граф. Жан де Лаборд. Почетный легион | |
---|---|
Имя при рождении | Жан Жозеф Жюль Ноэль де Лаборд |
Псевдоним (ы) | Конт Жан |
Родился | (1878-11-29) 29 ноября 1878 г.. Шантильи, Франция |
Умер | 30 июля 1977 г. ( 1977-07-30) (98 лет). Кастильон-ла-Батай |
Верность | Французская Третья Республика. Виши Франция |
Служба / филиал | Французский флот |
Годы службы | 1897-1943 |
Звание | Адмирал |
Командование |
|
Сражения / войны | |
Награды |
|
Супруг (ы) | Роза Мари Сальдо |
Жан де Лаборд (29 ноября 1878 г. - 30 июля 1977 г.) был французским адмиралом, чья долгая карьера началась в конце XIX века и продолжалась до Вторая мировая война, после которой он был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни. Пионер морской авиации во Франции, он был капитаном первого французского авианосца, получил множество наград и занимал множество высоких постов. Он наиболее известен своим последним военным актом, затоплением французского флота в Тулоне, после того, как он отказался приказать своему флоту присоединиться к союзникам во время немецкой оккупации Вишистской Франции в Второй мировой войне, которая разрушила его престиж и привела к его аресту и осуждению за измену.
Жан де Лаборд поступил в военно-морское училище в 1895 году со званием «граф », которое оставалось его прозвищем во время его карьеры.
После окончания университета де Лаборд был отправлен на Дальний Восток в 1897 году, где он сначала служил прапорщиком в 1900 году и принял участие в китайской кампании после восстания боксеров. По возвращении во Францию в 1908 году он получил звание лейтенанта. Через пару лет в водах Марокко его отправили обратно на Дальний Восток на борту броненосного крейсера Дуплекс. Находясь там, он научился летать и пролетал над Сайгоном, получив лицензию пилота в 1914 году. В качестве пилота во время Первой мировой войны он руководил летным отрядом и позже руководил центром морской авиации в Дюнкерке.
Пионер морской авиации во Франции, в 1925 году он был назначен главой морской авиации и принял командование Беарн, первый французский авианосец. В 1928 году в возрасте 50 лет он получил звание контр-амирал (эквивалент контр-адмирала ) и стал командиром морского сектора Тулона <8.>, а в 1930 г. - главком 2-й эскадрильи. Он был повышен до вице-амирала (вице-адмирала) в 1932 году и главнокомандующего и Приморского префекта 4-го морского района (Бизерта), прикрывающего. В 1936 году де Лаборд снова возглавил 2-ю эскадрилью, а позже в том же году стал главнокомандующим Атлантической эскадрильей.
. С 1937–1940 гг. Он был членом Высшего военно-морского совета (Conseil supérieur де ла Марин ). В 1938 году он получил пять звезд, став полноправным адмиралом. С 1938–1939 он служил генеральным инспектором военно-морских сил и участвовал в различных морских консультативных комиссиях во время Третьей французской республики.
В 1939 и 1940 годах он занимал должность главнокомандующего военно-морскими силами Запада и был известен как «адмирал Уэст». К этому времени он заработал множество медалей, в том числе очень престижный Почетный легион.
нацистская Германия вторглась во Францию в мае 1940 года, а в июне было подписано перемирие, разделившее Францию на два сектора: оккупированная зона на севере и западе и свободная зона на юго-востоке, с французским правительством под управлением маршала Филиппа Петена, базирующегося в Виши. Де Лаборд достиг пенсионного возраста к сентябрю 1940 года, но после возобновления перемирия и назначения на два года лидером Сил Верхних мер (FHM) вновь созданного подразделения
Петен рассчитывал на соперничество между де Лабордом и адмиралом флота Франсуа Дарлан, чтобы сохранить контроль. Дарлан был адмиралом флота.
В качестве вице-адмирала Лаборд был начальником Первой эскадры, организованной вокруг линкора Страсбург. После падения Франции и возвышения вишистской Франции Лаборд поддержал режим и был назначен главой морского флота Филиппом Петеном, который считал об использовании неприязни Лаборда к Дарлану, чтобы упростить управление флотом. Флот открытого моря состоял из 38 современных единиц и составлял четверть всего французского флота.
Очень враждебно настроенный по отношению к британцам и Шарлю де Голлю, Лаборд продвигал проект по возвращению Чада. Когда союзники вторглись во французские колонии в Северной Африке в ходе операции «Факел», он предложил французскому флоту отплыть и атаковать союзников в ответ; это предложение было резко отвергнуто Габриэлем Ауфаном.
Среди интриг, попыток сделок и изменения лояльности после вторжения союзников в Северную Африку 7 ноября 1942 года Дарлан заключил сделку с союзниками, приказав французским войскам присоединиться к союзники, что они и сделали. Петен лишил Дарлана должности и приказал оказать сопротивление в Северной Африке, но его проигнорировали. В ответ нацистские войска заняли свободную зону, но остановились за пределами Тулона, базы, где было пришвартовано большинство оставшихся французских кораблей. 11 ноября Дарлан ответил приказом Лаборду присоединиться к нему с флотом в Северной Африке. Ауфан, сменивший Дарлана на посту главы военно-морского флота, также в частном порядке убеждал его присоединиться к союзникам. Лаборде отклонил апелляции, настаивая на том, что сделает это только по прямому приказу Петена.
27 ноября 1942 года Лаборд приказал затопить французский флот в Тулоне, чтобы его корабли не попали в руки Германии, Италии или Великобритании. К тому времени, когда немцы попытались захватить корабли, все они были потоплены или бежали.
После Освобождения, во время Épuration légale, Лаборд был приговорен к смертной казни за измену и за неспособность спасти флот, позволив ему перейти на сторону союзников. Его приговор был заменен пожизненным заключением, и он был помилован 9 июня 1947 года.