История евреев в Аргентине

редактировать

Местоположение Аргентины в Южной Америке. (Территория, контролируемая Аргентиной, показана темно-зеленым цветом; регионы, на которые претендуют, но не контролируются, показаны светло-зеленым.)
Аргентинские евреи
Judíos argentinos. יהדות ארגנטינה (иврит ). יידן אין ארגענטינע ( Идиш )
Буэнос-Айрес - Центральный Синагога - 200712.jpg Центральная синагога Буэнос-Айреса.
Общее население
Основное еврейское население:. 180,500 . Увеличенное еврейское население (включая нееврейских родственников Евреев) :. 330,000
Регионы со значительным населением
Преимущественно в Буэнос-Айресе ·Провинция Буэнос-Айрес ·Кордова ·Санта-Фе ·Энтре-Риос ·Тукуман
Языки
Преимущественно испанский. Некоторые говорят на иврите, идиш, иудео-испанском, русском, Польский или немецкий.
Религия
Иудаизм ·Еврейский секуляризм

История евреев в Аргентине восходит к началу шестнадцатого века, после изгнания евреев из Испании. евреи-сефарды, спасаясь от преследований, иммигрировали с исследователями и колонистами, чтобы поселиться на территории, которая сейчас называется Аргентиной. Кроме того, многие португальские торговцы в вице-королевстве Рио-де-ла-Плата были евреями. Однако организованная еврейская община развивалась только после обретения Аргентиной независимости от Испании в 1816 году. К середине века евреи из Франции и других частей Западной Европы, спасаясь от социальных и экономических потрясений, вызванных революциями, начали селиться в Аргентине.

Отражая состав более поздних волн иммиграции, нынешнее еврейское население составляет 80% ашкенази ; в то время как сефарды и мизрахи составляют меньшинство. В Аргентине проживает самое большое еврейское население из всех стран Латинской Америки, хотя многие евреи уехали в 1970-х и 1980-х годах, спасаясь от репрессий со стороны военной хунты, эмигрировав в Израиль, Западную Европу (особенно Испанию) и Север. Америка.

Еврейское население Аргентины самое большое в Латинской Америке, третье по величине в Америке и седьмое по величине в мире за пределами Израиля.

В течение основная волна эмиграции в 2000-е годы, более 10 000 аргентинских евреев поселились в Израиле.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Сельскохозяйственные поселения
    • 1.3 ХХ век
      • 1.3.1 Вторая мировая война и антисемитизм
      • 1.3.2 Правление хунты
      • 1.3.3 Возвращение к демократии и террористические атаки
    • 1.4 21 век
  • 2 Еврейская община Буэнос-Айреса
  • 3 Статус
  • 4 Исторические еврейские колонии в Аргентине
  • 5 См. Также
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Ранние годы

S Некоторые испанские конверсос, или тайные евреи, поселившиеся в Аргентине в испанский колониальный период (16-19 века), ассимилировались с населением Аргентины. После независимости Аргентины, Генеральная ассамблея 1813 года официально отменила инквизицию. Вторая волна еврейской иммиграции из Европы началась в середине 19 века, во время революций и серьезных социальных потрясений. Большая часть Великой волны иммиграции из Европы в Аргентину пришла из Западной Европы, особенно из Италии.

В 1860 году в Буэнос-Айресе была зарегистрирована первая еврейская свадьба. миньян был организован для обслуживания праздников несколько лет спустя, что привело к созданию Конгрегации Исраэлита де ла Република.

Сельскохозяйственное поселение

Барон Морис де Хирш (1831–1896)

В конце XIX века иммигранты-ашкенази, спасаясь от бедности и погромов в России и Восточной Европе, поселились в Аргентине, привлеченный своей иммиграционной политикой открытых дверей. Этих евреев стали называть русосами, «русскими». В 1889 году группа из 824 русских евреев прибыла в Аргентину на СС. Везер и стал гаучо (аргентинские ковбои). Они купили землю и основали колонию под названием Moises ville. В тяжелом экономическом положении они обратились к немецкому еврейскому филантропу барону Морису де Хиршу, который основал Еврейскую колонизаторскую ассоциацию. В период своего расцвета ассоциация владела более чем 600 000 гектаров земли. В период с 1906 по 1912 год около 13 000 евреев иммигрировали в Аргентину каждый год, в основном из Европы, но также из Марокко и Османской империи. К 1920 году в Аргентине проживало более 150 000 евреев.

После смерти своего сына и наследника де Хирш посвятил себя еврейской благотворительности и облегчению страданий евреев в Восточной Европе. Он разработал план по привлечению евреев в Аргентину в качестве автономных сельскохозяйственных поселенцев. Это совпало с кампанией Аргентины по привлечению иммигрантов. Конституция 1853 года гарантировала свободу вероисповедания, а страна располагала обширными незаселенными земельными ресурсами. При президенте Доминго Ф. Сармьенто поощрялась политика массовой иммиграции; он оказывал помощь беженцам, спасавшимся от жестоких погромов в Российской империи в 1881 году.

Еврейские сельскохозяйственные поселения были основаны в провинциях Буэнос-Айреса (Лапин, Ривера ), Энтре-Риос (Сан-Грегорио, Вилла Домингес, Кармель, Инженьеро Саярофф, Вилья-Клара и Вильягуай) и Санта-Фе (Моисес Виль ). Национальная перепись 1895 года зафиксировала, что из 6085 человек, идентифицированных как евреи, 3880 (около 64%) жили в Энтре-Риос.

Несмотря на антисемитизм и рост ксенофобии Евреи стали вовлечены в большинство слоев аргентинского общества. Многие поселились в городах, особенно в Буэнос-Айресе. Поскольку им было запрещено занимать должности в правительстве или армии, многие из них стали фермерами, разносчиками, ремесленниками и лавочниками.

ХХ век

Вторая мировая война и антисемитизм

Аргентина держала двери открытыми для еврейской иммиграции до 1938 года, когда Адольф Гитлер и Нацисты в Германии начали принимать больше действий против евреев, и напряженность в Европе выросла в связи с подготовкой к войне. Правительство ввело новые правила иммиграции; он был серьезно ограничен во время усиливающихся преследований евреев и начала Второй мировой войны, когда евреи искали убежища от нацистов. Шесть миллионов евреев погибли в Европе во время Холокоста.

прихода к власти Хуана Доминго Перона в 1946 году в Аргентине после того, как война обеспокоила многих евреев в стране. В качестве военного министра он подписал объявление войны Аргентиной державам оси, но как националист ранее выразил им симпатию. Было известно, что он восхищался лидером итальянских фашистов Бенито Муссолини. Перон ввел католическое религиозное обучение в государственных школах Аргентины; он позволил нацистам, спасающимся от судебного преследования в Германии, иммигрировать в страну. Перон также выразил симпатию к правам евреев и в 1949 году установил дипломатические отношения с Израилем. Правительство Перона было первым в Аргентине, которое разрешило еврейским гражданам занимать свои должности.

Среди наиболее известных нацистов, иммигрировавших в Аргентину, был Адольф Эйхман, высокопоставленный чиновник, наблюдавший за смертью лагеря; он жил недалеко от Буэнос-Айреса после Второй мировой войны до 1960 года. Израильские агенты выследили его и похитили из пригорода Буэнос-Айреса в Израиль для суда за военные преступления. Эйхман предстал перед судом в Иерусалиме с апреля 1961 г.; он был осужден за преступления против человечности и повешен в мае 1962 года.

Перон был свергнут в 1955 году, и беспорядки вызвали волну антисемитизма. С тех пор более 45 000 евреев эмигрировали в Израиль из Аргентины. Другие мигрировали в Европу и другие страны. В 1950-х и 1960-х годах Националистическое движение Такуара, фашистская организация с политическими связями, начало серию антисемитских кампаний. Они поощряли уличные драки против евреев и вандализм в отношении синагог и еврейских кладбищ.

Правление хунты

С 1976 по 1983 год в Аргентине правила военная хунта, угнетавшая многих и «исчезли» бесчисленные жертвы. В этот период евреи были главной целью военного правительства, отчасти из-за нацистской идеологии, которая пронизывала ряды военных, а некоторые генералы были одержимы «еврейским вопросом». Некоторые части военного правительства верили в «план Андинии », вымышленный израильский заговор с целью захватить часть региона Патагония и создать второе еврейское государство. там. Некоторых евреев-заключенных даже допрашивали по поводу того, что они знают о плане Андинии, и даже попросили предоставить подробности израильских военных приготовлений к вторжению в южную Аргентину. В период военного правления люди, выступавшие против правительства, арестовывались, заключались в тюрьмы и часто «исчезли », подвергаясь пыткам и казням, а жертвы-евреи подвергались особо суровому обращению. Число еврейских жертв могло достигать 3000 человек. Несмотря на то, что евреи составляли менее 1% населения, они составляли около 12% жертв военного режима. Один еврей, Якобо Тимерман, журналист, широко освещавший зверства правительства во время Грязной войны, после своего ареста и заключения стал самым известным политическим заключенным всей Грязной войны. В конце концов Тимерман был освобожден, в основном под давлением США и Израиля, и выслан из Аргентины. Он жил в Израиле до падения хунты.

