Социология ревности имеет дело с культурными и социальными факторами, которые влияют на то, что вызывает ревность, как проявляется ревность и как со временем меняется отношение к ревности.
Антропологи, такие как Маргарет Мид, показали, что ревность варьируется в зависимости от культуры. Культурное обучение может влиять на ситуации, вызывающие ревность, и на то, как ревность выражается. Отношение к ревности также может со временем меняться внутри культуры. Например, отношение к ревности существенно изменилось в 1960–1970-е годы в Соединенных Штатах. Люди в Соединенных Штатах гораздо более негативно относятся к ревности.
Любовное письмо от соперника . Юноша застает своего парня с любовным письмом от другого.. Миягава Иссё, ок. 1750; Панно из серии из десяти гомоэротических сцен на раскрашенном ручном свитке в стиле сюнга (какемоно-э); суми, колор и гофун на шелке. Частное собрание.Маргарет Мид сообщает о ряде общества, в которых мужчина предлагал свою жену или дочь другим в сексуальных целях, а также случаи, в которых «первые жены» в полигамных обществах приветствовали бы дополнительных жен как повышение их престижа и облегчение их работы. Она противопоставляет тех, в чьей жизни преобладала ревнивая опека над всем, от жен до ямса, с самоанцами, среди которых ревность была редкостью.
Возможно, что приписывание Мид этих различий социальному устройству верно. Стернс аналогичным образом отмечает, что социальная история ревности среди американцев показывает почти полное отсутствие ревности в восемнадцатом веке, когда браки устраивались родителями и строгий надзор со стороны общества почти исключали внебрачные связи. По мере того как эти социальные договоренности постепенно вытеснялись практикой свиданий с несколькими потенциальными партнерами до брака и более гибкими и анонимными формами жизни, соответственно возрастала ревность как социальный феномен.
Другие ставили под сомнение выводы Мида о Самоа. Ревность возникала гораздо чаще, чем предполагала Мид, и часто приводила к насилию. У самоанцев есть слово для обозначения такого насилия: фуа. Возможно, ни одно общество не обладает свободой от зависти, которую Мид приписывал самоанцам. Распространенность ревности может варьироваться в зависимости от культуры, но, тем не менее, ревность остается культурной универсальностью.
К концу 1960-х и 1970-х гг. Ревность, особенно сексуальная ревность, в некоторых кругах, особенно среди сторонников , стала рассматриваться как иррациональная, так и постыдная. свободная любовь. Защитники и практикующие неисключительные сексуальные отношения, полагая, что им не следует ревновать, стремились изгнать или отрицать ревнивые реакции на сексуальные отношения своих партнеров с другими. Многие сочли это неожиданно трудным, хотя для других сознательное блокирование ревнивой реакции относительно легко с самого начала, и со временем реакцию можно эффективно погасить. Некоторые исследования показывают, что ревность может быть уменьшена в многосторонних отношениях, где существует четкая иерархия отношений или где ожидания иным образом фиксированы. (См. Смит и Смит, За гранью моногамии.) Современные практики того, что сейчас называется полиаморией (множественные интимные отношения), по большей части относятся к ревности как к неизбежной проблеме, которую лучше всего решить с помощью приспособления и общения. В основном обществе, хотя ревность по-прежнему несет в себе коннотацию незащищенности, существует большая тенденция принимать ее как нормальную и ожидаемую реакцию на угрозу в отношениях.