Йоденбуурт

редактировать
Окрестности Амстердама в Северной Голландии, Нидерланды
Йоденбуурт
Район Амстердама
СтранаНидерланды
Провинция Северная Голландия
COROP Амстердам
Часовой пояс UTC + 1 ( CET )

Jodenbuurt (голландский для «еврейского квартала») - это район Амстердам, Нидерланды. За несколько столетий до Второй мировой войны он был центром евреев Амстердама - отсюда и его название (буквально еврейский квартал ). Он наиболее известен как место рождения Баруха Спиноза, дом Рембрандта, и еврейское гетто нацистской оккупации Нидерландов.

Содержание

  • 1 Границы
  • 2 История
    • 2,1 XIX и начало 20 веков
    • 2.2 Вторая мировая война
    • 2.3 A после Второй мировой войны
  • 3 См. также
  • 4 Галерея
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография

Границы

Традиционно границы Йоденбуурт к востоку от центра города река Амстел на юго-западе, каналы Званенбургвал ["Городская стена Лебедей"] и Аудешанс ["Старый вал"] на северо-западе, Рапенбург, улица на северо-востоке и Ньиве-Херенграхт [«Канал новых патрициев»] на юго-востоке. Но в него вошли части Nieuwmarkt ["Новый рынок"], Sint Antoniesbreestraat ["Брод-стрит Святого Антония"], Plantage ["Plantation "], и Weesperzijde [" Weesper Side "], особенно после 1882 года, когда два канала: Leprozengracht [" Lepers Canal "] и Houtgracht [ «Лесной канал»], были заполнены.

История

Португальская синагога в центре бывшего Jodenbuurt на гравюре из Атласа Фуке (1760-1783). Фото: bma.amsterdam.nl.

Первыми евреями, поселившимися в Амстердаме, были сефарды, изгнанные из Португалии и Испании в 1493 году. В последующие десятилетия к ним присоединились ашкенази из Центральной и Восточной Европы, первые из которых прибыли из Германии в 1600 г. В те годы единственная доступная им земля была на окраинах восточная сторона Centrum - острова Влоойенбург, окруженного рекой Амстел и каналами, - поэтому они поселились вдоль главной улицы острова, Breestraat, которая быстро стала известна как Jodenbreestraat [ «Еврейская Брод-стрит»]. (Ближайшая площадь, Waterlooplein [«Площадь Ватерлоо»], не будет создана до 1882 года, когда были осушены Лепрозенграхт и Хаутграхт.) К 1612 году население составляло около 500 человек, но оно увеличилось вдвое до примерно 1 000 в 1620 году и снова 2 500 в 1672 году. Евреи дали своему новому дому, Амстердаму, его еврейское название Mokum («место»), чтобы показать, что они наконец почувствовали себя в городе как дома.

Это произошло потому, что с Утрехтской унии в 1579 году всем жителям Голландской республики должна была быть предоставлена ​​религиозная свобода, впервые для европейской страны. когда-либо устанавливал и закреплял свободу религии как закон страны. Таким образом, евреям было разрешено строить свои синагоги. Первой из них была Бет Якоб, построенная между 1602 и 1610 годами, за ней следовала вторая синагога, Неве Шалом, построенная между 1608 и 1612 годами, и третья, Бет Исраэль, основанная в 1618 году. Все они были сефардскими племенами. Все они были спрятаны и поэтому не видны с улиц.

Но евреи были не одни в Йоденбуурт. К ним присоединились несколько христиан. Одним из них был художник Рембрандт, которого восхищали «библейские» лица своих новых соседей. В 1641 году группа францисканцев также прибыла, чтобы основать католическую подпольную церковь в доме под названием «Моисей » из досягаемость протестантских властей Амстердама. Известная как «Еврейская церковь», она начиналась как Синт-Антониускерк [«Церковь Св. Антония Падуанского »], но выросла в Mozes en Aäronkerk [«Моисей и Аарон Церковь "]. Он все еще стоит на Ватерлооплейн.

Йоденбуурт в Амстердаме, 1889 г., Эдуард Александр Хильвердинк.

8 ноября 1616 г. евреи стали законными гражданами города Амстердам. Но им по-прежнему не разрешали заниматься некоторыми профессиями; они не были разрешены гильдиями Амстердама. Таким образом, они были ограничены уличной торговлей, финансированием, книгопечатанием и огранкой алмазов - единственными доступными для них занятиями. С 1622 года синагоги начали сотрудничать на благо Йоденбуурт. 3 апреля 1693 г. они объединили свои районы в единый муниципалитет под названием Талмуд Тора. В том же году они открыли первую синагогу, которая была видна с улицы. Он стоял на Houtgracht, на нынешнем Waterlooplein. Рядом с новой синагогой на Nieuwe Amstelstraat [«Новая улица Амстел»] был мясной рынок, где жители квартала могли купить кошерное мясо.

Сефарды не обладали должным знанием иудаизма. Им не разрешалось быть евреями в Португалии и Испании, но им разрешалось жить как так называемые марраны или фальшивые христиане. Поэтому в Амстердам они послали за раввинами из Италии, Северной Африки и Османской империи, чтобы они научили их путям. иудаизма в Jodenbuurt. Первая ашкеназская синагога, Большая синагога (ныне Еврейский исторический музей ), и пятая сефардская синагога португальско-израильская синагога были открыты в 1671 году. и 1675, соответственно, увековеченные гравюрами голландца Ромейна де Хуга (1645–1708). Португальская синагога была местом, где Спиноза был помещен под запрет сефардской еврейской общины в 1656 году.

Поскольку они знали испанский и португальский, многие из них сефарды занимались торговлей и выращиванием плантаций в испанских и португальских колониях Южной Америки. Некоторые евреи, такие как Исаак де Пинто и его отец Давид, оказали большое влияние на национальное правительство Республики семи объединенных провинций, но подверглись жесткой критике со стороны Doelisten, политическая коалиция оранжистов, умеренных, радикалов и демократов. Во времена Батавской республики несколько жителей Йоденбуурт, в том числе Йонас Даниэль Мейер (1780–1834), первый еврейский юрист в Нидерландах, и Карел Ассер (1780–1780) 1836), судьи, допускались в адвокатуру, в гражданские общества и даже в муниципальную политику, но они вступили в конфликт с parnassiem, религиозными лидерами своего района.

XIX и начало XX века

Достижения Исаака да Кошта, Авраама Кападозе и других евреев стали возможными благодаря эмансипации евреев около 1825 года. В 19 веке многие евреи занимались обработкой, огранкой и торговлей алмазами, что привело к созданию первого профсоюза в Нидерландах - Algemene Nederlandse Diamantbewerkersbond [«Генеральный голландский союз рабочих алмазов »], председатель Анри Полак. Его штаб-квартира, Биржа Берлаге [«Биржа Берлаге»], названная в честь своего архитектора Хендрика Петруса Берлаге, находилась на Плантаже.

С ростом их благосостояния в конце 19-го и начале 20-го веков многие жители переехали из Йоденбуурт в более новые кварталы, такие как Трансваальбуурт, Уотерграафсмер [«озеро графа воды»] и Ривьеренбюрт [«район рек»]. После того, как Leprozengracht и Houtgracht были заполнены в 1882 году, рынок Jodenbuurt был перемещен с Jodensbreestraat на новую площадь Waterlooplein и стал популярной воскресной достопримечательностью для остальной части Амстердама. Амстердамский альянс трамвая 8 начал свою деятельность в 1906 году и курсировал от Центрального вокзала через Ньивмаркт, Ватерлооплейн, Весперплейн до Ван Воустраат, а затем и Ривьеренбуурт. Но линия 8 умерла летом 1942 года после того, как немецкие оккупанты запретили евреям ездить на трамвае.

В 1930-х годах, с приходом Адольфа Гитлера, многие немецкие евреи бежали от преследований нацистов в Нидерланды, но голландское правительство принимало только их если бы они были в «прямой опасности для жизни». В 1933 году он также решил, что государство не будет нести ответственность за финансовые расходы по переселению еврейских беженцев.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны немцы вторглись в Нидерланды в мае 1940 года и оставался до мая 1945 года. В 1941 году нацисты объявили Йоденбуурт еврейским гетто и подвергали все более строгим ограничениям. Вокруг всего квартала был возведен большой забор, а многие мосты были поставлены под постоянную охрану, чтобы контролировать приход и уход жителей. Многие другие евреи были размещены в Трансваальбуурте. 10 января 1941 года все еврейские граждане должны были зарегистрироваться у нацистов. 6 июля 1942 года им не разрешили звонить по телефону и принимать посетителей из язычников. 23 октября 1942 года им было запрещено управлять легковыми и грузовыми автомобилями. В Амстердаме прошли три крупных рейда, включая Йоденбуурт, в мае, июне и сентябре 1943 г., и в результате этих рейдов сотни евреев были депортированы на «Восток». Но многие из них скрылись с помощью своих христианских соседей и друзей и пережили войну.

Значит, Йоденбуурт был практически пуст и оставался таким до конца войны. Затем наступила Голодная зима 1944-1945 гг.. Многие здания Йоденбуурт были снесены голодными и холодными жителями Амстердама, чтобы накормить свои печи и камины для приготовления пищи и обогрева. Не обошли стороной и четыре синагоги ашкенази на площади Йонаса Даниэля Мейера. Они были лишены почти всего дерева, из галерей и даже трех из четырех священных Ковчегов (арон хакодеш, шкафов для хранения свитков Торы ). Только Святой Ковчег Великой Синагоги остался один, потому что он был сделан из мрамора, а не из дерева.

Война уничтожила еврейское население Амстердама. До прихода немцев во всем городе было 80 000 евреев, но после того, как они ушли, осталось только 5 000 человек. Они были теми, кто вернулся из лагерей смерти в Германии и оккупированной немцами Польше. Некоторые из голландцев спасли намного больше евреев в своих домах, монастырях и приютах.

После Второй мировой войны

Исторический музей Йуда (Еврейский исторический музей)

После войны некогда шумный и процветающий район был заброшен и заброшен. В 1953 году городское правительство разработало план капитального ремонта, включая масштабное расширение до Weesperstraat и Prins Henrikkade и строительство так называемого «oostlijn» расширения до Amsterdam Metro. Многие дома были снесены и заменены большими многоквартирными домами и офисными зданиями, включая Maupoleum, построенный и названный в честь еврейского застройщика Маупа Карансы, еврея, пережившего войну. по соседству и приобрел большую его часть.

Сегодня мало что осталось от некогда процветающего еврейского квартала, который когда-то существовал в Йоденбуурт; однако есть несколько сохранившихся памятников еврейской истории Амстердама. К ним относятся Еврейский исторический музей и Португальская синагога. Huis de Pinto, который был почти снесен в 1975 году, представляет собой особняк в Синт-Антонисбрестраат, который когда-то принадлежал богатой португальской сефардской семье, которую часто называют семьей Ротшильдов из Золотой век Голландии.

См. Также

Галерея

Ссылки

Библиография

  • (на голландском языке) Ab Caransa, Verzamelen op het Transvaalplein. Ter nagedachtenis van het joodse proletariaat van Amsterdam [Собрание на площади Трансвааля: в память еврейского пролетариата Амстердама] (Амстердам: Bosch Keuning, 1984), ISBN 90-246 -4523-9.
  • (на голландском языке) Flip ten Cate, Dit volckje seer verwoet: een geschiedenis van de Sint Antoniesbreestraat (Амстердам: Uitgeverij Pantheon, 1988), ISBN 90- 72653-01-7.
  • Сельма Лейдесдорф, автор, Фрэнк Хени, переводчик, Мы жили достойно: еврейский пролетариат Амстердама 1900-1940 (Детройт : Государственный университет Уэйна Press, 1994), ISBN 0-8143-2338-3
  • Стивен Надлер, евреи Рембрандта (Чикаго : Чикагский университет Press, 2003), ISBN 0-226-56736-2
  • (на немецком языке) Барбара Бойс, «Leben mit dem Feind». Amsterdam unter deutscher Besatzung 1940-1945 [«Жизнь с врагом», Амстердам под немецкой оккупацией 1940-1945 гг.] (Мюнхен : Карл Хансер Верлаг, 2012), ISBN 9783446240711

Координаты : 52 ° 22′09 ″ N 4 ° 54′09 ″ E / 52,36917 ° N 4,90250 ° E / 52,36917; 4.90250

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:03:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте