Жан Малоуэль | |
---|---|
![]() | |
Родился | с. 1365. Неймеген |
Умер | ок. 1416 |
Национальность | Голландец |
Известен | Живописью |
Жан Малуэль, или Ян Малуэль на его родном голландском, (c. 1365 - 1415) был голландским художником, который был придворным художником из Филиппа Смелого, герцога Бургундского и его преемник Иоанн Бесстрашный, работающий в стиле международной готики.
Предположительно он родился в старом Оттоне город Неймеген, затем в герцогстве Гельдерс, которое было включено в состав современных Нидерландов в 1543 году после окончательной победы герцогов Бургундия в серии конфликтов известна как Гельдерские войны. Он, вероятно, обучался там в мастерской своего отца, художника Виллема Мэлваэля (его дядя также был художником), и записан как художник в 1382 году. Он был дядей знаменитого иллюминатора рукописей, трое братьев Лимбург, которых он представил на службу Филиппу около 1400 года. Малуэль также работал осветителем, но, похоже, в основном создавал более крупные работы.
Согласно записям, Малуэль работал в парижском гербовом музее. украшения на ткани (вероятно, для знамен) для Изабель Баварской, королевы Франции, в 1396–1397 гг., но к августу 1397 г. он был в Дижоне, столице Герцогство Бургундское, где он сменил Жана де Боме (ум. 1396) на должность придворного живописца Филиппа в звании камердинера. Он сохранял эти должности до своей смерти, получая зарплату выше, чем у Бомеца или скульптора Клауса Слютера, и жил в Дижоне. В 1405 году, вскоре после смерти Филиппа, он вернулся в Неймеген, чтобы жениться на Хайльвиг ван Рединчавен, вернув ее в Дижон. Другой визит продолжительностью более двух месяцев был зарегистрирован в 1413 году. В 1415 году он умер в Дижоне, оставив Хайльвиг и четверых детей. Она получила пенсию от герцога и вернулась в Неймеген, где втянулась в длительный судебный процесс по поводу имения Малуэля.
Среди ряда других комиссий, многие из которых были связаны с декоративной росписью. во дворцах Малуэль получил в 1398 г. дерево для пяти алтарных панелей для Шартреза из Шампмоля, нового династического захоронения Филиппа недалеко от Дижона, а также расписал Колодец Моисея Там, скульптура Клауса Слютера, основание которого сохранилось с некоторыми его окрасками. С 1401 года Герман Кельнский, возможно, специалист по золочению, записывается как помощник Малуэля или, возможно, начальник ряда подмастерьев. Покраска «Колодца» и золочение всех верхних частей были большой работой, которой они занимались между 1401 и 1404 годами. Малуэль также расписал гробницу Филиппа в Шампмоле, когда скульпторы, наконец, закончили ее после работы Слютера. смерть.
Творчество Малуэля на панели остается спорным; наиболее общепризнанной его картиной, чтобы выжить, является Пьета тондо в Лувре, первое настоящее тондо эпохи Возрождения, хотя это не принято Шатле. На спине изображен герб Филиппа, так что это должно происходить до его смерти в 1404 году, и «необычная иконография произведения явно связывает его с [Шампмолом]», который был посвящен Святая Троица, которые все появляются. Стиль работы сочетает в себе северные и сиенские элементы в моде, характерной для интернациональной готики придворного искусства того периода. Несмотря на то, что работа написана традиционной темперой, в ней используется прозрачная глазурь, которая получила значительное развитие в творчестве Яна ван Эйка после смерти Малуэля. Другой нидерландский художник Филиппа, Мельхиор Бродерлам, уже частично выполнял работы масляной краской для Чампмола.
Большой (162 x 211 см) алтарь, также в Лувре, Мученичество Сен-Дени с Троицей (или Последнее причастие и мученичество Сен-Дени), также из Шампмоля, возможно, был начат Малуэлем, но завершен Анри Бельчозом (его единственная известная работа) после смерти Малуэля. Герцогские отчеты указывают на то, что Bellechose получила пигменты (но не золото) для завершения ("parfaire" = "perfect") "картины из жизни Сен-Дени ", которая, как известно, была предметом Малоуэля, и некоторые видят разницу в стиле фигур, а другие нет. Снайдер и Шатле поддерживают участие Малуэля, но это оспаривается, так как аргумент против этого был изложен в статье 1961 года Николь Рейно (на французском языке). Для Шатле алтарь Сен-Дени и большое тондо в Лувре - два из пяти алтарей, заказанных в 1398 году. Бельчоз, который не упоминается до смерти Малуэля, сменил его на посту камердинера и придворного художника; Шатле предполагает, что он, возможно, был в своей мастерской в течение многих лет, и предполагает, что он был ответственным за большое тондо более десяти лет назад, таким образом изменив традиционное приписывание этих двух известных работ.
Также считается, что Малуэль был автор портретного изображения Филиппа около 1400 года, который сохранился только в более поздних версиях. Зарегистрировано, что он работал над портретом Иоанна Бесстрашного для короля Португалии в 1413 году, и были также портреты Филиппа и Иоанна в хоре в Шампмоле (как мы знаем из того, когда Филипп Добрый приказал один из них будет добавлен). Более поздняя версия в Musée Condé в Chantilly была предложена как копия типа изображения Джона Малуэля. Большая Мадонна с младенцем, обнаруженная в 1960 году в Берлине и теперь предоставленная на время Gemäldegalerie в Берлине, также была приписана Малуэлю, как и другая в Лувре. Считается, что берлинская картина была одним крылом диптиха напротив портрета Иоанна Бесстрашного, который станет первым известным примером этого формата, позже очень распространенного в нидерландской живописи. Возможно, это было также для Шампмоля.
Малоуэлю или его мастерской приписывается или был приписан ряд других работ, в том числе меньшая Pietà tondo в Лувре, "Политих Антверпен-Балтимор", также иногда связанных с Мельхиором Бродерламом и поврежденным Погребением Христа в Труа.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жаном Малуэлем. |