Еврейское поселение в Японской империи

редактировать

Незадолго до и во время Второй мировой войны, совпадая с Второй Китайско-японская война, десятки тысяч еврейских беженцев были переселены в Японскую империю. Начало европейской войны нацистской Германией повлекло за собой смертоносные массовые преследования и геноцид евреев, позже известные как Холокост, в результате чего тысячи еврейских беженцев бежали на восток. Многие оказались в оккупированном японцами Китае.

Содержание
  • 1 Меморандумы
  • 2 История
    • 2.1 До Второй мировой войны
    • 2.2 Во время Второй мировой войны
  • 3 Поддержка сионизма Японией
  • 4 Значение
  • 5 Популярные сообщения
  • 6 См. Также
  • 7 Источники
  • 8 Источники
Меморандумы

Меморандумы, написанные в 1930-х годах Императорская Япония предлагали поселение еврейских беженцев, бегущих Оккупированная нацистами Европа на территории, контролируемой Японией. В интерпретации Марвина Токайера и Шварца (которые использовали термин «План Фугу», «河豚 計画 », который использовался японцами для описания этого плана), они предложили, что большой Следует поощрять количество еврейских беженцев селиться в Маньчжоу-Го или оккупированном Японией Шанхае, таким образом извлекая выгоду из предполагаемого экономического мастерства евреев, а также убедив Соединенные Штаты, и в частности Американское еврейство, чтобы предоставить Японии политическую услугу и экономические инвестиции. Идея была частично основана на признании Протоколов сионских мудрецов как подлинного документа, по крайней мере, частью японского руководства.

Подробная схема включала, как будет происходить урегулирование. быть организованным, и как будет получена поддержка евреев, как с точки зрения инвестиций, так и с точки зрения фактических поселенцев. В июне и июле 1939 г. были подписаны меморандумы «Конкретные меры, которые необходимо предпринять, чтобы превратить общественное мнение в близкое окружение президента США дальневосточной дипломатической политики по отношению к Японии путем манипулирования влиятельными евреями в Китае» и «Исследование и анализ внедрения еврейского капитала» был рассмотрен и одобрен высшими японскими чиновниками в Китае.

Методы привлечения как евреев, так и американцев заключались в том, чтобы включить отправку делегации в Соединенные Штаты, чтобы познакомить американских раввинов с сходством между иудаизмом и Синтоизм, и возвращение раввинов в Японию, чтобы познакомить японцев с ними и их религией. Были также предложены способы завоевать благосклонность американской журналистики и Голливуда.

. Большинство документов было посвящено поселениям, что позволяло численность населения поселений варьироваться от 18000 до 600 000. Подробная информация включала размер территории поселения, инфраструктуру, школы, больницы и т.д. для каждого уровня населения. Евреям в этих поселениях должна была быть предоставлена ​​полная свобода вероисповедания наряду с культурной и образовательной автономией. Хотя авторы опасались предоставлять слишком большую политическую автономию, считалось, что для привлечения поселенцев, а также для экономических инвестиций потребуется некоторая свобода.

Японские официальные лица попросили одобрить план, настаивая на том, что, хотя поселения могут казаться автономными, необходимо установить контроль, чтобы держать евреев под наблюдением. Были опасения, что евреи могут каким-то образом проникнуть в основное японское правительство и экономику, повлиять на них или взять их под свой контроль так же, как они, согласно поддельным Протоколам сионских мудрецов, сделали это во многих других странах. Мировая еврейская община должна была финансировать поселения и снабжать поселенцев.

История

До Второй мировой войны

Коресигэ Инузука Коресигэ Инузука

Первоначально идея небольшой группы японских правительственных и военных чиновников, которые видели необходимость в поселении населения в Маньчжоу-Го (иначе известная как Маньчжурия) и помогать строить там промышленность и инфраструктуру Японии, основными членами этой группы были капитан Коресигэ Инузука и капитан Норихиро Ясуэ, которые стали известны как «еврейские эксперты», промышленник Ёсисуке Айкава и ряд чиновников из Квантунской армии, известной как «Маньчжурская фракция».

Их решение привлечь евреев в Маньчжоу-Го было основано на убеждении, что еврейский народ был богат и имел значительное политическое влияние. Джейкоб Шифф, еврейско-американский банкир, который тридцатью годами ранее предлагал японскому правительству значительные ссуды, которые помогли ему выиграть русско-японскую войну, был хорошо известен. Кроме того, японский перевод Протоколов сионских мудрецов привел к тому, что некоторые японские власти сильно переоценили экономические и политические силы еврейского народа и их взаимосвязь во всем мире из-за еврейской диаспоре. Предполагалось, что, спасая европейских евреев от нацистов, Япония получит непоколебимую и вечную благосклонность американского еврейства. Однако так было не всегда. Антисемитизм значительно расширился в Японии после 1917 года в России большевистской революции.

В 1922 году Ясуэ и Инузука вернулись из японской интервенции в Сибирь, помогая белым русским против Красная Армия, где они впервые узнали о Протоколах и были очарованы предполагаемой властью еврейского народа. В течение 1920-х годов они написали множество отчетов о евреях и отправились в британский мандат в Палестине (ныне Израиль ), чтобы исследовать эту тему и поговорить с еврейскими лидерами, такими как Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион. Ясуэ перевела Протоколы на японский язык. Этим паре удалось заинтересовать МИД Японии проектом. Каждому посольству и консульству Японии было предложено держать министерство в курсе действий и движений еврейских общин в их странах. Было получено много сообщений, но ни один не доказал существование глобального заговора.

В 1931 году офицеры до некоторой степени объединили свои силы с маньчжурской фракцией и рядом японских военных, которые настаивали на японской экспансии в Маньчжурию во главе с полковником Сейширо Итагаки и подполковником Кандзи Ишивара незадолго до Мукденского инцидента.

Китайская улица в Харбине, до 1945 г. Харбин, до 1945 года

Из миллиона населения Харбина евреи составляли лишь небольшую часть. Их число, достигающее 13000 в 1920-х годах, сократилось вдвое к середине 1930-х годов из-за экономической депрессии и после событий, связанных с похищением и убийством Саймона Каспе бандой русских фашистов и преступников под властью влияние Константина Родзаевского.

Хотя русским евреям в Маньчжоу-Го был предоставлен правовой статус и защита, вялое расследование смерти Каспе японскими властями, которые пытались ухаживать за белой русской общиной в качестве местных силовиков и за их Антикоммунистические настроения привели к тому, что евреи Харбина перестали доверять японской армии. Многие уехали в Шанхай, где еврейская община не страдала антисемитизмом, или глубже в Китай. В 1937 году, после того, как Ясуэ поговорил с еврейскими лидерами в Харбине, Авраам Кауфман учредил Дальневосточный еврейский совет, и в течение следующих нескольких лет было проведено множество встреч для обсуждения идеи поощрения и создания еврейских поселений. в Харбине и его окрестностях.

В марте 1938 года генерал-лейтенант Киитиро Хигучи японской императорской армии предложил генералу Хидеки Тодзё принять некоторых еврейских беженцев из России. Несмотря на протесты Германии, Тодзё одобрил их, и Маньчжурия, в то время марионеточное государство Японии, приняла их.

6 декабря 1938 года премьер-министр Фумимаро Коноэ, министр иностранных дел Хачиро Арита, министр армии Сейширо Итагаки, военно-морской министр Мицумаса Ёнаи, и Министерство финансов Сигэаки Икеда встретился, чтобы обсудить дилемму на «конференции пяти министров». Они приняли решение запретить изгнание евреев из Японии, Маньчжурии и Китая. С одной стороны, союз Японии с нацистской Германией становился все сильнее, и любые попытки помочь евреям поставили бы эти отношения под угрозу. С другой стороны, еврейский бойкот немецких товаров после Хрустальной ночи показал экономическую мощь и глобальное единство евреев.

Панорама Шанхайской набережной в 1930 году Шанхай в 1930-е гг.

В результате конференции пяти министров 14 000–15 000 восточноевропейских евреев получили убежище в японском квартале Шанхая; европейские же кварталы, напротив, почти не принимали евреев. 1000 польских беженцев, которые не смогли получить визы в какую-либо страну, также получили убежище в Шанхае.

Следующие несколько лет были наполнены отчетами и встречами не только между сторонниками плана, но и с членами еврейской общины, но официально не принят. В 1939 году евреи Шанхая потребовали, чтобы не допускалось больше еврейских беженцев в Шанхай, так как возможности их общины поддержать их были истощены. Стивен Уайз, один из самых влиятельных членов американской еврейской общины того времени и сионистский активист, категорически против любого еврейско-японского сотрудничества.

Во время Второй мировой войны

В 1939 году Советский Союз подписал пакт о ненападении с нацистской Германией, обеспечив перевозку евреев из Европы. в Японию намного сложнее. События 1940 года только подтвердили непрактичность выполнения плана Фугу каким-либо официальным, организованным способом. СССР аннексировал страны Балтии, лишив евреев возможности бежать из Европы. Японское правительство подписало Тройственный пакт с Германией и Италией, полностью исключив возможность какой-либо официальной помощи для реализации этого плана из Токио.

. Несмотря на это, японский консул в Каунасе, Литва, Чиуне Сугихара, вопреки приказу Токио, начали выдавать транзитные визы бежавшим евреям. Это позволило им поехать в Японию и оставаться в течение ограниченного времени по пути к их конечному пункту назначения, голландской колонии Кюрасао, для которой не требовалось въездной визы. Тысячи евреев получили от него или аналогичным образом транзитные визы. Некоторые даже скопировали вручную визу, которую написал Сугихара. После получения выездных виз от советского правительства многим евреям было разрешено пересекать Россию по Транссибирской магистрали, на лодке из Владивостока в Цуруга и в конечном итоге поселение в Кобе, Япония.

К лету 1941 года японское правительство стало беспокоиться о том, чтобы иметь так много еврейских беженцев в таком большом городе, недалеко от крупных военных и торговых портов. Было решено переселить евреев Кобе в Шанхай, оккупированный Японией. Только тем, кто проживал в Кобе до прибытия беженцев, разрешили остаться. Германия нарушила Пакт о ненападении и объявила войну СССР, сделав Россию и Японию потенциальными врагами и тем самым положив конец лодкам из Владивостока в Цуругу.

Улица в районе шанхайского гетто около 1943 года "Шанхайское гетто около 1943 года

Несколько месяцев спустя, сразу после нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года, Япония захватила весь Шанхай. Денежная помощь и вся связь с американскими евреями прекратились из-за Закона об англо-американской торговле с врагами и богатых багдадских евреев, многие из которых были британскими подданными, были интернированы как вражеские граждане. Министерство финансов США проявлял слабость в отношении связи и помощи, направляемой еврейским беженцам в Шанхае, но американские еврейские организации оказывали помощь.

В 1941 году нацистское гестапо оберштурмбаннфюрер (лейтенант.Полковник) Йозеф Мейзингер, «Варшавский мясник», действующий в качестве связного звена гестапо с посольством Германии в Токио и Императорской японской армией. владеть Кенпэйтай военная полиция и служба безопасности, пытались повлиять на японцев, чтобы «истребить» или поработить около 18 000–20 000 евреев, бежавших из Австрии и Германии. ny и которые жили в оккупированном японцами Шанхае. Его предложения включали создание концлагеря на острове Чонгминг в дельте Янцзы или голодание грузовых судов у берегов Китая. Японский адмирал, управлявший Шанхаем, не поддался давлению Майзингера. Однако японцы построили гетто в районе Шанхая Хункью (которое уже планировалось в Токио в 1939 году), трущобы с плотностью населения , чем Манхэттена., который оставался строго изолированным японскими солдатами под командованием садистского чиновника Кано Гойя, и который евреи могли покинуть только с особого разрешения. Около 2000 евреев погибли в шанхайском гетто. Японское правительство не принимало просьбы Мейзингера и никогда не преследовало евреев, находящихся под его контролем. Планы Мейзингера сводились к созданию того, что стало известно как Шанхайское гетто.

. К евреям, въезжающим и проживающим в Японии, Китае и Маньчжоу-Го, обращались так же, как и с другими иностранцами, и в одном случае с японскими чиновниками в Харбин проигнорировал официальную жалобу германского консульства, которое было глубоко оскорблено нападением одной из русско-еврейских газет на Гитлера. В своей книге «Японцы, нацисты и евреи» доктор Дэвид Кранцлер заявляет, что позиция Японии в конечном итоге была проеврейской.

В течение шести месяцев после конференции Пяти министров слабые ограничения на въезд в Международное поселение, такие как требование не получать визу или какие-либо документы, позволили 15 000 еврейских беженцев быть допущенными в японский сектор в Шанхае.. Японская политика гласила, что евреи, въезжающие и проживающие в Японии, Китае и Маньчжоу-Го, будут рассматриваться так же, как и другие иностранцы.

С 1943 года евреи в Шанхае делили «Особую территорию для беженцев без гражданства» из 40 кварталов вместе со 100 000 жителей Китая. Большинство евреев тоже жили лучше, чем другие жители Шанхая. Гетто оставалось открытым, без колючей проволоки, и еврейские беженцы могли получить пропуска, чтобы покинуть зону. Однако за несколько месяцев до окончания войны его разбомбили самолеты союзников, стремившиеся уничтожить радиопередатчик в городе, что привело к гибели как евреев, так и китайцев в гетто.

Поддержка сионизма Японией

Японское одобрение пришло еще в декабре 1918 года, когда Шанхайская сионистская ассоциация получила сообщение, подтверждающее, что правительство «удовлетворено тем, что узнало о стремлении сионистов к созданию в Палестине - национальная еврейская родина ». В нем говорилось, что «Япония выразит сочувствие реализации ваших [сионистских] устремлений».

