Джоанна Хиффернан (1843 - после 1903 года) или Джоанна Хеффернан была ирландской моделью художников и муза, которая была романтически связана с американским художником Джеймсом Эбботом Макнилом Уистлером и французским художником Гюставом Курбе. Помимо того, что сама Хиффернан была натурщицей, она также рисовала и рисовала, хотя не считается, что она когда-либо выставляла свои работы.
Хиффернан был католиком, который, вероятно, родился в Ирландии в 1843. Она и ее семья, возможно, уехали из Ирландии в Лондон во время Великого голода 1845–1848 гг., Поселившись на Ньюман-стрит, 69. Орфографические ошибки в ее сохранившихся письмах показывают, что она получила скромное образование. Ее отец, Патрик Хиффернан, был описан друзьями Уистлера, Джозефом Пеннеллом и его женой Элизабет, как «капитана Костигана», пьяного ирландца из Теккерея Роман Пенденнис. Пеннеллы также описали его как «учителя вежливой хирографии (каллиграфии )», который имел обыкновение называть Уистлера «зятем». Ее мать, Кэтрин Хиффернан, умерла в 1862 году в возрасте 44 лет. У Джоанны Хиффернан была сестра по имени Бриджит Агнес Хиффернан, позже Синглтон. Художник Уолтер Гривз, который начал обучение у Уистлера в 1863 году и который хорошо знал Хиффернана, сказал, что у нее был сын по имени Гарри, но в официальных записях его следов не найти.
Она поразительно оделась за счет Уистлера, Жорж дю Морье пренебрежительно заметил, что «Джо пришла со [Уистлером] ко мне... встала, как герцогиня, без кринолина - простое создание ее чепчик, сделанный кем-то мадам в Париже, стоил 50 франков ".
Уистлер впервые встретил 17-летнюю Джо Хиффернан в 1860 году, когда она была в студии на Рэтбоун-Плейс, и примерно в 1861 г. 6-летние отношения с ней, в течение которых она моделировала некоторые из его самых известных картин. Физически поразительная личность Хиффернана была еще более впечатляющей. Биографы и друзья Уистлера, Пеннеллы, писали о ней:
Она была не только красива. Она была умной, отзывчивой. Она дала Уистлеру постоянное общение, без которого он не мог обойтись.
Семья Уистлера не одобряла Хиффернана. Не состоящие в браке модели художников, особенно позирующие обнаженными, в то время считались немногим лучше проституток. Однако Хиффернан, похоже, моделировала только для друзей, поэтому, возможно, возражения против нее со стороны семьи Уистлера были больше основаны на социальном классе, чем на личном характере Хиффермана. Когда мать Уистлера приехала из Америки в 1864 году, Хиффернану пришлось искать альтернативное жилье, который, похоже, также стал причиной ссоры Уистлера с Альфонсом Легро в 1863 году.
Она была во Франции с Уистлером летом 1861 года, а находясь в Париже зимой 1861–1862 годов, она сидела на Симфонии в белом, № I: Белая девушка в студии в Boulevard des Batignolles, а в 1864–1865 годах она позировала для Симфония в белом, № 2: Маленькая белая девочка. Возможно, именно тогда она встретила друга и соратника Уистлера, Гюстава Курбе, для которого она позже стала моделью. Есть мнение, что она была моделью для Курбе L'Origine du monde, который изображает вульву обнаженной женщины.
Гюстав Курбе, Ле Соммей (Сон), 1866, Пти-Пале, Музей изящных искусств де ла Виль де ПариХиффернан посетил сеансы с Уистлером в доме Данте Габриэля Россетти в Челси в 1863 году, и провел лето и осень 1865 года в Трувиле с Уистлером. В 1866 году Уистлер дал Хиффернан доверенность на его дела, пока он находился в Вальпараисо в течение семи месяцев, предусмотрев для нее домашние расходы и предоставив ей полномочия действовать в качестве агента при продаже. его работ. Она называла себя миссис Эббот, особенно когда продавала работы Уистлера арт-дилерам, чтобы собрать деньги.
Во время отсутствия Уистлера Хиффернан отправился в Париж и позировал Курбе в «Спящих» или Ле Соммей, где изображены две спящие обнаженные женщины в постели. Вполне вероятно, что в это время у нее был роман с Курбе. После разрыва отношений с Хиффернаном Уистлер оставил завещание в ее пользу.
После того, как она и Уистлер расстались, Хиффернан помог вырастить сына Уистлера, Чарльза Джеймса Уистлера Хансона (1870–1935), в результате о романе с горничной Луизой Фанни Хэнсон. Он жил с Хиффернаном в 5 Thistle Grove еще в 1880 году, когда Уистлер был в отъезде в Венеции с Мод Франклин, его тогдашней любовницей. Английская перепись 1881 года зафиксировала Хиффернан, ее сестру Бриджит Агнес Хиффернан (1845-1921) и Чарльза Хэнсона в качестве посетителей бухгалтера Чарльза Синглтона (за которого Бриджит выйдет замуж в 1901 году) в 2 Thistle Grove.
после 1880 г. Женщина сообщила Джульетте Курбе (1831–1915), сестре Гюстава Курбе, в письме от 18 декабря 1882 г., что «красивая ирландская девушка» была в Ницце, где она продавала антиквариат и некоторые картины Курбе. Говорят, что Хиффернан вышла замуж за человека по имени Эббот через некоторое время после 1881 года, возможно, на континенте, но это может быть недоразумением из-за того, что Хиффернан называла себя «миссис Дж. Abbot 'при продаже картин Уистлера арт-дилерам, чтобы собрать средства во время их отношений.Коллекционер Чарльз Лэнг Фрир встретил Хиффернан, когда он нес гроб на похоронах Уистлера в 1903 году, когда она вышла вперед в тяжелом трауре, чтобы засвидетельствовать свои последние почести. Его коллега, меценат Луизин Хавмейер (1855–1929) позже записала этот инцидент так, как она слышала его от Фрира:
«Когда она приподняла вуаль, я увидел... густые волнистые волосы, хотя была серая, я сразу понял, что это Йоханна, Иоганна Этрета, «красавица Ирландия», которую Курбе нарисовал своими чудесными волосами и зеркалом в руке... Она долго стояла у гроба. - Я думаю, около часа… Я не мог не тронуть чувство, которое она проявляла к своему старому другу. «Мод [Франклин] пришла?» - спросил [Хавмейер]. «Да», - ответил мистер Фрир ». в тот же день. Она приехала из Парижа и была очень потрясена, когда я открыл лицо Уистлера, чтобы она увидела его. "... [Можно было видеть, - размышлял Фрир]", что настоящая драма жизни [Уистлера] была связана с любовь [этих] преданных женщин ».
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джоанной Хиффернан. |