История евреев в Финляндии

редактировать

Финские евреи. Suomen juutalaiset. Finländska judar. יהודים פיניים
ЕС-Финляндия (орфографическая проекция).svg Местоположение Финляндия (темно-зеленый) в Европейском Союзе (светло-зеленый)
Общая численность населения
Около 1500
Регионы со значительной численностью населения
Хельсинки ( 80% финской еврейской общины), Турку (13%), Тампере (3%)
Языки
финский, иврит, шведский, идиш, русский
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
евреи-ашкенази : особенно русские Евреи, украинские евреи и др.

История евреев в Финляндии восходит как минимум к 1700-е гг. Финские евреи - евреи, которые являются гражданами Финляндии. В стране проживает около 1500 евреев, большинство из которых проживают в Хельсинки. Евреи приехали в Финляндию как торговцы и купцы из других частей Европы.

Содержание

  • 1 Ранняя история
  • 2 Вторая мировая война
  • 3 Сегодня
    • 3.1 Антисемитизм
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Ранняя история

Могилы еврейских солдат, служивших в армии Российской Империи, расположенные рядом с восточно-православным кладбищем в Хамине.

Первый еврей, который, как говорят, поселился на Финской землей был Якоб Вейкам, позже Вейкканен, в 1782 году в городе Хамина, который в то время находился под властью России. В то время большая часть Финляндии была включена в Королевство Швеция. В Швеции евреям разрешили проживать в нескольких городах - все они находятся за пределами территории современной Финляндии. В 1809 году Финляндия стала частью Российской империи как автономное Великое княжество, но шведские законы остались в силе, а это означало, что евреи по-прежнему не могли селиться на финской территории.

Несмотря на юридические трудности, в период финской автономии (1809–1917) русские евреи обосновались в Финляндии как торговцы и ремесленники. Поскольку евреям в принципе было запрещено жить в Финляндии, почти все эти евреи были отставными солдатами Российской императорской армии. Будучи кантонистами, в детстве насильно попавшие в русскую армию, они должны были служить не менее 25 лет. Однако по истечении срока их полномочий они имели право оставаться в Финляндии, несмотря на финский запрет на поселение евреев, и это право решительно защищали российские военные власти. Только после того, как Финляндия провозгласила свою независимость в 1917 году, евреям были предоставлены полные права как финских граждан.

Вторая мировая война

Финская полевая синагога с солдатами на Война-продолжение.

Участие Финляндии во Второй мировой войне началось во время Зимней войны (30 ноября 1939 - 13 марта 1940 г.), вторжения Советского Союза в Финляндию до Операция «Барбаросса» (начата в июне 1941 г.). Финские евреи были среди тех беженцев с уступленных территорий. Выборгская синагога также была разрушена бомбардировками во время Зимней войны.

После ударов советской авиации Финляндия вела войну против Советского Союза в войне-продолжении (1941 г. –1944). В то время как Германия запустила Барбароссу, Финляндия одновременно возобновила военные действия против Советского Союза. В результате Финляндия воевала вместе с нацистской Германией. Во время войны за Финляндию воевали 327 финских евреев, из них 242 рядовых, 52 унтер-офицеров, 18 офицеров и 15 медиков. Кроме того, 21 еврейка служила в женском вспомогательном подразделении Лотта Свярд. 15 финских евреев были убиты во время Зимней войны и восемь - в войне-продолжении.

Поскольку у финских войск было значительное количество немецких войск, поддерживающих их операции, на финском фронте была поле синагога действовал в присутствии гитлеровских войск. Еврейским солдатам предоставлялся отпуск по субботам и еврейским праздникам. Позднее финские еврейские солдаты участвовали в Лапландской войне против Германии.

В ноябре 1942 года восемь австрийских беженцев-евреев (вместе с 19 другими депортированными) были депортированы в нацистскую Германию после того, как глава финской полиции согласился выдать их. Семеро евреев были убиты сразу. Премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен принес официальные извинения по этому поводу в 2000 году. По словам автора Мартина Гилберта, эти восемь человек были Георгом Коллманом; Франс Улоф Коллман; Мать Франса Коллмана; Ханс Эдуард Шубильски; Генрих Хупперт; Курт Хупперт; Ханс Роберт Мартин Корн, доброволец во время Зимней войны; и неизвестный человек. Когда финские СМИ сообщили об этом, это вызвало национальный скандал, и министры подали в отставку в знак протеста. После протестов лютеранских министров, архиепископа и Социал-демократической партии из Финляндии больше не депортировали иностранных еврейских беженцев. Примерно 500 еврейских беженцев прибыли в Финляндию во время Второй мировой войны, хотя около 350 перебрались в другие страны, в том числе около 160 были переведены в нейтральную Швецию, чтобы спасти свои жизни по прямому приказу маршала Карла Густава Эмиля Маннергейма, командующего финской армией. Около 40 оставшихся еврейских беженцев были отправлены на обязательную трудовую службу в Салла в Лапландии в марте 1942 года. Беженцы были перемещены в Кемиярви в июне и, в конечном итоге, на Суурсаари Остров в Финском заливе. Хотя Генрих Гиммлер дважды посетил Финляндию, чтобы попытаться убедить власти сдать еврейское население, ему это не удалось.

В 1942 году обмен советскими военнопленными состоялся. место между Финляндией и Германией. Приблизительно 2600–2800 советских военнопленных различных национальностей, удерживаемых тогда Финляндией, были обменены на 2100 советских военнопленных балтийских финнов национальностей (финнов, карельцев, ингерманландцев или эстонцев), удерживаемых Германией, которые могли добровольно пойти на службу в Германии. финская армия. Около 2000 военнопленных, переданных Финляндией, вступили в вермахт. Среди остальных было около 500 человек (в основном советские политработники), которых в Финляндии считали политически опасными. Эта последняя группа, скорее всего, погибла в концентрационных лагерях или была казнена на основании приказа комиссара. Судя по списку имен, среди экстрадированных было 47 евреев, хотя они не были выданы по религиозному признаку.

Евреи с финским гражданством находились под защитой в течение всего периода. В конце войны посол Германии в Хельсинки Виперт фон Блюхер заключил в отчете Гитлеру, что финны ни при каких обстоятельствах не будут подвергать опасности своих граждан еврейского происхождения. По словам историка Хенрика Мейнандера, это было реалистично принято Гитлером. Яд Вашем записывает, что 22 финских еврея были убиты во время Холокоста, когда все погибли, сражаясь за финскую армию.

За службу в военное время трем финским евреям был предложен Железный крест : Лео Скурник, Саломон Класс и Дина Полякова. Майор Лео Скурник, участковый врач финской армии, организовал эвакуацию немецкого полевого госпиталя, который подвергся советскому обстрелу. Было эвакуировано более 600 пациентов, включая солдат СС. Капитан Саломон Класс, также из финской армии, потерявший глаз в Зимней войне, возглавил финское подразделение, которое спасло немецкую роту, которая была окружена Советами. Дина Полякофф, член вспомогательной службы финских женщин «Лотта Свярд», была медсестрой, помогавшей ухаживать за ранеными немцами, и вызвала большое восхищение у ее пациентов. Все трое отказались от награды.

Сегодня

Синагога Турку

Во время войны за независимость Израиля в 1948 году около 28 финских евреев, в основном ветераны финской армии, сражался за Государство Израиль. После основания Израиля в Финляндии был высокий уровень иммиграции в Израиль (известный как «алия »), что привело к истощению еврейской общины Финляндии. Община несколько оживилась, когда некоторые советские евреи иммигрировали в Финляндию после распада Советского Союза.

