Вице-адмирал. Ежи Влодзимеж Свирский | |
---|---|
Ежи Свирский, командующий ВМС Польши около 1943 года | |
Родился | 5 апреля 1882 г.. Калиш, Польша |
Умер | 12 июня 1959 г. (1959-06-12) (77 лет). Лондон, Великобритания |
Приверженность | Российской Империи до 1918 г.,. Польша и. Великобритания |
Служба / филиал | ВМС Польши. Польские морские пехотинцы под Королевский флот |
Годы службы | 1902–1947 |
Звание | Вице-адмирал |
Занимаемые командования | Главный штурман Черноморский флот (Императорский флот России ). Начальник военно-морских операций (Украинская Народная Республика ). Контр-адмирал (Польский флот). Начальник Управления ВМС Польши. Вице-адмирал ВМС Польши |
Сражения / войны | Русская революция, Первая мировая война, Мировая Вторая война |
Награды | Кавалер ордена Бани. Большой крест ордена r of Polonia Restituta. Золотой крест за заслуги. Орден Святого Станислава (Польша). Орден Креста Свободы (Финляндия). Великий офицер ордена Почетного легиона (Франция). Орден Святого Владимира (Российская Империя). Орден Святой Анны (Российская Империя). Орден Меча (Швеция). Морской Орден (Франция) |
Ежи Влодзимеж Свирски (5 апреля 1882, Калиш - 12 июня 1959, Лондон) был польским вице-адмиралом и офицером Российского Императорского флота, а затем Польского флота. В качестве начальника военно-морского командования Польши (1925-1947) он был членом элитной группы высокопоставленных польских военно-морских офицеров иностранных флотов, которые стали членами-основателями восстановленных военно-морских сил недавно независимой Польши после Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны, польские военно-морские силы под его командованием были включены в Королевский флот и внесли значительный вклад в успех британской морской войны. Он особенно поссорился с польским премьер-министром в изгнании времен войны генералом Сикорским, но был поддержан англичанами и выжил на своем посту. Он был назначен Почетным кавалером ордена Бани .
Он родился в семье военного 5 апреля 1882 года в Калише, в русском разделе Польши. Его отец, выпускник Московского кадетского корпуса, был офицером Российской Императорской Армии. Свирский учился в Школе кадетских корпусов морской пехоты в Санкт-Петербурге с 1889 по 1902 год. Он окончил курс штурманов.
Ас. в 1902 г. вступил в ряды Российского Императорского Флота в звании Гардемарин. Первоначально он был вахтенным офицером и младшим штурманом на крейсере Аскольд. С 1905 года служил в Черноморском флоте вахтенным офицером на эсминце Ростислав, на минном заградителе типа [ru ] и на фрегате ,. Позже занимался постановкой мин и штурманом крейсера Памят Меркурия. В течение 1908 года он был кратковременным офицером-офицером минного заградителя Кронштадта. Между 1909 и 1911 годами он вернулся на «Памят Меркурия» в качестве штурмана, а также на «Евстатие». Впоследствии он служил штурманом российской торпедной дивизии и командиром торпедного катера «Стремительный». В 1912 году прошел путь до штурмана флагмана бригады морских эсминцев. С 1914 г. - член Учебной комиссии Черноморского флота.
На протяжении Первой мировой войны он был штурманом Черноморского флота, дослужившись в 1917 году до звания капитан, затем командующий флотом.
. В 1918 г. назначен начальником военно-морских операций ВМФ Украинской Народной Республики и министром военно-морских дел Украинской Народной Республики. В том же году он получил звание контр-адмирала Украинского Гетманщины.
Перед окончанием военных действий, в декабре 1917 г., он вступил в контакт с польскими организациями. Стал активным членом «Польского дома» в Севастополе. После падения Украинской Народной Республики он уехал в Польшу, где присоединился к Лиге обновления польского флота, а затем отправился во Францию, где работал в Национальном комитете Польши.
В В 1919 году он вступил в польскую армию и был интегрирован в Департамент по морским делам в Варшаве, став главой организационного отдела. В июле 1920 года он был заместителем начальника Управления по морским делам и исполнял обязанности начальника с 6 августа по 5 сентября 1920 года. С сентября 1920 года он был командующим прибрежными войсками Выбжеже Морское, базировавшимися в Пуцке. В январе 1921 года он был утвержден в чине полковника ВМФ, а в апреле стал членом морской пехоты. В феврале 1921 г. дослужился до командира. В мае 1922 года он был утвержден в звании с ретроспективным признанием выслуги лет с июня 1919 года в морской пехоте. 24 ноября 1922 г. польский премьер и начальник штаба подтвердили свой статус с 1 января 1922 г. начальника флота, базирующегося в Пуцке. В августе 1924 года он переехал с командованием флота в Грабувек, Гдыня.
. В мае 1925 года президент Польши Станислав Войцеховский освободил его от командования флотом и назначил начальником морских операций в Варшава. В 1931 г. ему присвоено звание контр-адмирала. От имени польского казначейства он подписал контракты на закупку военно-морского эсминца эсминца, подводных лодок, а в 1938 году - минного заградителя, ОРП «Гриф».
ORP Gryf (1936)5 сентября 1939 года Свирский и его сотрудники выехали из Варшавы в Пиньск, но из-за сильных бомбардировок перебрались на границу в Куты и перешли в Румынию, прибыв в Париж 6 октября. Он доложил генералу Сикорскому и представил ему стратегию развертывания польской морской пехоты. Они включали сохранение польского флота как политической и военно-морской силы, включая торговый флот, сбор персонала, организацию военного транспорта во Франции и консолидацию ресурсов. Став в октябре 1939 года начальником управления польского флота, в декабре Сикорский признал роль, которую сыграл польский флот в войне, и приказал сосредоточить военно-морские дела под командованием его начальника Ежи Свирского. Это означало, что впервые польский флот стал независимым от армии. В 1940 году после падения Франции военное министерство Польши было эвакуировано в Соединенное Королевство, которое стало военной базой Польского правительства в изгнании.
18 ноября 1939 года правительства Великобритании и Польши подписали англо-польское военно-морское соглашение и протокол, в котором излагались способы взаимодействия их войск. Свирки был одним из подписантов англо-польского военного союза, вместе с начальником штаба генерал-лейтенантом Владиславом Сикорским и послом Эдвардом Бернардом Рачиньским. В общих чертах, польские корабли будут действовать в составе Королевского флота, но под своим собственным командованием. В записке от 6 июня 1940 г. говорилось, что:
«Отряд ВМС Польши, состоящий в настоящее время из трех эсминцев, двух подводных лодок и одного корабля-хранилища, действует совместно с Королевским флотом. Корабль-склад ORP Gdynia базируется в Плимуте; два эсминца, ORP Błyskawica и Burza, входят в состав 1-й флотилии эсминцев, а третий ORP Garland вскоре присоединится к Средиземному морю, а две подводные лодки, ORP Orzeł и Wilk, войдут во 2-ю флотилию подводных лодок ".
В отличие от польской армии и авиации, которые в значительной степени пострадали в результате нападения на Польшу, а выжившие были брошены в битву за Францию в 1940 году и понесли тяжелые потери, польский флот изначально не испытывал недостатка в рабочая сила. Три эсминца, две подводные лодки и два учебных корабля, все полностью укомплектованные, достигли Великобритании. Кроме того, в составе польских купцов были резервисты и другие моряки, которых можно было призвать. На учебных кораблях были офицеры-инструкторы и молодые курсанты-офицеры. Всего около 800 офицеров и других званий приступили к военно-морской службе, базирующейся в Великобритании.
Вице-адмирал Свирски с экипажем ОРП «Пиорун» после битвы с БисмаркомКогда в 1940 году военно-морское командование, под руководством Ежи Свирского, переведенного из Парижа в Лондон, были созданы два административных подразделения: Северное командование, базирующееся в Гриноке, и Южное командование, базирующееся в Девонпорте. Позже, когда польские военно-морские силы увеличились до более чем 3000 человек, было сформировано Средиземноморское командование. В 1941 году, вскоре после его повышения до вице-адмирала, возникли разногласия между Свирским и Сикорским, которые решили его бросить. В результате и Свирский, и его заместитель командующий Кароль Корытовски лишились своих постов. Причиной увольнений был их стиль управления и снабжения в морской пехоте и особенно склонность Свирского к независимому мышлению. Поводом послужила якобы самоубийство командира подводной лодки ОРП Вильк и командира флотилии подводных лодок капитан-лейтенанта Богуслава Кравчика, выступавших против приоритетов адмирала в управлении.
Командир Тадеуш Моргенштерн-Подязд был вызван на замену Свирски, но в этом случае Свирский остался на своем посту, и Моргенштерн был утвержден его заместителем. Причина была в том, что Британское Адмиралтейство не могло найти никого достаточно компетентного, чтобы заменить его. Лояльность Жвирского к союзникам по Второй мировой войне должна была принести ему Орден Бани. В октябре 1942 года Моргенштерн ушел в отставку, и Корытовский вернулся к своей прежней роли.
После драматической смерти Сикорского в авиакатастрофе на Гибралтаре в июле 1943 года Свирский продолжил свою прежнюю роль.
После войны Свирский не вернулся в Польшу и остался в ссылке. Его считали выдающимся лидером людей и блестящим стратегом. В истории польских военно-морских сил он считается выдающимся офицером и воспитателем молодого офицерского корпуса. Среди его значительных достижений был его трехкомпонентный план по обеспечению устойчивости польских морских пехотинцев как сил обороны: 1. Стратегия создания эффективных морских сил (1925 г.), 2. Концепция польских морских пехотинцев, которые внимательно следят за ними и сотрудничают с ними. с Королевским флотом (1939) 3. Подготовка морской пехоты к послевоенной эффективности (1943). Он умер в июне 1959 года в Лондоне и похоронен там на Бромптонском кладбище.
Мемориальная доска в его честь была открыта в церкви Святого Архангела Михаила в Оксиве, Гдыня в 1983. Аналогичная доска была открыта на кладбище польских военно-морских сил в Гдыне в ознаменование 80-летия образования польской морской пехоты.
Памятная доска Ежи Жвирскому на кладбище польских военно-морских сил в Гдыне