Жан Кузен (1500 - до 1593) был французским живописцем, скульптором, офортом, гравером и геометрическим мастером. Он известен как «Жан Кузен Старший», чтобы отличить его от его сына Жана Кузена Младшего, также художника.
Кузен родился в Суси, недалеко от Сенса, и начал свою карьеру в родном городе с изучения росписи по стеклу у Жана Хаймпа и Грассо. В то же время он изучал математику и опубликовал успешную книгу по этому предмету. Еще в студенческие годы он писал по геометрии. В 1530 году Кузен закончил работы над окнами для Сенсского собора, сюжетом которого стала «Легенда о святом Евтропии». Он также расписывал окна многих дворянских замков в городе и его окрестностях. Самая последняя дата на любой из его работ, 1530 год, указывает на то, что это был год его отъезда в Париж, где он начал работать ювелиром; но количество и вид его произведений из драгоценных металлов также неизвестны.
В Париже Кузен продолжил карьеру художника по стеклу и создал свою самую известную работу, окна Сент-Шапель в Венсен. Впоследствии он посвятил себя живописи маслом и был объявлен первым французом, использовавшим эту новую среду. Приписываемые ему картины, все заслуживающие внимания, находятся в нескольких крупных европейских коллекциях, но, за исключением «Страшного суда», ни одна из них не является подлинной. Долгое время эта работа лежала в запустении в ризнице церкви Минимов, Венсен, пока ее не спас священник и не передал в Лувр. Говорят, что это первая французская картина, получившая гравировку.
Он также был иллюстратором книг, создавал множество рисунков для гравюр на дереве и часто сам их выполнял. «Библия», опубликованная в 1596 году Ле Клерком, и Метаморфозы и Послания из Овидия (1566 и 1571 годы соответственно) содержат его наиболее известные работы как иллюстратор. Кузен вытравил и выгравировал множество пластин в стиле Пармиджанино, которому приписывают изобретение травления. Он также создал скульптуры, в том числе, как полагают, мавзолей адмирала Филиппа де Шабо. Помимо своих ранних работ по математике, он опубликовал в 1560 году трактат о перспективе, а в 1571 году - работу по портретной живописи. В течение своей жизни Кузен пользовался благосклонностью и работал на четырех французских королей: Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Среди его картин следует также упомянуть миниатюры из молитвенника Генриха II, ныне находящегося в Bibliothèque Nationale ; среди его офортов и гравюр «Благовещение и обращение апостола Павла»; среди его гравюр на дереве Entrée de Henry II et Catherine de Médicis à Rouen (1551; книга доступна здесь ).
Он умер в Сенсе, но дата его смерти неизвестна.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жаном Кузеном Старшим. |