Джон Декстер (2 августа 1925 г. - 23 марта 1990 г.) был английским театральным, оперным и кинорежиссером.
Родился в Дерби, Дербишир, Англия, Декстер бросил школу в возрасте четырнадцати лет, чтобы служить в британской армии. во время Второй мировой войны. После войны он начал работать актером театра, прежде чем заняться продюсированием и постановкой спектаклей для репертуарных компаний. В 1957 году он был назначен заместителем директора English Stage Company.
Первым большим успехом Декстера была постановка Roots в 1959 году, благодаря которой Дам Джоан Плаурайт стала известность. Он стал режиссером Игрушки на чердаке (с Дамой Венди Хиллер, 1960) и Святой Джоан (1963). В 1964 году он был назначен заместителем директора Национального театра Великобритании и поставил «Королевскую охоту за солнцем» (1964).
В том же году он также снял Отелло с сэром Лоуренсом Оливье (в одной из его величайших ролей), Дамой Мэгги Смит и Фрэнк Финли. Это считалось огромным успехом. RCA записал аудиоверсию, а в следующем году Стюарт Бердж снял фильм о производстве (теперь доступен на DVD) для BHE Films.
Декстер продолжил Гамлет (на музыку Конрада Сузы, 1969), Equus (один из его триумфов, 1973), The Party (последнее выступление лорда Оливье на сцене, 1973), (со своей подругой, дамой Дайаной Ригг, 1975), The Merchant (также известный как Shylock, 1977), As You Like Это (на музыку Харрисона Биртвистла, 1979), Жизнь Галилея (с сэром Майклом Гэмбоном, 1980), Стеклянный зверинец (с Джессика Тэнди, 1983) и Юлий Цезарь (1988). Его последним большим успехом был М. Баттерфляй (1988) на Бродвее, а в следующем году он поставил там Die Dreigroschenoper (с Стингом в роли Махита), которая должна была стать его последней постановкой.
Дебютным художественным фильмом Декстера был Девственницы-солдаты (с Линн Редгрейв, 1969). Его вторым фильмом был Боковой взгляд голубя-кикера (также известный как «Голуби» с Элейн Стритч, 1970); его третьим было Я хочу, чего хочу (1972).
Для Granada Television Декстер руководил Двенадцатой ночью с сэром Алеком Гиннессом и сэром Ральфом Ричардсоном в 1969 году.
Декстер дебютировал в Королевской опере Ковент-Гарден в 1966 году с Бенвенуто Челлини с Николаем. Гедда, а в 1983 году он поставил двойной афишу Le rossignol (с Натальей Макаровой ) и L'enfant et les sortilèges для компания. В Гамбургской государственной опере он поставил Les vêpres siciliennes (1969), From the House of the Dead (1972), Билли Бадд (с Ричардом Стилуэллом, 1972 г.), Борисом Годуновым (в редакции Шостаковича, 1972 г.) и Un bal in maschera (с Лучано Паваротти и Шерил Милнс, 1973). Для Sadler's Wells он продюсировал The Devils of Loudun в 1973 году.
В Метрополитен-опера (где он был директором по производству с 1974 года. до 1981, затем советник по производству с 1981 по 1984), Декстер монтировал новые постановки Les vêpres siciliennes (с Montserrat Caballé, 1974), Aïda (с Leontyne Price, 1976), Le prophète (с Мэрилин Хорн, 1977), Dialogues des Carmélites (1977), Lulu (1977), Риголетто (с Корнеллом МакНилом и Пласидо Доминго, 1977), Билли Бадд (с сэром Питером Пирсом, 1978), Проданная невеста (с Тереза Стратас и Джон Викерс, 1978), Дон Паскуале (с Беверли Силс, 1978), Дон Карлос (с Ренатой Скотто, 1979), Die Entführung aus dem Serail (с Эддой Мозер, позже Zdzisława Donat, 1979), Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny (1979) и тройные купюры (оба разработаны Дэвидом Хокни ) «Парад» (Parade / Les mamelles de Tirésias / L'enfant et les sortilèges, 1981) и «Стравинский» ( Le sacre du printemps / Le rossignol / Œdipus rex, 1981).
Для Парижской оперы он поставил Les vêpres siciliennes (1974).) и La forza del destino (1975).
В Цюрихе он произвел Nabucco в 1986 году.
Джон Декстер умер в Лондоне во время операции на сердце; он также болел полиомиелитом и диабетом. Его едкая и остроумная автобиография «Достопочтенный зверь» была опубликована посмертно, в которой он написал о своей «Ярости к совершенству...»
Год | Премия | Категория | Работа | Результат |
---|---|---|---|---|
1967 | Премия Тони | Лучшая постановка пьесы | Белая ложь | Номинация |
1973 | Таорминский кинофестиваль | Косые взгляды голубиного пинающего | Номинация | |
1975 | Премия Тони | Лучшая постановка пьесы | Equus | выиграл |
награду Drama Desk | выдающийся режиссер пьесы | выиграл | ||
1988 | награду Tony | лучшую постановку пьесы | M. Баттерфляй | выиграл |
награду Drama Desk Award | Выдающийся режиссер пьесы | Вон |