Джон Дауланд

редактировать
Английский композитор (1563–1626)

Джон Дауланд (1563 г. - похоронен 20 февраля 1626 г.) был англичанином Композитор эпохи Возрождения, лютнист и певец. Сегодня он наиболее известен своими меланхоличными песнями, такими как «Приди, крепкий сон», «Давай еще », «Потей мои слезы », «Я видел, как моя Леди плачет "и" Дай мне жить в темноте ", но его инструментальная музыка претерпела значительное возрождение, и с возрождением ранней музыки 20-го века, был постоянным источником репертуара лютнистов и классических гитаристов.

Титульный лист 1604 года Lachrimae
Джон Дауланд (1563-1626) - Король Дании Гальярд à5, Lachrimae, №11
Джон Дауланд (1563-1626) - Госпожа Николс Альманд à5, Lachrimae, №.20
Джон Дауланд (1563-1626) - М. Джордж Уайтхед His Almand, Lachrimae, № 21 Исполняет Филипп В. Серна, Viol

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
Содержание
  • 1 Карьера и композиции
  • 2 Опубликованные работы
    • 2.1 Вся книга псалмов (1592)
    • 2.2 Новая книга табулатур (1596)
    • 2.3 Lamentatio Хенрици Ноэль (1596)
    • 2,4 Первая книга песен (1597)
    • 2,5 Вторая книга песен (1600)
    • 2,6 Третья книга песен (1603)
    • 2,7 Лакримы (1604)
    • 2,8 Micrologus (1609)
    • 2.9 Разнообразие лютневых уроков (1610)
    • 2.10 Музыкальный банкет (1610)
    • 2.11 Пилигримов Утешение (1612)
  • 3 Неопубликованные произведения
  • 4 Подозрения в измене
  • 5 Частная жизнь
  • 6 Современные интерпретации
  • 7 Очки
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
    • 11.1 Общая информация
    • 11.2 Видео и аудио ресурсы
Карьера и творчество

О молодости Джона Доуланда известно очень мало, но обычно считается, что он родился в Лондоне; некоторые источники даже называют его годом рождения 1562. Ирландский историк У. Х. Граттан Флуд утверждал, что он родился в Далки, недалеко от Дублина, но никаких подтверждающих доказательств не было найдено ни для этого, ни для Томаса Фуллера утверждение, что он родился в Вестминстере. Однако есть одно очень ясное свидетельство, указывающее на Дублин как на место его происхождения: он посвятил песню «From Silent Night» «моему любящему соотечественнику мистеру Джону Форстеру младшему, купцу из Дублина в Ирландии». В то время Форстеры были известной дублинской семьей, обеспечившей городу нескольких лорд-мэров.

В 1580 году Дауланд отправился в Париж, где служил послу сэру Генри Кобхэму. французскому двору и его преемнику сэр Эдвард Стаффорд. В это время он стал католиком. В 1584 году Дауленд вернулся в Англию и женился. В 1588 г. он был принят Мус. Bac. из Крайст-Черч, Оксфорд. В 1594 году в английском суде появилась вакансия лютниста, но ходатайство Дауленда было отклонено - он утверждал, что его религия привела к тому, что ему не предложили должность в Елизавете I Протестант суд. Однако его обращение не было оглашено, и католицизм не помешал некоторым другим важным музыкантам (таким как Уильям Берд ) от судебной карьеры.

С 1598 года Дауланд работал при дворе Кристиан IV из Дании, хотя продолжал публиковаться в Лондоне. Король Кристиан очень интересовался музыкой и платил Дауленду астрономические суммы; его зарплата составляла 500 далеров в год, что делало его одним из самых высокооплачиваемых слуг датского двора. Хотя Дауланд был высоко оценен королем Кристианом, он не был идеальным слугой, часто задерживая свой отпуск, когда уезжал в Англию по издательскому делу или по другим причинам. Дауланд был уволен в 1606 году и вернулся в Англию; в начале 1612 года он получил должность одного из лютнистов Якова I. Есть несколько композиций, датируемых с момента его королевского назначения до его смерти в Лондоне в 1626 году. Хотя дата его смерти не известна, «последний платеж Дауленда от двора был 20 января 1626 года, и он был похоронен на Сент-Эннс, Блэкфрайарс, Лондон, 20 февраля 1626 года.

Два основных фактора, повлиявших на музыку Дауленда, были популярными песнями супругов и танцевальной музыкой того времени. Большая часть музыки Дауланда написана для его собственного инструмента, лютни. В него вошли несколько сборников сольных лютневых произведений, лютневые песни (для одного голоса и лютни), партийные песни с лютневым сопровождением и несколько пьес для виола консорта с лютней. Поэт Ричард Барнфилд писал, что «небесное прикосновение Дауланда к лютне насилует человеческое чутье».

Одно из наиболее известных его произведений - это лютневая песня «Flow my tears », первый куплет которой гласит:

Flow my tears, drop from your spring,. Exil'd навсегда позволил мне оплакивать;. Где черная птица ночи поет ее печальный позор,. Там позволь мне жить одиноким.

— Джон Доуланд

Позже он написал, вероятно, самое известное его инструментальное произведение, Lachrimae, или Seaven Teares, Figure in Seaven Passionate Pavans, набор из семи паванов для пять альтов и лютня, каждая из которых основана на теме лютневой песни «Flow my tears ». Он стал одним из самых известных сборников консортной музыки своего времени. Его pavane, «Lachrymae antiquae», также был популярен в семнадцатом веке, аранжировался и использовался в качестве темы для вариаций многими композиторами. Он написал лютневую версию популярной баллады «Добро пожаловать домой милорда Уиллоби ».

В музыке Дауланда часто прослеживается меланхолия, которая была так модна в музыке того времени. Он написал сочинение с каламбурным названием «Semper Dowland, semper dolens» (всегда Дауланд, всегда грустный), которое, можно сказать, резюмирует большую часть его работы.

Ричард Барнфилд, современник Дауланда, говорит о его в стихотворении VIII из Страстный странник (1598), Шекспировский сонет :

Если музыка и сладкая поэзия согласуются,. По мере необходимости, сестра и брат,. Тогда любовь должна быть велика между тобой и мной,. Потому что ты любишь одного, а я - другого... Дауленд тебе дорог, чье небесное прикосновение. На лютне насилует человеческое чутье;. Спенсер для меня, чье глубокое самомнение таково. Как, преодолев всякое тщеславие, не нуждается в защите... Ты любишь слышать сладкий мелодичный звук. Эта лютня Феба, царица музыки, делает;. И я в глубоком восторге больше всего тону. Когда он сам принимает пение... Один бог - бог обоих, как воображают поэты;. Один рыцарь любит обоих, и оба в тебе остаются.

— Ричард Барнфилд, Страстный странник
Опубликованные работы

В печати доступна только одна всеобъемлющая монография о жизни и творчестве Дауланда. Самый полный список составлен Дайаной Поултон в ее «Собрании лютневой музыки Джона Доуленда». Поэтому номера P иногда используются для обозначения отдельных частей.

Вся книга псалмов (1592)

Издана Томасом Эстом в 1592 году, Вся книга псалмов содержала произведения 10 композиторов, в том числе 6 пьес Дауланда.

  1. Не упрекай меня, Господи (Псалом 38 )
  2. Все люди, живущие на земле (Псалом 100 )
  3. Хвала Господу душа моя (Псалом 104 )
  4. ) Господь тебе, я стону свой (Псалом 130 )
  5. Смотри и уважай (Псалом 134 )
  6. Молитва за королевы величайшей Мэйсти

Новая Табулатура (1596)

)

Новая книга табулатур была опубликована Уильямом Барли в 1596 году. Она содержит семь сольных лютневых пьес Дауленда.

Lamentatio Henrici Noel (1596)

Написано для профессионального хора Вестминстера Аббатство.

  1. Оплакивание грешника
  2. Domine ne in furore (Псалом 6)
  3. Miserere mei Deus (Псалом 51)
  4. Смиренная сука грешника
  5. Смиренная жалоба грешника
  6. De profundis (Псалом 130)
  7. Domine exaudi (Псалом 143)

Неопределенная атрибуция:

  1. Вы, праведники в Лорд
  2. Разбитое сердце
  3. Мне стыдно за свое ничтожество

Первая книга песен (1597)

Доуленд в Лондоне в 1597 году опубликовал свою Первую книгу песен или Эйрес, набор из 21 лютневой песни и один из самых влиятельных сборников в истории лютни. Он составлен таким образом, что позволяет выступать солисту под аккомпанемент лютни или различным другим сочетаниям певцов и инструменталистов. Лютневые песни перечислены ниже. После них, в конце сборника, идет "Милорд Чемберлен, Его Гальярд ", пьеса для двоих, играющих на одной лютне.

  1. Тихие мысли
  2. Кто эйер думает о любви или надеется на нее
  3. Мои мысли окрылены надеждами
  4. Если бы мои жалобы могли вызвать страсть, то
  5. Может ли она извинить мои ошибки с помощью vertues cloake
  6. А теперь, о, теперь мне нужно расстаться
  7. Дорогой, если ты снова сменишь ile neuer chuse
  8. Вспыхни мои слезы
  9. Иди, Кристалл рассмеется
  10. Думаешь, ты затем из-за своего обморока
  11. Уходи, приходи, сладкая любовь
  12. Отдохни немного, жестокие заботы
  13. Усыпай своенравные мысли
  14. Все вы, кого предали лукавые судьбы
  15. Хотелось бы, чтобы я таким образом освободил меня от моего сердца
  16. Неужели мое самомнение, которое первым усилило мое горе,
  17. Приходите еще раз: сладкая любовь, теперь enuite
  18. Его гулденские замки время не может сдержать turnd
  19. Проснись, сладко, ты вернулся
  20. Давай, поспи
  21. Эй, с этими самодовольными ребятами

Вторая книга песен (1600)

Доуленд опубликовал свою Вторую книгу песен или Ayres в 1600 году. В ней 22 лютневые песни:

  1. Я видел, как моя леди плакала
  2. Поток мои слезы падают из твоих источников
  3. Сороу, оставайся, дашь истинные раскаяние слезы
  4. Не красись раньше твоего дня
  5. Утро, утро, день с мраком бежали
  6. Таймс, старший сын, старость наследник легкости, Первая часть
  7. Тогда сядь и скажи твой Nunc demittis, Вторая часть
  8. Когда другие поют Venite exultemus, Третья часть
  9. Слава слепым, ибо зрение - обман
  10. О сладкий лес, радость уединения
  11. Если бы потоки слез могли сгладить мои прошлые глупости
  12. Прекрасно умения для дам, дешево, на выбор, красное и новое
  13. А теперь прекрати мои блуждающие глаза
  14. Приходите, тяжелые ночные состояния
  15. Белое, как Лилли, лицо
  16. Полное сердце с угнетенным горем
  17. Шеперд в тени, которую он сделал
  18. Фракция, которая живет в суде
  19. Должен ли я подать в суд, буду ли я искать милости
  20. Нахожу в полях мою Силую в одиночестве (Не бросай мою душу)
  21. Ясно или Облачно, сладко, как Април, показывающий
  22. Юмор, скажи, что makst thou heere

Третья книга песен (1603)

была опубликована в 1603 году.

21 песня:

  1. Прощай, слишком прекрасна
  2. Время остановилось
  3. Взгляните на чудо-хере
  4. Дафна не была такой целомудренной, как она менялась
  5. Я, и никто, кроме меня
  6. Когда Феб впервые сделал Дафну, 91>
  7. Скажи, пожалуйста, если бы ты нашел
  8. Не так быстро течь фонтаны
  9. Что, если бы я neuer speede
  10. Луи стояла, пораженная сладкими красотками, боль
  11. Прислушайтесь к моей печали, добрые люди
  12. У фонтана, где я лежал
  13. О, что вызвали у меня изумленные мысли
  14. Прощай, доброе прощание
  15. Ура, больше нет печальных фонтанов
  16. Черт возьми, это обморок без желаний
  17. Я должен жаловаться, но все же не хочешь
  18. Это было время, когда глупые пчелы co uld speake
  19. Самые низкие деревья имеют вершины
  20. Какие они бедные астрономы
  21. Приходите, когда я позову, или ждите, пока я не приду

Lachrimae (1604)

Lachrimae, или Seaven Teares был опубликован в 1604 году. Он содержит семь паванов самого Lachrimae и 14 других, включая знаменитый.

  1. Lachrimae Antiquae
  2. Lachrimae Antiquae Nouae
  3. Lachrimae Gementes
  4. Lachrimae Tristes
  5. Lachrimae Coactae
  6. Lachrimae Amantis
  7. Lachrimae Verae
  8. Semper Dowland semper Dolens (P.9)
  9. Похороны сэра Генри Вмптонса
  10. M. Джон Лэнгтонс Пауан
  11. Король Дании Галиард (P.40)
  12. Граф Эссекс Галиард
  13. Сэр Иоанн Соуч его Галиард
  14. М. Генри Ноэлл его Галиард
  15. М. Джайлз Хоби его Галиард
  16. М. Ничо. Гриффит его Галиард
  17. М. Томас Кольер его Галиард с двумя тройками
  18. Капитан Пайпер его Галиард (стр.19)
  19. М. Бактон его Галиард
  20. миссис Николс Алманд
  21. М. Джордж Уайтхед, его Альманд

Micrologus (1609)

В 1609 году Доуланд опубликовал перевод Micrologus Андреаса Орнитопарка, первоначально напечатанный в Лейпциге в 1517 году.

Varietie of Lute-Lessons (1610))

Это было опубликовано сыном Доуланда Робертом в 1610 году и содержит сольные лютневые сочинения его отца.

Музыкальный банкет (1610)

Это было также опубликовано сыном Доуленда в том же году. Он содержит три песни его отца:

  1. Фарре из Triumphing Court
  2. Lady If You So Spight Me
  3. In Darknesse Let Me Dwell

A Pilgrimes Solace (1612)

Последняя работа Доуленда была опубликована в 1612 году и, кажется, была задумана скорее как сборник контрапунктной музыки, чем как сольные работы.

  1. Все еще презирайте меня, чтобы я мог euer loue
  2. Милый, оставайся какое-то время, почему ты хочешь?
  3. Просить всю твою любовь
  4. Лу те лучи, которые рождаются
  5. Должен ли я бороться с словами к моуэ
  6. Были эйери подумал око
  7. Оставайся на некоторое время в полете
  8. Скажи мне правду, Лу
  9. Гоу ночные заботы, враг отдыхает
  10. Из тихой ночи, истинный регистр стонов
  11. Lasso vita mia, mi fa morire
  12. В этой дрожащей тени
  13. Если это грешник вздыхает, то это пища для ангелов
  14. Ты, могущественный Бог
  15. Когда жизнь Дауида, Савл
  16. Когда бедный Крипл
  17. Где Синне болит рана
  18. Мое сердце и язык были близнецами
  19. Веселые товарищи, слава Нептуну
  20. Добро пожаловать, черная ночь
  21. Прекратите эти фальшивые виды спорта
  22. Гальярд в Лакриме
Неопубликованные работы

Многие работ Дауланда сохранились только в рукописной форме.

Подозрения в измене

Доуленд выполнял ряд шпионских заданий для сэра Роберта Сесила во Франции и Дании; Несмотря на высокую зарплату, Дауланд, похоже, был всего лишь придворным музыкантом. Однако у нас есть, по его собственным словам, тот факт, что он какое-то время был вовлечен в предательские католические интриги в Италии, куда он отправился в надежде встретиться и учиться у Луки Маренцио, знаменитого композитора мадригалов. Однако какой бы ни была его религия, он по-прежнему был крайне предан королеве, хотя, похоже, у него было что-то вроде обиды на нее за ее замечание о том, что он, Дауланд, «был человеком, который служил любому принцу в мире, но [он ] был упорным папистом ». Но, несмотря на это, и хотя заговорщики предложили ему крупную сумму денег от Папы, а также безопасный проезд для его жены и детей, которые могли бы приехать к нему из Англии, в конце концов он отказался иметь какие-либо дальнейшие дела. об их планах и просили прощения у сэра Роберта Сесила и королевы.

Частная жизнь

Джон Дауланд был женат и имел детей, о чем говорится в его письме сэру Роберту Сесилу. Однако у него были длительные периоды разлуки со своей семьей, так как его жена оставалась в Англии, пока он работал на континенте.

Его сын Роберт Дауланд (ок. 1591 - 1641) также был музыкант, некоторое время проработавший на службе у первого графа Девоншира и занявший место лютниста своего отца при дворе после смерти Джона.

Меланхоличные тексты и музыка Доуленда часто звучат. описывались как его попытки развить "артистический образ", несмотря на то, что он на самом деле был веселым человеком, но многие его личные жалобы и тон горечи во многих его комментариях предполагают, что большая часть его музыки и его меланхолия действительно действительно происходил из-за его собственной личности и разочарования.

Современные интерпретации

Одним из первых музыкантов 20-го века, которые успешно помогли вернуть Дауленда из учебников истории, был певец и автор песен Фредерик Кил. Кил включил пятнадцать пьес Дауланда в свои два набора елизаветинских любовных песен, опубликованных в 1909 и 1913 годах, которые в свое время стали популярными. Эти бесплатные аранжировки для фортепиано и низкого или высокого голоса предназначались для удовлетворения вкусов и музыкальных практик, связанных с художественными песнями того времени.

В 1935 году композитор австралийского происхождения Перси Грейнджер, который также глубоко интересовался музыкой, написанной до Баха, аранжировал произведение Дауланда «Теперь, о, теперь мне нужно, должно быть, надо расстаться» для фортепиано. Несколько лет спустя, в 1953 году, Грейнджер написал произведение под названием Bell Piece (Ramble on John Dowland's 'Now, O now I need must part'), которое представляло собой версию, написанную для голоса и духового оркестра на основе его ранее упомянутой транскрипции.

В 1951 Альфред Деллер, знаменитый контр-тенор (1912–1979), записал песни Доуланда, Томаса Кэмпиона и Филипа Россетера с лейблом HMV (His Master's Voice) HMV C.4178 и еще одним HMV C.4236 из песни Дауленда "Flow my Tears". В 1977 году Harmonia Mundi также опубликовала две записи, на которых Деллер поет лютневые песни Дауленда (HM 244 245-H244 / 246).

Песня Дауленда «Come Heavy Sleepe, The Image of True Death» послужила вдохновением для создания Бенджамин Бриттен «Ноктюрнал после Джона Доуланда, написанный в 1963 году для гитариста Джулиана Брема. Он состоит из восьми вариаций, все из которых основаны на музыкальных темах, взятых из песни или ее лютневого аккомпанемента, которые в конечном итоге переходят в гитарную обстановку самой песни.

Музыка Доуленда стала частью репертуара ранних возрождение музыки с лютнистом Джулианом Бримом и тенором Питером Пирсом, а позже с Кристофером Хогвудом и Дэвидом Манроу и Партнер старинной музыки в конце 1960-х, а позже с Академией старинной музыки с начала 1970-х.

Ян Аккерман, гитарист голландской прогрессив-рок-группы Focus, записал "Tabernakel" в 1973 году (хотя и выпущен в 1974 году), альбом песен Джона Доуланда и некоторого оригинального материала, исполненный на лютня.

Полное собрание сочинений Джона Доуленда было записано Consort of Musicke и выпущено на лейбле L'Oiseau Lyre, хотя они записали некоторые песни как вокальную музыку; Третья книга песен и «Утешение странника» еще не записаны полностью как сборники сольных песен.

В записи новой серии ECM 1999 года In Darkness Let Me Dwell представлены новые интерпретации песен Дауланда в исполнении тенора Джона Поттера, лютниста Стивена Стаббса и скрипачки в стиле барокко Майи Хомбургер. в сотрудничестве с английскими джазовыми музыкантами Джон Сурман и Барри Гай.

Найджел Норт записали полное собрание сочинений Дауланда для сольной лютни на четырех компакт-дисках между 2004 и 2007 годами на лейбле Naxos Records.

Пол О'Детт записал все лютневые произведения для Harmonia Mundi на пяти компакт-дисках, выпущенных с 1995 по 1997 год.

Элвис Костелло включил запись (с Fretwork и Composers Ensemble) песни Дауланда «Может ли она извинить мои ошибки » в качестве бонус-трека к переизданию его The Juliet Letters.

в 2006 году, Стинг, который говорит, что был очарован музыкой Джона Дауланда в течение 25 лет, выпустил альбом с песнями Дауленда под названием Songs from the Labyrinth на Deutsche Grammophon, в сотрудничестве с Эдином Карамазовым по лютне и Archlute. Они описали свое отношение к работе Доуленда в образе Great Performances. Чтобы дать некоторое представление о тоне и интригах жизни в поздней елизаветинской Англии, Стинг также цитирует на протяжении всего альбома отрывки из письма 1593 года, написанного Дауландом сэру Роберту Сесилу. В письме описываются путешествия Доуланда в различные точки Западной Европы, затем приводится подробный отчет о его деятельности в Италии, а также искреннее отрицание обвинений в измене, выдвинутых против него неизвестными лицами. Скорее всего, Доуланда подозревали в этом за то, что он ездил ко дворам различных католических монархов и получал от них плату, превышающую ту, которую обычно получил бы музыкант того времени за выступление.

Автор научной фантастики Филип К. Дик ссылался на Дауланда во многих своих работах, даже используя однажды псевдоним «Джек Дауланд».

Ноты

Сборник лютневой музыки Джона Доуланда с лютневой табулатурой и клавишными нотами был расшифрован и отредактирован Дайаной Поултон и Бэзилом Ламом, Faber Music Limited, Лондон 1974.

Примечания
Ссылки
Библиография
  • Холман, Питер ; О'Детт, Пол (2001). "Доуланд, Джон". Grove Music Online (8t х изд.). Издательство Оксфордского университета. Проверено 3 октября 2019 г.
  • Jarchow, Ralf (2004), Ernst Schele - Tabulaturbuch, 1619, Glinde: Jarchow 2004/2009. (факсимиле и комментарии; с тремя уникальными работами Дауленда)
  • Поултон, Диана (январь 1964), «Джон Дауланд», The Musical Times, 105 (1451): 275–276, doi : 10.2307 / 949370, JSTOR 949370
  • Поултон, Диана, изд. (1978), Сборник лютневой музыки Джона Доуленда (2-е изд.), Faber Music, ISBN 0-571-10024-4
  • Поултон, Диана (1982), Джон Дауланд ( 2-е изд.), Faber Faber, ISBN 0-520-04687-0. Также опубликовано University of California Press, ISBN 9780520046498
  • Поултон, Диана (октябрь 1983 г.), «Dowland Darkness», Early Music, 11 (4): 517–519, doi : 10.1093 / earlyj / 11.4.517
  • Рули, Энтони (январь 1983 г.), «Новый свет в песнях тьмы Джона Доуланда», Early Музыка, 11 (1): 6–22, doi : 10.1093 / earlyj / 11.1.6
  • Салфилд, Бен, изд. (2014), Джон Доуланд: Полные сольные гальярды для лютни или гитары эпохи Возрождения, Peacock Press
  • Смит, Дуглас Альтон (2002), История лютни от античности до эпохи Возрождения, Лютневое общество Америки, ISBN 0-9714071-0-X
  • Спринг, Мэтью (2001), Лютня в Британии: история инструмента и его музыки, Oxford University Press
  • Украдено, Стивен; Уолтерс, Ричард, ред. (1996), Возрождение английских песен в барокко, Hal Leonard Corporation
  • Toft, Robert (2014), With Passionate Voice: Re-Creative Singing in 16th Century England and Italy, Oxford University Press, ISBN 9780199382033
  • Варлок, Питер (1970) [Впервые опубликовано Oxford University Press, 1926], The English Ayre, Greenwood Press, Publishers, ISBN 0-8371-4237 -7
Внешние ссылки

Общая информация

Видео и аудио ресурсы

Последняя правка сделана 2021-05-24 12:43:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте