Иоганн Франц Буддеус

редактировать
Иоганн Франц Буддеус

Иоганн Франц Буддеус или Будде (иногда Иоганн Франц Буддеус ; 25 июня 1667 - 19 ноября 1729) был немцем лютеранином теологом и философом.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Произведения
  • 3 Собрание сочинений
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Иоганн Франц Буддеус был потомок французского ученого Гийома Буде (также известного под латинизированным именем Будай); семья гугенотов бежала из Франции после св. Варфоломеевская резня, и те, кто эмигрировал в Померанию, германизировали свое имя как Будде, латинским эквивалентом которого был Буддеус.

Иоганн Франц родился в Анкламе, шведский Померания, где его отец был пастором. Он рано получил основательное образование в классических и восточных языках и прочитал Библию в оригинале перед тем, как поступить в университет Виттенберга в 1685 году. Он был назначен адъюнкт-профессором кафедры философии там вскоре после получения степени магистра в 1687 г., а в 1689 г. сменил ее на аналогичную должность в Йене, где он также уделял много внимания изучению истории. В 1692 году он отправился в Кобург в качестве профессора греческого и латыни в гимназии, а в следующем году в новый университет Галле в качестве профессора моральной философии. Здесь он оставался до 1705 года, когда поехал в Йену вторым профессором богословия. Его лекции охватывали все отрасли этой науки и часто затрагивали философию, историю и политику. Уважаемый всеми как человек и христианин, он оставался в Йене до конца своей жизни, несколько раз исполняя обязанности ректора университета временно, а с 1715 года являясь главой своего отдела и церковным советником. 58>

Он считался самым выдающимся немецким теологом своего времени. В философии он исповедовал эклектизм, опирающийся на широкий исторический фундамент; но он признал в Декарте зачинателя нового периода, и, нападая на «атеиста» Спиноза, особенно следовал сторонникам закона природы, таким как Гуго Гроций, Пуффендорф и Томасий. Его богословская позиция определялась традицией Йоханнеса Мусауса в Йене, отчасти благодаря его близким отношениям с Байером ; но с другой стороны он был склонен к пиетизму. Его связь с Спангенбергом, Спенером и Цинцендорфом поставила его под подозрение и фактически послужила поводом для официального расследования его доктрины. В определенном смысле он тоже находился под влиянием, но не позволял им вывести его за пределы ортодоксальной лютеранской церкви. На всех факультетах он показал себя человеком с серьезными знаниями и научными инстинктами. Его труды были эпохальными в истории церкви, особенно в отношении Ветхого Завета и апостольского периода. В целом жизнь Буддеуса относится к переходному периоду, который следует за периодом простой ортодоксии; в нем проявляется влияние новой эпохи и новые ведущие интересы, и временами он, кажется, осознает перемены. Однако в своей библейской критике он не дошел настолько далеко, чтобы пойти на малейшие уступки; ни один стих канонической книги нельзя трогать без ущерба для совершенства целого. Как академический преподаватель он добился больших успехов и обладал даром поразительного и оригинального стиля, особенно в латыни.

Он умер в Готе.

Работы

Его работы, большие и малые, насчитывают более сотни. Из тех, что были опубликованы в период Галле, можно назвать «Философскую философию» (1697) и «Философскую эклектику» (1703). Ко второму йенскому периоду относятся, в частности, «Institutiones theologiæ moralis» (1711; немецкий перевод, 1719), работа, строго соответствующая его философской этике; Historia ecclesiastica veteris testamenti (1715–1818 гг.); Тезисы theologicæ de atheismo et superstitione (1716 г.), направленные особенно против Спинозы, привлекли большое внимание; Institutiones theologiæ dogmaticæ (1723), когда-то очень влиятельная работа, очевидно основанная на Компендиуме Байера ; Historische und theologische Einleitung in die vornehmsten Religionsstreitigkeiten (1724, 1728), под редакцией Вальха ; Isagoge Historico-Theologica ad Theologiam Universam (1727 г.), в которой рассматриваются проблемы, методы и история теологии в замечательной для того времени манере; и Ecclesia apostolica (1729), предназначенная как введение в изучение Нового Завета.

Собрание сочинений

  • Gesammelte Schriften. Перепечатка Hildesheim, Georg Olms, 1999–2006 (10 томов)

Примечания

  1. ^Джордж Рипли и Чарльз Андерсон Дана, Американская циклопедия: популярный словарь общих знаний, том 3 (Appleton, 1873), стр. 393, 404.

Ссылки

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Buddeus, Johann Franz.
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:39:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте