Йоханан (иврит יוֹחָנָן Yôānān), сын Джойады, был пятым первосвященником после восстановления храма в Иерусалиме евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Его правление, по оценкам, было с ок. 410–371 гг. До н. Э.; ему наследовал его сын Джаддуа. Библия не дает подробностей о его жизни. Иоханан жил во время правления царя Дария II из Персии (423 г. до н.э. - 405 или 404 г. до н.э.) и его сына Артаксеркса II (404 г. до н.э. - 358 г. до н.э.), Империя Ахеменидов включала Иудею как провинцию.
Флавий Иосиф записывает, что брату Иоханана Иисусу было обещано первосвященство Багоасом, генералом Артаксеркса. Иисус поссорился с Иохананом в храме, и Иоханан убил его. Багоас знал, что Иоханан убил Иисуса в храме, сказав ему: «Есть ли у тебя наглость совершить убийство в храме». Багою запретили входить в храм, но он все равно вошел, сказав: «Разве я не чище убитого в храме?» Багой не видел такого жестокого преступления и в ответ приказал персам наказать евреев на семь лет. Его сын Джаддуа в конечном итоге занял эту должность после смерти Иоханана, как кратко упомянул Иосиф Флавий, но не был принят в книге летописей согласно Неемии 12:23.
Среди Элефантинских папирусов, собрание еврейских рукописей V века до н.э. из еврейской общины в Элефантина в Египте было найдено письмо, в котором упоминается Иоханан. Письмо датировано «20-м Маршеваном, 17 годом правления царя Дария », что соответствует 407 году до нашей эры. Он адресован Багою, правителю Иудеи, и представляет собой просьбу о восстановлении еврейского храма в Элефантине, который был разрушен египетскими язычниками. В письме содержится следующий отрывок:
«(...) Мы также уже отправляли письмо раньше, когда это зло было сделано с нами, нашему господину и первосвященнику Иоханану и его коллеги священники в Иерусалиме и Останесу, брату Анани, и знатным евреям, они никогда не посылали нам письма. (...) "
Предполагается, что упомянутый здесь Анани мог быть таким же, как в 1 Паралипоменон 3:24.
На серебряной монете позднего персидского периода Дан Бараг и другие ученые определили еврейский фраза יחנן הכהן («Йоганан священник»). Поскольку она обычно датируется периодом между 350 г. до н. Э. И завоеванием Персии Александром Великим, около 333 г. до н. Э., Монета обычно приписывается второму первосвященнику по имени Иоханан, который не упоминается в Библии. Таким образом, монета, по-видимому, подтверждает гипотезу Фрэнка Мура Кросса из 1975 г. о существовании двух последующих пар отец-сын первосвященников по имени Йоханан и Джаддуа, последняя пара которых была случайно исключена из списка. библейский текст из-за гаплографии. Однако Лизбет Фрид оспорила эту позднюю датировку монеты и предложила дату между 378 и 368 годами до нашей эры. Она считает, что монета относится к тому же человеку, что упоминается у Иосифа Флавия и Неемии, и что нет необходимости предлагать второго Йоханана.
Его настоящее имя вызывает споры.. В Неем 12:11 он упоминается как Ионафан, в то время как 12:22 упоминает преемника Джойады как Иоханана. Иосиф также называет его Иохананом (Иоанном).
Согласно «Якорному библейскому словарю», существует также спор относительно генеалогии Иоханана. В Неем 12: 10–11 Йоханан упоминается как внук Елиашива, а Неем 12:23 - как сын Елиашива. «Хотя возможно, что Хеб бен переводится как« внук »в Неем 12:23; ср. NEB, JB)»
Еще нет внебиблейских доказательств того, что человек по имени Ионафан когда-либо служил первосвященник. Это заставило многих поверить в то, что библейский текст содержит ошибку при копировании.
Еврейские титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Джойада | Первосвященник Израиля. Конец V или начало IV века до нашей эры | Преемник. Джаддуа |