Жан де Жуанвиль

редактировать
Французский летописец Жан де Жуанвиль представляет свою книгу «Жизнь Святого Людовика» королю Людовику X, миниатюра, 1330-е гг.

Жан де Жуанвиль (ок. 1 мая 1224 - 24 декабря 1317) был одним из великих летописцев средневековья Франции. Он наиболее известен тем, что написал Житие Святого Людовика, биографию Людовика IX Французского, в которой описан Седьмой крестовый поход.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Жизнь Святого Луи
    • 2.1 Заказ работы
    • 2.2 Состав и дата
    • 2.3 Традиция текста
    • 2.4 Общие взгляды на работу
    • 2.5 Святые слова
    • 2.6 Крестовый поход
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Сын Саймона Жуанвильского и брата Джеффри де Женевиля, он принадлежал к знатный род из Шампанского. Он получил образование, подходящее молодому дворянину, при дворе Теобальда IV, графа Шампанского : чтение, письмо и основы латыни. После смерти своего отца в 1233 году он стал лордом Жоинвилля и сенешалем Шампани (и поэтому был лично связан с Теобальдом IV). Он был очень набожным человеком и заботился о правильном управлении регионом.

В 1241 году он сопровождал Теобальда ко двору короля Франции, Людовика IX (будущего Сент-Людовика). В 1244 году, когда Людовик организовал Седьмой крестовый поход, Жуанвиль решил присоединиться к христианским рыцарям, как его отец 35 лет назад сделал против альбигойцев. Во время крестового похода Жуанвиль поставил себя на службу королю и стал его советником и доверенным лицом. В 1250 году, когда король и его войска были захвачены мамелюками в битве при Аль-Мансура, Жоинвиль среди пленных принял участие в переговорах и сборе выкуп. Жуанвиль, вероятно, еще больше приблизился к королю в трудные времена, последовавшие за провалом крестового похода (включая смерть его брата Роберта, графа Артуа ). Именно Жуанвиль посоветовал королю остаться в Святой Земле вместо того, чтобы немедленно возвращаться во Францию, как того хотели другие лорды; король последовал совету Жоинвилля. В течение следующих четырех лет, проведенных в Святой Земле, Жоинвиль был постоянным советником короля, который знал, что может рассчитывать на откровенность и абсолютную преданность Жуанвиля.

В 1270 году Людовик IX, хотя и был очень ослаблен физически, предпринял новый крестовый поход со своими тремя сыновьями. Любой энтузиазм Жуанвиля по поводу предыдущего крестового похода был выбит из него, и он отказался следовать за Людовиком, признавая бесполезность своего предприятия и убежденный, что долг короля - не покидать королевство, которое в нем нуждалось. Фактически, экспедиция закончилась катастрофой, и король умер за пределами Туниса 25 августа 1270 года.

С 1271 года папство проводило длительное расследование по поводу Людовика IX, которое закончилась его канонизацией, объявленной в 1297 г. папой Бонифаций VIII. Поскольку Жуанвиль был близким другом короля, его советником и доверенным лицом, его показания были неоценимы для следствия, на котором он выступал в качестве свидетеля в 1282 году.

По просьбе Жанны Наваррской., королева, он начал работу над Историей Сен-Луи, которую он завершил в 1309 году. Жуанвиль умер 24 декабря 1317 года в возрасте более 93 лет, почти через пятьдесят лет после смерти Людовика.

Жизнь святого Людовика

Заказ работы

Жанна Наваррская, жена Филиппа IV Французского (и внучка графа Теобальда IV), попросил Жуанвиль написать биографию Луи. Затем он поставил себя перед задачей написать livre des saintes paroles et des bons faiz de nostre saint roy Loos (как он сам называл это), сегодня известную как Жизнь Святого Людовика. Жанна Наваррская умерла 2 апреля 1305 года, когда работы еще не были завершены. Жуанвиль посвятил его в 1309 году своему сыну Людовику, королю Наварры и графу Шампани, будущему Людовику X Франции.

Состав и дата

Как уже отмечалось, книга не была завершена, когда Жанна Наваррская умерла в 1305 году. Кроме того, самая старая существующая рукопись заканчивается такой записью: «Ce fu escript en l'an de grace mil.CCC. et.IX. [1309 ], ou moys d'octovre ". Это не совсем дата написания рукописи, потому что она явно была написана позже. Следовательно, это либо дата завершения работы Жоинвиллем, либо дата рукописи, которая послужила образцом для сохранившихся копий. Таким образом, работа была написана между 1305 и 1309 годами. Судя по другим свидетельствам, можно в равной степени утверждать, что отрывок в самом конце книги, касающийся сна о Жуанвиле, не мог быть написан до 1308 года. Поэтому Жуанвиль закончил свою работу на короткое время время, прежде чем отдать его Луи.

Традиция текста

Сохранившиеся рукописи состоят из одной старой копии текста и двух более поздних копий. Рукопись, переданная Луи, не сохранилась.

Самая старая рукопись явно очень близка к оригиналу. Он находится в описи 1373 г. библиотеки французского Карла V . Кроме того, согласно иллюминациям, он может быть датирован 1330-1340 годами, то есть примерно на 20 лет позже оригинальной рукописи. Этот экземпляр остался в королевской библиотеке, а затем передан Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, прежде чем попасть в Брюссель, где он и был утерян. Его открыли заново только в 1746 году, когда Брюссель был взят французскими войсками. Эта брюссельская рукопись сейчас находится в Национальной библиотеки Франции. Это один том из 391 страницы в две колонки. Первая страница украшена золотом и иллюминацией, а также картиной, изображающей Жуанвиль, представляющий свою книгу Луи. Текст разбит на абзацы, каждый из которых начинается позолоченной буквой.

Два издания были созданы из одного перевода текста Жуанвиля (который сам по себе не сохранился), созданного Антуаном Пьером в 1547 году и Клодом Менаром в 1617 году соответственно. Текст Пьера искажен из-за модификаций исходного текста и из-за причудливых дополнений, в то время как Менара представляет собой прекрасную научную работу.

Наконец, третий экземпляр текста взят из двух рукописей, которые датируются второй четвертью XVI века. Это модернизированные транскрипции с систематическим обновлением языка из одной старой рукописи и брюссельской рукописи.

Общие взгляды на творчество

Жуанвиль был рыцарем. Он не был ни священнослужителем, умеющим составлять книги, ни летописцем, который изучал письменную или устную информацию. Тем не менее, его текст искренний и нейтральный. Он написал обо всем, что он лично испытал во время правления Сент-Людовика, по сути, о крестовом походе в Египет и их пребывании на Святой Земле. Его рассказ полон жизни, анекдотов и даже юмора. Это больше личное свидетельство о короле, чем история его правления.

Свежесть и точность его воспоминаний впечатляют, тем более, что он написал свою работу спустя несколько десятилетий после этого. Некоторые медиевисты объясняют это предположением, что Жуанвиль часто пересказывал свое прошлое устно или что он заранее записал его, прежде чем начать свою работу.

Жуанвиль говорит о себе почти так же много, как и о короле, предмете его книги, но делает это настолько естественным образом, что у него никогда не создается впечатления, что он хочет поставить себя выше короля. Таким образом, мы получаем несравненную ясность в отношении образа мышления человека 13 века. По этой причине современные редакторы иногда говорят, что работа больше похожа на мемуары, чем на историю или биографию Сент-Луиса.

Святые слова

Первая часть творчества Жуанвиля посвящена святым словам короля. Жуанвиль пишет о назидательных словах короля и его христианских добродетелях.

Речи очень важны при дворе Людовика. Его речь моральна и поучительна, она отражает речь окружающих его проповедников (доминиканцев и францисканцев ). Он передает нравственное и религиозное учение и часто направлен на укрепление веры получателя. Между королем и его последователями (его семьей, доверенными лицами и советниками, среди которых Жуанвиль и Робер де Сорбон ) существует близость, которые выражают себя особенно в разговоре: король предлагает своей аудитории откликнуться на его вопросы, часто с целью ознакомить их с моральными и религиозными планами. Эта важность королевской речи особенно хорошо передана Жоинвилем, у которого часто говорят его персонажи. Он - один из первых мемуаристов, включивших реконструированный диалог в сказку. Он чаще всего использует прямой стиль и отмечает вмешательство своих персонажей словами «он сказал» или «он сделал». И Жуанвиль никогда не заставляет своих персонажей говорить длинными монологами: уроки всегда показываются из диалогов.

Кроме того, именно в словах царя проявляются его глубокая вера и святость. Для Жуанвиля Людовик IX олицетворяет идеального prud'homme - набожного, мужественного, доброго, умного и мудрого человека, который своим мужеством защищает христианскую веру. И действительно, в работе Жуанвиля он показывает, что король пылко любит Бога, благосклонен к своему народу, скромен, умерен и учтив, мудр и справедлив, мирен, верен и великодушен. В некоторых отношениях Жуанвиль иногда недалеко от написания агиографии.

Жуанвиль, как и его король, очевидно, был очень привязан к христианской религии, к ее доктринам, ее морали и ее практикам. В доказательство этого есть небольшой назидательный труд, составленный в 1250 году, озаглавленный li romans as ymages des poinz de nostre foi, где Жуанвиль делает краткий комментарий к Credo. Но его глубокая и искренняя вера контрастирует с почти возвышенным христианским героизмом короля. Жуанвильское христианство ближе к христианству простых людей.

Крестовый поход

Седьмой крестовый поход

Жуанвиль в равной степени повествует о высоких деяниях святого Людовика, в частности о развертывании Седьмого крестового похода и последующих пребывание на Святой Земле, которая занимает большую часть книги.

Библиография

  • Кристиан Брату, «Je, auteur de ce livre»: L’Afirmation de Soi Chez les Historiens, de l’Antiquité à la fin du Moyen Âge. Поздняя серия средневековой Европы (том 20). Лейден: Брилл, 2019 (ISBN 978-90-04-39807-8 ).
  • Кристиан Брату, «Je, aucteur de ce livre: Authorial Persona and Authority in French Medieval History and Chronicles. «Власть в средние века. Влияние, легитимность и власть в средневековом обществе. Сини Кангас, Миа Корпиола и Туйя Айнонен, ред. (Берлин / Нью-Йорк: De Gruyter, 2013): 183-204.
  • Cristian Bratu, "Clerc, Chevalier, Aucteur: авторитетные личности французских средневековых историков с 12-го по 15-е века." Cambridge Scholars Publishing, 2012): 231-259.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:51:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте