Жан-Этьен Лиотар (французское произношение: ; 22 декабря 1702 - 12 июня 1789) был швейцарским художником, знатоком искусства и торговцем. Он наиболее известен своими портретами пастелью, а также работами после пребывания в Турции. Гугенот французского происхождения и гражданин Женевской Республики, он родился и умер в Женеве, но большую часть своей карьеры провел в столицах Европы, где его портреты были очень востребованы. Он работал в Риме, Стамбуле, Париже, Вене, Лондоне и других городах.
Лиотар родился в Женеве. Его отец был французским протестантским ювелиром, который бежал в Женеву после 1685 года. Жан-Этьен Лиотар начал свое обучение у профессора и Петито, эмали и миниатюры которого он копировал с большим мастерством.
Он уехал в Париж в 1725 году, обучаясь у [фр ] и Франсуа Лемуана, по рекомендации которого он был доставлен в Неаполь виконт де Пюизье, Луи Филоген Брюлар, маркиз де Пюизьё и граф де Силлери. В 1735 году он был в Риме, писал портреты Папы Климента XII и нескольких кардиналов. В 1738 году он сопровождал лорда Дунканнона в Константинополь, где проработал следующие четыре года.
Жан-Этьен Лиотар посетил Стамбул и нарисовал многочисленные пастели турецких бытовых сцен; он также продолжал носить турецкую одежду большую часть времени, когда вернулся в Европу. Использование современной одежды считалось негероическим и неэлегантным в исторической живописи с использованием обстановки Ближнего Востока, когда европейцы носили местные костюмы, как советовали делать путешественники.
Многие путешественники по возвращении облачились в экзотические восточные одежды, в том числе лорд Байрон, как и многие, никогда не покидавшие Европу, включая мадам де Помпадур. Поэзия Байрона оказала большое влияние на знакомство Европы с пьянящим коктейлем романтизма в экзотической восточной обстановке, которая позже стала доминирующей в восточном искусстве XIX века.
Его эксцентричное заимствование восточного костюма принесло ему прозвище турецкого живописца.
Он отправился в Вену в 1742 году, чтобы писать портреты императорской семьи. В 1745 году он продал La belle chocolatière Франческо Альгаротти..
Все еще находясь под выдающимся покровительством, он вернулся в Париж. В 1753 году он посетил Англию, где нарисовал принцессу Августу Саксен-Готскую, принцессу Уэльскую. В 1756 году он уехал в Голландию, где в следующем году женился на Мари Фарг. Она также происходила из семьи гугенотов и хотела, чтобы он сбрил бороду.
В 1762 году он писал портреты в Вене, в том числе Марию Антуанетту; в 1770 г. в Париже. В 1772 году последовал еще один визит в Англию, и в следующие два года его имя фигурирует среди экспонентов Королевской академии. Он вернулся в свой родной город в 1776 году. В 1781 году Лиотар опубликовал свою «Traité des Principes et des regles de la peinture». В последние дни он писал натюрморты и пейзажи. Он умер в Женеве в 1789 году.
Лиотар был художником большого разностороннего характера. Наиболее известен своими изящными и тонкими пастельными рисунками, в том числе «Лисёзой», «Шоколадной девушкой» и «Лионской красавицей» в Дрезденской галерее и Марией Фредерике ван Риде. -Athlone at Seven at J. Музей Пола Гетти является восхитительным примером, он также добился отличия своими эмалями, медными пластинами гравюрами и росписью по стеклу. Кроме того, он написал «Трактат об искусстве живописи» и был искусным коллекционером картин старых мастеров.
Многие из приобретенных им шедевров были проданы им по высоким ценам во время его второго визита в Англию. Музеи Амстердама, Берна и Женевы особенно богаты образцами его картин и пастельных рисунков. Фотография сидящего турка находится в Музее Виктории и Альберта, а в Британском музее хранятся два его рисунка.
В Лувре, помимо двадцати двух рисунков, есть портрет генерал-лейтенанта Эро, а также картина маслом английского купца и друга, одетого в костюмы. "Мсье Леветт и мадемуазель Элен Главани в турецких костюмах". Портрет художника находится в галерее Уффици, Флоренция. Поскольку его сын также женился на голландской девушке, Рейксмузеум унаследовал важную коллекцию его рисунков и картин.
Одна выдающаяся особенность картин Лиотара - это преобладание улыбающихся персонажей. Обычно портретные предметы того времени выбирали более серьезный тон. Это легкомыслие было отражением философии эпохи Просвещения, которая вдохновляла Лиотара. Также характерный для той эпохи, Лиотар создал произведения, прославляющие науку, например, изображение женщины, отдающей дань уважения врачу, который ее спас.
Ричард Покок, 1738–39, холст, масло
Портрет турецкого великого визиря, вероятно Хекимоглу Али-паша, ок. 1738–1743, бумага, пастель
Шоколадная девушка 1743-1744
Граф Франческо Альгаротти, 1745, пастель на пергаменте
Мария Шарлотта Буасье, 1746
Жанна- Элизабет де Селлон, ок. 1746 г., пастель на пергаменте
Портрет господина Бора, купца из Генуи, 1746 г., пастель на пергаменте
Императрица Мария Терезия, 1747 г., эмаль на меди
Портрет мадемуазель Жаке, ок. 1748–1752, бумага, пастель
Мария Йозеф фон Саксония, 1749, пастель на пергаменте
Автопортрет, ок. 1749 г., пастель
Landschaft bei Genf, 1750
Турецкая дама и она Слуга, 1750 г., холст, масло
Мария Аделаида из Франции в турецком платье, 1753 г., холст, масло
Портрет Фредерика, принца Уэльского, 1754 г., пастель на пергаменте
Первая чашка, 1754 г., пастель на пергаменте
Мария Фредерика ван Рид-Атлон, 1755–56, пастель на пергаменте
Портрет доктора француза, 1757 г., пастель на пергаменте
Ами-Жан де ла Рив, ок. 1758 г., бумага, пастель
Портрет молодой женщины, пастель
Портрет Марты Мари Троншен, ок. 1758 (Художественный институт Чикаго)
Портрет мадам Жан Троншен (урожденная Анн Молен), 1758
Портрет мадам Франсуа Троншен (урожденная Анн-Мари Фромаге), 1758
Le petit déjeuner de la famille Lavergne, 1754
Генри Фредерик, герцог Камберленд, 1754
Портрет принцессы Великобритании Луизы, 1754
Марианна Лиотард с куклой, 1765
(около 1770)
1773
Натюрморт, Чайный сервиз, ок. 1781–83, холст, масло
Натюрморт с инжиром, 1782 год, пастель
.
На Викискладе есть материалы, связанные с Жан-Этьеном Лиотаром. |