Израиль заключил специальное соглашение с аргентинским военным правительством, чтобы разрешить евреям, арестованным за политические преступления, иммигрировать в Израиль, ссылаясь на аргентинский закон, разрешающий аргентинским гражданам, находящимся в тюрьмах, эмигрировать, если другая страна желала их принять. Израильские дипломаты в Аргентине помогли организовать эмиграцию арестованных еврейских диссидентов. Это включало левых активистов, аресты которых не имели ничего общего с их еврейским происхождением. Наряду с официальными усилиями израильского правительства по освобождению и эмиграции заключенных евреев, многие сотрудники израильского посольства также предприняли обширные независимые усилия по спасению еврейских заключенных. Число аргентинских евреев, эмигрировавших в Израиль, значительно увеличилось в период правления хунты. Некоторые евреи также эмигрировали в Испанию. Американско-еврейские организации начали подготовку к массовому исходу аргентинского еврейства. Общество помощи еврейским иммигрантам заручилось обещанием правительства Бразилии предоставить временное убежище 350 000 евреев Аргентины, если в этом возникнет необходимость, а в 1976 году штат США Департамент пообещал раввину Александру Шиндлеру из Союза американских еврейских конгрегаций, что он выдаст 100000 виз аргентинским еврейским беженцам, если в этом возникнет необходимость.

Во время в 1982 г. Фолклендская война, около 250 еврейских солдат служили на Фолклендских островах и в стратегических пунктах Патагонии. Во время службы они подвергались антисемитским нападкам со стороны офицеров. Правительство Аргентины разрешило пяти раввинам посетить их: это были единственные капелланы, которым разрешено сопровождать аргентинскую армию во время конфликта, и они были единственными некатолическими капелланами, которым разрешено служить. По словам автора Эрнана Добри, раввинам было разрешено посещать еврейских солдат, потому что Аргентина покупала оружие в Израиле и не хотела рисковать отношениями «ради пяти раввинов».

Возвращение к демократии. и террористические акты

Центральная синагога Буэнос-Айреса

В 1983 г. Рауль Альфонсин был демократически избран президентом Аргентины. Альфонсин пользовался поддержкой еврейского населения и назначил многих евреев на высокие посты.

Когда Карлос Саул Менем, сирийский по происхождению, был избран президентом в 1989 году, его арабское происхождение и предыдущая поддержка Перона беспокоили евреев, но он оказался более терпимым лидером. Менем назначил многих евреев в свое правительство, несколько раз посетил Израиль и предложил свою помощь посредником в израильско-арабском мирном процессе. После того, как в Буэнос-Айресе было осквернено еврейское кладбище, Менем немедленно выразил свое возмущение еврейской общине. В течение недели его правительство задержало виновных.

Президент Менем также распорядился обнародовать файлы, касающиеся роли Аргентины в служении убежищем для нацистских военных преступников. В 1988 году парламент Аргентины принял закон против расизма и антисемитизма.

В 1990-х годах в результате двух крупных террористических атак в Аргентине было убито и ранено множество евреев. Ни то, ни другое не решено. В марте 1992 года посольство Израиля было взорвано, в результате чего погибли 29 человек. Это, вероятно, отражает международную напряженность между Израилем и арабами, включая палестинцев.

В июле 1994 г. еврейский общинный центр (AMIA) в Буэнос-Айресе подвергся бомбардировке, в результате чего погибли 85 человек и более 200 получили ранения. Архивы общины были частично уничтожены при бомбежке. В 2005 году аргентинский прокурор заявил, что взрыв AMIA совершил 21-летний ливанский террорист-смертник, принадлежавший к Хезболле. В 2006 году аргентинское правосудие предъявило обвинения семи высокопоставленным бывшим иранским чиновникам и одному высокопоставленному члену "Хезболлы", обвиненным в участии в планировании и проведении взрыва AMIA. В 2007 году Интерпол приказал красное уведомление о задержании иранских беглецов. С тех пор правительство Аргентины потребовало от Ирана экстрадиции иранских граждан, обвиняемых в нападении, чтобы их рассудил аргентинский или иностранный суд, но Иран отказался. В ответ на смертоносное нападение Мигель Анхель Пичетто, затем сенатор от Фронта победы (FpV), а затем напарник Маурисио Макри в На президентских выборах 2019 года говорится, что были убиты «настоящие аргентинцы и евреи-аргентинцы», что отражает отношение к евреям в стране в те дни.

21 век

экономический кризис 1999–2002 гг., около 4400 аргентинских евреев совершили алию в Израиль. После экономического восстановления и последующего роста в 2003 году иммиграция аргентинцев в Израиль выровнялась, некоторые из уехавших в Израиль вернулись в Аргентину. В общей сложности около 10 000 аргентинских евреев иммигрировали в Израиль в течение 2000-х годов. Из-за экономической ситуации несколько еврейских институтов, таких как школы, общественные центры, клубы и собрания, объединились.

В феврале 2009 года Аргентина изгнала Ричарда Уильямсона, отлученного от церкви римско-католического епископа. Уильямсону, руководившему семинарией недалеко от Буэнос-Айреса, было приказано покинуть страну за «сокрытие истинной деятельности» (он приехал в страну в качестве сотрудника неправительственной группы, а не священника). В решении также упоминается его отрицание Холокоста.

Опрос 2011 года, проведенный Исследовательским институтом Джино Германи при Университета Буэнос-Айреса от имени Антидиффамационной лиги и Delegación de Asociaciones Israelitas Argentinas показали, что большинство аргентинцев придерживаются антисемитских настроений или предрассудков. Из 1510 опрошенных аргентинцев 82% согласились с утверждениями, что «евреи озабочены зарабатыванием денег», 49% заявили, что «слишком много говорят о том, что случилось с ними во время Холокоста», 68% заявили, что у них «слишком много власти. в деловом мире », и 22% заявили, что евреи убили Иисуса. Большинство опрошенных людей также выразили уверенность в том, что евреи более лояльны к Израилю, чем к своей стране.

Пианистка Марта Аргерих Дирижер Даниэль Баренбойм

В последние годы появилось много антисемитских настроений. инциденты в Аргентине: 19 октября 2012 года на фасаде государственной школы в Конкордии, Энтре-Риос, было нарисовано дискриминационное и антисемитское послание, содержащее нацистские ссылки. Другой инцидент произошел в Мендосе 6 сентября 2012 года, когда во время баскетбольного матча отец игрока Андреса Бермана подвергся физическому насилию после того, как он раскритиковал антисемитские высказывания фанатов противоположной команды.

В 2013 году было много антисемитских высказываний. инциденты по всей Аргентине, большинство из них были словесными нападками на евреев и вандализмом. 17 апреля 2013 года на доме в Сан-Хуане были обнаружены свастика и надпись «Я продаю мыло из евреев». 25 июля 2013 года две свастики были нарисованы на фасаде синагоги Бейт Яков в городе Вилья-Клара, а 29 июля 2013 года свастики были обнаружены нарисованными в Детском парке Республики в Ла-Плате. 1 августа первокурсник английского колледжа Colegio San Bartolomé был подвергнут критике за то, что написал на доске в классе «Меньше евреев, больше мыла» (Menos judíos, más jabones). 9 августа 2013 года на синагоге Храм Либертад в Буэнос-Айресе были обнаружены нанесенные из баллончика слова «К черту еврея», а 17 августа 2013 года свастики были обнаружены на памятниках, стенах и частных домах в Майпу. 10 ноября ультракатолическая группа хотела предотвратить иудейско-христианскую церемонию поминовения Хрустальной ночи в соборе Буэнос-Айреса. В конце концов демонстранты ушли по просьбе отца Фернандо Джанетти; и церемония продолжалась без перерыва.

В июле 2014 г. было зарегистрировано как минимум два случая антисемитских граффити: в Мендосе, где свастики были нарисованы на фасаде местного еврейского культурного центра, и в Буэнос-Айресе во время пропалестинского митинга. Другой расистский инцидент произошел в Кордове, где два флага, израильский и американский, были покрыты свастиками и были размещены на центральной площади города. Позже в том же месяце газета «Ла Плата» опубликовала карикатуру на стереотипного еврейского старика, выступающего против Действия Израиля во время операции Protective Edge с искажением реальной действительности в Израиле. В октябре в стране были обнаружены два антисемитских граффити, в том числе слова «Евреи вон». Еще три антисемитских граффити были обнаружены в Буэнос-Айресе и Кордове в течение ноября. Одно из граффити было «Будь патриотом, убей еврея», и друг друга распыляли свастикой на проход, ведущий к дому кордовского раввина. В декабре также произошел инцидент с антисемитскими граффити - свастики были распылены в штаб-квартире Лейбористской партии.

