Джелли Ролл Мортон

редактировать
Американский рэгтайм- и джазовый пианист, руководитель и композитор

Джелли Ролл Мортон
Мортон в 1918 году Мортон в 1918 году
Справочная информация
Имя при рожденииФердинанд Джозеф Ламот (возможно, по буквам Лемотт, ЛаМотт или Ламент)
Родился(1890-09-20) 20 сентября 1890 г.. Новый Орлеан, Луизиана, США
Умер10 июля 1941 (1941-07-10) (в возрасте 50 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США
ЖанрыДжаз, регтайм
Род занятийМузыкант, композитор, аранжировщик
ИнструментыФортепиано
Годы работы1900–1941
ЛейблыRCA Victor
Связанные действияRed Hot Peppers, New Orleans Rhythm Kings

Фердинанд Джозеф Ламот (20 сентября, c 1890 - 10 июля 1941), известный под профессиональным именем Джелли Ролл Мортон, был американским регтаймом и джазовым пианистом, руководителем оркестра и композитором. Мортон был первым аранжировщиком джаза, доказав, что жанр, основанный на импровизации, может сохранять свои основные характеристики при записи. Его композиция «Jelly Roll Blues », изданная в 1915 году, была одной из первых опубликованных джазовых композиций. Мортон также написал «King Porter Stomp », «Wolverine Blues », «Black Bottom Stomp » и «I Thought I Heard Buddy Bolden Say» last - дань уважения музыкантам Нового Орлеана начала 20-го века.

Заявление Мортона о том, что он изобрел джаз в 1902 году, подверглось критике. Музыкальный критик Скотт Яноу писал: «Джелли Ролл Мортон посмертно причинил себе много вреда, преувеличив свое достоинство... Достижения Мортона как одного из первых новаторов настолько обширны, что ему не нужно было распространять правду». Гюнтер Шуллер говорит о «гиперболических утверждениях Мортона», что «нет доказательств противного» и что «значительные достижения Мортона сами по себе обеспечивают разумное обоснование». В 2013 году Кэти Мартин опубликовала статью, в которой утверждала, что книга интервью Алана Ломакса выставила Мортона в негативном свете. Ломакс не согласился с тем, что Мортон был эгоистом. "Когда Джелли Ролла называли высшим эгоистом, он часто становился жертвой расплывчатых и мрачных репортажей. Если мы прочитаем слова, которые он сам написал, мы узнаем, что у него почти был комплекс неполноценности и что он создал свой собственный стиль джазового фортепиано. потому что «Все мои коллеги-музыканты гораздо быстрее манипулируют, - думал я, чем я, и я не чувствовал себя из их класса». Поэтому он использовал более медленный темп, чтобы обеспечить гибкость за счет использования большего количества нот, щепотку испанского языка, чтобы дать ряд правильных приправ, отказ от непрерывной игры тройной форте и многие другие моменты ». - Цитируется в John Szwed, Dr. Jazz.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Форма и состав
  • 3 Награды и награды
  • 4 Дискография
  • 5 Представление в других СМИ
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Биография

Jelly Roll Morton - Tiger Rag Мортон утверждал, что написал «Jelly Roll Blues» в 1905 году.

Мортон родился Фердинанд Джозеф Ламот в креольской общине в предместье Мариньи в районе Нового Орлеана около 1890 года, и он утверждал, что имел Родился в 1885 году. Оба родителя проследили свою креольскую родословную в четырех поколениях до 18 века. Дата и год рождения Мортона неизвестны, поскольку свидетельство о рождении ему никогда не выдавалось. Закон, требующий свидетельств о рождении для граждан, не применялся до 1914 года. Его родителями были Эдвард Джозеф (Мартин) Ламот, каменщик, и Луиза Херманс Монетт, домашняя прислуга. Его отец бросил мать, когда Мортону было три года (они никогда не были женаты). Когда его мать вышла замуж за Уильяма Мутона в 1894 году, Фердинанд принял фамилию отчима, переведя ее на английский язык на Мортон.

В четырнадцать лет Мортон начал играть на пианино в борделе. Он часто пел непристойные тексты и использовал прозвище «Jelly Roll», что было афроамериканским сленгом для обозначения женских гениталий. Работая там, он жил со своей прабабушкой, ходящей в церковь. Он убедил ее, что работает ночным сторожем на заводе по производству бочек. После того, как бабушка Мортона узнала, что он играет джаз в борделе, она отреклась от него за то, что он опозорил имя Ламот. «Когда моя бабушка узнала, что я играю джаз в одном из спорткомплексов района, она сказала мне, что я опозорил семью и запретил мне жить в этом доме... Она сказала мне, что дьявольская музыка обязательно принесет о моем падении.... Корнетист Рекс Стюарт вспомнил, что Мортон выбрал «псевдоним« Мортон », чтобы защитить свою семью от позора, если его опознают как« профессор »публичного дома»

Примерно в 1904 году Мортон начал гастролировать по югу Америки, работая в шоу менестрелей, таких как Шоколадные капли Уилла Бенбоу, азартные игры и сочинение песен. Его песни »Jelly Roll Blues "," New Orleans Blues "," Frog-I-More Rag "," Animule Dance "и" King Porter Stomp "были написаны в этот период. Страйд-пианисты Джеймс П. Джонсон и Уилли «Лев» Смит видел, как он выступал в Чикаго в 1910 году и в Нью-Йорке в 1911 году.

В 1912–1914 годах Мортон гастролировал с его подруга Роза Браун в роли водевиля перед l Я живу в Чикаго три года. К 1914 году он писал свои сочинения на бумаге. В 1915 году "Jelly Roll Blues" было одним из первых изданных джазовых произведений. Два года спустя он отправился в Калифорнию с лидером группы Уильямом Мануэлем Джонсоном и сестрой Джонсона Анитой Гонсалес. Танго Мортона «Жажда» было популярно в Голливуде. Его пригласили выступить в ночном клубе Hotel Patricia в Ванкувере, Канада. Писатель Марк Миллер описал свое прибытие как «длительный период путешествий в качестве пианиста, исполнителя водевиля, игрока, хастлера и, как гласит легенда, сутенера». Мортон вернулся в Чикаго в 1923 году, чтобы заявить о своем авторстве «Росомахи», ставшего популярным как «Блюз Росомахи ». Он выпустил первую из своих коммерческих записей, сначала в виде фортепианных роликов, а затем в записи, как в качестве солиста на фортепиано, так и с джазовыми группами.

В 1926 году Мортон подписал контракт с Victor Talking Machine Company, давая ему возможность пригласить хорошо отрепетированную группу для исполнения его аранжировок на студии звукозаписи Victor в Чикаго. Эти записи Джелли Ролл Мортон и его Red Hot Peppers включали Кид Ори, Омер Симеон, Джордж Митчелл, Джонни Сент-Сир, Барни Бигард, Джонни Доддс, Бэби Доддс и Эндрю Хилэр.

В ноябре 1928 года Мортон женился на Мэйбл Бертран, танцовщице, в Гэри, Индиана. Пара переехала в Нью-Йорк, где Мортон продолжал записываться для Виктора. Хотя у него были проблемы с поиском музыкантов, которые хотели бы исполнить его стиль джаза, он записывался с Омером Симеоном, Джорджем Баке, Альбертом Николасом, Барни Бигардом., Рассел Прокоп, Лоренцо Тио и Арти Шоу, трубачи Уорд Пинкетт, Буббер Майли, Джонни Данн и Генри «Ред» Аллен, Сидни Бечет, Пол Барнс, Бад Фриман, Попс Фостер, Пол Барбарин, Кози Коул и Затти Синглтон. Его нью-йоркские сессии не стали хитом.

Отчасти из-за Великой депрессии RCA Victor не продлил контракт Мортона на запись на 1931 год. Он продолжал играть в Нью-Йорке, но испытывал финансовые трудности. В 1934 году у него было короткое радио-шоу, затем он гастролировал в группе бурлеска. В 1935 году его 30-летняя композиция «King Porter Stomp » в аранжировке Флетчера Хендерсона стала первым хитом и эталоном свинга Бенни Гудмана., но Мортон не получал гонорара за записи.

В 1935 году Мортон переехал в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы стать менеджером и пианистом в баре, который в разное время назывался Music Box, Blue Moon Inn и Jungle. Гостиница, в Шоу, афроамериканском районе. Мортон был церемониймейстером, вышибалой и барменом. Владелец клуба разрешил своим друзьям бесплатный вход и напитки, что помешало Мортону добиться успеха в бизнесе. Во время краткого пребывания Мортона в Music Box фольклорист Алан Ломакс слышал, как он играет. В мае 1938 года Ломакс пригласил Мортона для записи музыки и интервью для Библиотеки Конгресса. Сессии были задуманы как короткие интервью с музыкальными примерами для исследователей из Библиотеки Конгресса, но сессии расширились до восьми часов, когда Мортон говорил и играл на фортепиано. Ломакс проводил более длинные интервью, делая заметки, но не записывая. Ломакса интересовали дни Мортона в Сторивилле, Новый Орлеан, и грубые песни того времени. Хотя Мортон не хотел их записывать, он обязал Ломакса. Из-за многообещающего характера песен некоторые записи Библиотеки Конгресса не были выпущены до 2005 года.

В этих интервью Мортон утверждал, что родился в 1885 году. Ученые Мортона, такие как Лоуренс Гуши, говорят что Мортон знал, что, если бы он родился в 1890 году, он был бы слишком молод, чтобы претендовать на звание изобретателя джаза. Однако Мортон, возможно, не знал своей реальной даты рождения, и остается вероятность, что он говорил правду. Он сказал, что Бадди Болден играл рэгтайм, но не джаз, - мнение, которое не разделяют некоторые современники Болдена в Новом Орлеане. Противоречия могут возникнуть из-за разных определений понятий «рэгтайм» и «джаз». Интервью были выпущены несколько лет спустя в виде коробки и выиграли две премии Грэмми. В том же году Мортон был удостоен награды Грэмми за заслуги перед жизнью.

В 1938 году Мортон получил ножевое ранение от друга владельца Music Box и получил ранения в голову и грудь. Близлежащая больница только для белых отказалась его лечить, так как в городе были отдельные учреждения по расовому признаку. Его перевезли в черную больницу подальше. Когда он был в больнице, врачи оставили лед на его ранах на несколько часов, прежде чем приступить к лечению. Его выздоровление от ран было неполным, и после этого он часто болел, и у него легко начиналась одышка. После этого случая его жена Мэйбл потребовала, чтобы они покинули Вашингтон. Обострение астмы отправило его на три месяца в больницу Нью-Йорка. Он продолжал страдать от респираторных заболеваний, когда поехал в Лос-Анджелес с намерением возобновить свою карьеру. Он умер 10 июля 1941 года после одиннадцатидневного пребывания в Главной больнице округа Лос-Анджелес..

По словам историка джаза Дэвида Гелли в 2000 году, высокомерие и «самоуверенная» личность Мортона оттолкнули так многих музыкантов, что лишь немногие из них. они присутствовали на его похоронах. Статья о похоронах появилась в выпуске DownBeat от 1 августа 1941 года и сообщила, что его гробами были Кид Ори, Матт Кэри, Фред Вашингтон и Эд Гарланд. Герцог Эллингтон и Джимми Лансфорд отсутствовали, хотя оба в то время появлялись в Лос-Анджелесе. Статья была воспроизведена в «Мистер Джелли Ролл» (University of California Press, 1950), биографии Мортона, написанной Аланом Ломаксом.

Форма и композиции

Фортепианный стиль Мортона сформировался из раннего среднего регтайма и «крика», которые также отдельно развились в нью-йоркскую школу степенного фортепиано. Игра Мортона также была близка к бочонку, из-за которого получалось буги-вуги.

. Мортон часто играл мелодию мелодии большим пальцем правой руки, одновременно играя гармонию над этими нотами пальцами правая рука. Это может добавить простоватый или «расстроенный» звук из-за игры уменьшенной пятой над мелодией. Эта техника все еще может быть признана принадлежащей Новому Орлеану. Мортон также ходил в мажоре и минорных шестых в басу вместо десятых или октав. Он играл базовые свинговые ритмы как левой, так и правой рукой.

