Жан-Франсуа Тома де Томон

редактировать
Санкт-Петербургская биржа

Жан-Франсуа Тома де Томон (12 апреля [OS 1 апреля] 1760 г. - 4 сентября [OS 23 августа] 1813 г.) был французским неоклассическим архитектором, работавшим в Восточной Европе в 1791–1813 гг. Тома де Томон был автором Старой Петербургской фондовой биржи и Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге и первого здания Одесский театр, разрушенный пожаром в 1873 году. Томас де Томон, выпускник Французской академии в Риме, «импортировал» в Россию высокий классицизм, практикуемый этой школой в 1780-х годах, и тем самым внес свой вклад в формирование русского национального варианта неоклассицизма в период правления Александра I.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Критическая оценка
  • 3 В культуре
  • 4 Ссылки и заметки
  • 5 Источники
Биография

Жан-Франсуа Томас родился в семье третьего сословия в Париже и с раннего детства проявлял таланты в графическом искусстве. На его ранние работы, хранящиеся в архиве Жан-Клода Ришара, оказали влияние Жан-Оноре Фрагонар и Юбер Робер. В возрасте 17 лет Томас был принят в класс Жюльена-Давида Ле Руа в Королевской архитектурной академии и обучался там вместе с Шарлем Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен. Все его попытки получить государственную стипендию для ознакомительной поездки в Италию потерпели неудачу, и в 1785 году он уехал в Рим на свой счет и посещал классы французского Академия в Риме в качестве безбилетного пассажира вместе с законными студентами. Его сидение на корточках в Риме продолжалось годами; Томас рисковал быть исключенным из Академии, если бы не покровительство Франсуа-Гийома Менажо.

Томас вернулся во Францию ​​в 1789 году и был нанят Шарлем, графом д'Артуа, однако, занятость была прервана Французской революцией. Он снова покинул страну и путешествовал по Италии, Австрии и Польше, «обретя» благородный стиль Томаса де Томона в какой-то момент в начале 1790-х. Дмитрий Швидковский писал, что, скорее всего, эмиграция была результатом политической приверженности Томаса монархии (он был «ярым роялистом и ревностным католиком» на протяжении всей своей жизни) и практической неспособности »реализовать архитектурные мечты последних лет Ancien Régime "в революционной Франции.

Его первая реальная работа того периода, реконструкция галереи Ланьцутского замка для семьи Любомирских, мгновенно вознесло его в круг ведущих архитекторов Восточной Европы. В 1794 г. он был нанят Дом Эстерхази в Вене ; по крайней мере два его здания, школа в Вене и баня в Айзенштадте, сохранились на сегодняшний день в Австрии.

Ранее, скорее всего в 1792 году, он встретился с послом России в Вена, князь Дмитрий Голицын ; в 1798 г. Тома де Томон принял приглашение от своего брата Александра, проживавшего тогда в Москве. Российская империя в то время была закрыта для всех французов из-за страха перед революционными идеями. Томас де Томон проник в страну через Гамбург и Ригу, выдав себя за гражданина Швейцарии, уроженца Берна.

Памятник в Полтава

Тома де Томон сначала работал на Голицыных в их загородных резиденциях, а затем переехал в Санкт-Петербург ; 30 января 1802 г. он был нанят Императорским правительством для восстановления Большого Каменного театра. Проект, который начинался как скромный ремонт, вскоре превратился в полномасштабную реконструкцию по собственному проекту Томона. Конструктивно он был завершен за один год; Томас де Томон оставался его архитектором до пожара 1 января 1811 года.

В 1804 году Томас де Томон подал заявку на архитектурный конкурс на проектирование военно-морских складов на Матисовом острове в Санкт-Петербурге; В результате контракт, заключенный в 1807 году, был разделен между тремя конкурирующими архитекторами: фасады были построены по проекту Томаса де Томона, а планы этажей и управление строительством выполняли его соперники. Здания были снесены в 1914 году, Лев Руднев повторно использовал их каменные блоки для памятника на Марсовом поле.

В 1807–1809 годах Томас де Томон руководил строительством памятника Павлу. I России в Павловск. Контракт был выигран в открытом конкурсе против Андрея Воронихина, Андреяна Захарова и Пьетро Гонзага. Другой памятник работы Томаса де Томона, колонна, посвященная столетию Полтавской битвы, была воздвигнута в Полтаве в 1805–1811 гг. В 1806–1809 годах он построил три монументальных фонтана вокруг Пулковских высот, один по проекту Воронихина, а два собственных. Два из них позже были перемещены в центр Санкт-Петербурга (на Сенная площадь и Казанская Соборная площадь ).

Его самая известная работа Старая биржа на стрелке Васильевский остров, был завершен в 1805–1810 гг. По проекту, утвержденному незадолго до смерти Павла Русского ; проекты Томона были предпочтены более раннему предложению 1781 года Джакомо Кваренги, строительство было приостановлено в 1784 году. Кваренги разместил свою биржу на южной стороне острова, лицом к Дворцовой набережной. Томас де Томон радикально переместил свое здание по оси острова, создав высокосимметричный ансамбль, связывающий остров и по обе стороны Невы, от Зимнего дворца до Петропавловской крепости.

Томон умер в 1813 году после случайного падения с строительных лесов Большого театра. Театр, который затем восстанавливается после пожара.

Критическая оценка

Игорь Грабарь, анализирующий разницу между итальянским и Французские варианты неоклассицизма в России, считающиеся Карло Росси и Томас де Томон ключевыми фигурами этих ветвей единого стиля. Тома де Томон был основным источником французского классицизма в России, дополнив утопические фантазии Клода Николя Леду «новой чертой, которая никогда не проявлялась ранее - серьезным, хорошо продуманным пониманием, возможно, меньше ловкости, но больше глубины ". Грабарь отметил, что Томас де Томон, по-видимому, «позаимствовал» широкую форму Биржи из стилистических экспериментов французских архитектурных конкурсов, проводимых Королевской архитектурной академией. Однако, продолжил он, оригинальные французские проекты никогда не предназначались для исполнения в камне; даже их авторы считали их не более чем упражнением в рисовании. В отличие от них, Томас де Томон «сохранил священный дар безумия ради красоты» и осмелился фактически построить свой идеал красоты в камне. «Он не был колоссом, как некоторые представляют его сейчас, он не был Палладио и даже не Растрелли. Россия видела великих архитекторов до и после него. Но он был Прометей, который, похитив пламя новой красоты у богов во Франции, принес его в Россию ».

В культуре

В июне 2011 года русский художник Александр Таратынов установили статую Томаса де Томона в натуральную величину в Санкт-Петербурге. Статуя входит в состав бронзовой скульптурной группы «Архитекторы», изображающей великих архитекторов Российской Империи по заказу Газпрома и установленной в Александровском парке. В 2018 году Таратынов признал, что использовал изображение, которое он нашел в Википедии, чтобы основать статую, и что на самом деле это было изображение шотландского химика Томаса Томсона - Таратынов обвинил Википедию в ошибке, а также себя в том, что она не проверка у историка, чтобы убедиться в его точности.

Ссылки и примечания
Источники
  • Лисовский В.Г. (2008). Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики (Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики). Санкт-Петербург: Коло. ISBN 978-5-901841-44-0.
  • Альберт Дж. Шмидт (1989). Архитектура и планировка классической Москвы: история культуры. Издательство ДИАНА. ISBN 978-0-87169-181-1.
  • Швидковский, Дмитрий (2007). Русская архитектура и Запад. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2.
  • Шуйский, В. К. (2008). Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге. Центрполиграф. ISBN 978-5-9524-3777-7.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Жан-Франсуа Тома де Томон.
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:27:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте