Джон Добсон (1787 - 8 января 1865 г.) был членом XIX века Английский архитектор в неоклассической традиции. Он стал самым известным архитектором на севере Англии. Церкви и дома рядом с ним усеивают Северо-Восток - Нунникирк-холл, Мелдон-парк, Митфорд-холл, Лилберн-Тауэр, Церковь Св. Иоанна Крестителя в Оттерберне, Нортумберленд и Замок Бофронт среди них. За свою карьеру он спроектировал более 50 церквей и 100 частных домов. Тем не менее, он наиболее известен проектированием железнодорожной станции Ньюкасла и своей работой с Ричардом Грейнджером развитием центра Ньюкасла в неоклассическом стиле.
Добсон родился 9 декабря 1787 года в Хай-Чиртоне, Норт-Шилдс, в The Pineapple Inn (более раннее здание на том же месте) Он был сыном состоятельного огородника [Джона Добсона, чьей женой была Маргарет], а молодой Добсон получил образование в Ньюкасле. В детстве он обладал исключительным даром рисовать. В 11 лет он выполнил эскизы для местного дамасского ткача. В возрасте 15 лет он поступил в ученики к Дэвиду Стивенсону, ведущему архитектору-строителю Ньюкасла, проектировщику Церкви Всех Святых и первоначального Королевского театра. который стоял на Мосли-стрит. В 1810 году, в возрасте 23 лет, Добсон закончил учебу. Затем он решил поехать в Лондон изучать искусство и стал учеником Джона Варли акварелиста. Друзья настоятельно рекомендовали ему остаться и работать в Лондоне, но к 1811 году он вернулся в Ньюкасл и помогал сэру Чарльзу Монку в проектировании Belsay Hall. Монк был страстным приверженцем греческого искусства и архитектуры, и считается, что именно он сильно повлиял на Добсона, чтобы он перенял этот стиль архитектуры во многих своих будущих работах. В то время, помимо Игнатиуса Бономи в графстве Дарем, он был единственным практикующим архитектором между Йорком и Эдинбургом. Неизвестно без сомнения, что было первым зданием Добсона, но дочь Добсона утверждала, что это был Норт-Ситон-холл, около Эшингтона, построенный в 1813 году и снесенный в 1960 году.
Добсон женился на Изабелле, старшая дочь Александра Резерфорда из Warburton House, Гейтсхед, дама с большим художественным талантом, превосходная художница миниатюр. У них было три сына и пять дочерей. Его младший сын Александр унаследовал художественный гений своего отца, получив первую премию по архитектуре в Университетском колледже. Он только что вернулся в офис своего отца, полный энтузиазма к работе, когда он погиб в сильном взрыве на набережной Гейтсхеда 4 октября 1854 года.
Хотя Добсон был очень разносторонним и мог строить дома в готическом или тюдоровском стиле, если его клиенты того пожелали, его предпочтительным стилем был грузинский. Его загородные дома слишком мало известны, главным образом потому, что они не настолько велики, чтобы быть открытыми для публики, и часто все еще находятся в частных руках, скрытых за парками и деревьями. Отличительными чертами его домов являются использование прекрасного золотого песчаника, коринфского или ионического входа с колоннами портиков, элегантных лестниц. с красивой железной работой балюстрадой, ведущей к верхней галерее с железной балюстрадой того же дизайна, и зал с куполом Центральная часть потолка и стекла. Часто, как в Зале Нунникирк и Зале Длинного Первого этажа, дизайн первого этажа включает изогнутый или изогнутый конец с одной стороны дома. Во всех домах, спроектированных Добсоном, качество каменной кладки превосходно, и считается, что он снова и снова использовал одну и ту же команду каменщиков. Считается также, что это относилось к другим мастерам, которых он нанял.
В 1824 году, за несколько лет до того, как Грейнджер, Добсон представил совету планы покупки и развития Anderson Place в центре Ньюкасла. Добсон предложил особняк как «гражданский дворец» и большие площади, соединенные широкими улицами, обсаженными деревьями. Если бы план Добсона был принят, это привело бы к созданию центра города, даже более элегантного, чем у Грейнджера. Однако план Добсона был очень дорогим, и ему не хватало финансовой поддержки. Грейнджер проявил большую деловую хватку, выдвигая свои собственные планы относительно Ньюкасла и добиваясь их принятия.
В 1820 году Совет решил снести Часовню Св. Томаса Мученика на северном конце Тайнского моста. Вместо нее совет решил построить новую часовню на мосту Баррас на Луге Магдалины, которая принадлежала больнице св. Марии Магдалины. Добсон спроектировал новую часовню в 1827 году в измененном готическом стиле. Строительство было завершено к 1830 году. Строительство стоило 6000 фунтов стерлингов. Новинка - полая башня. Кстати, снесенную часовню заменили Уотергейт-билдинг в Сандхилле, также спроектированный Джоном Добсоном.
В 1849 году мост высокого уровня был построен через реку Тайн., ведущий железную дорогу в Ньюкасл и на север в Шотландию. Достаточно впечатляющая станция требовалась для процветающего города, такого как Ньюкасл, и Добсон предусмотрел ее в своих планах. На его первоначальном плане 1848 года был изображен богато украшенный фасад с огромным портиком с двойными колоннадами и итальянской башней в восточном конце. Позади него был огромный вагон для поезда, состоящий из трех арочных стеклянных крыш, построенных по кривой в радиусе 800 футов (240 м). Этот проект получил награду на Парижской выставке 1858 года. К сожалению, Добсон был вынужден изменить свои планы по созданию гораздо менее существенного портика и удалить итальянскую башню. Станция была завершена в 1850 году без запланированного портика, и только в 1863 году он был добавлен.
Джон Добсон отстаивал роль архитектора в строительстве железнодорожных станций, и его Newcastle Central Многие считают его лучшим в Англии. По словам Гордона Биддла и О. С. Нок в «Железнодорожном наследии Британии»: «Несомненно, это было бы одно из лучших классических зданий 19 века в Европе, если бы оно было завершено... Тем не менее, Ньюкасл Сентрал сегодня великолепен внутри своей впечатляющей комбинацией. изгибов и снаружи за его чистый размер и длину ». Сарай поезда в Ньюкасле, утверждают авторы, был первой из великих арочной крыш и представлял собой смелый шаг вперед, который копировали другие ». Это было первое использование плавкого прокатанного железа ребра - действительно первое большое хранилище из стекла и железа в Англии, предшествовавшее Хрустальный дворец. Гибсон Кайл, племянник Добсона, был клерком работ над этим проектом.
В 1830 Ричард Грейнджер сделал предложение городскому совету возведение кукурузной биржи в нижней части улицы Пилигрим, напротив Мосли-стрит. Этот план был отклонен, но Грейнджер решила пойти дальше и вместо этого построить торговый пассаж. Джон Добсон создал дизайн, основанный на элегантной лондонской торговой галерее, и он был завершен к 1832 году. Он был спроектирован как два офисных блока, один выходил на улицу Пилигрим, а другой - на поместье Чаре. Их соединял узкий блок, образующий аркаду. Передний фасад имел шесть рифленых коринфских колонн. Внутри аркада была длиной 250 футов (76 м) с арочным потолком, оформленным в греческом стиле, и несколькими куполообразными световыми люками. Весь дизайн был задуман как элегантный шоппинг. Королевская аркада не имела коммерческого успеха, так как располагалась слишком далеко от основных торговых районов центра города. Хотя снос рассматривался еще в 1880-х годах, аркада просуществовала до 1960-х.
В 1824 году Ричард Грейнджер поручил Добсону разработать дизайн для Элдон-сквер. Проект предусматривал три террас, выходящих на центральный квадрат, каждая из которых имела два с половиной этажа. Восточная и западная террасы состояли из 27 пролетов окон, а северная терраса имела 39 пролетов. первые этажи имели сплошные чугунные балконы с греческой отделкой жимолостью. Помимо этого и гигантских дорических пилястр в конце каждой террасы не было никакого другого украшения, так что весь эффект был очень простым и чистым. Террасы были облицованы мелко резаным тесаным камнем, который был заметным улучшением лепнины, широко использовавшейся в лондонской архитектуре того времени. Сохранилась только восточная терраса, так как две другие были снесены в 1960-х, чтобы освободить место для торгового центра Eldon Square.
Планы Грейнджера Для развития Ньюкасла центр города предполагал снос существующего мясного рынка. Поэтому Грейнджер предложил построить новый мясной и овощной рынок. Мясной рынок разместили между двумя новыми улицами, Грейнджер-стрит и Клейтон-стрит, а овощной рынок - на западной стороне Клейтон-стрит. Оба были разработаны Добсоном. На мясном рынке были пилястры аркады, 360 окон, фрамуги и деревянные карнизы, а также четыре проспекта длиной 338 футов (103 м) каждая.. На момент открытия в нем было 180 мясных лавок. Овощной рынок получил открытую планировку, 318 футов (97 м) в длину, 57 футов (17 м) в ширину и 40 футов (12 м) в высоту, с прекрасным деревом крыша. В 1835 году в ознаменование открытия рынков на овощном рынке был устроен грандиозный обед с участием 2000 гостей под председательством мэра. Удивительно, но в послеобеденных речах Добсона не упоминалось.
Венцом плана Грейнджера по развитию Ньюкасла должно было стать новая улица, ведущая от Дин-стрит до пересечения с Блэкетт-стрит. Первоначально называвшаяся Аппер-Дин-стрит, впоследствии была переименована в Грей-стрит. Первоначально Добсону было поручено оформление всей улицы (Певзнер для одного), возможно, из-за утверждений его дочери, но теперь считается, что Добсон отвечал только за восточную сторону улицы. от Шекспир-стрит до Мосли-стрит, и архитекторы из офиса Грейнджера, Джон Уордл и Джордж Уокер, спроектировали западную сторону.
В 1841 году Грейнджер, неизвестный Добсону, был в серьезные финансовые трудности. Он был должен Добсону большую сумму денег за проделанную работу, и он попытался уменьшить эту сумму, взимая с Добсона 250 фунтов стерлингов за лестницу и покрашенный потолок, снятые с площади Андерсон. Добсон был в ярости из-за того, что он считал закулисной уловкой Грейнджера, и выразил свое возмущение в различных письмах, которые сохранились до наших дней. Считается, что это привело к окончательному разрыву их профессиональных отношений.
Общий план для Грейнджер-Тауна был Грейнджер. Грейнджер также внимательно следил за качеством работы. Джон Добсон получил большую честь за подробный дизайн, но другие архитекторы внесли значительный вклад, особенно Томас Оливер и Джон и Бенджамин Грин. Вдобавок большая работа была проделана двумя архитекторами в офисе Грейнджера, Джоном Уордлом и Джорджем Уокером. Последние два проектировали западную сторону Грей-стрит, а также Грейнджер-стрит, Клейтон-стрит и Маркет-стрит. Большое замешательство вызвала дочь Добсона, Джейн, которая часто требовала от его имени кредит за работы, выполненные другими архитекторами. Например, она утверждала, что Добсон спроектировал Лизис Террас и Лизис Кресент, тогда как на самом деле они были разработаны Томасом Оливером.
Жена Добсона, Изабелла, умерла в 1846 г., 51 год. В 1859 г., когда ему было 72 года, он был избран первым президентом недавно созданной Северной архитектурной ассоциации. Он ушел из активной работы в 1863 году после перенесенного инсульта, от которого он так и не оправился полностью. Некоторое время он жил в Райтоне. Он умер 8 января 1865 года в возрасте 77 лет в своем доме на Нью-Бридж-стрит, 15. Он оставил комфортное состояние в размере 16 000 фунтов стерлингов. Дом, в котором умер Добсон, стоит до сих пор, но впоследствии превратился в Оксфордские галереи, а затем в ряд ночных клубов. Недавно (2019 г.) полностью отреставрирован.
Он похоронен на Старом кладбище Джесмонда, где есть памятник, установленный примерно в 1905 году.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джоном Добсоном (архитектор). |