Иоганн Георг Пизендель (5 января 1688 г. [OS 26 декабря] 1687 - 25 ноября 1755 г.) был немецким барочным музыкантом, скрипачом и композитором, много лет руководившим придворным оркестром в Дрездене, в то время лучшим инструментальным ансамблем Европы.
Пизендель родился в Кадольцбурге, небольшом городок около Нюрнберга, где его отец Симон Пизендель был кантором и органистом. В возрасте девяти лет Иоганн Георг стал певчим в придворной капелле Ансбаха. Музыкальным руководителем здесь был певец-виртуоз Франческо Антонио Пистокки, а концертмейстером - знаменитый скрипач и композитор Джузеппе Торелли. Считается, что Пизендель учился игре на скрипке у Торелли. После того, как его голос сорвался, Пизендель продолжил играть на скрипке в придворном оркестре, но в 1709 году он уехал из Дрездена в Лейпциг, чтобы продолжить свои музыкальные занятия.
По дороге в Лейпциг, он встретил Иоганна Себастьяна Баха в Веймаре и, однажды в Лейпциге, был представлен Георгу Филиппу Телеману. Писендель был активным членом студенческого Collegium musicum, основанного Телеманом, и они стали близкими друзьями. В 1711 году, после выступления в Дармштадте, Писенделю предложили место в придворном оркестре там, но он отказался.
В следующем году он принял место в Дрезденском придворном оркестре.. Он оставался с дрезденским оркестром на всю оставшуюся жизнь, хотя сопровождал своего нового хозяина, наследного принца, позднее Августа III Польши, в турне по Европе с визитом Антонио Вивальди (некоторые из скрипичных сочинений которого он уже исполнил) в Венеции.
Примерно в 1718 году Пизендель изучал композицию у Иоганна Давида Хайнихена, а в 1728 году Пизендель стал концертмейстером Дрезденского придворного оркестра.
Среди учеников Пизенделя были Франц Бенда и Иоганн Готлиб Граун, а также он был близким другом Яна Дисмаса Зеленка, некоторые из работ которого он помог опубликовать посмертно. См.: Список учеников музыки по преподавателю: N - Q # Иоганн Георг Пизендель.
Композиции Пизенделя немногочисленны, но качественны. Все его сохранившиеся работы инструментальные. Они включают 10 концертов для скрипки, 4 концерта для оркестра, 2 сонаты для скрипки, симфонию и трио.
Каким бы незначительным ни было количество его собственных сочинений, влияние Пизенделя на музыку было велико. Такие, как Томазо Альбинони, Антонио Вивальди и Георг Филипп Телеманн, посвятили ему скрипичные концерты. Коллекция дошедших до нас инструментальных произведений первой половины восемнадцатого века, которые хранились в так называемом Шранке II (Кабинет II) Дрезденской придворной церкви, включает эти посвящения, многочисленные рукописи с инструкциями по исполнению, написанные собственной рукой Пизенделя, и партитуры он скопировал сам. Саксонская государственная и университетская библиотека Дрездена и Немецкий исследовательский фонд завершили оцифровку коллекции Шранка II летом 2011 года, что привело исследователей к дальнейшему изучению музыкального наследия Пизенделя.
Пизендель был выдающимся немецким скрипачом своего времени и прямо или косвенно отвечал за создание очень запоминающейся музыки.