Несколько композиций Мортона были музыкальными трибьютами ему самому, в том числе «Winin 'Boy», «The Jelly Roll Blues» (с подзаголовком «The Original Jelly-Roll»); и "Мистер Джелли Лорд". В эпоху биг-бэнда его «Король Портер Стомп», который Мортон написал несколько десятилетий назад, стал большим хитом для Флетчера Хендерсона и Бенни Гудмана ; он стал стандартом для большинства других свинговых оркестров того времени. Мортон утверждал, что написал некоторые мелодии, авторские права на которые принадлежат другим, в том числе «Alabama Bound » и «Tiger Rag ». «Sweet Peter», который Мортон записал в 1926 году, по-видимому, является источником мелодии популярной песни «All of Me », которую в 1931 году приписали Джеральду Марку и Сеймуру Саймонсу

Его музыкальное влияние продолжается в работах Дика Хаймана, Дэвида Томаса Робертса и Реджинальда Робинсона.

Награды и награды

Дискография

  • 1923/24 (Milestone, 1923–24)
  • Сессия Red Hot Peppers: Рождение горячих, классических сессий Red Hot Peppers (RCA Bluebird, 1926–27)
  • The Pearls (RCA Bluebird, 1926–1939)
  • Король джаза Нового Орлеана (RCA Bluebird, 1926–30)
  • Jelly Roll Morton: The Complete Library of Congress Recordings, Vols. 1–8 (8-CD Box Set) (Rounder, 2005)

Изображение в других СМИ

  • «Последняя ночь Джелли Ролла Мортона в таверне в джунглях: воображаемые воспоминания» (1984), автор: этномузыковед и фольклорист Сэмюэл Чартерс, украшающий ранние рассказы Мортона о его жизни.
  • В припеве And It Stoned Me, вступительного трека его основополагающего альбома 1970 года Moondance, ирландский певец и автор песен Ван Моррисон поет: «И это забросало меня камнями до глубины души, забросало камнями, как Джелли Ролл, и оно забросало меня камнями». Считается, что это отсылка к детским воспоминаниям о прослушивании записей Мортона своего отца.

См. Также

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Dapogny, James (1982). Фердинанд "Jelly Roll" Мортон: Собрание фортепианной музыки. Smithsonian Institution Press.
  • Гуши, Лоуренс (2010). Пионеры джаза: история креольского оркестра. Oxford University Press.
  • Ломакс, Алан (1950, 1973, 2001). Мистер Джелли Ролл. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22530-9.
  • Мартин, Кэти (2013). «Заботы мистера Ломакса, изобретателя« Изобретателя джаза »». Популярная музыка и общество 36.1 (февраль 2013 г.), стр. 30–39. DOI: 10.1080 / 03007766.2011.613225.
  • Парелес, Джон (1989). «Новоорлеанский соус для Джелли Ролл Мортон:« Он был первым великим композитором и мастером джаза », дань уважения Джелли Ролл Мортон». Нью-Йорк Таймс, 1989, сек. Искусство.
  • Pastras, Phil (2001). Блюз Мертвеца: Джелли Ролл Мортон, выход на запад. Калифорнийский университет Press.
  • Райх, Ховард; Гейнс, Уильям (2004). Блюз Джелли: Жизнь, музыка и искупление Джелли Ролла Мортона. Da Capo Press. ISBN 0-306-81350-5.
  • Рассел, Уильям (1999). О, мистер Джелли! Альбом для вырезок Jelly Roll Morton, Копенгаген: Jazz Media ApS.
  • Сзвед, Джон. «Доктор Джаз» (2005). Заметки на вкладыше к Джелли Ролл Мортон: Полная Библиотека записей Конгресса Алан Ломакс. Круглый штучный набор. 80-страничная иллюстрированная монография. Это эссе размером с книгу также доступно без иллюстраций на сайте Jazz Studies Online : John Szwed, Doctor Jazz: Jelly Roll Morton.
  • Wright, Laurie (1980). Мистер Джелли Лорд. Storyville Publications.

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Jelly Roll Morton.
Последняя правка сделана 2021-05-24 05:26:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте