их команда выиграла турнир B.U.S.F. 1965 года. Национальный чемпионат и 1966 года A.B.B.A. Национальный чемпионат.
В 1965 году Уайдман женился на Джудит Голдман, белой еврейке из Лонг-Айленда, с которой он начал встречаться, когда оба были студентами Пенсильванского университета. В следующем году Уайдман получил степень BPhil в Оксфорде и вернулся в США. Он провел 1966–67 учебный год в Iowa Writers Workshop, где учился у Курта. Воннегут и Хосе Доносо.
После ухода из Университета Айовы в 1967 году Уайдман принял должность преподавателя в своей альме. mater, Пенсильванский университет. Тем летом был опубликован его первый роман «Взгляд прочь». Редактор Уайдмана, Хирам Гайдн, видел его профиль в журнале LOOK Magazine и связался с Уайдманом перед отъездом в Оксфорд, прося начинающего автора прислать ему свои сочинения. Пока Уайдман был в Оксфорде, Гайдн прочитал незаконченную рукопись «Взгляд в будущее» и согласился опубликовать ее. Роман получил положительные отзывы. Рецензент в The New York Times Book Review охарактеризовал Уайдмана как «писателя высокой серьезности и глубины», написавшего «чрезвычайно изобретательный» дебют. Однако, несмотря на положительный критический прием, роман не привлек большой аудитории.
Отвечая на запросы студентов, Уайдман предложил Пенну первые уроки афроамериканской литературы в 1968 году. В том же году родился его первый сын Дэниел. Уайдман также стал помощником тренера мужской баскетбольной команды университета, за которую он играл в студенческие годы.
В 1970 году родился второй сын Уайдмана, Джейкоб. В том же году был опубликован его второй роман «Спешите домой». Рецензент The New York Times восхищался «ослепительной демонстрацией» в романе прозы «Джойсена » и «огромным владением техниками художественной литературы» Уайдмана.
Начальные курсы Уидмана афроамериканскому языку литература со временем превратилась в программу афроамериканских исследований, которую Вайдман помог организовать. С 1971 по 1973 год он был директором программы. В 1972 году он ушел с должности помощника тренера по баскетболу.
В 1973 году был опубликован третий роман Уайдмана «Линчеры». Рассматривая насильственные проявления черной националистической идеологии, возникшей в 1960-х годах, в романе изображены афроамериканские персонажи, которые планируют линчевать белого полицейского. В статье для «Нью-Йорк Таймс» Анатоль Бройард утверждал, что Уайдман «может заставить обычную сцену петь блюз, как никто другой», хотя он обнаружил, что в романе есть изъяны. Несмотря на провокационную тематику, продажи были скромными.
В 1974 году Уайдман был назначен профессором английского языка в Пенсильванском университете и получил грант от Национального фонда гуманитарных наук на проведение исследований в области афроамериканской литературы. Однако он уже начал искать отсрочки от своих обязанностей в учреждении, а также от жизни в Филадельфии, чтобы больше сосредоточиться на писательской деятельности и воспитании семьи. Побывав ранее в Университете Вайоминга, он принял предложение поступить на его факультет.
Уайдман присоединился к факультету Университета Вайоминга. Вайоминг в 1975 году. В том же году родилась дочь Уайдмана, Джамила. Обстоятельства ее рождения были травмирующими, так как из-за осложнений жену Уайдмана, Джудит, перевезли на машине скорой помощи из Ларами, Вайоминг, в Денвер, Колорадо, где Джамила родилась два месяца назад.
Хоумвуд, Питтсбург, 1960-е годыПосле того, как Джамила и Джудит выздоровели, семья вернулась в Ларами, где Уайдман узнал, что его младший брат Роберт скрывается от правосудия. Роберт на десять лет младше Уайдмана вырос в Хоумвуде, куда по финансовым причинам вернулись родители Уайдмана. В течение 1960-х и начала 1970-х годов район находился в состоянии упадка - его часто описывали как гетто. Роберт начал употреблять наркотики, и эту привычку он поддерживал мелкими преступлениями. В ноябре 1975 года вместе с двумя сообщниками он участвовал в схеме ограбления, которая пошла наперекосяк, когда предполагаемая жертва, забор по имени Никола Морена, сбежала. Один из сообщников Роберта застрелил Морену на бегу. Спустя короткое время прохожий встретил раненого и вызвал скорую помощь. Морена был доставлен в ближайшую больницу, в которой не было хирурга, необходимого для обработки его раны, и после периода ожидания его перевезли в другую больницу, где он скончался. Семья жертвы позже подала иск против города Питтсбург, больниц и врачей, а также водителей скорой помощи, утверждая, что халатность. Этот иск не был удовлетворен, хотя Верховный суд Пенсильвании признал, что задержка с лечением Морены была «фактором, способствовавшим его смерти». Семья в конечном итоге урегулировала судебный процесс против больничной системы.
Роберт и его сообщники сбежали из Питтсбурга и прибыли в Ларами, где Уайдман позволил им провести ночь в своем доме - поступок, который он приписал наивности. Затем Роберт и его сообщники поехали в Колорадо, где были задержаны. Впоследствии полиция штата Вайоминг обвинила Вайдмана в пособничестве беглецу, но никаких обвинений предъявлено не было.
Согласно законам Пенсильвании, поскольку попытка вооруженного ограбления Морены привела к убийству, обвинение против стрелок был убийством второй степени, и, поскольку Роберт был сообщником, ему предъявили то же обвинение, что и стрелку. На суде Роберт был признан виновным и приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения. Все его апелляции были отклонены.
Уайдман использовал опыт своего брата в своей последующей работе. После восьмилетнего перерыва в публикациях он опубликовал одновременно две книги: сборник рассказов «Дамбалла» и роман «Укрытие», которые появились в 1981 году и намекают на события, которые привели к тюремному заключению брата Уайдмана. После этих книг он написал еще один роман, «Послано для вас вчера», в 1983 году. Поскольку в этих трех книгах есть общие персонажи и место действия в Питтсбургском районе Хоумвуд, их часто называют «трилогией Хоумвуда».
Трилогия была отмечена после публикации, что послужило поводом для заявления в «Нью-Йорк Таймс» о том, что Уайдман был «одним из лучших авторов художественной литературы Америки». Для многих критиков и ученых трилогия представляет собой художественный прорыв Уайдмана, а некоторые даже считают его величайшим литературным достижением. Рассматривая карьеру Уайдмана в The Nation в 2016 году, критик Джесси Маккарти утверждал, что трилогия показывает, что Уайдман «обретает отличительный голос, более уверенный и разговорный, чем в его ранних работах». В частности, некоторые рассказы в «Дамбаллахе», в том числе заглавная история, изображающая раба, отказывающегося изменить свое поведение перед лицом жестокости со стороны хозяев, были широко включены в антологию.
В 1984 году Уайдман вслед за успешной трилогией «Хоумвуд» выпустил так называемую его самую популярную книгу «Братья и хранители». Первые мемуары Уайдмана касаются истории его брата Роберта. Стилистически книга отличается использованием нескольких голосов, чередующихся между Уайдманом и его братом. Он также примечателен своим исследованием реалий американской системы уголовного правосудия и жизни в тюрьме, особенно для афроамериканцев. Измаил Рид, рецензируя книгу в The New York Times, назвал это «редким триумфом». С тех пор он стал основным продуктом обучения в колледжах в США.
В 1986 году Уайдман присоединился к преподавателям Университета Массачусетса в Амхерсте, где известный автор Джеймс Болдуин был приглашенным членом факультета. Уайдман преподавал в программе MFA для поэтов и писателей.
В том же году сын Уайдмана, Джейкоб, которому было шестнадцать, зарезал своего товарища по лагерю во время молодежного похода в Аризоне. Затем он бежал из штата. По настоянию родителей он сдался правоохранительным органам и после того, как был освобожден под опеку родителей, прошел психиатрическую экспертизу в Массачусетсе. Во время пребывания в психиатрической больнице он позвонил в полицию Аризоны и признал свою вину. Однако перед судьей он не признал себя виновным, и его дело было назначено на рассмотрение. Затем была заключена сделка о признании вины , в которой Джейкоб признал себя виновным в убийстве первой степени и был приговорен к пожизненному заключению с возможностью условно-досрочного освобождения через 25 лет.
И снова Уайдман. перешел к писательству, вступив в самый плодотворный период своей карьеры на сегодняшний день. Роман под названием «Рувим», написанный до преступления его сына Иакова, появился в 1987 году. За ним последовал сборник рассказов под названием «Лихорадка» в 1989 году. В следующем году был опубликован роман «Филадельфийский пожар», который получил признание критиков и литературных источников. награды. Вдохновленный бомбардировкой полицией в 1985 году штаб-квартиры черной освободительной группы в Филадельфии, известной как MOVE - актом, который привел к гибели пяти детей и потере двух городских кварталов - "интенсивное поэтическое повествование" В центре внимания - попытка одного человека найти и написать о ребенке, который, по слухам, пережил трагедию.
Внешнее видео | |
---|---|
В этом видео из 1994 года Джон Эдгар Уидман появляется на шоу Чарли Роуза, чтобы обсудить свою работу. (22 мин.) |
За Philadelphia Fire в 1992 году последовал сборник рассказов «Истории Джона Эдгара Уайдмана» (позже переизданный как «Все истории - правда»); мемуары «Фатералонг: размышления об отцах и сыновьях, расе и обществе» в 1994 году и еще два романа «Убийство крупного рогатого скота в 1996 году» и «Два города в 1998 году». Примечательно, что в то время как Уайдман писал об истории своего сына в некоторых из этих книг ( например, в Philadelphia Fire и в Fatheralong) он не писал мемуаров об этом, и он не писал художественных произведений, явно вдохновленных ими. В интервью он часто отказывался обсуждать этот случай.
В этот период Уайдман пользовался спросом как «один из самых выдающихся писателей Америки». Его попросили редактировать антологии, вводить в книги и появляться в различных средствах массовой информации, включая телевидение, чтобы комментировать социальные проблемы, особенно те, которые затрагивают афроамериканцев. Кроме того, его дочь, Джамила, стала звездой баскетбола и в 1997 году стала третьим номером в первом драфте Национальной баскетбольной ассоциации женщин , что привлекло дополнительное внимание средств массовой информации, в том числе обложку журнала Журнал Sports Illustrated.
В 2000 году Уайдман и его жена Джудит развелись.
В 2001 году Массачусетский университет назначил Уайдмана заслуженным профессором; Это был тот же год, когда появились другие мемуары, Hoop Roots, в которых основное внимание уделяется опыту Уайдмана как игрока и фаната баскетбола. Обзор в Bookpage назвал его «одной из лучших книг, когда-либо написанных о спорте». За ним последовала научно-популярная книга о Мартинике под названием «Остров: Мартиника» (2003).
В 2004 году Уайдман был назначен профессором Асы Мессер и профессором африканских исследований и литературных искусств в Университете Брауна. В том же году он женился на французской журналистке Катрин Недончель.
В следующем году был опубликован его сборник рассказов «Гимнастический зал Бога». Затем последовал его первый за десятилетие и десятый в целом роман, Fanon, который появился в 2008 году. В 2010 году был опубликован сборник флеш-фантастики под названием Briefs, вдохновивший на театральную адаптацию, премьера которой состоялась в Лос-Анджелес в 2018 году.
В 2014 году, проработав десять лет в Университете Брауна и почти 50 лет преподавания в академических кругах, Уайдман стал заслуженным профессором. С тех пор он опубликовал гибридную работу художественной и документальной литературы, в которой исследуется жизнь отца Эммета Тилля, под названием Writing to Save a Life: The Louis Till File (2016). В 2018 году он опубликовал сборник рассказов «Американские истории».
Уайдман был женат на юристе Джудит Энн Голдман с 1965 года до их развода в 2000 году. У пары было трое детей. вместе: Дэниел Уайдман - поэт, драматург и эссеист, а также руководитель бизнеса; Джейкоб Видеман был признан виновным в убийстве, совершенном в несовершеннолетнем возрасте, и приговорен к пожизненному заключению в Аризоне, а Джамила Уидеман - адвокат и руководитель Национальной баскетбольной ассоциации, играя профессиональный баскетболист в Национальной баскетбольной ассоциации женщин и в Израильской лиге.
В 2004 году Уидман женился на французской журналистке Катрин Недоншель. Он проживает во Франции и в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена в Нью-Йорке.
Брат Видемана, Роберт, был приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения за участие в убийстве 1975 года. После более чем 40 лет тюремного заключения его приговор был смягчен, и 2 июля 2019 года он был освобожден.
В 1993 г. Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в присуждая ему стипендию, он отметил, что Уайдман «внес вклад в новую гуманистическую перспективу в американской литературе, включив в свои работы личность и историю, преступность и мистицизм, искусство и потребности материальной жизни». Награды за всю его работу включают:
Получение Вайдманом премии ПЕН / Фолкнера за художественную литературу в 1991 году ознаменовало собой первый раз, когда писатель выигрывал эту премию дважды, что с тех пор было совершено трех других авторов: Филип Рот, Э. Л. Доктороу и Ха Джин.
Кроме того, мемуары Уайдмана «Братья и хранители» и его книга «Написание для спасения жизни» стали финалистами Национальной премии круга книжных критиков 210>. Его мемуары «Фатералонг» были финалистом Национальной книжной премии..
Короткие произведения Уайдмана были широко антологизированы, в том числе в Антологии афроамериканской литературы Нортона, Оксфордской книге американских рассказов и Антологии Хита. Американская литература и другие.
Уайдман был приглашенным научным сотрудником, профессором или докладчиком во многих учреждениях. Его работы переведены на многие языки.
Работа Уайдмана была и продолжает оставаться в центре академических исследований. В связи с этим было сформировано Общество Джона Эдгара Уайдмана для поощрения научных исследований и повышения осведомленности о его работе. Связанный с Американской литературной ассоциацией, он провел свою первую международную конференцию в 2003 году. Документы Уайдмана, включая рукописи, переписку и другие материалы, хранятся в Библиотеке Хоутона по адресу Гарвардский университет.
Написание Уайдмана известно своей сложностью, критики называют его умственным и экспериментальным. Он также известен сочетанием литературной дикции с так называемым афроамериканским разговорным английским. В некоторых работах Уайдман опирается на фрагменты предложений, в то время как в других местах он написал одно предложение, которое занимает несколько страниц. Иногда он использовал технику потока сознания и внезапные, неожиданные сдвиги в перспективе. В большей части своих работ Уайдман избегает знаков препинания, таких как вопросительные знаки или кавычки, вместо этого полагаясь на контекст, чтобы идентифицировать говорящих или отличать вопросы от утверждений. В некоторых случаях Уайдман смешивает в одном произведении документальную и художественную литературу.
Среди ученых ведутся дискуссии о том, следует ли правильно оценивать Вайдмана как модернист - из-за его использования литературного стиля для передачи смысла - или как постмодернист - из-за нарративного самосознания, привлекающего внимание к авторству в его работах. Ученый Д. Квентин Миллер, однако, утверждает, что работы Уайдмана «сопротивляются категоризации».
Хотя работы Уайдмана тематически разнообразны, возникают некоторые общие темы. В частности, Уайдман известен своим исследованием расы, предметом, который присутствует во всех его книгах. В его произведениях изображены афроамериканские персонажи, сталкивающиеся с проблемами и отчуждением жизни в преимущественно белом обществе. Его работа также изображает способы, которыми раса и расизм конструируются и проявляются в обществе - от языка до межличностных отношений и взаимодействия с государством.
Еще одна главная проблема в творчестве Уайдмана - семья, особенно как ключ единица сообщества и культурного выживания. Тем не менее, семья для Уайдмана по своей сути спорна: его работы исследуют способы, которыми семья необходима для защиты и индивидуального развития, и в то же время доказывают, что это то, от чего нужно защищаться, чтобы найти свое истинное «я». Это исследование явно прослеживается в «Братьях и хранителях», в которых Уайдман и его брат преодолевают сложности своих семейных отношений.
Еще одна частая тема Уайдмана - рассказывание историй. Особое значение имеет понятие «все истории правдиво», которое Уайдман использовал во многих работах, в том числе в качестве названия одного из своих сборников рассказов. Ученый Хизер Рассел объясняет, что, сосредоточив внимание на этой концепции, сочинение Уайдмана "отражает афроамериканские традиции повествования, в которых миф, история, притча, пародия, фольклор, факты и вымысел существуют в синергии. Повествование функционирует как мост между обоими прошлыми., настоящее и будущее и между историей, памятью и воображением ".
Часто в работах Уайдмана рассказывание историй сосредоточено на травме - выражении ее, избегании или исцелении от нее. В работах Уайдмана травма может существовать на уровне отдельного человека и для всего общества. Ученый Трейси Черч Гуццио резюмирует подход Уайдмана к травме, когда она утверждает, что его письмо «иллюстрирует, что травма, перенесенная афроамериканцами в период рабства в Америке, переживается заново и переживается заново в продолжающемся расизме, с которым афроамериканцы сталкиваются в повседневной жизни. живет так же, как и в образах, спроецированных историей, литературой и популярной культурой ».
В интервью Уайдман обычно отказывался назвать свое влияние. Однако ученые и критики указали на цифры, которые, судя по работе и интервью Уайдмана, по всей видимости, имеют литературное или интеллектуальное влияние. К ним относятся W. Э.Б. Дюбуа (которому Уайдман посвятил свою работу), Франц Фанон (вдохновитель романа Уайдмана, Фанон), Ральф Эллисон, Джеймс Болдуин и, особенно в его ранних работы, модернистские писатели Джеймс Джойс, Т.С. Элиот и Уильям Фолкнер.