В январе 2015 года десять израильских туристов были ранены в результате антисемитской атаки в общежитии в небольшой деревне Чубутская провинция. В следующем месяце антисемитские плакаты были обнаружены в еврейском районе Буэнос-Айреса. В начале марта в Росарио были осквернены антисемитскими граффити еврейский центр и кладбище. Еще два инцидента с антисемитскими граффити произошли в августе в Буэнос-Айресе и Соус Вьехо. Ближе к концу года молодой еврей подвергся жестокому нападению со стороны студента Университета Сан-Андрес, который также кричал: «Да здравствует Холокост!»

В апреле 2016 года это было объявил, что еврейский общинный центр и Temple NCI-Emanu El, обслуживающий как консервативные, так и реформаторские ветви, единогласно согласились провести однополую свадьбу на этом месте, первую официальную однополую еврейскую свадьбу в религиозной среде в Латинской Америке.

Еврейская община Буэнос-Айреса

Сефардский храм, район Барракас, Буэнос-Айрес

Еврейская община Буэнос-Айреса была основана в 1862 году и провела свою первую традиционную еврейскую свадьбу в 1868 году. синагога была открыта в 1875 году. евреев-ашкенази из Восточной Европы, поселившихся в Аргентине, местное население называло русосами.

В январе 1919 года в Буэнос-Айресе во время всеобщей забастовки, полиция разжигала погромы, направленные против евреев и уничтожение их собственности. После забастовки гражданские банды линчевателей (Патриотическая лига Аргентины ) преследовали так называемых агитаторов (agitadores) и убили или ранили «множество жертв», включая «многочисленных российских евреев, которых ложно обвиняли в организатор коммунистического заговора ».

Европейские евреи продолжали иммигрировать в Аргентину, в том числе во время Великой депрессии 1930-х годов, и чтобы избежать усиливающихся преследований нацистов. «В 1939 году половина владельцев и рабочих небольших производственных предприятий были иностранцами, многие из них - недавно прибывшие еврейские беженцы из Центральной Европы».

Еврейские культурные и религиозные организации процветали в городах; идиш пресса и театр открылись в Буэнос-Айресе, а также еврейская больница и ряд сионистских организаций. Организация Цви Мигдал, основанная в 1860-х годах в Буэнос-Айресе, управляла международной сетью сутенеров, эксплуатирующих еврейских девушек из Восточной Европы.

Статус

Сегодня в Аргентине проживает примерно 180 500 евреев, по сравнению с 310 000 в начале 1960-х годов. Большинство евреев Аргентины живут в Буэнос-Айресе, Кордове и Росарио. Еврейское население Аргентины является самым большим в Латинской Америке и третьим по численности в Америке (после Соединенных Штатов и Канады). Он шестой по величине в мире. (См. Еврейское население ). Кроме того, Буэнос-Айрес - шестнадцатый по величине еврейский город в мире по численности населения. Правительство признало главные еврейские праздники: оно разрешает евреям иметь по два дня отпуска на Рош ха-Шана, Йом Киппур и первые два и последние два дня Пасхи..

Исторические еврейские колонии в Аргентине

Еврейская школа в Мойзес-Виль, Санта-Фе. Вид на внутреннюю часть синагоги в Мойзес-Виль, Санта-Фе. Еврейский Ассоциация колонизации, Колония Авигдор, Энтре-Риос. Государство Израиль Проезд в городе Мендоса.
Провинция Буэнос-Айрес
Провинция Энтре-Риос
провинция Санта-Фе
  • Capivara
  • Ceres
  • Las Palmeras
  • Palacios
  • Moisés Ville
  • Вирджиния
Провинция Ла-Пампа
Провинция Сантьяго-дель-Эстеро

См. Также

  • flag Аргентинский портал
  • Портал иудаизма

Дополнительная литература

  • Израиль, Джонатан I. «Буэнос-Айрес, Тукуман и маршрут по реке Плейт: португальские конверсос и« коммерческая подрывная деятельность »Испанской Индии (1580–1640 гг.)» В диаспорах внутри диаспоры: евреи, криптоевреи и Мировые морские империи (1540-1740). Leiden: Brill 2002, pp. 125–150.

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с еврейской историей в Аргентине.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:00:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте