Ефимия (Евфимия ) | |
---|---|
Родное имя | Елена Мрнявчевич |
Род занятий | Монахиня |
Национальность | Средневековый серб |
Известные работы | Царские двери занавес Хиландар ; Покрытие ковчега князя Лазаря |
Годы деятельности | 14 век |
супруг | Углеша Мрнявчевич |
Родственники | Войхна ( отец) |
Jefimija (сербская кириллица : Јефимија, сербское произношение: ; 1349–1405), светское имя Елена Мрнявчевич (сербская кириллица: Јелена Мрњавчеви, сербское произношение: or), дочь Войхны и вдова Йована Углеша Мрнявчевича считается первой сербской поэтессой. Ее «Оплакивание мертвого сына» и «Энкомиум» князя Лазаря известны в каноне средневековой сербской литературы. Плач, строго женская форма лирики, характерен для южнославянских языков (на сербском называется tužbalice), а длинные повествовательные плачи тесно связаны с героическими эпическими песнями (например, плач Ярсолавны в Сказке о полку Игореве ).
Ее светское имя было Елена. Она была дочерью Кесара Войхны из Драмы и женой Йована Углеши Мрнявчевича, другого средневекового сербского феодала. Она - трагическая и величественная фигура в сербской истории семьи Мрнявчевич. Она выросла при дворе своего отца, который был одним из главных должностных лиц короны. Воджина принимал участие в справедливой юрисдикции казначейства и был назван не просто королевским казначеем или казначеем казначейства, но и кесаром (эквивалент лорд-верховный казначей ) и служащим казначейства. (Обладатель поста кесара будет третьим по рангу великим офицером государства после Деспота и Севастократора). Ее отец обеспечил Елене достойное образование.
Трагические события ее жизни, кажется, являются источником вдохновения для ее литературных произведений, которые были выгравированы на золотых оборотах икон или вышиты на пеленах и церковных занавесах, а не написаны на пергаменте. Преждевременная смерть ее маленького сына Углеши, которая наступила вскоре после смерти ее отца Войхны, знаменовала начало трагедий, которые должны были постигнуть ее. Ребенок был похоронен вместе с дедом в сербском Хиландарском монастыре на горе Афон в Греции, куда женщинам входить запрещено. Сербский монастырь находился далеко от города Серрес, где Елена жила при дворе деспота Йована Углеши, ее мужа. Не имея возможности посетить могилу своего сына, она выгравировала свое плач на обратной стороне диптиха, двухпанельной иконы, которую епископ Серресский Теодосий преподнес в дар крещения. младенцу Углеше. Драгоценное произведение искусства, уже ценное благодаря золоту, драгоценным камням и красивой резьбе по дереву, стало бесценным после того, как на его обратной стороне была выгравирована жалоба Елены. Красота этого плача заключается в его простоте и сдержанном и высокомерном, но вполне очевидном материнском горе. Молодая мама признается, что не может не горевать. То, что было задумано как молитва за умершего ребенка, стало исповедью матери, неспособной скрыть свою внутреннюю боль за своего новорожденного. Выгравированные на иконах с изображением Матери и Сына, плач Елены об Угляше увековечил горе всех матерей, оплакивающих своих умерших детей.
1371 год принес еще одну трагедию в жизнь Елены. Ее муж Йован Углеша вместе со своими братьями Вукашином Мрнявчевичем и Гойко Мрнявчевичем собрали свои армии, чтобы попытаться остановить османскую угрозу, растущую на Балканах. Они встретили турок у реки Марица ; и в последовавшей битве при Марице двое братьев Мрнявчевич, а также большая часть их армий были убиты. К сожалению, современный исторический отчет о битве отсутствует. Согласно легенде, Вукашин был удивлен численным превосходством турок и решил разбить лагерь на ночь перед битвой. Османцы ждали и напали на сербские лагеря в ночном рейде и сумели добиться победы вопреки всему. Турецкое вторжение в Рашку и другие сербские феодальные провинции было отложено, но дорогой ценой - смертью Йована Углеши и его брата.
Личная трагедия Елены усилилась национальной трагедией. В двадцать два года она уже была вдовой - беспомощной и безутешной. Ей пришлось покинуть двор в Серресе и переехать в город Крушевац, тогдашнюю столицу Рашки, где она приняла гостеприимство двора князя Лазаря Гребеляновича и его жены. Милица Гребелянович. Незадолго до переезда в Крушевац Елена стала монахиней и взяла имя Ефимия.
В то время как при дворе Лазара Гребеляновича, Ефемия, которая, кажется, была искусна в вышивке, вышила занавеску, которую она отправлена в монастырь Хиландар в качестве подарка. Текст, вышитый на занавеске, не является оригинальной композицией Иефимии, а представляет собой сочетание отрывков из молитв Симеона Нового Богослова о Святом Причастии Симеона Метафраста и Святого Иоанн Златоуст. Это большой, красиво вышитый и украшенный занавес, который до сих пор хранится в монастыре Хиландар на горе Афон.
Трагическая битва при Марице в 1371 году была лишь прелюдией к роковому противостоянию между вторгшимися турецкими войсками во главе с султаном Мурадом I и сербских воинов во главе с князем Лазаром, которые проходили в 1389 году на поле Косово. Битву за Косово лучше всего можно описать как ничью, поскольку два лидера были убиты, а их армии уничтожены, или как поражение сербов, которые не могли оправиться от нее долгие годы. Для сербов Косовская битва ознаменовала начало почти пятивековой османской и Габсбургской оккупации сербских земель. Хозяин и защитник Джефемии, принц Лазар, был обезглавлен по приказу сына Мурада Баязида I. В очередной раз горе Ефимии усугубилась национальной трагедией из-за потери ее любимого и уважаемого друга. Свое горе она выразила в искусстве: вышила плащаницу для гроба Лазаря. На этой плащанице она вышила стихотворный текст оригинального творения, в котором она обращалась непосредственно к святому мученику, а не к Богу, как это было принято. Эта плащаница была завершена в 1402 году.
В 1405 году, незадолго до своей смерти, Ефимия вышила эпитафион. В тексте Мать оплакивает своего Сына, указывая на возможность того, что Ефимия на самом деле снова думала о своем собственном умершем сыне, работая над этой вышивкой, своей последней:
Литературные композиции Ефимии характеризуются тем, что она использует первое лицо и выражает конкретную и личную печаль и тревогу, а не абстракцию.
Эта несчастная мать и несчастная жена, сумевшая превратить свое горе в прекрасное искусство, умерла около 1405 года.
Она включена в 100 самые известные сербы.