Иезуитская редукция были типом поселений для коренных народов, особенно в Риу-Гранди-ду-Сул в Бразилии, Парагвае и соседней Аргентине в Южной Америке, основанные Орден иезуитов в начале 17 века и ликвидирован в 18 веке с запретом ордена иезуитов в нескольких европейских странах. Впоследствии это было названо экспериментом «социалистической теократии» или редким примером «мягкого колониализма ».
В своих недавно приобретенных южноамериканских владениях Испанская и Португальская империи приняли стратегию объединения коренного населения в общины, названную «индейским сокращением "(испанский : reducciones de indios) и португальский :" redução "(множественное число" reduções ""). Целью сокращения было привить христианство и Европейская культура. Светские, а также религиозные власти создали «сокращения».
Иезуитские сокращения были христианскими миссиями, которые успешно распространились на территории, граничащей с границами современного Парагвая, Бразилия и Аргентина (тройная граница) среди гуарани народов. Сокращение часто называют миссиями Рио-де-ла-Плата. Иезуиты предприняли попытку создать «государство в государстве», в котором коренные народы в условиях сокращения, руководимые иезуитами, оставались бы автономными и изолированными от испанских колонистов и испанского владычества. Привлечение туземцев к сокращению было той защитой, которую они обеспечивали от порабощения и принудительного труда энкомьенд.
Под руководством иезуитов и местных касиков сокращения достигли высокой степени автономия в составе испанской колониальной империи. С использованием местной рабочей силы сокращение стало экономически успешным. Когда вторжения бразильских бандейрантов работорговцев поставили под угрозу существование сокращений, были созданы индийские ополчения, которые эффективно сражались против португальских колонистов. Однако непосредственно в результате подавления Общества Иисуса в нескольких европейских странах, включая Испанию, в 1767 году иезуиты были изгнаны из миссий гуарани (и Америки) по приказу испанского короля., Карл III. Так закончилась эпоха парагвайских сокращений. Причины изгнания были связаны больше с политикой в Европе, чем с деятельностью самих иезуитских миссий.
Сокращение иезуитов Рио-де-ла-Плата достигло максимальной численности 141182 человек в 1732 году в 30 миссиях в Бразилии, Парагвае и Аргентина. Сокращение иезуитских миссий в Чикитосе в восточной Боливии достигло максимальной численности в 25000 человек в 1766 году. Иезуитские сокращения в Льянос-де-Моксос, также в Боливии, в 1720 году численность населения достигла 30 000 человек. В Чикитосе первая редукция была основана в 1691 году, а в Льянос-де-Моксос - в 1682 году.
Иезуитские редукции широко восхвалялись как «социалистическая утопия» и «христианская» Коммунистическая республика », а также критиковали за« жесткое, суровое и тщательное регулирование »жизни индийского народа, которым они твердо управляли через посредников гуарани.
В 16-м веке священники различных религиозных орденов отправились на евангелизировать Америку, неся христианство в общинах коренных народов. Колониальные правительства и миссионеры согласовали стратегию объединения часто кочевого коренного населения в более крупные общины, называемые сокращениями, для более эффективного управления, налогообложения и евангелизации. Уменьшение обычно также рассматривалось как инструмент, побуждающий индийцев принять европейский образ жизни и ценности. В Мексике эта политика называлась congregación, а также принимала форму больниц Васко де Кирога и францисканских миссий Калифорнии. В португальской Бразилии сокращения были известны как aldeias. Юридически, при колониальном правлении, индейцы классифицировались как несовершеннолетние, фактически дети, которых европейские миссионеры защищали и направляли к спасению (обращению в христианство).
Иезуиты, официально основанные только в 1540 году, появились относительно поздно. прибывшие в Новый Свет примерно с 1570 года, особенно по сравнению с доминиканцами и францисканцами, и поэтому им приходилось смотреть на границы колонизации для миссий. Иезуитские сокращения возникли в начале семнадцатого века, когда епископ Лисаррага попросил миссионеров в Парагвай. В 1609 г., действуя по указанию Филиппа III, испанский губернатор Асунсьона заключил сделку с иезуитским провинциалом Парагвая. Иезуиты согласились основать деревушки в стратегических точках вдоль реки Парана, которые были населены индейцами и поддерживали отделение от испанских городов. Иезуиты должны были «пользоваться налоговыми каникулами в течение десяти лет», которые продлялись дольше. Эта стратегия миссии продолжалась 150 лет, пока иезуиты не были изгнаны в 1767 году. С точки зрения правительства, основная цель заключалась в том, чтобы защитить границу с сокращениями, на которых индейцы были представлены европейской культуре.
Карта современного штат Парана, Бразилия, регион Гуайра выделен коричневым цветом. Миссии иезуитов отмечены крестами. Все миссии были оставлены к 1638 году, и жители двинулись на юго-запад.В 1609 году три иезуита начали первое сокращение в Сан-Игнасио Гуасу на территории современного Парагвая. В течение следующих 22 лет иезуиты сосредоточили свое внимание на создании 15 миссий в провинции Гуайра, что соответствует двум третям западных территорий современного штата Парана Бразилии, расположенных на территории площадью более 100 000 квадратных километров (39 000 квадратных миль). Общее местное население этой области, вероятно, составляло около 100 000 человек.
Создание этих миссий было сопряжено с трудностями и опасностями. Шаманы гуарани сопротивлялись навязыванию новой религии, и до 7 иезуитов были убиты индейцами в течение первых нескольких лет после учреждения миссий. В 1618 году началась первая из серии эпидемий, которые распространились среди миссий и убили тысячи гуарани. Конгрегация гуарани в больших поселениях в миссиях способствовала распространению болезней. Тем не менее вскоре в миссиях проживало 40 000 гуарани. Однако десятки тысяч гуарани, живущих в том же регионе, остались за пределами миссий, живя традиционными методами и исповедуя свою традиционную религию.
Сокращения происходили на территории Португалии, и в 1628 году начались широкомасштабные набеги со стороны бандейранте работорговцев Сан-Паулу в миссиях и вне миссии гуарани. Бандейранты уничтожили множество миссий и уничтожили и рассеяли население миссии. Они рассматривали сокращение численности гуарани как возможность легче, чем обычно, захватывать рабов. Начиная с 1631 года и заканчивая в 1638 году иезуиты переместили оставшихся в живых после миссии, примерно 12000 человек, на юго-запад примерно на 500 километров (310 миль) в область, находящуюся под контролем Испании, которая в 21 веке разделена между Парагваем, Аргентиной и Бразилией. В этом районе уже были иезуитские миссии, и к беженцам из Гуайры присоединились также беженцы гуарани из Уругвая и Тапе (Риу-Гранди-ду-Сул, штат Бразилия), которые испытали аналогичные переживания.
В новых местах иезуиты установили 30 сокращений, которые вместе часто назывались миссиями Рио-де-ла-Плата. К 1641 году, несмотря на работорговцев и эпидемии, население гуарани миссий Рио-де-ла-Плата составляло 36 190 человек. В течение почти столетия после этого численность населения миссии неуклонно увеличивалась до максимума в 141 242 человека в 1732 году.
Непосредственной потребностью гуарани в 1640-х годах была защита от работорговцев. Иезуиты начали вооружать их, производя в миссиях ружья и порох. Они также добились разрешения испанской короны и некоторого количества оружия на создание ополченцев из индейцев для защиты сокращений от набегов. Бандейранты последовали за сокращением территории Испании, но в 1641 году ополчение гуарани победило армию из 1500 или более португальских работорговцев и тупи вспомогательных войск Индии в битве при Мбороре. В конечном итоге ополченцы насчитывали до 4000 солдат, и их кавалерия была особенно эффективной: они носили униформу европейского образца и были вооружены луками и стрелами, а также мушкетами.
Прошло более века, пока в Мадридском договоре (1750 г.) испанцы не уступили португальским территориям, включая Misiones Orientales, сокращение теперь в Бразилии, угрожая снова подвергнуть индейцев более деспотической португальской системе. Иезуиты подчинились, пытаясь переселить население через реку Уругвай в соответствии с соглашением, но ополчение гуарани под командованием рожденного на миссии Сепе Тиараху оказало сопротивление в войне гуарани и победило испанцев. войска, обязывая их в 1754 году подписать перемирие в Гуарани - победа, которая помогла обеспечить окончательное поражение сокращений. То, что стало известно как Война сокращений, закончилось, когда более 3000 объединенных испанских и португальских войск подавили восстание в 1756 году, при этом потери гуарани (как в битвах, так и в последующих массовых убийствах) составили более 1500 человек.
Сокращения стали рассматриваться светскими властями как угроза и были захвачены растущими нападениями на иезуитов в Европе по не связанным с этим причинам. Экономический успех сокращений, который был значительным, хотя и не столь значительным, как часто описывалось, в сочетании с независимостью иезуитов стал причиной опасений. Редукции рассматривались некоторыми философиями как идеальные сообщества благородных дикарей и были восприняты как таковые Монтескье в его L'Esprit des Lois (1748) и даже Руссо, не друг церкви. Их интригующая история продолжает оставаться предметом некоторой романтизации, как в фильме Миссия (1986), история которого связана с событиями 1750-х годов, показанными в миниатюре.
Расположение наиболее важных сокращений испанских иезуитов (1631-1767) в Аргентине, Бразилии и Парагвае с нынешними политическими раздорамиКогда иезуиты были изгнаны из Испании В 1767 году сокращения постепенно утихли, став жертвами набегов рабов или поглощаясь европейским обществом. Некоторые из сокращений по-прежнему заселены как города, в то время как большинство из них было заброшено и осталось только в виде руин. Кордова, Аргентина, крупнейший город, связанный с сокращениями, был нетипичным как испанское поселение, которое существовало до иезуитов и функционировало как центр присутствия иезуитов с центром новициата и колледж, который сейчас является местным университетом. Миссию Кордовы взяли на себя францисканцы в 1767 году. Многие из них были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе шесть из иезуитских миссий в Чикитос в Боливии и другие в Бразилии, Аргентине. и Парагвай. Существуют также два креольских языка, лингуа гераль и нхенгату, происходящих от сокращений и основанных на гуарани, тупи и португальском языке.
Расположение миссий Чикитос в БоливииУспех иезуитов в миссиях Рио-де-ла-Плата, Чикитос и Льянос-де-Моксос не дублировался миссиями среди многолюдных и воинственных Восточно-боливийские гуарани или чиригуано предгорья Анд. Иезуитская миссия среди чиригуано в 1767 году насчитывала только 268 обращенных.
Точно так же иезуиты не имели большого успеха среди народов Гуайкуру, нескольких кочевых племен, которые доминировали в Гран Чако
На пике сокращения в 18 веке насчитывалось около 40 различных общин в которых проживало более 150 000 индейцев, большинство из которых были гуарани, тупи, чикитос и членами различных этнических групп в Льянос-де-Моксо.
Пристройки планировались по стандартному плану: основные здания, такие как церковь, колледж и церковный двор, были сосредоточены вокруг широкой площади, а дома выходили на другие три стороны. В каждой деревне также был дом для вдов, больница и несколько складов. В центре площади был установлен крест и статуя покровителя миссии. Сокращениями управляли вожди коренных народов, которые служили губернаторами сокращений, но находились под контролем иезуитов. В сокращении было как минимум два иезуита, еще больше - для более крупных. Социальная организация сокращений часто описывалась как чрезвычайно эффективная; большинство из них были самодостаточными и даже производили излишки товаров, которые они продавали внешним общинам, что заложило основу веры в то, что иезуиты охраняют огромные богатства, полученные благодаря индийскому труду. Основными продуктами торговли были шкуры их крупного рогатого скота и yerba mate, листья, напоенные чем-то вроде чая. Первоначально их собирали из дикой природы, но позже начали культивировать. Некоторых индейцев обучали ряду ремесел и навыков, включая даже печатание для создания в основном религиозных текстов на языках коренных народов, некоторые из которых иллюстрированы гравюрами коренных художников. В действительности общины были экономически успешными, но вряд ли представляли собой важный источник дохода для ордена иезуитов. Степень, в которой иезуиты контролировали коренное население, за которое они несли ответственность, и степень, в которой они позволили местной культуре функционировать, являются предметом споров.
Церковь от сокращения Сан-Игнасио Мини в Аргентина.Основные здания, особенно церкви, часто представляли собой существенные постройки в стиле барокко, сделанные обученными местными мастерами и часто остававшиеся впечатляющими после более чем двух столетий заброшенности, хотя изысканные резные деревянные интерьеры в них исчезли. случаи. Первые постройки обычно выполнялись из дерева, которое иногда покрывали лепниной, имитируя каменную архитектуру барокко. Позже, если позволят ресурсы, последуют настоящие каменные постройки, иногда очень большие. У боливийских миссий есть лучшие сохранившиеся деревянные и глинобитные церкви. Отец Мартин Шмид (1694–1772), швейцарский иезуит, который был ведущей фигурой в редукциях, был одновременно архитектором и композитором, и ему обычно придают большое значение как более поздней архитектуре, так и замечательная музыкальная жизнь сокращений.
Руины нескольких миссий до сих пор остаются. Они были выложены в едином плане. Здания были сгруппированы вокруг центральной площади, церковь и склады с одного конца, а жилища туземцев в длинных бараках, образующих три другие стороны. У каждой семьи была своя отдельная квартира, но одна веранда и одна крыша обслуживали около сотни семей. Церкви были из камня или ценных пород дерева, с высокими башнями, тщательно продуманными скульптурами и богато украшенными алтарями, со скульптурами, привезенными из Италии и Испании. Кварталы священников, магазин, конюшни, оружейная, мастерская и госпиталь, также обычно из камня, образовывали внутреннюю площадь, примыкающую к церкви. Сама площадь представляла собой ровный участок травы, на котором паслись овцы. Местные дома иногда были из камня, но чаще из самана или тростника, с самодельной мебелью и религиозными изображениями, которые часто делали сами туземцы.
В меньших миссиях было два священника, тогда как в больших миссиях было больше. Население варьировалось от 2 000 до 7 000 человек. Утром детские гимны сопровождались мессой и завтраком, после чего рабочие приступили к своим обязанностям.
Иезуиты выстроили своих неофитов под звуки музыки, и в процессии к полям, со святым, несущимся высоко ввысь, община каждый день на восходе солнца шла своим путем. По пути через установленные промежутки времени были святыни святых, где они молились и пели гимны между святынями. По мере того, как процессия продвигалась, она постепенно становилась все меньше, так как группы индейцев отправлялись работать на различные поля, и, наконец, священник и послушник с музыкантами вернулись одни.
В полдень каждая группа собралась для Angelus, после пришедший обед и сиеста ; Затем работа возобновилась до вечера. После ужина настали розарий и сон. В дождливые дни они работали в помещении. Частые фестивали с фальшивыми боями, фейерверками, концертами и танцами оживляли общину.
Помимо главной фермы, каждый мужчина обычно имел свой сад, занимаясь сельским хозяйством, животноводством и выращиванием мате. Иезуиты познакомили свои общины со многими европейскими ремеслами и искусствами. Хлопковые ткачи, кожевники, плотники, портные, шляпники, бондарники, судостроители, серебряники, музыканты и мастера по изготовлению музыкальных инструментов, художники и токари иногда встречаются. У них также были принтеры, и рукописи также были изготовлены путем ручного копирования.
Товары, которые производились в миссиях, в том числе скот, продавались в Буэнос-Айрес и другие рынки под присмотром священников. Заработанная выручка была разделена между общим фондом, работниками и иждивенцами.
Большое внимание уделялось образованию, поскольку раннее обучение считалось ключом к будущему успеху. Большая часть обучения велась на гуарани, который по-прежнему был преобладающим языком в стране, но преподавали также испанский.
Год | Население | Комментарии |
---|---|---|
1641 | 36,190 | |
1700 | 86,173 | Устойчивый рост с 1647 года |
1732 | 141,242 | Наибольшее сокращение численности населения |
1740 | 73,910 | Уменьшение населения из-за эпидемии |
1768 | 88,864 | Иезуиты изгнаны |
1801 | 45,637 | Снижение упадка |
Интерьер деревянной церкви в Консепсьоне, Санта-Крус, Боливия
Роспись из дерева рельеф в той же церкви
Фрагмент глинобитного фасада в Сан-Хавьер, Луфло-де-Чавес, Санта-Крус, Боливия
Фрагмент алтаря ретабл в Сан-Мигель-де-Веласко, Санта-Крус
Викискладе есть медиафайлы, связанные с иезуитскими ограничениями. |