Хесус Мостерин (24 сентября 1941 г. - 4 октября 2017 г.) был лидером Испанский философ и мыслитель широкого спектра, часто находившийся на стыке науки и философии.
Он родился в Бильбао в 1941 году. Учился в Испании, Германии и США. Профессор логики и философии науки в Университете Барселоны с 1983 года, он основал там действующую кафедру логики, философии и истории науки. С 1996 года он был профессором-исследователем в Национальном исследовательском совете Испании (CSIC). Он является научным сотрудником Центра философии науки в Питтсбурге и членом нескольких международных академий. Он сыграл решающую роль во внедрении математической логики, аналитической философии и философии науки в Испании и Латинской Америке. Помимо своих академических обязанностей, он выполнял важные функции в международной издательской индустрии, особенно в группах Salvat и Hachette. Он принимал активное участие в защите дикой природы и ее защите в СМИ. Он умер 4 октября 2017 года от мезотелиомы плевры, вызванной воздействием асбеста.
Мостерин получил свое первоначальное логическое образование в Институте математической логики унд Grundlagenforschung в Мюнстере (Германия). Он опубликовал первые современные и строгие учебники логики и теории множеств на испанском языке. Он работал над темами логики первого и второго порядка, аксиоматической теории множеств, вычислимости и сложности. Он показал, как единообразную оцифровку каждого типа символического объекта (например, хромосом, текстов, изображений, фильмов или музыкальных произведений) можно рассматривать как реализацию определенной позиционной системы нумерации. Этот результат придает точный смысл представлению о том, что набор натуральных чисел составляет универсальную библиотеку и действительно универсальную базу данных. Мостерин отредактировал первое издание полного собрания сочинений Курта Гёделя на любом языке. Вместе с Томасом Бонком он редактировал неопубликованную книгу Рудольфа Карнапа по аксиоматике (на немецком языке). Он также углубился в исторические и биографические аспекты развития современной логики, как показано в его оригинальных работах о жизнях Готтлоба Фреге, Георга Кантора, Бертрана Рассела., Джон фон Нейман, Курт Гёдель и Алан Тьюринг, переплетенные с формальным анализом их основных технических достижений.
Карл Поппер попытался установить критерий разграничения науки и метафизики, но спекулятивный поворот, сделанный некоторыми достижениями в теоретической физике, снова усложнил проблему. Мостерин был озабочен вопросом надежности теорий и утверждений. Он проводит различие между стандартным ядром научной дисциплины, которое в определенный момент времени должно включать только относительно надежные и эмпирически подтвержденные идеи, и окружающим его облаком спекулятивных гипотез. Часть теоретического прогресса заключается во включении недавно проверенных гипотез облака в стандартное ядро. В этой связи он проанализировал такие эпистемологические понятия, как обнаружение и наблюдение. Наблюдение, но не обнаружение, сопровождается осознанием. Обнаружение всегда обеспечивается технологическими инструментами, но наблюдение только иногда (например, очки для зрения). Сигналы, получаемые детекторами, должны быть преобразованы в типы энергии, доступные нашим чувствам. Следуя пути, открытому Патриком Суппесом, Мостерин уделил много внимания структуре метрических концепций из-за их незаменимой посреднической роли на стыке теории и наблюдения, где проверяется надежность. Он также внес вклад в изучение математического моделирования и ограничений аксиоматического метода при описании структур реального мира. Реальный мир чрезвычайно сложен, и иногда лучшее, что мы можем сделать, - это применить метод теоретической науки: подобрать в теоретико-множественной вселенной математическую структуру, имеющую некоторые формальные сходства с интересующей нас ситуацией, и использовать ее. как модель этой части мира. Вместе с Роберто Торретти, Мостерин написал уникальный всеобъемлющий энциклопедический словарь логики и философии науки.
Помимо активного участия в текущих дискуссиях по эволюции Теория и генетика, Мостерин также занимался такими вопросами, как определение самой жизни или онтология биологических организмов и видов. Следуя по стопам Аристотеля и Шредингера, он задавал простой вопрос: что такое жизнь? Он проанализировал основные предложенные определения, основанные на метаболизме, воспроизводстве, термодинамике, сложности и эволюции, и обнаружил, что все они отсутствуют. Верно, что все организмы на Земле имеют много общих характеристик, от кодирования генетической информации в ДНК до хранения энергии в АТФ, но эти общие черты просто отражают наследование от общего предка, который, возможно, приобрел их случайным образом. С этой точки зрения наша биология - это узкая наука о жизни на Земле, а не универсальная наука о жизни в целом. Такая общая биология кажется невозможной, пока мы не обнаруживаем и не узнаем другие формы жизни в галактике (если они существуют). Что касается онтологического тезиса Майкла Гизелина и Дэвида Халла об индивидуальности биологических видов, Мостерин показывает, что они не являются ни классами, ни индивидуумами в обычном значении этих слов. Он пытается расширить и уточнить имеющиеся концептуальные рамки дискуссии. В частности, он демонстрирует формальную эквивалентность теоретико-множественного и мереологического (или частичного и индивидуального) подхода, так что все, что можно сказать о классах, может быть переведено на жаргон отдельных лиц и наоборот. Все эти опасения сходятся в его недавней философии животного мира, в которой онтология животных как парадигматических индивидов сочетается с идеями и результатами биологических исследований. Эта общая теория животных обеспечивает прочную основу для развития антропологии, задуманной как наука о человеческих приматах.
Роль нашего научного образа Вселенной в рациональном Мировоззрение всегда привлекало внимание Мостерина. Он посвятил много работы эпистемическому анализу космологических теорий и надежности их утверждений. Вместе с Джоном Эрманом он предпринял тщательный критический обзор парадигмы космической инфляции. Эрман и Мостерин заключают, что, несмотря на широко распространенное влияние инфляционной парадигмы и тот факт, что она не противоречит каким-либо известным результатам, пока нет веских оснований для включения какой-либо из моделей инфляции в стандартное ядро научной космологии. Он также имел дело с ролью спекуляции в космологии. В частности, Мостерин показал множественные недоразумения, лежащие в основе так называемого антропного принципа и использования антропных объяснений в космологии. Мостерин заключает, что «в своей слабой версии антропный принцип - это всего лишь тавтология, которая не позволяет нам что-либо объяснять или предсказывать то, чего мы еще не знали. В своей сильной версии это беспричинная спекуляция ". Мостерин также указывает на ошибочные «антропные» выводы из предположения о бесконечности миров к существованию такого, как наш:
«Предположение о том, что бесконечность объектов, характеризуемых определенными числами или свойствами, подразумевает существование среди них объектов. с любой комбинацией этих чисел или характеристик [...] ошибочно. Бесконечность вовсе не означает, что какое-либо расположение присутствует или повторяется. [...] Предположение, что все возможные миры реализуются в бесконечной вселенной, эквивалентно утверждению, что любой бесконечный набор чисел содержит все числа (или, по крайней мере, все числа Гёделя [определяющих] последовательностей), что, очевидно, неверно.. »
Кант отличал теоретический разум от практического. Теоретик рациональности Хесус Мостерин проводит параллельное различие между теоретической и практической рациональностью, хотя, по его мнению, разум и рациональность не одно и то же: разум - это психологическая способность, а рациональность - это стратегия оптимизации. Люди не рациональны по определению, но они могут мыслить и вести себя рационально или нет, в зависимости от того, применяют ли они, явно или неявно, стратегию теоретической и практической рациональности к мыслям, которые они принимают, и к действиям, которые они совершают. Теоретическая рациональность имеет формальный компонент, который сводится к логической последовательности, и материальный компонент, который сводится к эмпирической поддержке, опирающейся на наши врожденные механизмы обнаружения и интерпретации сигналов. Мостерин различает непроизвольное и неявное убеждение, с одной стороны, и добровольное и явное принятие, с другой. Правильнее сказать, что теоретическая рациональность регулирует наши приятия, чем наши убеждения. Практическая рациональность - это стратегия, позволяющая прожить жизнь как можно лучше, максимально приближаясь к своим самым важным целям и своим предпочтениям. Практическая рациональность также имеет формальный компонент, который сводится к байесовской теории принятия решений, и материальный компонент, укорененный в человеческой природе (наконец, в нашем геноме).
Интерес Мостерина к дикой природе привел на раннее сотрудничество с Феликсом Родригесом де ла Фуэнте, известным испанским натуралистом и режиссером-документалистом, для повышения осведомленности общественности и понимания дикой природы; это включало успешную энциклопедию фауны. В отличие от всех зрелищ жестокости, Мостерин занял твердую позицию против корриды. Он внес решающий вклад в дискуссию, приведшую к запрету корриды в Каталонии (Испания) в 2010 году. Впоследствии он опубликовал две книги, анализирующие эту жестокую традицию и предлагающие разрушительное опровержение всех предложенных попыток ее оправдания. Как почетный президент испанского проекта «Великие обезьяны», он сотрудничал с Питером Сингером в защите определенных минимальных законных прав человекообразных обезьян. Решительно отвергая все формы грубой жестокости по отношению к животным, Мостерин придерживается реалистической точки зрения в спорах об использовании животных в исследованиях и питании, принимая во внимание различные аспекты проблем и настаивая на соблюдении обязательных стандартов забота о животных. Он предлагает исключить ненужные и болезненные эксперименты, отменить промышленное земледелие, основанное на ограничении свободы, которое не позволяет животным проявлять свое генетически запрограммированное поведение, и прекратить особенно разрушительные и жестокие формы коммерческого рыболовства, такие как донное траление. Что касается мяса в будущем, Мостерин предполагает, что стейки могут быть выращены in vitro из стволовых клеток.
Как моральный философ, Мостерин не верит в существование внутренних или естественных прав (ни для животных в целом, ни для людей в частности), но он считает, что любое политическое общество может создавать права посредством законодательных действий. Следуя Юму и Дарвину и принимая во внимание результаты Джакомо Риццолатти на зеркальных нейронах, Мостерин предполагает, что наша врожденная способность к состраданию, подпитываемая знаниями и сочувствием, является более прочным основанием для нравственного рассмотрения нечеловеческих животных, чем абстрактные и неопровержимые рассуждения о внутренних правах. Это соответствует его акценту на значимости моральных эмоций (например, сострадания) для этики, что в некоторой степени сопоставимо с ролью восприятия в эмпирической науке.
Современная либеральная демократия - это компромисс между идеалы-близнецы свободы и демократии. Мостерин подчеркивает их различия: свобода сводится к тому, чтобы делать то, что я хочу делать; демократия, чтобы делать то, что (большинство) другие хотят, чтобы я делал. Отвергая как запутанное метафизическое понятие свободы воли, он сосредотачивается на политической свободе, отсутствии принуждения или вмешательства со стороны других в мои личные решения. Из-за склонности к насилию и агрессии, которые скрываются в человеческой природе, некоторые ограничения свободы необходимы для мирной и плодотворной общественной жизни, но чем больше свободы мы получаем, тем лучше. В частности, нет рациональных оснований для ограничения культурных свобод (языка, религии и обычаев) во имя нации, церкви или партии. С этой точки зрения Интернет представляет собой гораздо более привлекательную модель, чем устаревшее национальное государство или националистические движения. Мостерин считает, что национальное государство несовместимо с полным развитием свободы, расцвет которой требует реорганизации мировой политической системы по космополитической линии. Он предлагает мир без национальных государств, территориально организованный в небольшие автономные, но не суверенные кантональные государства, дополненный сильными мировыми организациями.
21-е Столетие стало свидетелем энергичного возрождения идеи человеческой природы в руках таких авторов, как Эдвард Уилсон, Стивен Пинкер и Хесус Мостерин. Успешное секвенирование генома человека и продолжающиеся исследования функций генов и регуляторных последовательностей вместе с пониманием работы мозга придали новую актуальность и значение этому классическому понятию. По словам Мостерина, природа нашего вида Homo sapiens - это информация, переданная генетически и присутствующая в геноме человека (в генетическом пуле). Ваша индивидуальная природа заключается в вашем собственном геноме, присутствующем в хромосомах ваших клеток. Человеческий геном имеет слоистую структуру и (до определенной степени) повторяет историю нашего человеческого происхождения. Самые древние и самые глубокие слои нашей природы представляют собой жизненные функции, общие для всей жизни на Земле. Последующие слои отражают более поздние новинки. Новейшие слои посвящены самым последним достижениям, таким как двуногие, хватка точности, большая кора головного мозга, язык и другие абстрактные или рекурсивные когнитивные процессы. Мостерин занимался методами и критериями отличия естественных и культурных аспектов человеческих способностей и поведения и обеспечил прочную основу для теоретической антропологии. Он также участвовал в обсуждении и разъяснении биоэтических вопросов, таких как исследования эмбриональных стволовых клеток, контроль рождаемости, аборты и эвтаназия, всегда придерживаясь научной точки зрения и выступая за свободу человека.
Опираясь на широкое понимание культуры, вызванное культурной антропологией, археологией и биологией, Мостерин разработал новое философское понимание того, что такое культура, где он локализован и как он развивается во времени. Человеческая природа - это информация, как и человеческая культура, но обе они отличаются разными способами передачи: в то время как природа передается генетически и кодируется в геноме, культура передается через социальное обучение и кодируется в мозге. Только у людей есть мозг, и только у них есть культура. Разговор о коллективных культурах следует понимать как статистический артефакт для разговора о множественности индивидуальных культур. Набор элементарных фрагментов культуры (также известных как мемы, культурные варианты или культурные черты), кодируемых как нейронные цепи в долговременной памяти человека, составляет культуру этого человека. В соответствии с различными вариантами использования слова «культура» на обычном и научном языке, Мостерин определяет несколько понятий коллективной культуры, начиная от культурного пула (объединение культур всех индивидуумов группы) и заканчивая единой культурой (пересечение всех эти культуры). В 2009 году он завершил тщательный анализ движущих сил культурных изменений, уделяя особое внимание роли Интернета и другим факторам информационных технологий. Он считает, что сохранение свободы и эффективности Интернета имеет решающее значение для будущего процветания человеческой культуры.
Поклонник свежести и ясности «Истории западной философии» Бертрана Рассела, предисловие к которой он написал, а также критик некоторых Из-за ее недостатков Мостерин предпринял амбициозный план - самостоятельно написать универсальную историю мысли, не только западной, но также азиатской и даже архаической. Его серия книг по Historia del Pensamiento направлена на охват всех основных интеллектуальных традиций с междисциплинарного подхода, имеющего дело одновременно с развитием философии, науки и идеологии. Анализ идей является критическим и бескомпромиссным, сочетая строгость с ясностью и простым языком. Кроме того, он вникает в аргументы и, не колеблясь, выявляет их возможные недостатки.
Некоторые книги серии посвящены, например, архаической мысли, Аристотелю и философии Индии. Исследование архаической мысли касается главным образом интеллектуального вклада древней Месопотамии, хорошо задокументированного в клинописных текстах. Аристотель представлен не только как философ, но и как выдающийся ученый в различных областях. Том об Индии, помимо лингвистики и математики, содержит краткое изложение основных философских школ, от Упанишад, джайнских и буддийских разработок до Адвайта-веданты Шанкары, что явно привлекает автора.
Три последних тома серии, посвященные иудеям, христианам и мусульманам, посвящены различным традициям монотеизма. Еврейская традиция преподносится как источник других. Не обошли стороной и еврейские мифы, но глубоко сочувственно относятся к таким важным мыслителям, как Маймонид (бен Маймон), Спиноза и Альберт Эйнштейн. Книга о христианах - самая большая из серии. Иисус представлен как типичный еврей. Большинство первоначальных христианских идей исходят от Павла, а не от Иисуса. После того как Константин стал чем-то вроде христианина, богословские дискуссии по таким вопросам, как Святая Троица, были решены силой. Интеллектуальный вклад основных христианских мыслителей (таких как Августин, Фома Аквинский и Лютер ) анализируется и оценивается, но также освещаются великие исторические процессы, такие как крестовые походы, университеты, Реформация и Контрреформация. Меньше внимания уделяется последним двум столетиям, поскольку Мостерин считает, что в этот период христианство отделилось от всех новых достижений в науке и философии, и христианские идеи стали все более неактуальными. Книга, посвященная исламу, предлагает критическое описание формирования Корана и истории мусульманского права, теологии, суфизма, философии, математики и эмпирических наук. Особое внимание уделяется основным мыслителям периода расцвета исламской цивилизации (VIII-XII вв.), Таким как Авиценна, Аверроэс, Омар Хайям и Аль-Хорезми. Освещение современного периода более поверхностно, но актуально, поскольку Мостерин рассматривает арабские революции 2011 года и дает свою собственную оценку реальных исламских дилемм.