История евреев в Словакии

редактировать
Словацкие евреи. Slovenskí Židia. יהודים סלובקיים
Еврейская улица - Panoramio.jpg Улица Жидовска, Братислава
Всего население
2600
Языки
словацкий, иврит, идиш
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
евреи ашкенази, Чешские евреи, Чешская диаспора в Израиле
Историческое еврейское население Словакии
ГодНаселение.±%
1921135 918
1930136,737+ 0,6%
194524,000-82,4%
19707000−70,8%
20002700−61,4%
20102600−3,7%
Источник:

История евреев в Словакии восходит к 11 веку, когда первые евреи поселились в этом районе.

Содержание

  • 1 Ранняя история
  • 2 XIX век
  • 3 XX век
  • 4 Холокост
  • 5 После Второй мировой войны
  • 6 Известные словацкие евреи
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Ранняя история

В 14 веке в Братиславе проживало около 800 евреев, большинство из которых занимались торговля и денежное кредитование. В начале 15 века в Тизине было основано еврейское кладбище, которое использовалось до 1892 года.

В 1494 году кровавый навет вызвали сожжение шестнадцати евреев на костре в Трнаве, а в 1526 году, после битвы при Мохаче, евреи были изгнаны из всех крупных городов. В 1529 году тридцать евреев были сожжены на костре в Пезинке.

. В конце 17 века и начале 18 века евреи начали возвращаться в свои первоначальные города и основывать организованные сообщества, хотя им было запрещено работать во многих отраслях торговли и часто они конфликтовали с неевреями. В 1683 году сотни евреев из Моравии бежали в Венгерское Королевство в поисках убежища от бунтов Куруца и ограничений на их жизнь, введенных в Моравии. В 1700 году в Братиславе была основана ведущая ешива, признанная правительством. При Иосифе II евреи получили много дополнительных гражданских свобод.

XIX век

Синагога в Малацках

Еврейские общины возникли в конце восемнадцатого века после иммиграции из Богемии, Моравии, Австрии и Польши. Общины пострадали от раскола в венгерском еврействе в середине девятнадцатого века, в конечном итоге разделившись на православных (большинство), статус-кво и более либеральных. Неологи фракции. После еврейской эмансипации в 1896 году многие евреи приняли венгерский язык и обычаи, чтобы продвинуться в обществе. Многие евреи переехали в города и присоединились к профессиям; другие остались в деревне, в основном работая ремесленниками, купцами и лавочниками. Их многоязычие помогло им продвинуться в бизнесе, но поставило их в противоречие со словацким национализмом. Словацкие евреи не были так интегрированы, как евреи в Богемии и Моравии, предпочитая традиционный образ жизни. К традиционному религиозному антисемитизму присоединились стереотипные представления о евреях как об эксплуататорах бедных словаков (экономический антисемитизм ) и форме «национального антисемитизма», обвинявшего евреев в симпатиях к Венгерский и позже чехословацкие национальные цели.

20 век

После Первой мировой войны Словакия стала частью новой страны Чехословакия. В обеих частях новой республики антиеврейские бунты вспыхнули после провозглашения независимости (1918–1920), хотя насилие было не таким серьезным, как на Украине или в Польше. Кровавый навет обвинения имели место в Тренчине и в 1920-е гг. В 1930-е годы Великая депрессия затронула еврейских бизнесменов, а также усилила экономический антисемитизм. Экономическая отсталость и восприятие дискриминации в Чехословакии привели к тому, что большинство (около одной трети) словаков поддержали консервативную, этнонационалистическую Словацкую народную партию (словацкий : Hlinkova Slovenská udová strana: HSĽS). HSĽS рассматривал такие группы меньшинств, как чехи, венгры, евреи и цыгане, как разрушительное влияние на словацкую нацию, и представлял словацкую автономию как решение проблем Словакии. Партия начала подчеркивать антисемитизм в конце 1930-х годов после волны еврейских беженцев из Австрии в 1938 и антиеврейских законов, принятых Венгрией, Польшей и Румынией.

В 1930-е годы вспыхнули антисемитские беспорядки и демонстрации, спровоцированные Словацкой народной партией. Во время беспорядков профессиональные еврейские боксеры и борцы вышли на улицы, чтобы защитить свои районы от антисемитских банд, и один из них, Ими Лихтенфельд, позже использовал свой опыт для развития Крав Мага.

Холокост

Интерьер еврейского мемориала в Братиславе, Словакии (с могилой раввина Хатама Софера слева). Еврейское кладбище в Братиславе было осквернено во время Холокоста.

Около 5000 евреев эмигрировали до начала Второй мировой войны и несколько тысяч после этого (в основном в британский мандат в Палестине), но большинство из них были убиты в Холокост. После того, как Словацкая Республика провозгласила свою независимость в марте 1939 года под защитой нацистской Германии, начался пронацистский режим президента Йозефа Тисо, католического священника. ряд мер, направленных против евреев в стране, прежде всего отстранение их от военных и государственных должностей. Гвардия Глинки начала нападать на евреев, и в сентябре 1941 года был принят «Еврейский кодекс». Подобно Нюрнбергским законам, Кодекс требовал, чтобы евреи носили желтую повязку и запретили смешанные браки и многие рабочие места. К 1940 году эмигрировало более 6000 евреев. К октябрю 1941 г. из Братиславы было изгнано 15 000 евреев; многие были отправлены в трудовые лагеря, в том числе Сереж.

. Первоначально словацкое правительство пыталось заключить сделку с Германией в октябре 1941 г. о депортации евреев вместо предоставления словацких рабочих для помощи военным действиям. Первоначально 20 000 молодых мужчин в возрасте от 16 лет и старше были приговорены к принудительному труду, но правительство Словакии было обеспокоено тем, что в результате этого останется много пожилых, больных или детей-евреев, которые станут обузой для нееврейского населения. Была достигнута договоренность, согласно которой Словацкая Республика будет платить 500 рейхмарок за каждого депортированного еврея, а взамен немцы депортируют целые семьи и обещают, что евреи никогда не вернутся. Это было объявлено гуманитарной мерой, которая сохранит еврейские семьи вместе; словацкие фашистские власти утверждали, что они не знали, что немцы систематически истребляли евреев под их контролем. Некоторые евреи были освобождены от депортации, в том числе те, кто обратился до 1939 года.

Депортация евреев из Словакии началась 25 марта 1942 года. Транспортировка была прекращена 20 октября 1942 года. Группа еврейских активистов, известная как Рабочая группа попыталась остановить процесс, сочетая подкуп и переговоры. Однако к октябрю 1942 г. уже было депортировано около 58 000 евреев, в основном в лагеря смерти операции Рейнхард в Генерал-губернаторстве в оккупированной Польше и в Освенцим. Более 99% евреев, депортированных из Словакии в 1942 году, были убиты в концлагерях.

Депортация евреев возобновилась 30 сентября 1944 года после того, как немецкие войска оккупировали словацкую территорию с целью подавить Словацкое национальное восстание. Во время немецкой оккупации до 13 500 словацких евреев были депортированы (в основном в Освенцим, где большинство из них были отравлены газом по прибытии), в основном через еврейский транзитный лагерь в Сереже под командованием Алоиса Бруннера, и около 2000 были убиты на территории Словакии членами айнзатцгруппы H и чрезвычайных подразделений гвардии Глинки. Депортация продолжалась до 31 марта 1945 года, когда последняя группа еврейских заключенных была отправлена ​​из Серень в гетто Терезина. Всего немецкие и словацкие власти депортировали из Словакии около 71 500 евреев; около 65 000 из них были убиты или умерли в концентрационных лагерях. Общие цифры неточны, отчасти потому, что многие евреи не назвали себя, но по оценкам 2006 года, примерно 105 000 словацких евреев, или 77% их довоенного населения, умерли во время войны.

После Второй мировой войны

Синагога в Тренчине

11 евреев были убиты неустановленной группой УПА в сентябре 1945 года в Колбасов.

. В Топольчанском погроме 48 евреев получили серьезные ранения. С 1 по 5 августа 1946 г. произошло 13 антиеврейских инцидентов, называемых партизанскими погромами, самый крупный из них в Жилине, в результате чего было ранено 15 человек. Антисемитские проявления имели место в Братиславе в августе 1946 года и в августе 1948 года.

В 1946 году словацкий писатель Карел Франтишек Кох утверждал, что антисемитские инциденты, свидетелем которых он стал в Братиславе после войны, были " не антисемитизм, а нечто гораздо худшее - опасение грабителя, что ему, возможно, придется вернуть еврейское имущество [украденное во время Холокоста] », точка зрения, которую поддержал чешско-словацкий ученый [cs ].

После войны, количество евреев в Словакии оценивалось в 25000 человек. Большинство из них решили эмигрировать. В феврале 1948 г. после чехословацкого государственного переворота 1948 г. было установлено коммунистическое правление. Так продолжалось до ноября 1989 г. Бархатная революция. В те годы еврейской жизни почти не существовало. Многие евреи эмигрировали в Израиль или Соединенные Штаты, чтобы вернуть себе свободу вероисповедания. После 1989 года и после мирного распада Чехословакии и независимости Словакии в 1993 году в еврейской жизни произошел некоторый подъем. Однако большинство евреев были пожилыми, а молодые в основном ассимилировались в результате смешанных браков.

Выдающиеся словацкие евреи

См. Также

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

  • Bútorová, Zora; Бутора, Мартин (август 1992 г.). «Настороженность по отношению к евреям как выражение посткоммунистической паники: пример Словакии». Чехословацкое социологическое обозрение. 28 : 92–106. JSTOR 41133197.
Деак, Иштван (2015) [2013]. Европа на испытании: история сотрудничества, сопротивления и возмездия во время Второй мировой войны. Боулдер, Колорадо: Westview Press (Routledge ). ISBN 978-0-8133-4790-5.
  • Хайтлингер, Алена (2011). В тени холокоста и коммунизма: чешские и словацкие евреи с 1945 года. Нью-Брансуик: Транзакция. ISBN 978-1-4128-0927-6.
  • Хутцельманн, Барбара (2018). «Einführung: Slowakei» [Введение: Словакия]. В Hutzelmann, Барбара; Хауслейтнер, Мариана; Хазан, Сузана (ред.). Slowakei, Rumänien und Bulgarien [Словакия, Румыния и Болгария]. Die Verfolgung und Ermordung der europäischen Juden durch das nationalsozialistische Deutschland 1933-1945 [Преследование и убийство европейских евреев нацистской Германией 1933-1945] (на немецком языке). 13 . Мюнхен: Де Грюйтер. С. 18–45. ISBN 978-3-11-049520-1. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =()
  • Jelinek, Йешаягу А. (1989). «Словаки и холокост: попытки примирения». Советские еврейские дела. 19 (1): 57–68. doi : 10.1080 / 13501678908577626.
  • Кляйн-Пейшова, Ребекка (2015). Картирование еврейской лояльности в межвоенной Словакии. Блумингтон: Indiana University Press. ISBN 978-0-253-01562-4.
  • Кляйн -Pejšová, Rebekah (2009). «« Оставь свою роль как сторонников мадьяр »: оспариваемая еврейская лояльность в межвоенной (Чехо) Словакии». AJS Review. 33 (2): 341–62. doi : 10.1017 / S0364009409990043.
  • Кулка, Эрих (1989). «Евреи в Чехословакии между 1918 и 1968 годами». In Stone, Norman; Strouhal, Eduard (ред.). Чехословакия: Перекресток and Crises, 1918–88. pp. 271–96. doi : 10.1007 / 978-1-349-10644-8_15. ISBN 978 -1-349-10646-2.
Ланичек, Ян (2013). Чехи, словаки и евреи, 1938–48: Бейон г Идеализация и осуждение. Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 978-1-137-31747-6. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =()
Lônčíková, Michala (2017). «Была ли антисемитская пропаганда катализатором напряженности в словацко-еврейских отношениях?». Holocaust Studies. 23 (1–2): 76–98. doi : 10.1080 / 17504902.2016.1209839.
Лорман, Томас (2019). Становление Словацкой народной партии: религия, национализм и культурная война в Европе начала 20-го века. Лондон: Bloomsbury Publishing. ISBN 978-1-350-10938-4.
Нижнанский, Эдуард (2014). «Об отношениях между словацким большинством и еврейским меньшинством во время Второй мировой войны». Яд Вашем Исследования. 42(2): 47–90. ISSN 0084-3296.
Пауловичова, Нина (2018). «Память о Холокосте и антисемитизм в Словакии: от послевоенной эры до настоящее ». Исследования антисемитизма. Indiana University Press. 2 (1): 4–34. doi : 10.2979 / antistud.2.1.02.
Ward, Джеймс Мейс (2015). «Первая Венская премия 1938 года и Холокост в Словакии». Исследования Холокоста и геноцида. 29 (1): 76–108. doi : 10.1093 / hgs / dcv004. ISSN 8756-6583.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте