Йоже Плечник | |
---|---|
Плечник в 1943 году | |
Родился | ( 1872-01-23)23 января 1872 г. Любляна, Австро-Венгрия |
Умер | 7 января 1957 г. (1957-01-07)(84 года) Любляна, PR Словения, FPR Югославия |
Национальность | Словенский |
Занятие | Архитектор |
Здания | Тройной мост, Любляна, (1929–32) Национальная и университетская библиотека (1930–41) Пражский Град (1920–34) |
Проекты | нереализованный словенский Акрополь (Собор Свободы) (1947) |
Йоже Плечник ( произношение ( помощь информация )) (23 января 1872 - 7 января 1957) был словенским архитектором, который оказал большое влияние на современную архитектуру Вены, Праги и Любляны, столицы Словении, прежде всего благодаря проектированию знаковых Тройной мост и словенская национальная и университетская библиотека здание, а также набережные вдоль реки Любляницы, в Любляна Central Market здания, на кладбище Любляны, парки, площади и т.д. Его архитектурный отпечаток на Любляне было по сравнению с влиянием Антони Гауди имел на " Барселоне".
Его стиль связан со стилем архитектуры Венского сецессиона (разновидностью модерна ). Помимо Любляны, он работал в Вене, Белграде и на Пражском Граде. Он оказал влияние на авангардный чешский кубизм. Он также является одним из основателей Люблянской школы архитектуры, присоединившись к ней по приглашению Ивана Вурника, еще одного известного люблянского архитектора.
Плечник родился в Любляне, Карниола, Австро-Венгрия, современная Словения, в семье Елены (Мольки) и Андрея Плечника. Он учился у известного венского архитектора и педагога Отто Вагнера и работал в архитектурном бюро Вагнера до 1900 года.
С 1900 по 1910 год, практикуя в офисе Вагнера в Вене, он спроектировал Дом Лангеров (1900) и Zacherlhaus (1903–1905).
Его Церковь Святого Духа 1910–1913 годов ( Heilig-Geist-Kirche ) примечательна своим новаторским использованием заливного бетона в качестве конструкции и внешней поверхности, а также абстрактным классическим языком форм. Наиболее радикальным является склеп церкви с ее тонкими бетонными колоннами и угловатыми кубистическими капителями и основаниями.
В 1911 году Плечник переехал в Прагу, где преподавал в училище декоративно-прикладного искусства. Первый президент новой Чехословацкой республики с 1918 года Томаш Масарик назначил Плечника главным архитектором реконструкции Пражского Града в 1920 году. С 1920 по 1934 год Плечник выполнил широкий спектр проектов в замке, включая реконструкцию садов и дворов, проектирование и установку памятников и скульптур, а также дизайн множества новых внутренних пространств, в том числе Зала Плечника, построенного в 1930 году, в котором представлены три уровня абстрактных дорических колоннад. Его последней работой в Праге была Церковь Пресвятого Сердца Господа нашего (римско-католическая, 1929–1932 гг.).
После основания Люблянской архитектурной школы в 1921 году в его родном городе Любляна, товарищ словенский архитектор Иван Вурник пригласил его стать одним из основателей факультета и переехал преподавать архитектуру в Люблянском университете. Плечник останется в Любляне до своей смерти, и именно там его влияние как архитектора наиболее заметно.
Плечник придал столице Словении, городу Любляне, ее современный облик, спроектировав такие знаковые здания, как здание Словенской национальной библиотеки и университетской библиотеки. Он также спроектировал другие известные здания, в том числе офисы страховой компании Vzajemna, и внес свой вклад во многие гражданские улучшения. Он отремонтирован мосты города и речные Ljubljanica банки, и проектировал Любляна Central Market здания, на кладбище в Люблянах, парки, площадь и т.д. Здание, спроектированное Плечник было построено конструктором Matko Curk.