Это было дальнейшее явное одобрение в январе 1919 года, когда Чинда Сутеми написал Хаиму Вейцман от имени японского императора, заявив, что «японское правительство с радостью принимает к сведению стремление сионистов расширить Палестину как национальный дом для еврейского народа, и они с сочувственным интересом ждут вперед. реализации такого желания на предложенном основании ». Япония признала британскую политику в Палестине в обмен на одобрение Великобритании контроля Японии над полуостровом Шаньдун в Китае.

Влиятельные японские интеллектуалы, в том числе Учимура Канзо (1861–1930), Нитобе Иназо (1862–1933), Кендзиро Токутоми (1868–1927)) и профессор колониальной политики Токийского университета Тадао Янаихара (1893–1961) также поддержали. «Сионистское движение, - утверждал Янаихара, - является не чем иным, как попыткой обеспечить право евреев на миграцию и колонизацию с целью создания центра еврейской национальной культуры», защищая особую защиту, предоставляемую евреям в их стремлении к национальный дом, основанный на его убеждении, что «сионистский случай представляет собой национальную проблему, заслуживающую создания национального государства». Сионистский проект, включая совместные методы создания сельскохозяйственных поселений, он видел в качестве модели, которой Япония может подражать.

В отчетах японского правительства высокого уровня о планах массовой эмиграции в Маньчжурию в 1936 году упоминались этнические конфликты между евреями. и арабы в Палестине как сценарии, которых следует избегать. Эти влиятельные японские политики и учреждения называли сионистские формы совместных сельскохозяйственных поселений как модель, которой японцы должны подражать. Колониальное предприятие, имеющее параллели с экспансией Японии в Азию. К 1940 году в оккупированной японцами Маньчжурии находилось 17 000 еврейских беженцев, большинство из которых прибыли из Восточной Европы.

Ясуэ, Инузука и другие симпатизирующие им дипломаты хотели использовать этих еврейских беженцев в Маньчжурии и Шанхае в обмен на оказанное им благоприятное отношение. Японские официальные круги ожидали, что американские евреи повлияют на американскую политику на Дальнем Востоке, сделают ее нейтральной или прояпонской и привлекут столь необходимый еврейский капитал для промышленного развития Маньчжурии.

Послевоенное признание в 1952 г. полных дипломатических отношений с Израилем японским правительством было прорывом среди азиатских стран.

Значение

Приблизительно 24000 евреев избежали Холокоста, иммигрировав через Японию или живя под прямым японским правлением в результате политики, окружающей более проеврейскую позицию Японии. Хотя это не были ожидаемые 50 000 человек, и прибывшие не имели ожидаемого богатства, которое могло бы внести свой вклад в японскую экономику, выполнение плана оценивается с одобрением. Чиуне Сугихара был удостоен чести Праведника народов мира правительством Израиля в 1985 году. Кроме того, Мир Иешива, один из крупнейших центров раввинских исследований сегодня и единственная европейская ешива, пережившая Холокост, выжила в результате этих событий.

Помощь Инузуки в спасении еврейских беженцев из оккупированной нацистами Европы была признана Союзом ортодоксальных раввинов США, что спасло его от суда как военного преступника. Он основал Японо-израильскую ассоциацию и был президентом до своей смерти в 1965 году.

Популярные сообщения

Существует мало свидетельств того, что японцы когда-либо задумывались о еврейском государстве или Еврейская автономная область, созданная Советским Союзом в 1934 году. В 1979 году раввин Марвин Токайер и Мэри Шварц написали книгу под названием «План Фугу». В этом частично вымышленном рассказе Токайер и Шварц дали название «План Фугу» меморандумам 1930-х годов. Они утверждают, что план, который его сторонники рассматривали как рискованный, но потенциально полезный для Японии, был назван в честь японского слова, означающего рыба фугу, деликатес, который может быть смертельно ядовитым при неправильном приготовлении. (Меморандумы на самом деле не назывались Планом Фугу по-японски.) Токайер и Шварц основывают свои утверждения на заявлениях капитана Коресигэ Инузука и утверждают, что такой план впервые обсуждался в 1934 году, а затем был утвержден в 1938 году. при поддержке таких известных людей, как Инузука, Исигуро Широ и Норихиро Ясуэ ; однако подписание Тройственного пакта в 1940 году и другие события помешали его полной реализации.

Бен-Ами Шиллони, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, подтвердил утверждения, на которых Токайер и Шварц основывали свои претензии, были вырваны из контекста, и что перевод, с которым они работал был некорректным. Точку зрения Шиллони также поддерживает Киёко Инузука (жена Коресигэ Инузука ). В «Евреи и японцы: успешные аутсайдеры» он задавался вопросом, задумывались ли когда-нибудь японцы о создании еврейского государства или еврейской автономной области.

См. Также
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:21:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте