Жан Руссе (Женева, 20 февраля 1910 г. - Женева, 15 сентября 2002 г.) был швейцарским литературным критиком, который работал над французской литературой, и в частности над барокко литература конца Возрождения и начала семнадцатого века. Иногда его относят к женевской школе и к раннему структурализму.
Жан Руссе начал изучать юриспруденцию, а затем занялся литературой. Он учился у Альберта Тибоде и Марселя Раймонда, а после работы преподавателем французского языка в Галле и Мюнхен стал профессором в Женевский университет. Его диссертация по французской литературе периода барокко, опубликованная под названием La Littérature de l’âge baroque en France: Circé et le paon, имела огромный успех у критиков. Это было одно из первых исследований, в которых термин «барокко», который до этого момента использовался исключительно в истории искусства, использовался для обозначения литературных произведений. Под знаками чародейки Цирцея и орнаментального павлина (paon) и следуя художественно-историческому анализу Генриха Вельфлина, Руссе исследовал движение, нестабильность, показуху., украшение и метаморфозы в пьесах, романах и стихах того периода. Он вернется к тому же периоду в своей книге «L’Intérieur et l’extérieur: essais sur la poésie et le théâtre au XVIIe siècle».
Его работа 1963 года, его книга «Формы и значение» исследовали новые теоретические возможности; Жак Деррида назвал его одним из главных произведений раннего структурализма. Отстраняясь от феноменологического подхода своих друзей и соратников Жоржа Пуле и Жан-Пьера Ришара, Руссе сосредоточился на формальных элементах, таких как повествовательная структура, при определении смысла произведения. Он продолжит этот формальный и нарратологический подход в своих романах Narcisse romancier: essai sur la première personne dans le roman (в котором исследуется роль повествования от первого лица в романах) и Le Lecteur intime.. Таким образом, его работы этого периода имеют много общих черт с работами Жерара Женетта.
Однако его более поздние теоретические и критические работы были менее сосредоточены на чисто структурном подходе. Его "Leurs yeux se rencontrèrent": la scène de première vue dans le roman исследует общее место "любви с первого взгляда " в романе. Его последняя книга, «Дернье рассматривают сюр ле барокко», была окончательной оценкой теории и теоретических дебатов, касающихся периода барокко.