В коммунистический период словенской истории Плечник потерял популярность как католик, и его преподавательская роль в университете постепенно уменьшалась, поскольку ему было более 70 лет. В 1947 году по приглашению президента Народного собрания Словении спроектировать новое здание парламента Плечник предложил Собор Свободы (также известный как Парламент Плечника ), где он хотел снести Люблянский замок и построить монументальное восьмиугольное здание. вместо. В 1952 году городские власти Любляны попросили Плечника переделать монастырь Крижанке в место проведения Люблянского фестиваля, его последнего большого проекта в Любляне. Другие проекты, которые он завершил в то время, включали реконструкцию Прешеренского театра, а также аркад Плечника, лестницы и фонтана, все в Кране, реконструкцию церквей, дизайн Павильона на островах Бриони (летняя государственная резиденция Тито) и многочисленные Памятники национально-освободительной войны (в Любляне-Трново, Випаве, Радече, Чрна-на-Корошкем, Доленя вас, Севнице, Лашко, Сплите, Кралево и др.). За свою работу он дважды получал Прешеренскую премию, в 1949 и 1952 годах за дело всей своей жизни. Плечник умер в 1957 году, и в Жале на официальных государственных похоронах присутствовали многие политические, культурные и церковные деятели.
В 1980-х годах, когда постмодернистский интерес к творчеству Плечника, также возродился общий интерес к нему, о котором забыли в 1960-х и 1970-х годах. С тех пор наследие Плечника было увековечено различными способами, особенно в 1990-х годах на словенской банкноте в 500 толаров, с изображением Национальной и университетской библиотеки Словении на реверсе.
Нереализованный Собор Свободы, спроектированный Плечником, изображен на словенской монете 10 центов евро. Slovenska akropola - это название альбома 1987 года словенской индустриальной музыкальной группы Laibach. В августе 2008 года макет парламента был представлен на выставке Project Plečnik, посвященной жизни архитектора, которая проходила в здании Совета Европейского Союза в Брюсселе, Бельгия, по случаю председательства Словении в ЕС. Куратор выставки Борис Подрецка охарактеризовал Парламент как «самый харизматичный объект» творчества Плечника.
Кроме того, 23 января 2012 года в ознаменование 140-летия со дня рождения Плечника изображение Тройного моста было показано в качестве адаптации официального логотипа Google (Doodle) в Словении.
В доме Плечника в Любляне находится музей его жизни и творчества. В Любляне есть несколько его бюстов и скульптур, напоминающих о его работах и наследии.
В 2021 году избранные работы Плечника в Любляне и Črna vas были внесены в список объектов всемирного наследия под названием « Работы Йоже Плечника в Любляне - городской дизайн, ориентированный на человека ».
Вилла Лангер (1901 г.)
Вилла Лоос (1901 г.)
Вилла Вайдманн (1902 г.)
Дом Лангеров (1902)
Захерльхаус (1905)
Могила Генриха Пехама фон Бойернберга (1906 г.)
Lacknergasse 98 (1907)
Вилла Грасбергер (1908 г.)
Фонтан Борромея (1909 г.)
Herbststraße 82 (1913)
Зильбергассе 35 (1915 г.)
Площадь Конгресса, Любляна (1928 г.)
Фонтан в замке Ланы (1930)
Расширение тройного моста (1931)
Трновский мост (1931 г.)
Церковь Пресвятого Сердца нашего Господа, Прага (1932 г.)
Могила Антонина Свехлы (1933)
Церковь Марии Лурдской, Загреб (1934 г.)
Кладбище Навье (1938 г.)
Колонна Мариан, Любляна (1938 г.)
Йожамурка (1939)
Люблянские шлюзовые ворота (1944 г.)
Райский сад (1925)
Флагштоки перед Маттиастором (1926 г.)
Смотровая площадка (1927 г.)
Третий двор и обелиск (1928 г.)
Стенный сад (1928)
Фонтан (1928)
Лестница (1931)
Лестница (1932)