Йоханнес Тритемиус | |
---|---|
Деталь рельефа гробницы Иоганна Тритемия Тильмана Рименшнайдера | |
Родился | 1 февраля 1462 г.. Триттенхейм |
Умер | 13 декабря 1516 г. (1516-12-13) (54 года). Вюрцбург |
Национальность | немец |
Alma mater | Гейдельбергский университет |
Известен как | Steganographia,. Polygraphiae,. Trithemius cipher |
Научная карьера | |
Филдс | Богословие, криптография, лексикография, история, оккультизм |
Учреждения | Бенедиктинское аббатство Спонхейм,. Св. Якоб цу ден Шоттен |
Известные ученики | Генрих Корнелиус Агриппа. Парацельс |
Влияния | Якоб Вимпфелинг Николай Кузанский |
Йоханнес Тритемий (; 1 февраля 1462 - 13 декабря 1516), родился Иоганн Гейденберг, был немцем бенедиктинцем настоятелем и эрудит, который был активным в немецком Возрождении как лексикограф, летописец, криптограф и оккультист. Он оказал значительное влияние на развитие раннего современного и современного оккультизма. Среди его учеников были Генрих Корнелиус Агриппа и Парацельс.
Имя Тритемиус относится к его родному городу Триттенхейм на реке Мозель, в то время входившей в Трирский электорат.
. Когда Йоханнес был еще младенцем, его отец Иоганн фон Хайденбург умер. Его отчим, на котором его мать Элизабет вышла замуж семь лет спустя, враждебно относился к образованию, и поэтому Йоханнес мог учиться только тайно и с большим трудом. Он выучил греческий, латынь и иврит. Когда ему было 17 лет, он сбежал из дома и скитался в поисках хороших учителей, поехал в Трир, Кельн, Нидерланды и Гейдельберг. Он учился в Гейдельбергском университете.
Путешествуя из университета в свой родной город в 1482 году, он был удивлен метелью и нашел убежище в Бенедиктинское аббатство Спонхейм около Бад-Кройцнах. Он решил остаться и был избран настоятелем в 1483 году, в возрасте двадцати одного года. Он намеревался превратить аббатство из заброшенного и недисциплинированного места в центр обучения. В его время библиотека аббатства увеличилась с пятидесяти до более чем двух тысяч. С 1492 по 1503 год он часто выступал в качестве спикера и секретаря отделения на ежегодном собрании настоятелей, настроенных на реформы, в конгрегации Бурсфельде. Тритемий также наблюдал за посещениями аббатств Конгрегации.
Тритемий много писал как историк, начиная с хроники Спонхейма и заканчивая двухтомным трудом по истории аббатства Хирсау. Его работы отличались владением латинским языком и красноречивой фразировкой, но вскоре обнаружилось, что он вставил в свои произведения несколько вымышленных отрывков. С тех пор его работа как историка была испорчена, выдуманные отрывки были подтверждены несколькими учеными.
Однако его усилия не встретили похвалы, и его репутация мага не пошла дальше. его принятие. Возрастающие разногласия с монастырем привели к его отставке в 1506 году, когда он решил принять предложение епископа Вюрцбургского, Лоренца фон Бибра (епископа с 1495 по 1519 год). стать настоятелем св. Аббатство Джеймса, Шоттенклостер в Вюрцбурге. Он оставался там до конца своей жизни.
Тритемий был похоронен в церкви этого аббатства; в его честь воздвигнута надгробная плита знаменитого Тильмана Рименшнайдера. В 1825 году надгробие было перенесено в церковь Ноймюнстера, рядом с собором. Он был поврежден во время зажигания в 1945 году и впоследствии восстановлен мастерской Теодора Шпигеля.
Примечательно, что немецкий эрудит, врач, правовед, солдат, теолог и оккультный писатель Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535)) и швейцарский врач, алхимик и астролог Парацельс (1493–1541) были среди его учеников.
Самая книга Тритемия знаменитая работа «Стеганография» (написана ок. 1499; опубликована Франкфурт, 1606) была помещена в Index Librorum Prohibitorum в 1609 году и удалена в 1900 году. Эта книга состоит из трех томов, и похоже, о магии - в частности, об использовании духов для общения на больших расстояниях. С момента публикации ключа дешифрования для первых двух томов в 1606 году стало известно, что они на самом деле связаны с криптографией и стеганографией. До недавнего времени считалось, что третий том посвящен исключительно магии, но теперь было показано, что «магические» формулы являются закрывающими текстами для еще большего криптографического содержания. Тем не менее, упоминания магической работы в третьей книге такими фигурами, как Агриппа и Джон Ди, по-прежнему подтверждают идею мистико-магической основы, касающейся третьего тома. Вдобавок, хотя стеганографические методы Тритемия могут быть признаны свободными от ангельско-астрологического посредничества, все же остается нетронутым лежащий в основе теологический мотив их изобретения. Предисловие к Полиграфии в равной степени устанавливает, что повседневная практическая применимость криптографии была задумана Тритемием как «светское следствие способности души, специально уполномоченной Богом, достичь магическими средствами с земли на небеса». Роберт Гук предположил в главе «Книги духов доктора Ди», что Джон Ди использовал трифемианскую стеганографию, чтобы скрыть свое общение с королевой Елизаветой I. Среди кодов, используемых в этой книге, есть шифр Ave Maria, в котором каждая закодированная буква заменена коротким предложением об Иисусе на латыни.
Викиисточник содержит исходный текст, связанный с этой статьей: Йоханнес Тритемиус |
Викискладе есть материалы, связанные с Йоханнесом Тритемиусом. |