Жан Мессажье | |
---|---|
Портретная фотография художника | |
Родился | (1920-07-13) 13 июля 1920 г. |
Умер | 10 сентября 1999 г. (1999-09-10) (79 лет) |
Национальность | Француз |
Образование | Высшая национальная школа искусств décoratifs, Париж |
Известен как | Живопись, рисунок, скульптура, эстамп, письмо, поэзия |
Известные работы | Nature morte (1944-45), Les Arroseurs (1947), Femmes aux Nasses (1947), Promeneurs (1947), Jeune Filles a la Casacade (1949), Haute promenade (1954), Monstres d'été (1967), Le Sexe des vallées (1970) |
Движение | Post -Кубизм, Лирическая абстракция, Ташизм, Nuagisme, art informel |
Награды | Chevalier de l'ordre national des искусств и литературы, Кавалер Почетного легиона, Офицер национального ордена искусств и словесности, Командующий национальным офисом литературы. |
Жан Мессажье (Париж, 13 июля 1920 г. - Монбельяр, 10 Сен в сентябре 1999 г.) был французским художником, скульптором, гравером и поэтом. Первая персональная выставка Жана Мессажье состоялась в Париже в Galerie Arc-en-Ciel в 1947 году. С 1945 по 1949 год художник работал под влиянием Пабло Пикассо, Андре Массон., Пауль Клее и [fr ], его профессор в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже. Мессажье снова был открыт публике на выставке, организованной Шарлем Этьеном в Galerie de Babylone в 1952 году под названием «La Nouvelle École de Paris» (Новая школа Парижа). В следующем году Мессажье сознательно отошел от своей экспрессионистской формы посткубизма ; теперь его вдохновение было сосредоточено на Жане Фотрие и Пьере Таль-Ко, чтобы развить личное видение, в котором он передает «свет... приближенный абстрактно». Жан Мессажье часто ассоциируется с Лирической абстракцией, Ташизмом, Нуагизмом, Art informel и paysagisme abstrait, хотя сам художник никогда не принимал никаких ярлыков и всегда отрицал различие между абстракцией и фигурацией. С 1962 года и до года своей смерти Жан Мессажье выставлялся во Франции и за рубежом, принимая участие в некоторых крупных международных мероприятиях как представитель новых тенденций во французской живописи.
Жан Мессажье провел свое детство в 1920-е и 1930-е годы между Парижем и Франш-Конте., где реализовал свои первые репрезентативные акварели и рисунки (1940); портреты и пейзажи. Сначала он выставил свои работы на групповой выставке в Салоне Моэн де Тренте Анс в Париже (1941), а затем регулярно участвовал в парижских салонах: Салон Моэн де Тренте Анс, Париж, 1941–51; Осенний салон, 1947–52; Салон де Май, 1948–53; Jeune Gravure Contemporaine, 1950; Молодые художники из Парижской школы, Королевская шотландская академия, Эдинбург, 1952; Mostra dell'Incisione Francese Contemporanea, Милан, 1953 год; Galerie L'Étoile scellée и Galerie Craven, Париж, 1953 год. Вскоре Messagier будет представлен на групповых выставках в Германии, Цюрихе, Флоренции, Брюсселе, Лондоне и в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Он также будет участвовать в Salon des Réalités Nouvelles, Salon Comparaisons, Peinture informelle (вместе с Jean Fautrier, Hans Hartung, Jean-Paul Riopelle, Марк Тоби, Волс ) и Salon d'Octobre, одним из основателей которого он был.
Жан Мессажье, 1947, Без названия, холст, масло, 80 x 130 см (31,5 х 51,2 дюйма), частное собраниеПолучив образование в Лардж-Шенуа в Монбельяре, Мессажье переехал в Париж. В l'Ecole Nationale des Arts Décoratifs в Париже его профессорами были Ролан Удо, Морис Брианшон, Раймон Леге и Франсуа Деснуайе. Параллельно он учился у поэта Поля Валери в Коллеж де Франс. В 1943 году, в возрасте 23 лет, Жан Мессажье провел свою первую персональную выставку в замке Монбельяр.
В 1944 году Жан Мессажье женился на керамистке Марсель Бауманн (также учившейся в Les Arts Déco). В 1947 году Мессажье реализовал свои первые скульптуры, выставленные в Осеннем салоне в Париже и провел персональную выставку в Galerie Arc-en-Ciel в Париже. После недолгого пребывания в Италии и Алжире у них родился первый ребенок, Мэтью (впоследствии ставший поэтом) в 1949 году. Затем Мессажье был показан в Galerie de Babylone в 1952 году под названием «La Nouvelle École de Paris» (Новая школа Парижа)., организованный Чарльзом Этьеном, искусствоведом, который станет выразителем нового лирического и экспрессионистского движения. Этьен признал Мессажье Робинзоном Крузо из послевоенного движения.
Мессажье стал соучредителем Salon d'Octobre в Париже и выставлялся там в 1952 и 1953 годах. В 1954 году родила Марсель. их второму сыну Томасу (который впоследствии стал таксидермистом). В то время семья жила в самом центре Парижа, 8 Rue Pierre et Marie Curie. В 1958 году у них родился третий сын Саймон. К этому времени в прессе появился новый словарь, описывающий новую форму живописи: это были термины art autre, art lyrique, tachiste, paysage abstrait, nouveau primitivisme, l'informel. Сам жест рисования стал творческим актом. Живопись больше не была деятельностью, ориентированной на эстетическое производство. L'informel стал доминирующим выражением времени не только среди критиков, поэтов и художников, но также среди ученых и философов, таких как Мерло-Понти и Бачелар, и психиатров. ориентированный на феноменологию, который использовал постфрейдистскую теорию, чтобы говорить о «paysage intérieur», внутреннем ландшафте личности. Живопись (и рисунок) для Мессажье стала средством, через которое говорила вселенная. Естественные формы наблюдались и заменялись картинами, в которых силы природы можно было испытать.
Жан Мессажье, 1962, Жюйе в Антеннезе, масло и смешанная техника, холст, 140 x 210 см (55 x 82,5 дюйма)Между 1953 и 1956 годами Мессажье усовершенствовал свой словарный запас, включив в него своего рода симметрию, по духу более близкую к W. Блейк, чем конструктивистам. Вопреки законам гравитации и, по-видимому, вне пространства-времени, его картины этого периода вызывают состояние приостановленного оживления, мир сновидений, как задумал Малларме. Алмазные и растворенные формы, которые он рисовал до сих пор, уступили место обширным неопределенным полосам монохромного цвета, выражая непоколебимую приверженность Мессаджье природе, воздуху и свету. С годами его жест становился все более расслабленным, достигнув своего апогея в 1960-х годах с широкими и элегантными «круговыми движениями». Эти работы напоминают сеть петель или облаков (нюансов), без устали сливающихся и сливающихся воедино.
Для Мессажье художник должен был быть социальным актером. В 1962 году, чтобы открыть свою новую студию, расположенную на старой мельнице рядом с «кантонами les Trois» у подножия моста Шарро, пересекающего реку Ду, Мессажье организовал свою первую массовую вечеринку. Все из местных властей, друзья художников из Парижа (в том числе Серж Поляков, архитектор Жан-Луи Вер - студент Ле Корбюзье, Пьер Алешинский ), были приглашены известные галеристы, дилеры, коллекционеры и строители (словом, все население села). Жан Мессажье, насколько мог, обновлял этот дух.
Жан Мессажье, 1966, Людовик XIV l'apres midi, холст, масло, 130 x 88 см, частная коллекцияВ 1962 году Жан Мессажье представлял Францию на 31-м заседании. Венецианская биеннале вместе с Альфредом Манесье, Сержем Поляковым, Эндрю Марфайном и Джеймсом Гите (с Жан-Поль Риопель, представляющий Канаду, Куми Сугай Япония, Альберто Джакометти Швейцария, Ян Мюллер и Луиза Невельсон США). В том же году Жан Мессажье и Пьер Алешинский, которые впервые встретились в 1953 году, вместе написали холст, украшенный фразами, написанными искусствоведом Шарлем Этьеном.
Между 1963 и 1965 годами Мессажье делал скульптуры из травы, снежные рисунки и выигрывал. медаль за его участие в Pour un été, La Monnaie de Paris. На 8-й биеннале искусств Сан-Паулу Мессажье вместе с четырьмя другими художниками представлял Францию. В следующем году Мессажье учредил ежегодные соревнования по стрельбе и стал полноправным членом Национального комитета глубокой французской гравюры. В 1967 году он участвовал в выпуске серии художественных почтовых марок и стал соавтором фрески для Салона де Май в Париже. Он был награжден кавалером ордена искусств и литературы и в 1978 году выставлялся на 7-й Александрийской биеннале для стран Средиземноморья.
Жан Мессажье, 1966, Les Portes de Mars, холст, масло, 105 x 170 см, частная коллекцияВ мае 1968 г. во Франции произошло частичное возвращение к репрезентации в творчестве Жана Мессажье. Его пейзажи уменьшились до такой степени, что остался лишь след от жеста. Этот спонтанный переход заменит глубину резкости, в то время как динамический отпечаток мазков кисти, турбулентный и переплетенный, перемещается по холсту огромными извилинами. Названия, часто вписываемые непосредственно в окрашенную поверхность, являются фундаментальным аспектом картин Мессажье. Название становится частью работы, открывая воображение зрителей для удовольствия, которым художник хочет поделиться.
Термин paysagisme abstrait (буквально, абстрактный пейзаж) может быть зарезервирован для процесса, в котором художник ощущает и пытается запечатлеть «ритмы» пейзажа. Эта концепция ритма явно упоминается рядом художников, помимо Мессажье; Жан Рене Базен, Рауль Убак и Зао Воу Ки. Ритм пейзажа ощущается художником и выражается жестом; то, что зритель, в свою очередь, воспримет как сенсацию. Пейзаж в данном случае - прямой источник вдохновения. Это нужно почувствовать.
Зимой 1969 года Мессажье разработал технику, которую он назвал «le Gel», в попытке усовершенствовать определенное количество композиций, посредством которых сама природа (например, температура, гидрометрия, конденсация и разложение ) вмешиваются в творческий процесс. Эти картины были выполнены за пределами его мастерской в Мулен-де-Лугр между двумя ручьями, где спокойствие земли было наложено на бурное течение воды и воздуха. Для Мессажье этот процесс был эквивалентен лепке воздуха, а работы стали точными копиями самого воздуха, находящегося под воздействием жидкости. И твердое, и жидкое будут смешиваться, одно порождено другим. Его целью было примирение искусства и жизни, человека и природы. И абстракция, и фигурация могли сыграть роль. Это было не противопоставление человеческой природы самой природе, а их слияние. С начала 1950-х годов Мессажье ставил под сомнение полезность обсуждения концепций абстракции и фигурации. Теперь оба были превзойдены.
Мессажье, за пределами абстракции и за пределами фигурации, погрузился в мир жизни и природы. Его жест - это жизнь, его красочные впечатления и ощущения от природы. Его работа была описана критиком Жан-Люком Давалем как «истинная новая фигура». В ответ на фразу Пикассо «Я не ищу, я нахожу» Мессажье за несколько лет до конца своей жизни нацарапал: «Я не нахожу, я ищу». В этой фразе, пишет Александр Ролла, «Жан Мессажье дает некоторые ключи к разгадке характера этого жеста», позиции, которую он защищал на протяжении всей своей жизни и которую соблюдал на протяжении всего своего творчества, «извилистый путь, который следует исследовать сегодня, чтобы рассмотреть: наконец, важность этой работы в истории искусства ».