Джоэл Тейтельбаум

редактировать
Джоэл Тейтельбаум
JTeitelbaum.jpg
Родился(1887-01-13) 13 января 1887 г.. Máramarossziget, Австро-Венгрия (сегодня Сигету Мармацией, Румыния )
Умер19 августа 1979 г. (1979-08-19) ( 92 года). Больница Маунт-Синай, Нью-Йорк, США
Место отдыхаКладбище Кирьяс-Джоэл
Род занятийРаввин
Известен какОснователь династии Сатмар
Супруг (-и)Хава Горовиц (1904–1936). Alte Faige Shapiro (1937–2001)
ДетиЭстер (−1921). Рэйчел (−1931). Ройсель (−1953)
Родитель (и)Хананья Йом Тов Липа Тейтельбаум. Хана Ашкенази

Джоэл Тейтельбаум (Иврит : יואל טייטלבוים, Ашкенази произношение : IPA: ; 13 января 1887 - 19 августа 1979) был основателем и первым Великим Ребе из династии Сатмар.

Важной фигурой в послевоенной рен. aissance хасидизма, он придерживался строго консервативной и изоляционистской линии, отвергая современность. Тейтельбаум был яростным противником сионизма, который он осуждал как еретический. Его роль в качестве Еврейский Лидер сообщества в Трансильвания при Холокост остается спорным.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1,1 Молодость
    • 1.2 Раввинская карьера
      • 1.2.1 Инцидент с королем Румынии Каролом II
    • 1.3 Вторая мировая война
    • 1.4 Соединенные Штаты
  • 2 мнения
    • 2.1 Противодействие сионизму
      • 2.1.1 Три клятвы
    • 2.2 Другие мнения
  • 3 Работы
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Тейтельбаум родился 13 января 1887 года. Он был пятым и младшим ребенком и вторым сыном великого раввина Хананья Йом Тов Липа Тейтельбаум и его второй жены Ханы Ашкенази. Его отец женился на ней в 1878 году после получения разрешения от ста раввинов на вступление в новый брак ; его первая жена, Рейтце - дочь Ребе Менаше Рубина из Ропшица - не могла иметь детей.

Хананья служил раввином в Марамаросцигете (сегодня Сигету Мармацией, Румыния ), декан местной раввинской семинарии и лидер одноименного хасидского движения, базирующегося в городе. Он был правнуком Моше Тейтельбаума, ученика Люблинского провидца, который был одним из основных распространителей хасидизма в Венгрии. Раввины из семьи Тейтельбаум были известны своей крайне консервативной позицией и своей оппозицией Просвещению, неологическому иудаизму и сионизму.

. Иоиль был известен своим интеллектуальным подходом. способности с юных лет. Во время своей бар-мицвы он несколько часов произнес проповедь по вопросу из трактата «Шаббат» Талмуда. Он был строг в вопросах, касающихся ритуальной чистоты, и долго готовился к молитве, тщательно очищая себя.

Еще до свадьбы он получил рукоположение от восьми выдающихся раввинов, в том числе Моше Гринвальда. В 1904 году, всего за несколько дней до смерти своего отца 15 февраля, 17-летний мужчина женился на Хаве Горовиц, дочери Авраама Хаима Горовица из Полянеца. У них было три дочери, ни одна из которых не пережила отца и не имела детей: первая, Эстер, умерла в юности 14 сентября 1921 года; Рэйчел умерла 19 марта 1931 года, вскоре после свадьбы. Последний, Хая Ройса (или Рейсель) умер 23 октября 1953 года.

Старший брат Тейтельбаума Хаим Цви Тейтельбаум сменил отца на всех трех постах. Небольшая группа хасидов считала Тейтельбаума подходящим наследником, и его также поддерживала его мать. Затем он переехал в резиденцию своего нового тестя в Радомысль Вельки и оставался там более года.

8 сентября 1905 года он поселился в Сатмарнемети, или Сатмаре на идиш. Несмотря на молодость, сторонники открыли для него учебный зал. Постепенно он начал привлекать небольшое количество местных последователей. Журналист Дезо Давид Шен, исследовавший династию Тейтельбаумов, писал, что Тейтельбаум начал называть себя «Ребе из Сатмара» в тот момент. Впоследствии у него были напряженные отношения с первым претендентом на титул, Исашаром Дов Лейфер, сыном Мордехая из Надворны. Однако последний умер 12 сентября 1906 года.

Раввинская карьера

В 1911 году Тейтельбаум был приглашен еврейской общиной в Оршиву (ныне Украина ), тогда входившей в Австро-Венгерскую империю, чтобы служить раввином своего города. Во время своего пребывания там он основал местную семинарию и распространял идеи хасидизма среди населения. С началом Первой мировой войны он вернулся в Сатмарнемети, где его старый учебный зал постепенно превратился в полноценную семинарию.

Будучи молодым раввином, он придерживался позиций своего отца и деда: он запрещал любые контакты с сионистами, включая религиозных Мизрахи, и поддерживал Хаим Элазар Спира в своем противостоянии Агудат Исраэль. Тем временем Австро-Венгерская империя была распущена после войны. Сатмар и остальная часть Партиум и Трансильвания вошли в состав Королевства Румыния в соответствии с условиями Трианонского договора (1920 г.).

Главный ортодоксальный раввин Сатмара умер 9 марта 1920 года. Несколько сторонников Тейтельбаума выдвинули его имя в качестве возможного кандидата на вакантную должность, но против него выступили нехасиды (ашкенази ) большинство в обществе, модернисты и сионисты, а также многие хасиды. В конце концов, был выбран Элиэзер Дэвид Гринвальд (не имеющий отношения к первому). В 1922 году, после восьми лет за пределами города, Тейтельбаум вернулся в свою общину Оршива, затем в Чехословакию.

29 марта 1925 года он был назначен главным раввином Кареи <153.>. Примерно через год он переехал в город. 21 января 1926 года его старший брат Хаим Цви неожиданно умер от внутричерепного кровоизлияния. Старшему сыну Цви, Йекусиэлю Иегуда Тейтельбаум (II), было четырнадцать лет. Хотя многие из его последователей предполагали, что Джоэл должен стать преемником своего брата, обычай преобладал, и мальчик получил три должности отца. Йекусиэль Иуда Гросс из Бербешти был назначен его наставником и де-факто главным раввином Сигета (ныне Сигету Мармацией ).

Однако большинство хасидов обратились к Иоилю, который стал Ребе династии во всем, кроме имени. Когда он стал старше, Йекусиэль приобрел собственных последователей из числа преданных сторонников своего отца, но его влияние как ребе никогда не выходило за пределы города.

20 мая 1928 г. умер Элиэзер Давид Гринвальд из Сатмара, и Тейтельбаум снова баллотировался в канцелярию муниципального раввина. Избирательная комиссия, учрежденная правлением православной общины, выбрала его на этот пост 11 июня, при этом девятнадцать членов «за», пять против и двое воздержались. После продолжительного спора с его противниками стороны решили провести выборы среди всех членов общины. Он состоялся 9 августа, и Тейтельбаум получил 437 голосов за и 331 против.

Оппозиция не приняла результаты. Во втором голосовании 27 сентября 779 человек одобрили Тейтельбаума, и только один отверг его. Хаим Фройнд, президент общины, и несколько других членов правления были активными сторонниками раввина, а его оппоненты обвиняли их в фальсификации результатов голосования на протяжении всего избирательного процесса различными способами, включая предоставление и лишение права участия в соответствии с критериями, которые принесли пользу своему кандидату. Обе стороны предъявляли иск своим оппонентам в раввинских судах и жаловались гражданским властям. Стороны представили свои претензии в длинных брошюрах, напечатанных в 1929 году: фракция Фройнда выпустила книгу под названием Milkhemes Mitzve haKhudosh (Новая командованная война), а другая опубликовала книгу Sfas Emes ( Слова истины).

Наконец, после продолжающегося отказа многих принять Тейтельбаума, его сторонники 10 декабря 1929 года основали свою собственную независимую общину, где он мог служить раввином. Страх потерять членские взносы побудил другую сторону к переговорам. Соглашение было достигнуто 11 июня 1930 года, и Джоэл был приглашен в качестве главного раввина Сатмара. Он решил не принимать кандидатуру до тех пор, пока не сможет рассчитывать на достаточную поддержку в совете сообщества. Он удовлетворился статусом своей фракции в совете всего три с половиной года спустя и прибыл в город 27 февраля 1934 года. Его раввинская семинария, в которой учились 334 студента, стала крупнейшей в Сатмаре, имея больше учеников, чем остальные три вместе взятые.

В августе 1932 года Тейтельбаум посетил Иерусалим. Небольшая группа там пыталась назначить его главным ашкеназским раввином города после смерти Йосефа Хаима Зонненфельда, но Йосеф Цви Душинский в конце концов получил этот пост. 29 января 1936 года умерла первая жена Тейтельбаума Хава. 20 августа 1937 года он снова женился на Альте Файге Шапиро, осиротевшей 25-летней дочери Авигдора Шапиро из Ченстоховы, которая была вдвое моложе его.

Рабби Тейтельбаум приветствует короля Карола II. Румынии, 1936

Инцидент с королем Румынии Каролем II

Зимой 1936 года румынский король Карол II нанес визит в город Сатмар. Его прибытие сопровождалось большим парадом, состоящим из тысяч солдат и придворных, и муниципалитет подготовил большую сцену, на которой стояли все религиозные и муниципальные руководители города. Тейтельбаума сопровождали его зять, Чананья Йом-Тов Липа Тейтельбаум, раввин Семихай и лидер общины Шмуэль Розенберг, а рядом с ними стояли раввины статус-кво и неолог сообщества и другие религиозные лидеры.

Когда король подошел к сцене, он оглядел всех людей, которые стояли на ней, и пошел в направлении Тейтельбаума, который держал свою раввинскую палку в одной руке и шляпу в другой. Два священника двинулись к королю, но он проигнорировал их. Тейтельбаум, внезапно заметив, что происходит, отсалютовал и произнес благословение «Шенатан Мичводо ЛиВней Адам» (который от своей чести передал людям). Король протянул Тейтельбауму руку. Этот момент был задокументирован еврейским фотографом и опубликован в румынской прессе. Спустя несколько дней царя спросили, почему он первым обратился к православному раввину, и он ответил: «Сразу же, когда я подошел к сцене, я осмотрел всех, кто на ней стоял. Мое сердце было привлечено к этому раввину из-за его внешности. это излучало духовность (букв., Yiddishen geistlichen rabbiner) ". Ответ короля был опубликован в еврейской прессе страны.

Вторая мировая война

В 1940 году, после Второй Венской премии, Сатмар снова стал частью Венгрии..

До Холокоста Тейтельбаум игнорировал угрозы евреям Трансильвании и не участвовал в подготовке планов спасения и помощи. Когда положение венгерских евреев стало опасным, Тейтельбаум снабдил себя и свое ближайшее окружение сертификатами или визами, которые облегчили бы их побег в Палестину или США, в то же время он пресек все попытки сотрудничества между главами ультраортодоксальных общин и Сионистские организации, которые могли бы помочь остальной еврейской общине бежать. Его дочь поселилась в Иерусалиме, в то время как он открыто призвал своих последователей избегать иммиграции в Палестину.

Попытки Тейтельбаума покинуть Венгрию были частью более широкого общего явления, которое уже тогда вызывало критику со стороны раввинов и других людей. фигуры, бегущие из страны. Когда немцы вторглись в Венгрию, ближайшие соратники Тейтельбаума искали более безопасный способ переправить его, подкупив двух младших офицеров, водителей машины скорой помощи Красного Креста, которые согласились отвезти группу евреев в Коложвар (сегодня Клуж-Напока ) взамен денег. Среди путешественников была его семья и несколько богатых семей, которые оплатили большую часть расходов. Попытка не удалась, и Тейтельбаум был арестован и отправлен в гетто Коложвара. Столкнувшись с тяжелыми условиями жизни, он попросил своих последователей попытаться перевести его в Будапешт или обратно в гетто Сатмара, где евреи были размещены в жилых домах, но они не смогли выполнить его просьбу. Барон Фюлоп фон Фрейдигер, директор православной общины в Будапеште, выбрал восемьдесят раввинов и других выдающихся личностей и заплатил за их включение в список пассажиров поезда Кастнера, который должен был покинуть штат на нейтральная страна. Тейтельбаум попал в список, несмотря на то, что эвакуацию организовала сионистская группа.

30 июня 1944 года, когда переговоры с немцами были завершены, пассажиры сели в товарный поезд, который должен был отправиться в Швейцарию, но в конечном итоге был переведен в Берген-Бельзен. Группа прошла в специальной секции, в лучших условиях, чем у других групп. Хотя в группу входили несколько заметных фигур, Тейтельбауму уделялось особое внимание. Врач группы освободил его от переклички, и волонтеры выполняли возложенные на него задания. С помощью Кастнера и офицера СС Германа Крумея были сделаны последние приготовления, и Тейтельбаум был переведен в Швейцарию с некоторыми евреями из группы. По прибытии в Швейцарию власти предоставили ему льготное обращение. В конце концов, он решил иммигрировать в Палестину, но когда его учреждения обанкротились, он уехал и поселился в Соединенных Штатах.

Соединенные Штаты

В августе 1945 года несколько сотен Пассажиры поезда Кастнера, в том числе Тейтельбаум, покинули Швейцарию в порт Таранто в Италии. 30-го они сели на корабль Ville d'Oran, который утром 2 сентября прибыл в Хайфу. Во время своего пребывания в британском мандате в Палестине он проживал в Иерусалиме, в доме своего племянника и зятя Липы Меир Тейтельбаум.

Через год Сатмарский Ребе эмигрировал в Соединенные Штаты. Он прибыл в Нью-Йорк на второй день Рош а-Шана (27 сентября) 1946 года на борту теплохода Vulcania. Он поселился в Вильямсбурге, Бруклин, с небольшой группой сторонников.

В конце апреля 1948 года сатмарские хасиды основали «Конгрегацию Йетев Лев», названную в честь его деда, которая была зарегистрирована как религиозная корпорация. Устав общины, принятый в апреле 1952 года, постановил, что Тейтельбаум был не наемным должностным лицом, а высшим духовным авторитетом над членами.

В 1951 году, хотя Тейтельбаум и не был жителем Израиля, он был назначен на церемониальную должность президента антисионистской Конгрегации богобоязненных в Иерусалиме. После смерти Зелига Реувена Бенгиса 21 мая 1953 года он также сменил его на посту председателя раввинского суда Боящихся Бога. Он посещал штат каждые несколько лет.

В 1955 году Тейтельбаум основал Центральный раввинский конгресс, который возглавлял до конца своей жизни. С начала 1960-х годов посланники раввина стремились создать сельское поселение, в котором прихожане могли бы быть изолированы от внешнего мира. В конце концов им удалось приобрести территорию в Монро, Нью-Йорк, где они построили Кирьяс Джоэл (город Джоэл). Первые семьи поселились здесь в 1974 году.

23 февраля 1968 года Тейтельбаум перенес инсульт, в результате которого он был частично парализован и почти не функционировал. Его жена, поддерживаемая несколькими пехотинцами и другими функционерами, стала закулисной властью в Сатмаре. Рано утром 19 августа 1979 года он пожаловался на боли и был эвакуирован в больницу на горе Синай, где перенес инфаркт миокарда и скончался примерно в 08:00. На его похороны в Кирьяс-Джоэл пришло более 100 000 человек. Ему наследовал его племянник, второй сын его старшего брата, раввин Моше Тейтельбаум.

Мнения

Оппозиция сионизму

Тейтельбаум был известен своей активной оппозицией сионизму во всех сферах.. Он призвал своих последователей в Израиле образовывать самодостаточные общины без помощи Государства Израиль и запретил любое официальное взаимодействие с ним.

Перед Второй мировой войной большинство хасидских раввинов, а также многие другие известные ортодоксальные раввины и лидеры считали, что Бог обещал вернуть евреев. люди в Землю Израиля под руководством еврейского Мессии, которые придут, когда еврейский народ заслужит искупление. В ожидании Мессии еврейский народ должен был выполнять мицвот, а не выступать против языческих народов мира или восставать против них. В годы, последовавшие за Холокостом, Тейтельбаум взялся укрепить эту позицию.

По мнению Тейтельбаума, создание современного Государства Израиль , основанного светскими, а также религиозными евреями, а не еврейским Мессией, нарушило еврейскую заповедь о том, что евреи должны ждать Мессия. Более того, Тейтельбаум учил, что существование сионистского государства Израиль фактически препятствовало приходу Мессии.

Три клятвы

Основные цитаты из классических иудейских источников, которые цитирует Тейтельбаум в его аргументах против сионизма. основаны на отрывке из Талмуда. Рабби Йоси б'Ребби Ханина объясняет (Kesubos 111a), что Господь наложил «Три клятвы » на народ Израиля: а) Израиль не должен возвращаться в Землю вместе, силой; б) Израиль не должен восставать против других народов; и в) Народы не должны слишком жестко порабощать Израиль.

Согласно Тейтельбауму, вторая клятва имеет отношение к последующим войнам, которые велись между Израилем и арабскими странами. Он рассматривает сионистское государство Израиль как форму «нетерпения» в соответствии с предупреждениями Талмуда о том, что нетерпеливость к Божьей любви ведет к «серьезной опасности». Сатмарские хасиды объясняют, что постоянные войны в Израиле являются результатом игнорирования этой клятвы.

Тейтельбаум видел в своем противостоянии сионизму способ защитить евреев и предотвратить кровопролитие. Хотя некоторые раввины-харедимы согласны с этой идеей, общее мнение Агудат Исраэль и многих других раввинов-харедим состоит в том, что для всех практических целей, участвуя в правительстве Израиля, можно приложить усилия для продвижения религиозного иудаизма в Израиль. Однако Тейтельбаум считал, что любое участие в правительстве Израиля, даже голосование на выборах, было тяжким грехом, потому что оно способствует духовному и физическому уничтожению невинных людей. Он открыто выступал против взглядов Агудат Исраэль, и до настоящего времени Сатмар отказывается становиться членом организации или партии Агудат Исраэль. Сатмарская точка зрения состоит в том, что только еврейский Мессия может привести к новому еврейскому правительству в Эрец-Исраэль, и даже если бы правительство, объявившее себя религиозным, было бы сформировано до Мессии, оно было бы незаконным из-за его «неподходящего» присвоение власти ".

Хотя сатмарские хасиды выступают против нынешнего правительства Израиля, многие из них живут и посещают Израиль. Сам Тейтельбаум прожил в Иерусалиме около года после побега из Европы, но до создания Государства Израиль, и посетил Израиль после переезда в Соединенные Штаты.

Другие мнения

Тейтельбаум был очень строг во многих деталях еврейского закона. Он спорил с раввином Моше Файнштейном по поводу надлежащей высоты мечицы (разделителя между мужчинами и женщинами в синагоге). Файнштейн считал, что мечи должны доходить только до плеч средней женщины, в то время как Тейтельбаум полагал, что мечица вообще не должна позволять видеть женщин.

Тейтельбаум был категорически против использования трубки для метцицы во время обрезания мальчика и считал, что это изменение в процедуре духовно приведет к большему распущенность.

Тейтельбаум призывал всех женатых хасидов носить парадные меховые шапки. Хотя до войны их не носило большинство хасидов в Венгрии, Тейтельбаум считал, что в Америке для людей было важнее выглядеть совсем не так, как остальное население, чтобы предотвратить ассимиляцию, которая была более свирепой в Америке. чем это было в Венгрии.

Тейтельбаум считал, что мальчики и девочки не должны встречаться более двух или трех раз, прежде чем обручиться.

Тейтельбаум подчеркнул важность цниуса. Он был ярым сторонником венгерского хасидского обычая, согласно которому замужние женщины брили голову каждый месяц перед погружением в микве (ритуальное омовение). Он категорически против ношения париков замужними женщинами. Он считал, что это запрещено еврейским законом; он хотел, чтобы женщины покрывали волосы чем-нибудь другим, например тюрбаном. Он настаивал, чтобы все женщины и девушки носили толстые коричневые чулки со швами. Чулки должны были быть не менее 90 ден. Из-за отсутствия таких чулок Тейтельбаум призвал одного из своих хасидов изготовить чулки. Чулки называются «Пальмы», это английский перевод фамилии Тейтельбаум.

Тейтельбаум запретил владение телевизором. Это было в 1950-х годах, когда телевидение все еще подвергалось жесткой цензуре за беспорядочные связи. Он купил и курировал свою газету на языке идиш, Дер Йид, по двум причинам: во-первых, он чувствовал, что другие газеты на идиш в то время содержали статьи, запрещенные для чтения - потому что об их беспорядочных связях и потому, что они не уважали лидеров харедим. Кроме того, Тейтельбаум хотел платформу для распространения своих идей.

Работы

Некоторые из работ, которые Тейтельбаум написал сам или иным образом составлены студентами:

  • Вайоэль Моше (1958), объясняя свою убежденность в том, что сионизм запрещен халаха (еврейский закон)
  • Аль-Хагеула Вел-Хатемура (1967, с Нью-Йорк Майзельс), далее объясняя свою веру в то, что сионизм запрещен, в свете Шестидневной войны
  • Диврей Йоэль, о Чумаше, Талмуде и еврейских праздниках
  • Кунтрес Чидушай Тора, о Чумаше
  • Кунтрес Чидушай Тора, о праздниках
  • Шу "т Диврей Йоэль, респонса о галахе
  • Диброс Кодеш, проповеди, прочитанные в шалош Сеудос
  • Агадос Махарит, о Талмуде
  • Тив Левав, на Чумаш
  • Рав Тув на Чумаше

Тейтельбаум написал краткое введение к талмудическому трактату Шаббат для типографии времен Холокоста в Румынии. Есть сборники его речей под названием «Хидушей» Тора МХР "Я Тейтельбаум.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Фарбштейн, Эстер, Проповеди говорят об истории: раввинские дилеммы в интернировании между Мецем и Освенцимом. Современный иудаизм, май 2007 г.
  • Мейзельс, Довид. Ребе. Необыкновенная жизнь и мировоззрение раббейну Йоэля Тейтельбаума, сатмарского ребе. Распространяется израильским книжным магазином, Лейквуд, Нью-Джерси, 2010. ISBN 978-1-60091-130-9
  • Weisshaus, Yechezkel Yossef. Ребе. Взгляд в повседневную жизнь сатмарского ребе равбейну Йоэля Тейтельбаума. Перевод Мехона Льва Авоса из Сефер Эйдис Б'Йосеф раввин Йехезкель Йосеф Вайсхаус. Махон Лев Авось. Распространяется израильским книжным магазином, Лейквуд, Нью-Джерси, 2008. ISBN 978-1-60091-063-0
  • Раввин Хаим Моше Штаубер Сатмарский Ребе Жизнь и времена Рав Йоэль Тейтлбаум, близкий к личным воспоминаниям талмида. Распространено Фельдхеймом. ISBN 978-1-59826-764-8
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 11:26:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте