Иоганн Шайбе | |
---|---|
Иоганн Адольф Шайбе. | |
Родился | 5 мая 1708 (1708-05-05). Лейпциг |
Умер | 22 апреля 1776 (1776-04-23) (67 лет). Копенгаген |
Другие имена | Иоганн Адольф Шайбе. |
Род занятий | датские композиции э |
Иоганн Адольф Шайбе (5 мая 1708 - 22 апреля 1776) был немецко-датским композитором, значительным критиком и теоретиком музыки.
Иоганн Адольф Шайбе родился в Лейпциге как сын Иоганна Шайбе (ок. 1675–1748), строителя органов, и начал уроки игры на клавиатуре в этом возрасте. из шести. В 1725 году он начал изучать право и философию в Лейпцигском университете, и в ходе учебы он встретил профессора риторики и поэзии Иоганна Кристофа Готчеда, эстетические теории которого оказали глубокое влияние на Шайбе.. Сочинения Готшеда, которые были в первую очередь направлены на реформу немецкой поэзии и драмы, во многом повлияли на формулировку Шайбе его философии музыки.
Из-за финансовых трудностей Шайбе не смог закончить университетское образование и вместо этого посвятил себя музыкальной карьере в основном самоучкой. В 1729 году он безуспешно претендовал на должность органиста Св. Thomas Church, Лейпциг, где Иоганн Себастьян Бах был кантором. Шайбе был активен на музыкальной сцене Лейпцига до 1735 года.
В 1736 году он переехал в Гамбург, где приобрел влиятельных друзей, включая Иоганна Маттесона и Георга Филиппа Телемана. Вдохновленный обоими, Шайбе издал журнал "Der Critische Musikus" между 1737 и 1740 годами. Журнал получил широкое внимание и остается значимым сегодня, поскольку в нем обсуждаются важные современные композиторы.
В 1739 г. маркграф Фридрих Эрнст Бранденбург-Кульмбахский назвал Шайбе своим капельмейстером. В следующем году по приглашению сестры маркграфа, датской королевы Софи Магдалины, он стал капельмейстером при дворе короля Кристиана VI Датского. Шайбе быстро стал самой значительной музыкальной фигурой в Копенгагене. Он руководил королевским оркестром, сочинял вокальную и инструментальную музыку и был движущей силой в основании первого музыкального общества "Det Musikalske Societet", которое проводило публичные концерты между 1744 и 1749 годами.
После королевского собрания. После смерти в 1746 году его преемник Фридрих V отошел от пиетизма предыдущих монархов. Театр и опера снова были разрешены, и в 1749 году открылся Королевский датский театр. Музыкальный вкус обратился к итальянской опере и французской комической опере. Шайбе был категорически против этого нового стиля, и его работа была прекращена в 1748 году. Его заменили.
Шайбе переехал в Сённерборг, где он открыл музыкальную школу для детей, продолжая писать, сочинять и переводить датские тексты на немецкий язык. В это время он поддерживал связь с музыкальной жизнью Копенгагена, часто навещая его, чтобы вести выступления, написанные для королевских праздников и концертов. Похоронные кантаты короля Фридриха V и королевы Луизы - одни из лучших его произведений. Он опубликовал сборник «Песни новых масонов с легкими мелодиями» в 1749 году, будучи членом Ложи Зоробабель с 1746 года.
В 1762 году Шайбе вернулся в Копенгаген, где оставался до своей смерти 14 лет спустя. Хотя большая часть его музыки сейчас утеряна, он написал более 150 церковных произведений и ораторий, около 200 концертов, две оперы и множество симфоний, камерных пьес и светских кантат.
Шайбе перевел и написал биографию барона Людвига Хольберга, чьи труды по естественному и общему праву оставались значительными в течение 200 лет.
В 1745 г. он опубликовал сборник «Critische Musikus». Другими его крупными трудами являются «Трактат о возрасте и происхождении музыки» (1754 г.) и «О музыкальной композиции» (1773 г.).
Шайбе считал Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя лучшими композиторами клавишной музыки, ссылаясь на структуру и орнамент как на первостепенной важности. Он считал Баха лучшим современным исполнителем на органе, клавесине и клавикорде, несравнимым со всеми, кроме Генделя. Итальянский концерт Баха (BWV 971), изданный в 1735 году, был для Шайбе прекрасным примером хорошо построенного концерта.
Часто цитируемые возражения Шайбе против музыки Баха проистекают из анонимного письма 1737 года в Critischer Musikus. Шайбе обвинял музыку Баха в «напыщенности». Иоганн Абрахам Бирнбаум, профессор риторики из Лейпцига, защищал Баха по этому поводу. Ссора между Шайбе и Бирнбаумом была очень долгой и значительной. Согласно Шайбе, музыка Баха была искусственной и сбивающей с толку по стилю, а обозначение таких сложных орнаментов (вместо того, чтобы оставлять украшения исполнителю, как было принято), затемняло мелодию и гармонию. Вместо четкого разделения между мелодией и аккомпанементом, Бах уравнял все голоса в своей полифонии, которая, по мнению Шайбе, делала музыку перегруженной, неестественной и подавленной.
В знаменитой книге Альберта Швейцера о Бахе Швейцер описывает Шайбе как литературного поборника чисто немецкого стиля музыки, который порвал бы с итальянскими образцами. Итальянское влияние было направлено на изощренность и сложность. По мнению Шайбе, немецкий импульс был к естественности и простоте.
Эта теория лишила его «возможности воздать должное Баху», - писал Швейцер. Бах был слишком сложным и, следовательно, слишком итальянским, на его вкус. Конечно, признавая таланты Баха, он все же пришел к выводу, что Бах трагически упал «от естественного к искусственному и от высокого к неясному... каждый удивляется мучительному труду всего этого, который, тем не менее, ни к чему не приводит., поскольку это противоречит разуму ".
Это привело к обмену мнениями между Шайбе и Иоганном Абрахамом Бирнбаумом (1702–1748), поклонником Баха и профессором риторики в Лейпцигском университете. Эта беседа пошла на пользу репутации Баха, потому что колючий тон Шайбе «повсюду вызывал симпатию к Баху».
Шайбе считал, что музыкальный талант является врожденным, и что музыкант может выражать эмоции, только подвергая себя их влиянию силой своего воображения. В многочисленных опубликованных трактатах и эссе Шайбе исследовал природу вкуса, мелодии, выражения и музыкального изобретения и защищал националистическую концепцию музыкального стиля. Его теории, выдвинутые для того времени, основывались на рациональных принципах, чистоте выражения, имитации природы и применении риторических искусств в процессах музыкального творчества.
Шейбе сочинял концерты, симфонии, сонаты, сюиты, партиты и музыкальное сопровождение. Его вокальная музыка включает в себя оперы, кантаты, оратории, хоралы, массовые секции, песни и оды.