Жан-Франсуа-Мари де Сюрвиль

редактировать
Французский исследователь и капитан торговцев XVIII века

Жан-Франсуа-Мари де Сюрвиль
Жан-Франсуа de Surville.jpg
Родился18 января 1717. Порт-Луи, Бретань, Франция
Умер8 апреля 1770 (1770-04-08) (в возрасте 53). Чилка, Перу
Причина смертиУтопление
НациональностьФранцуз
Род занятий
  • Морской офицер
  • Капитан торговцев
  • Исследователь
ИзвестенИсследованием Тихого океана
Супруга(s)Мари Жуанолкс
Дети2
Военная карьера
ВерностьФранция
Служба / филиалФранцузский флот
Годы службы1740–1764
ЗваниеКапитан
Командование удерживаетсяБагатель. Реномме. Герцог Орлеанский. Ла Фортуне
Сражения / войныВойна за австрийское наследство. Семилетняя война
НаградыКрест Сен-Луи

Жан-Франсуа-Мари де Сюрвиль (18 января 1717 - 8 апреля 1770) был купцом-капта вместе с Французской Ост-Индской компанией. Он командовал исследованием Тихого океана в 1769–70.

Родился в Бретани, Франция. Сюрвиль присоединился к Французской Ост-Индской компании в 1727 году в возрасте 10 лет. В течение следующих нескольких лет он плавал в водах Индии и Китая. В 1740 году он вступил в французский флот ; он участвовал в войне за австрийское наследство и Семилетней войне, дважды становясь военнопленным. После военной карьеры он вернулся во Французскую Ост-Индскую компанию. В 1769 году под командованием Сен-Жан-Батиста он отплыл из Индии в экспедицию в Тихий океан в поисках торговых возможностей. Он исследовал моря вокруг Соломоновых островов и Новой Зеландии перед тем, как отправиться на восток через южную часть Тихого океана в сторону Южной Америки. Часть его маршрута по Новой Зеландии совпала с маршрутом Джеймса Кука в Endeavour, который предшествовал ему всего на несколько дней. Де Сюрвиль утонул у берегов Перу 8 апреля 1770 года, когда искал помощи для своей больной цингой команды.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Морская карьера
  • 3 Французская Индия
  • 4 Исследование Тихого океана
    • 4.1 Новая Зеландия
    • 4.2 Путешествие в Южную Америку
  • 5 Наследие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Библиография

Ранняя жизнь

Жан-Франсуа-Мари де Сюрвиль родился 18 января 1717 года и был сыном Жана де Сюрвиля, государственный служащий в Порт-Луи, Бретань и его жена Франсуаза Марито де Роскадек, дочь судовладельца. Один из девяти детей, Сурвилл ушел из дома в возрасте 10 лет и присоединился к Французской Ост-Индской компании. Существовали семейные связи с компанией; старший брат уже состоял на ее службе, а его мать была племянницей одного из директоров компании. Работодателем Сюрвилля было коммерческое предприятие, поддерживаемое французским правительством и созданное несколькими годами ранее для торговли в Ост-Индии, и он совершал торговые путешествия по Индии и Китаю. К 1740 году он занимал звание второго прапорщика.

Военно-морская карьера

После начала войны за австрийское наследство в 1740 году Сюрвиль присоединился к французскому флоту., и сражался в том конфликте. Он плавал на борту в качестве прапорщика и стал военнопленным в 1745 году, когда корабль был захвачен Королевским флотом у Суматры. После освобождения в 1746 году он служил на борту «Герцога Шартрского», который доставлял товары из Франции в Западную Африку, где собирал рабов для перевозки в Карибское море, а затем патоку из Карибского моря во Францию, процесс, известный как треугольная торговля.. В 1747 году Сюрвилль получил командование Багатель и каперское свидетельство, дававшее ему право капер отправиться во Францию. Во время одного из своих боевых вылетов на Багатель, он снова был схвачен Королевским флотом и доставлен в Англию в качестве военнопленного.

Освободившись в 1748 году, Сюрвиль вернулся во Французскую Ост-Индскую компанию в качестве старший лейтенант на борту герцога де Бетюна, 40-пушечного купца, пересекавшего торговый путь в Китай. Вернувшись во Францию ​​в 1750 году, он женился на Мари Жуанолькс в Нанте. У пары было двое сыновей, которые позже присоединились к французской армии. Следующие несколько лет он провел в торговых рейсах вокруг французских портов в Индийском океане и за это время приобрел ферму на острове Реюньон.

. К 1753 году Сюрвиль был командующим Реномме и познакомился с Марион Дюфрен, который позже станет известен своими путешествиями в Тихий океан. Во время Семилетней войны, начавшейся в августе 1756 года, Сюрвиль вернулся на действительную службу во французском флоте и плавал с военно-морским флотом графа д'Аше в Индийском океане. в качестве командира герцога Орлеанского. Начальство благосклонно относилось к нему за его морское мастерство и руководство, и он был сделан «синим офицером», титул, используемый для неаристократических офицеров.

Сурвиль присутствовал на битве при Каддалор в 1758 году и был ранен в следующем году в битве при Пондичерри. Он был награжден Крестом Святого Людовика за поведение во время боевых действий. Он закончил Семилетнюю войну как командир 64-пушечного корабля La Fortuné. Во время перевозки солдат обратно во Францию ​​он столкнулся с плохой погодой у берегов Южной Африки. На корабле произошла утечка, и он потерпел крушение около Кейптауна. Surville смог безопасно доставить всю команду и пассажиров на берег и в Кейптаун. Это отложило его возвращение во Францию ​​до начала 1764 года.

Французская Индия

Сюрвиль возобновил службу во Французской Ост-Индской компании в 1765 году, а позже в том же году командовал герцогом де Прасленом в его путешествии, перевозя нового губернатора. из Пондичерри, Жан Лоу де Лористон, в Индию. Впоследствии, вместе с Лористоном и Жан-Батистом Шевалье, губернатором Чандернагора, который, как и Пондичерри, был французским поселением на восточном побережье Индии, Сюрвиль основал предприятие, чтобы заниматься торговлей в Индийском океане.. Вернувшись во Францию ​​в 1766 году, Сюрвиль получил одобрение французской Ост-Индской компании на свои коммерческие планы. Нуждаясь в корабле для своего предприятия, он руководил постройкой в ​​Порт-Луи большого торгового судна Сен-Жан-Батист, вооруженного 36 орудиями. Он отплыл на ней в Индию в июне 1767 года. В течение следующих нескольких месяцев Сурвиль совершил серию торговых плаваний вдоль индийского побережья. Он также был заместителем губернатора Пондичерри.

цветная печать с изображением гавани, с кораблем на переднем плане и зданиями на правом фоне Вид на Пондичерри в конце 18 века

К концу 1768 года Французская Ост-Индская компания переживала серьезные финансовые трудности, и ее монополия на торговлю в Ост-Индии грозил отзыв. Сурвилл и его деловые партнеры признали, что это откроет новые возможности для их синдиката, и планировали коммерческую экспедицию на Филиппины. Примерно в это же время они узнали о слухах о недавнем открытии британцами земли в южной части Тихого океана, считающейся сказочно богатым островом Земля Дэвиса. Эти слухи были основаны на отчетах HMS Dolphin о Таити.

Земля Дэвиса представляла собой потенциально важную торговую возможность для синдиката Сурвилля, но также было необходимо создать французский плацдарм в южной части Тихого океана. раньше, чем это сделали британцы, чтобы не попасть в этот регион. Следовательно, было решено, что Сюрвилл отправится в экспедицию в южную часть Тихого океана. План состоял в том, чтобы Сурвиль отправился под парусом Сен-Жан-Батист в Малакку, а затем в Южно-Китайское море и на Филиппины. Затем он должен был пересечь север и юг широты Тихого океана в поисках Земли Дэвиса. Последняя цель должна была храниться в секрете даже от офицеров экспедиции. По возвращении Сурвиль должен был остановиться в Маниле и Батавии. Чтобы избежать подозрений британцев в отношении цели экспедиции, официальными пунктами назначения «Сен-Жан-Батист» были Манила и Кантон.

. После более чем двух месяцев подготовки Сюрвиль отбыл из Чандернагора на борту «Сен-Жан-Батист» 3 марта. Март 1769 года, перевозка смеси торговых товаров в качестве груза. Эти товары, если их нельзя было продать еврейским купцам, которые, как считалось, жили на Земле Дэвиса, должны были быть проданы в Маниле на обратном пути экспедиции, чтобы повысить ее прибыльность. Также на борту было несколько карт и повествований о путешествиях в Тихий океан, включая отчет о путешествии Абеля Тасмана в Новую Зеландию в 1642 году. После посещения французских поселений на индийском побережье за ​​провизией Сюрвиль сделал свою последнюю остановку в Пондичерри, где добавил несколько гренадеров в состав экспедиции. Экспедиция, насчитывающая теперь 172 человека, отправилась 22 июня 1769 года.

Исследование Тихого океана

A map of the Indian and Pacific Oceans showing the route of Surville's ship Saint Jean-Baptiste Маршрут корабля Сюрвилля Сен-Жан-Батист

Сюрвиль первым отправился на Никобарские острова попытаться проверить наличие датской колонии, но к тому времени, когда острова были в поле зрения, они столкнулись с неблагоприятными ветрами. Вместо того, чтобы тратить время на маневрирование в более благоприятную для ветра позицию, он направился в Малакку, прибыв туда 29 июня 1769 года. Первоначально теплый прием со стороны голландского губернатора вскоре охладился, когда прибыло другое судно, британское, с утверждениями, что французы были направился в Ост-Индию, где у голландцев была монополия. Сурвиль быстро ушел, отплыв в Теренггану на Малайском полуострове, а затем на острова пролива Баши, между Тайванем и Филиппинами, где он сделал запасы вода и еда. Некоторые из его команды дезертировали, и, не сумев найти их, Сурвиль похитил нескольких островитян Баши в качестве замены пропавшим без вести.

К удивлению большинства участников экспедиции, Сурвилл затем отплыл на юго-восток. от официального пункта назначения корабля, Кантона, в соответствии с его секретными инструкциями по поиску Земли Дэвиса. Перейдя к Соломоновым островам, которые европейцы не видели с момента их открытия в 1568 году, экспедиция начала страдать цингой. 7 октября 1769 года они достигли побережья Санта-Исабель на Соломоновых островах. На своей первой якорной стоянке, которую Сурвиль назвал «Порт Праслен», они были встречены враждебно. В надежде найти свежие продукты, чтобы помочь больным цингой, группа сошла на берег, но подверглась нападению местных жителей. Несколько французов были ранены, один смертельно ранен, более 35 островитян были убиты. Затем экспедиция попыталась сделать еще одну якорную стоянку, но не смогла вести торговлю или пополнить свой корабль без нападения враждебных островитян.

К этому времени Сен-Жан-Батист испытывал нехватку свежих продуктов и многих из команды Сюрвилля умер от цинги. Боевой дух был низким, чему способствовало плохое состояние протекавшего корабля. Surville был вынужден найти безопасную якорную стоянку, но не хотел рисковать снова останавливаться на Соломоновых островах. Вместо этого, посмотрев на графики Тасмана, в середине ноября он направился в Новую Зеландию. Чтобы избежать выхода на берег из-за ошибок в долготе, он сначала плыл на юго-запад через Коралловое море, а затем повернул на восток на широте северной Новой Зеландии. Большую часть своего курса на юг он был примерно параллелен побережью Австралии, и, прежде чем повернуть на восток, вполне вероятно, что он был близок к достижению и открытию побережья того, что сейчас является Новым Южным Уэльсом. Было замечено несколько птиц, и его команда сообщила, что они чувствуют запах земли, но он продолжил менять курс, несмотря ни на что.

Новая Зеландия

A map of the north of the North Island of New Zealand showing the routes of Saint Jean-Baptiste and James Cook's Endeavour Маршрут Сен-Жан-Батист вокруг далекого к северу от Новая Зеландия в декабре 1769 г. Также показан маршрут Индевора. Указанные даты взяты из журналов соответствующих судов, которые различались по крайней мере на один день из-за разных методов хронометража и порта отправления.

12 декабря 1769 года в 11:15 утра Сен-Жан-Батист заметил побережья Новой Зеландии и отплыл к Хокианге, на западном побережье северной части Северного острова. Найдя берег негостеприимным, Сюрвиль поплыл на север. 16 декабря корабль обогнул мыс Нордкап и, направляясь на юг, прошел через район, который корабль Endeavour Джеймса Кука пересек один или два дня назад. Сурвилл и Кук были первыми европейцами, которые пересекли воды Новой Зеландии после путешествия Абеля Тасмана 127 лет назад.

Проплывая восточное побережье, Сурвилл достиг того, что он называл «заливом Лористон» 17 декабря 1769 года. Кук уже назвал это «залив Дуэнтлесс », когда он проплыл мимо него менее двух недель назад. Маори на каноэ отправились к Сен-Жан-Батисту и занялись торговлей свежей рыбой, развеяв опасения экипаж, знавший, что Тасман встретил враждебный прием по прибытии в Новую Зеландию. Затем Сурвилл погрузил свой корабль глубже в бухту, бросив якорь в конце дня у пляжа Токерау возле Ватухи.

Сурвилл вместе с несколькими моряками и солдатами на следующий день сошел на берег. Группу встретил вождь маори, который показал им источник воды и дал им кресс-салаты и сельдерей. В течение следующих нескольких дней свежие продукты, собранные или проданные у маори, помогли большинству больных из экспедиции вылечиться от цинги. Вполне вероятно, что отец Поль-Антуан Леонар де Вильфейс, капеллан святого Жан-Батиста, провел первое христианское богослужение в Новой Зеландии и, возможно, совершил мессу на Рождество 1769 года. Если так, то это было бы до Рождества преподобного Сэмюэля Марсдена в 1814 году, которое обычно считалось первым религиозным служением в Новой Зеландии.

Некоторые действия французов могли вызвать оскорбление маори. Сурвиль прикреплял к голове вождя белое страусиное перо, что считалось очень тапу. Тела тех, кто умер от цинги в бухте, были выброшены за борт, что привело бы к загрязнению рыбного промысла, что привело к тому, что маори (если они знали) наложили рахуи или временный запрет на ловлю рыбы в этом районе. Маори, возможно, были обеспокоены количеством еды, которую ели французы, и, как следствие, торговля рыбой и сельдереем вскоре прекратилась. Это привело к ухудшению отношений между французами и маори. Сурвиль, который изначально позаботился о том, чтобы быть максимально близким по духу к маори, становился все более разочарованным.

27 декабря шторм застал группу людей на берегу в Ватувиви, где их гостеприимно встретили Маори. Во время того же шторма корабль вытащил якоря, которые пришлось отрезать по приказу Сурвилля. Он и часть команды потратили несколько часов, пытаясь поставить «Сен-Жан-Батист» на более защищенную якорную стоянку. Корабль yawl, который был на буксире, ударился о камни, и его пришлось срезать. После того, как шторм утих, выброшенная на берег группа вернулась на корабль, у которого сломался румпель. Сурвиль, обеспокоенный потерей якорей и рыскания, поставившей под угрозу планы дальнейшего исследования этого района, сошел на берег с группой из двух офицеров и нескольких моряков, чтобы ловить рыбу 30 декабря. Отряд был приглашен в деревню местным вождем и разделил трапезу перед тем, как вернуться на корабль.

На следующий день, 31 декабря, офицер заметил ял на берегу Токерау-Бич, окруженный маори, и вооруженный партия отправилась из Сен-Жан-Батиста, чтобы забрать его. Сурвиль счел ял украденным; По традиции все выброшенные на берег обломки принадлежали вождю района. Достигнув пляжа, французская группа обнаружила группу маори, несущих копья, но яла не было видно. Их вождь, Рангинуи, подошел к Сурвиллю, неся веточку зеленых листьев, знак мира в культуре маори. Его терпение было исчерпано, и Сурвиль арестовал Рангинуи за кражу его яла. Его группа сожгла около 30 хижин, уничтожила каноэ, набитое сетями, и конфисковала еще одно каноэ. Они вернули Рангинуи на свой корабль, где члены экипажа, застрявшие во время шторма, опознали его как вождя, оказавшего им гостеприимство. Сюрвиль был полон решимости оставить своего пленника, и в тот же день Сен-Жан-Батист отправился на восток с Рангинуи на борту.

Путешествие в Южную Америку

Сюрвиль, посоветовавшись со своими офицерами и подумав о бедных состояние его корабля и команды, отказался плыть на север, к Филиппинам или голландской Ост-Индии, и вместо этого решил плыть на восток в Южную Америку. На этом маршруте использовались попутные ветры и открывалась прибыльная перспектива открытия ранее неизвестных земель по мере их продвижения на восток. В частном порядке Сурвилл надеялся найти Землю Дэвиса. Испанцы считали свои порты на тихоокеанском побережье Южной Америки закрытыми для других стран, и существовал риск того, что французы будут заключены в тюрьму по прибытии. Была надежда, что существующий союз между Францией и Испанией и призыв по гуманитарным соображениям предотвратят эту возможность.

Первоначально плывя вдоль южных широт 34 ° и 35 °, экспедиция продолжала нести потери от цинги, первая смерть с тех пор, как покинула Новую Зеландию, произошла 19 февраля 1770 года. Вскоре Сюрвилл повернул свой корабль на 27 ° южной широты, широты, на которой, как полагали, находилась Земля Дэвиса. В начале следующего месяца, когда запасы воды были на исходе, Сурвилл признал поражение в своих поисках острова и взял курс на Перу после консультации со своими офицерами. 24 марта, когда корабль подошел к островам Хуана Фернандеса, Рангинуи умер от цинги. Хотя изначально он был обеспокоен похищением, с ним хорошо обращались и он регулярно обедал с Сурвиллем.

Вместо того, чтобы останавливаться на островах Хуана Фернандеса за припасами, Сурвиль решил продолжить путь в Перу, всего в 400 милях (640 км) прочь. Сен-Жан-Батист 7 апреля достиг поселения Чилка на перуанском побережье. Во второй половине дня была предпринята попытка высадить отряд, но состояние моря было слишком опасным. На следующий день Сюрвиль в парадном облачении и трое членов экипажа отправились на небольшой лодке за помощью к испанскому вице-королю в Чилке. В плохих условиях лодка перевернулась, а Сюрвилл и еще два человека утонули. Его тело было найдено местными жителями и похоронено в Чилке.

Тем временем Сен-Жан-Батист был отплыл на север, в порт Кальяо, в соответствии с инструкциями Сюрвилля на случай, если он не вернется на корабль.. Форма Сюрвилля, крест Сен-Луи, и прядь его волос были переданы Гийому Лабе, первому помощнику корабля. Испанские власти арестовали Сен-Жан-Батист и задержали ее оставшуюся команду более двух лет, прежде чем разрешили им вернуться во Францию. 20 августа 1773 года, когда корабль прибыл в Порт-Луи, только 66 человек из первоначального набора из 173 человек завершили экспедицию Сюрвилля; 79 умерли от болезней или нападений враждебных островитян, а еще 28 дезертировали. Сен-Жан-Батист все еще нес товары, которые он взял на борт в Пондичерри, и они были проданы, чтобы инвесторы экспедиции могли вернуть часть своих взносов. Вдове Сюрвиля была назначена пенсия от короля Франции Людовика XV. Она также получила имущество Сурвилля, переданное Лабе.

Наследие

, черно-белая фотография бетонного постамента с мемориальной доской, выходящей на склон холма Памятная доска, обозначающая якорную стоянку Сен-Жан-Батист в Бухте Даутлесс в Новой Зеландии. В нем говорится: «Жан-Франсуа Мари де Сюрвиль бросил якорь свой корабль« Сен-Жан-Батист »в бухте Даутлесс 17–31 декабря 1769 года, чтобы освежить своих людей. 30 декабря он посетил на этом мысе»

Несмотря на это будучи коммерчески неудачным, путешествие Сурвилля позволило географам того времени подтвердить размер Соломоновых островов и Новой Каледонии, а также вероятное отсутствие Земли Дэвиса. Он предоставил дополнительные доказательства того, что в южной части Тихого океана не было Terra Australis, а также предоставил больше знаний о Новой Зеландии и ее жителях. Сюрвилл и его люди были первыми европейцами, которые пересекли Коралловое море и совершили переход с запада на восток через умеренную зону южной части Тихого океана, важный маршрут для будущих исследователей этого региона.

Улица в доме Сурвилла. Город Порт-Луи назван в его честь. Его помнят в Новой Зеландии благодаря названию скал Сурвилл, самой северной точки материковой части Новой Зеландии. Cap Surville было первоначальным названием того, что теперь известно как North Cape. Мемориальная доска в память о посещении Сурвиллом этого района 200 лет назад была заложена в Ватувиви в 1969 году. Два якоря Сен-Жан-Батист, которые были потеряны в заливе Даутлесс, были обнаружены в 1974 году и выставлены в Региональном музее Крайнего Севера на Каитаиа и Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева в Веллингтоне соответственно.

Примечания

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:26:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте