Иоанн Моланус (1533–1585), часто n цитируется просто как Molanus, это латинизированное имя Яна Вермёлена или Ван дер Мейлена, влиятельного Контрреформации Католический теолог Лувенского университета, где он был профессором теологии и ректором с 1578 года. Родился в Лилле (город в графстве Фландрия, затем по правилу Габсбургов ) он был священником и каноником св. Петра, Левен, где он умер.
Он написал множество книг, некоторые из которых были опубликованы только посмертно. Он наиболее известен своей работой «De Picturis et Imaginibus Sacris, pro vero earum usu contra abusus» («Трактат о священных изображениях»). Он был опубликован в 1570 году, через четыре года после иконоборческой ярости, охватившей Нидерланды, и защищал производство и использование религиозных образов, но соблюдал ограничения Трентский собор, как он истолковал их в жестокой полемической манере, оказавшей большое влияние. Пять дополнительных, расширенных изданий этой книги появились между 1594 и 1771 годами, а современный французский перевод был опубликован в 1996 году. Он также был ведущим редактором издания произведений Святого Августина (Антверпен, Плантен Пресс, 1566–1577) и написал рукописную историю Лувена, которая была напечатана в двух томах в 1861 году под редакцией П. FX de Ram.
Молан родился в Лилль, в Валлонская Фландрия, в 1533 году, сын Хендрика Вермёлена и Анны Петерс. Его отец был из Голландии, а мать из Брабанта.
Он поступил в Лувенский университет 27 февраля 1554 года, окончил гуманитарные науки в 1558 году и получил степень доктора богословия в 1570 году. Он входил в комитет теологов, руководивший Лукасом Бругенсисом. редакция Левенской Вульгаты, опубликованная в 1574 году. Он стал каноником церкви Святого Петра в Левене и профессором богословия, одновременно исполняя обязанности декана Богословский факультет и ректором университета. В 1579 году он был назначен президентом.
Молан умер в Лувене 18 сентября 1585 года, передав наследство в пользу колледжа, которым он руководил.
Сегодня историки искусства в основном помнят Молана как одного из первых авторитетов, превративших Трентский совет в краткие и неявные указы о священных изображениях (1563 г.) в подробные инструкции для художников, которые затем широко применялись в основном в католических странах. Его взгляды на более древнее, первоначально византийское, изображение Рождества Иисуса в искусстве типичны:
Богородица изображена бледной от боли, акушерки готовят небольшой (наркотический)) засуха для родов. Почему это? Не потому ли, что Дева Мария воздержалась бы от любой боли при родах, хотя на самом деле она родила своего божественного сына без боли? А что относится к повитухам, упомянутым в апокрифической Книге Младенчества? Джером говорит: Акушерки не было! Никакая навязчивость женщин не вмешивалась! Она, Дева, была и матерью, и акушеркой! Я видел в немало мест изображение Пресвятой Богородицы, лежащей на кровати, изображающее роды, и она страдала от этого рождения, но это неправда. Как глупо! Надо посмеяться над теми художниками, которые рисуют Марию в самом акте родовой боли, сопровождаемой болью, акушеркой, кроватью, маленькими ножами (чтобы перерезать пуповину), горячими компрессами и многими другими принадлежностями.... Скорее, следует рекламировать те изображения, которые показывают рождение Христа, на котором Пресвятая Дева Мария со скрещенными руками и преклонив колени перед своим маленьким сыном, как если бы он только что был выведен на свет.
Он возражал против аналогичного. Основания для Смерти Богородицы, ее обморока у подножия Креста и ее мольбы о Христе за человечество в сценах Страшный суд. Он сказал, что она действительно будет сидеть рядом со Христом в суровом суде:
Многие художники показывают Марию и Иоанна Крестителя, преклонивших колени перед Нашим господином на Страшном суде... Но мы не можем думать, что в тот день Дева Мария преклонит перед нами колени перед Судьей, обнажив свою грудь, чтобы ходатайствовать за грешников. Мы также не можем думать, что Иоанн Креститель упадет на колени, чтобы умолять человечество о милосердии, как это показывают художники. Напротив, Пресвятая Дева и Святой Иоанн будут сидеть рядом с верховным судьей в качестве заседателей. Тогда не будет места милосердию, которое простирается сейчас. В тот день будет только строгое правосудие.
Также были осуждены Святой Христофор как великан, несущий Христа (и как защитник путешественников), Святой Георгий и Дракон, Святое Родство, охота на единорога в Hortus Conclusus и многие другие изображения, не поддающиеся проверке из надежных источников - Золотая легенда была, по его словам, фактически
Нагота, даже с младенцем Иисусом, следовало избегать, насколько это возможно, и драпировки должны закрывать гениталии там, где это невозможно. Осуждая старые изображения без библейской основы, он не колеблясь создавал новые, основанные на его собственном толковании. Святой Иосиф следует изображать не как старую полукомическую фигуру Средневековья, а как молодой, энергичный и твердо контролирующий Святое Семейство. Мария Магдалина не должна изображаться чрезмерно одетой проституткой, и, как правило, одежда должна быть простой. Он возражал против показа Падающей в обморок Девы Марии в сценах Христа, несущего Крест, или самого Распятия.