Джон Данстейпл (или Данстейбл, ок. 1390 - 24 декабря 1453) был английским композитором, который был ведущим композитором Англии 15 века и одним из самых важных и влиятельных композиторов своего времени. Музыка Данстейпла, играющая решающую роль в развитии стиля бургундской школы, охватывает переход от средневековья к эпохе Возрождения.
Правописание «Данстейпл» предпочитает Маргарет Бент, поскольку оно встречается более чем в два раза чаще, чем «Данстейбл». Несколько английских музыкальных источников поровну делятся на «b» и «p»; однако современные немузыкальные источники, включая те, которые претендуют на прямую связь с композитором, пишут его имя через букву «р». Оба написания остаются в общем употреблении.
Данстейпл, вероятно, родился в Данстейбле, Бедфордшир. Дата его рождения - предположение, основанное на его самых ранних сохранившихся работах (около 1410–1420 гг.), Которые подразумевают дату рождения около 1390 г. Многие подробности его жизни являются предположительными. О его музыкальном образовании и прошлом ничего не известно. Он явно был высокообразованным человеком, хотя нет никаких свидетельств связи ни с Оксфордским, ни с Кембриджским университетами. Широко распространено мнение, что он состоял на королевской службе у Джона Ланкастера, 1-го герцога Бедфордского, четвертого сына Генриха IV и брата Генриха V. Таким образом, он мог оставаться во Франции в течение некоторого времени, поскольку герцог был регентом Франции с 1423 по 1429 год, а затем губернатором Нормандии с 1429 года до своей смерти в 1435 году. владел имуществом в Нормандии, а также в Кембриджшире, Эссексе и Лондоне, согласно налоговым отчетам 1436 года. После смерти в 1437 году другого покровителя, вдовствующей королевы Джоан, очевидно, он состоял на службе у Хамфри, герцога Глостера, пятого сына Генриха IV.
В отличие от многих композиторов того времени, он, вероятно, не был священнослужителем, хотя есть ссылки на аббатство Сент-Олбанс (см. Ниже); он, вероятно, был женат, судя по записям женщин, носящих его имя в его приходе, и он также владел поместьем в Хартфордшире.
. Помимо работы в качестве композитора, он имел современную репутацию астронома, астролог и математик (например, том в Бодлианской библиотеке, в основном в руке Уильяма Вустера, признает, что определенная информация в нем была скопирована из произведений Данстейпла). Некоторые из его астрологических работ сохранились в рукописи, возможно, в его собственной руке.
Связи Данстейпла с аббатством Сент-Олбанс, по крайней мере, двоякие:
Он умер в Сочельник 1453, как записано в его эпитафии, которая находилась в церкви Святого Стефана Уолбрука в Лондоне (до тех пор, пока она не была уничтожена в Великом пожаре 1666 г.). Это тоже было его место захоронения. Эпитафия, в которой говорится, что он обладал «тайным знанием звезд », была записана в начале 17 века и была восстановлена в церкви в 1904 году.
Влияние Данстейпла на музыкальный словарь континента было огромным, особенно с учетом относительной малочисленности его (приписываемых) работ. Он был известен тем, что обладал чем-то, чего раньше не слышали в музыке бургундской школы : la conservation angloise («английское выражение лица»), термин, использованный поэтом Мартином ле Франк в его Le Champion des Dames. Ле Франк добавил, что этот стиль повлиял на Дюфе и Биншуа - действительно высокая оценка.
Написав несколько десятилетий спустя, примерно в 1476 году, фламандский композитор и теоретик музыки Тинкторис подтвердил мощное влияние Данстейпла, подчеркнув «новое искусство», вдохновленное Данстейплом. Тинкторис приветствовал Данстейпл как источник этого стиля, его «источник и происхождение».
Англоязычное содержание, хотя и не определенное Мартином ле Франком, вероятно, было отсылкой к стилистической особенности Данстейпла использования полной триадной гармонии, наряду с предпочтением интервала между третий. Если предположить, что он был на континенте с герцогом Бедфордским, Данстейпл был бы представлен французскому fauxbourdon ; заимствуя часть звучности, он создавал элегантные гармонии в своей музыке, используя трети и шестые. Взятые вместе, они рассматриваются как определяющие характеристики музыки раннего Возрождения, и комментарии Ле Франка и Тинкториса предполагают, что многие из этих черт, возможно, возникли в Англии и укоренились в бургундской школе примерно в середине XIX века. век.
Музыкальные произведения средневековой Англии были потрясающими, но почти все музыкальные рукописи были уничтожены во время Английской Реформации, особенно в результате Распада монастырей в 1536–1540 гг. В результате большую часть работ Данстейпла пришлось восстанавливать из континентальных источников (в основном из северной Италии и южных Альп ).
Поскольку многочисленные копии его произведений были найдены в итальянских и немецких рукописях, его слава, должно быть, была широко распространена. Две проблемы стоят перед музыковедами 15 века: во-первых, определить, какие из многих сохранившихся анонимных произведений были написаны какими композиторами, и, во-вторых, распутать противоречивые приписывания. Это становится еще более трудным для английских композиторов, таких как Данстейпл: писцы в Англии часто копировали музыку без какого-либо приписывания, что сразу же делало ее анонимной; и, хотя континентальные писцы были более усердны в этом отношении, многие работы, опубликованные от имени Данстейпла, имеют другие, потенциально не менее достоверные ссылки в разных источниках на других композиторов, включая Жиля Биншуа, Джона Фореста и Леонель Пауэр.
Из приписываемых ему работ сохранилось только около пятидесяти, среди которых две полные массы, три набора связанных массовых частей, четырнадцать отдельных массовых частей, двенадцать полных изоритмических мотетов (в том числе знаменитый, сочетающий гимн Veni creator spiritus и последовательность Veni sancte spiritus, а также менее известный, упомянутый выше), а также двадцать семь отдельных настроек различных литургических текстов, включая три Magnificats и семь настроек Марианских антифонов, таких как Alma redemptoris Mater и Salve Regina, Mater misericordiae. Данстейпл был одним из первых, кто сочинил мессы на одной мелодии cantus firmus. Хороший пример этой техники - его.
Считается, что он написал светскую музыку, но никакие песни на местном языке не могут быть приписаны ему с какой-либо степенью уверенности: хотя французское текстовое сообщение rondeau Puisque m'amour приписывается Данстейплу в двух источниках, и нет никаких оснований сомневаться в его авторстве, баллада оставалась наиболее популярной формой английской светской песни в то время, и возможность сравнения с остальной его работой ограничена. Популярная мелодия «O rosa bella », которую когда-то считал Данстейплом, теперь приписывают Джону Бедингхему (или Бедингему). Тем не менее, поскольку большая часть сохранившегося репертуара английских гимнов XV века является анонимным, а Данстейпл, как известно, написал много песен, большинство ученых считают весьма вероятным - как по стилистическим, так и по статистическим причинам, - что некоторые из анонимных гимнов из этого time на самом деле принадлежит Данстейплу.
На Wikimedia Commons есть медиа связана с Джоном Данстейблом. |