Число евреев в Финляндии в 2010 году составляло около 1500, из которых 1200 жили в Хельсинки, около 200 в Турку и около 50 в Тампере. Евреи хорошо интегрированы в финское общество и представлены почти во всех слоях общества. Большинство финских евреев являются корпоративными служащими или индивидуальными предпринимателями.

Большинство финских евреев говорят на финском или шведском как на своем родном языке. идиш, немецкий, русский и иврит также используются в сообществе. Евреи, как и другие традиционные меньшинства Финляндии, а также группы иммигрантов, представлены в (ETNO ).

Есть две синагоги: одна в Хельсинки и одна в Турку. В Хельсинки также есть еврейская дневная школа, в которой обучается около 110 учеников (многие из них дети израильтян, работающих в Финляндии); и здесь живет раввин Хабад-Любавич.

В Тампере раньше была организованная еврейская община, но она перестала функционировать в 1981 году. В двух других городах продолжают функционировать свои общинные организации. Сегодня в Финляндии также проводятся некоторые реформистские еврейские мероприятия.

Антисемитизм

Число антисемитских инцидентов с 2008 года

Исторически антисемитские преступления на почве ненависти были редкими, а еврейская община относительно Безопасно. Однако за последнее десятилетие было зарегистрировано несколько антисемитских преступлений; к наиболее распространенным типам относятся клевета, словесные угрозы и материальный ущерб.

В 2011 году Бен Зыскович, первый финский еврейский парламентарий, подвергся нападению со стороны человека, выкрикивающего антисемитские оскорбления. Четыре года спустя несколько рекламных объявлений кампании, содержащих фотографию Зысковича, были покрыты свастиками в Хельсинки.

Helsingin Sanomat, крупнейшая подписная газета Финляндии, опубликовала сатирическую карикатуру с изображением Сцена 1943 года, когда немецкий охранник держит кусок мыла «Еврей со свободного выгула». Однако, как указывает автор, карикатурист Пертти Ярла, он высмеивал двойной морализм из национал-социализма, но юмор был настолько черным, что полосу часто неправильно истолковывали.

По словам писателя и жителя Финляндии Кена Сикорски, в стране наблюдается рост антиизраильских и антисемитских настроений. Сикорский привел ряд предполагаемых примеров в своем интервью с доктором Манфредом Герстенфельдом в июле 2013 года.

По словам Сикорского, одним из примеров антисемитизма был журналист Кьёсти Ниемеля, писавший в Хельсинкском университете Газета Yliopisto о том, что отрицатель Холокоста может вести университетский класс по еврейской истории. Аргумент Ниемеля состоял в том, что даже учителя средней школы могут говорить о спорных вопросах, не раскрывая своих «политических взглядов». По словам Сикорского, Ниемеля таким образом свела отрицание Холокоста к «политическим убеждениям».

Наконец, Сикорский заявляет, что он был свидетелем того, как мусульмане отдавали нацистское приветствие или кричали «Аллаху Акбар !» («Аллах велик!») Во время произраильских митингов.

В 2015 году Агентство по основным правам опубликовало свой годовой обзор данных об антисемитизме, имеющихся в Европейском Союзе. В документе представлена ​​информация из отчета Полицейского колледжа Финляндии. С 2008 года отчет охватывает преступления на почве религиозной ненависти, в том числе преступления на почве антисемитизма. Последние документально подтвержденные данные относятся к 2013 году, когда большинство инцидентов (шесть из одиннадцати) касались словесных угроз / преследований.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Коэн, Уильям Б. и Йорген Свенссон (1995). Финляндия и Холокост. Исследования Холокоста и геноцида 9 (1): 70–93.
  • Рауткаллио, Ханну (1988). Финляндия и холокост. Спасение евреев Финляндии. Н.Я.: Публикации о холокосте. ISBN 0-89604-121-2.
  • Коэн, Уильям Б. и Юрген Свенссон (2001). Финляндия. В Уолтере Лакере, изд., Энциклопедия Холокоста. Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press. С. 204–206. ISBN 0-300-08432-3.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте