Жан-Люк Марион | |
---|---|
Родился | (1946-07-03) 3 июля 1946 ( возраст 74). Медон, Верх-де-Сен, Франция |
Alma mater | École Normale Supérieure |
Эра | 20-е годы - / Философия 21 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Феноменология. Постмодернизм |
Основные интересы | Философское богословие, Феноменология, Декарт |
Известные идеи | «Насколько сокращение, столько данности», насыщенный феномен интенциональность любви |
Влияния | |
Под влиянием | |
Жан-Люк Марион (родился 3 июля 1946 года) - французский философ и римлянин Католик теолог. Марион - бывшая ученица Жака Деррида, чья работа основана на святоотеческом и мистическом богословии, феноменологии и современной философии.. Большая часть его научных работ была посвящена Декарту и феноменологам, таким как Мартин Хайдеггер и Эдмунд Гуссерль, но также и религии. Бог без бытия, например, занимается преимущественно анализом идолопоклонства, темы, тесно связанной в работе Марион с любовью и даром, который является концепция также подробно исследована Деррида.
Марион была родился 3 июля 1946 г. в Медоне, Верх-де-Сен. Учился в Университете Нантера (ныне Университет Париж-Ост-Нантер-ла-Дефанс ) и Сорбонна, а затем закончил дипломную работу по философии в Высшей школе в Париже, где его преподавали Жак Деррида, Луи Альтюссер и Жиль Делез. В то же время глубокий интерес Марион к теологии культивировался в частном порядке под личным влиянием богословов, таких как Луи Буйе, Жан Даниелу, Анри де Любак и Ханс Урс фон Бальтазар. С 1972 по 1980 год он учился в докторантуре и работал ассистентом лектора в Сорбонне. После получения докторской степени в 1980 году он начал преподавать в Университете Пуатье.
Оттуда он перешел на должность директора философии в Университете Париж X - Нантер, а в 1991 году также стал приглашенным профессором в Парижском католическом институте. В 1996 году он стал директором философии Парижского университета IV (Сорбонна ), где он до сих пор преподает.
Марион стал приглашенным профессором в Школе богословия Чикагского университета в 1994 году. Затем он был назначен там профессором философии религии и теологии Джона Нувина в 2004 году, и занимал эту должность. до 2010. В том же году он был назначен профессором католических исследований Эндрю Томаса Грили и Грейс МакНиколс Грили в Школе богословия, должность, которая была освобождена после ухода на пенсию теолога Дэвида Трейси.
6 ноября 2008 года Марион была избрана бессмертником Французской академией. Марион теперь занимает место 4, должность, ранее занимавшуюся кардиналом Люстигером.
Его награды включают:
феноменологическая работа Марион представлена в трех томах, которые вместе образуют триптих или трилогия. Réduction et donation: Etudes sur Husserl, Heidegger et la phénoménologie (1989) - это историческое исследование феноменологического метода, которому следуют Гуссерль и Хайдеггер, с целью предложить будущие направления феноменологического исследование. Неожиданная реакция, вызванная Réduction et donation, потребовала разъяснений и полной разработки. Это было рассмотрено в Etant donné: Essai d'une phénoménologie de la donation (1997), более концептуальной работе, исследующей феноменологическую данность, насыщенный феномен и одаренность - переосмысление предмета. Du surcroît (2001) дает подробное описание насыщенных явлений.
Марион утверждает, что он попытался «радикально сократить весь феноменологический проект, начиная с приматов данности в нем. ". То, что он описывает как свою единственную тему, - это данность, которая требуется, прежде чем явления смогут проявить себя в сознании - «то, что проявляется в первую очередь, дает само себя. Это основано на аргументе, что любые попытки вернуть явления к имманентности в сознании., то есть осуществление феноменологической редукции обязательно приводит к демонстрации того, что данность является «единственным горизонтом явлений»
Марион радикализирует этот аргумент в формулировке «столько редукции, столько данности» и предлагает это как новый первый принцип феноменологии, основанный на предшествующих формулах Гуссерля и Хайдеггера и оспаривающих их. Формулировка, общая для обоих, утверждает Марион: «Так много внешний вид, так много бытия ", заимствованный у Иоганна Фридриха Гербарта, ошибочно возвышает внешний вид до статуса" единственного лица Бытия ". При этом он оставляет себя неопределенным, не подчиняющимся сокращение, и, следовательно, в "типично метафизическом ситуация ».
Гуссерлианская формулировка« К самим вещам! »подвергается критике на том основании, что рассматриваемые вещи останутся такими, какими они есть, даже не представляясь субъекту - опять же в обход редукции или даже без становление феноменом. Появление становится просто способом доступа к объектам, делая формулировку неадекватной как первый принцип феноменологии. Третья формулировка, «Принцип всех принципов» Гуссерля, гласит, что «каждый изначальный указатель интуиция является источником авторитета (Rechtsquelle) для знания, что все, что представляется в« интуиции »... просто быть принятым таким, каким он себя выдает, хотя только в тех пределах, в которых он затем представляет себя ". Марион утверждает, что, хотя Принцип всех принципов ставит данность в качестве критерия и достижения феноменальности, данность по-прежнему не подвергается сомнению. Принимая во внимание, что она допускает пределы интуиции («поскольку она дает себя..., хотя и только в пределах, в которых она представляет себя»), «только данность является абсолютной, свободной и безусловной»
Тогда данность не является сводится, кроме как к самому себе, и поэтому свободен от ограничений любого другого авторитета, включая интуицию; сокращенное данное либо дано, либо не дано. «Столько сокращения, столько данности» утверждает, что данное сокращение - это то, что достигается сокращением, и любое сокращенное данное сводится к данности. Чем больше уменьшено явление, тем больше оно дано. Марион называет формулировку последним принципом, равным первому, принципом самого явления.
К кому приводит редукция? | Что дает сокращение? | Как дано рассматриваемое; каков горизонт? | Как далеко заходит сокращение, что исключено? | |
---|---|---|---|---|
Первая редукция - трансцендентальная (Гуссерль ) | Интенциональное и конституирующее I | Созданные объекты | Через региональные онтологии. Через формальную онтологию, региональные онтологии попадают в горизонт объективности | Исключает все, что не позволяет вернуться к объективности |
Вторая редукция - экзистенциальная (Хайдеггер ) | Dasein: интенциональность, расширенная до бытия-в- -мир и вернулся к его трансцендентности существ через тревогу | Различные способы Бытия; «феномен Бытия» | Согласно Бытию как изначальному и окончательному явлению. Согласно горизонту времени | Исключает то, чего не должно быть, особенно предварительные условия феномена Бытия, например скука, утверждение |
Третье сокращение - данность (Мэрион) | Интерлок: то, что вызывается заявлением о феномене | Сам дар; дар отдать себя или ускользнуть претензия вызова | Согласно горизонту абсолютно безусловного вызова и абсолютно неограниченного ответа | Отсутствие условий и определений претензии. Дает все, что может называться и называться |
. Описывая структуры явлений на основе данности, Марион утверждает, что преуспела в описании определенных явлений, которые предыдущие метафизические и феноменологические подходы либо игнорировали, либо исключали - данности, которые проявляются, но которые мышление, которое не возвращается к данному, бессильно получить. В целом, можно показать три типа явлений в соответствии с пропорциональностью между тем, что дано в интуиции, и тем, что предполагается :
Марион определяет «насыщенные явления», что противоречит утверждению Канта о том, что явления могут происходить только в том случае, если они соответствуют априорному знанию на котором основана когнитивная функция наблюдателя. Например, Кант утверждал бы, что феномен «три года - это более длительный период времени, чем четыре года» не может иметь место.
Согласно Марион, «насыщенные явления» (такие как божественное откровение) подавляют наблюдателя своими полная и совершенная данность, такая, что они вообще не формируются особенностями познания наблюдателя. Эти явления могут быть условно невозможны и все же происходить, потому что их данность насыщает когнитивную архитектуру, врожденную для наблюдателя.
Четвертый раздел работы Марион «Пролегомены к милосердию» - это под названием «Интенциональность любви» и в первую очередь касается интенциональности и феноменологии. Под влиянием французского философа Эммануэля Левинаса (и посвященного ему) Марион исследует человеческое представление о любви и ее отсутствие определения: «Мы живем с любовью, как если бы мы знали, о чем она. мы пытаемся дать ему определение или, по крайней мере, подойти к нему с помощью концепций, он отдаляет от нас ». Он начинает с объяснения сущности сознания и его «пережитого опыта». Как это ни парадоксально, сознание занимается объектами, трансцендентными и внешними по отношению к себе, объектами, несводимыми к сознанию, но может только постичь свою «интерпретацию» объекта; реальность объекта возникает только из сознания. Таким образом, проблема с любовью состоит в том, что любить другого - значит любить свое собственное представление о другом или «жизненный опыт», который возникает в сознании из «случайной причины» другого: «Тогда я должен назвать эту любовь моей любовью., поскольку он не очаровал бы меня как моего кумира, если бы, во-первых, он не оказал мне, как невидимое зеркало, образ меня самого. Любовь, любимая для себя, неизбежно заканчивается любовью к себе, в феноменологической фигуре себя. -идолопоклонство." Марион считает, что интенциональность - это решение этой проблемы, и исследует разницу между Я, которое намеренно видит объекты, и Я, которое намеренно видит контр-сознание, другое, нравится мне это или нет. Марион определяет другого своей невидимостью; один может видеть объекты посредством интенциональности, но в невидимости другого, один виден . Марион объясняет эту невидимость с помощью ученика : «Даже для взгляда, направленного объективно, ученик остается живым опровержением объективности, непоправимым отрицанием объекта; здесь впервые, в самом центре видим, нет ничего, что можно было бы увидеть, кроме невидимой и не подлежащей цели пустоты... мой взгляд впервые видит невидимый взгляд, который видит это ». Таким образом, любовь, свободная от интенциональности, представляет собой вес невидимого взгляда этого другого на свой собственный, перекрестие собственных взглядов и взглядов другого, а также «незаменимость» другого. Любовь заключается в том, чтобы «проявить себя там в безоговорочной сдаче... никакой другой взгляд не должен отвечать экстазу этого конкретного другого, открытого в его взгляде». Возможно, имея в виду теологический аргумент, Мэрион заключает, что этот тип сдачи «требует веры».