A джазовая шкала; - любая музыкальная шкала, используемая в джазе. Многие «джазовые гаммы» представляют собой общие гаммы, взятые из западноевропейской классической музыки, включая диатоническую, полнотонную, октатоническую (или уменьшено), и режимы восходящего мелодического минора. Все эти гаммы обычно использовались композиторами конца девятнадцатого и начала двадцатого века, такими как Римский-Корсаков, Дебюсси, Равель и Стравинский <48.>, часто так, чтобы прямо предвосхищать джазовую практику. Некоторые джазовые гаммы, такие как бибоп-гаммы, добавляют дополнительные проходящие хроматические тона к знакомым диатоническим гаммам.
Одной из важных особенностей джаза является то, что теоретики называют «принципами совместимости аккордов и гамм »: идея о том, что последовательность аккордов порождает последовательность совместимых гамм. В классической гармонии мажорного режима аккорды обычно принадлежат одной и той же гамме. Например, в прогрессии ii-V-I до мажор обычно используются только ноты диатонической коллекции C. В джазе четырехаккордовая прогрессия может использовать четыре разных гаммы, часто в результате аккордовых изменений.
Например, в до мажоре джазовый музыкант может изменить аккорд V, G (G – B – D – F), на сглаженную пятую часть, создающий аккорд G (G – B – D ♭ –F). Затем импровизатор может выбрать гамму, содержащую эти четыре ноты, например, целую шкалу тонов G, октатоническую гамму G или режим восходящего мелодического минора D или A. В каждом случае гамма содержит аккордовые тоны G – B – D –F и называется совместимой с ней. Это понятие «совместимости аккордов» отмечает фундаментальное отличие джазовой гармонии от традиционной классической практики.
Избегайте примечания - это нота джазовой гаммы, которая в теории и практике джаза считается диссонирующей, чтобы играть против основного аккорда, и поэтому либо избегают, либо хроматически изменяют. Например, в гармонии в мажорной тональности 4-я и, следовательно, 11-я нота - это нота избегания и поэтому либо обрабатывается как проходящий тон, либо увеличивается (повышается на полутон). Избегайте нот часто на второстепенную секунду (или минорную девятку) выше тона аккорда или на идеальную четверть выше основного тона аккорда.
[Один] может получить хорошее представление о разнице между классической и неклассической гармонией из глядя на то, как они справляются с диссонансами. Классика рассматривает все ноты, которые не принадлежат аккорду (то есть трезвучию), как потенциальные диссонансы, которые необходимо разрешить.... Неклассическая гармония просто говорит вам, какую ноту в гамме следует избегать ["то, что иногда называют нотой избегания"] (потому что это действительно диссонанс), что означает, что все остальные в порядке.
Количество гамм, доступных импровизирующим музыкантам, продолжает расти. По мере появления современных техник и музыкальных конструкций джазовые исполнители находят те, которые они могут использовать в композициях или использовать в качестве материала для исследования мелодии. Яркими примерами являются семь режимов диатонической основной гаммы и гаммы добавленных нот.
Режим | Имя | Шкала на C | Связанный аккорд |
---|---|---|---|
I | Ионический | C – D – E – F –G – A – B – C | До мажор 7 (9, 13) |
II | Дориан | C – D – E ♭ –F – G – A – B ♭ –C | до минор 6 или до минор 7 (9, 11, 13) |
III | фригийский | C – D ♭ –E ♭ –F – G – A ♭ –B ♭ –C | до минор 7 (11) |
IV | лидианский | C–D–E–F♯–G–A–B–C | до мажор 7 (9, ♯11, 13) |
V | Миксолидийские | C – D – E – F – G – A – B ♭ –C | C7 (9, 13) |
VI | Эолийские | C – D – E ♭ –F – G –A ♭ –B ♭ –C | C минор 7 (9, 11) |
VII | Локрийский | C – D ♭ –E ♭ –F – G ♭ –A ♭ –B ♭ –C | C минор 7 ♭ 5 или C7 (11, ♭ 13) |
Сравните каждый из режимов с большой шкалой, чтобы понять тонкие различия между ними. Ионический язык основан на 1-й степени мажорной гаммы, дорийский - на 2-м, фригийском - на 3-м и т. Д.
Имя | Шкала | Ассоциированный аккорд |
---|---|---|
C Ионийский | C – D – E – F – G – A – B – C | До мажор 7 (9, 13) |
D дорийский | D – E – F – G – A – B – C – D | D минор 6 или D минор 7 (9, 11, 13) |
E фригийский | E – F – G – A – B – C – D – E | ми минор 7 (11) |
F лидийский | F – G – A – B –C – D – E – F | Фа мажор 7 (9, ♯11, 13) |
G Миксолидийский | G – A – B – C – D – E – F– G | G7 (9, 13) |
A Aeolian | A – B – C – D – E – F – G – A | Ля минор 7 (9, 11) |
B Локрийский | B – C – D – E – F – G – A – B | си минор 7 ♭ 5 или B7 (11, ♭ 13) |
гаммы бибопа добавляют один проходящий хроматический тон к семи нотам мажорной гамме (ионический и миксолидийский режимы). Добавленный проходящий тон создает восьмизначную шкалу, которая ритмически равномерно вписывается в такт. 4из 8 восьмых нот, что делает ее полезной в практике. Когда восьмая нота гаммы бибопа начинается с доли аккордового тона (т. Е. основной тон, третий, пятый или седьмой ) другие ноты аккорда также попадут в такт. В результате все неаккордовые тона попадут в оптимистичные ритмы..
Обычно используются два типа гамм бибопа:
Большая часть современной джазовой гармонии возникает из режимы восходящей формы мелодической минорной гаммы, также известной как джазовая мелодическая минорная гамма. Эта гамма по существу является диатонической мажорной гаммой с пониженной третью, например C – D – E ♭ –F – G – A – B – C. Как и в случае с любой другой гаммой, режимы являются производными от проигрывания гаммы из различных основных нот, вызывая появление серии джазовых гамм.
Mode | Название | Шкала C | Связанные аккорды |
---|---|---|---|
I | Восходящий мелодический минор | C – D – E ♭ –F – G – A – B | C-maj7 (9, 11, 13) или аккорды C-6 (функции аи минор) |
II | фригийский ♮ 6, дорийский ♭ 2, ассирийский или фригидорианский | C – D ♭ –E ♭ –F – G – A – B ♭ | аккорд D7sus (♭ 9, ♯9, 13), с ♭ 2 как неаккордовый тон, дающий минорную девятку |
III | лидийский усиленный или лидийский ♯5 | C – D – E – F♯ – G♯ – A – B | E ♭ maj7 + 5 (9, 11) аккорд (функционирует как III +) |
IV | лидийская доминанта, лидийская шкала № 7, акустическая шкала, миксолидийская шкала №4, обертон или лидомикс | C – D – E – F♯ – G – A – B ♭ | аккорд F7 (9, ♯11, 13) (функционирует как доминантный, вторичный или замещающий доминант) |
V | миксолидийский ♭ 6, мелодический мажор, пятая форма мелодического минора, индус, или миксеоловый | C – D – E – F – G – A ♭ –B ♭ | G7 (9, ♭ 13) аккорд (функционирует как доминанта с ♭ 13 как неаккордовый тон или квинту следует избегать в голосе аккорда, поскольку они производят минорную девятку) |
VI | локрийский ♮ 2, полууменьшенный, или Эолокрийский | C – D – E ♭ –F – G ♭ –A ♭ –B ♭ | A-7 ♭ 5 (9, 11, ♭ 13) (функционирует как аккорд ii в пятая форма мелодического минора) |
VII | Суперлокрия, измененная доминантная гамма или измененная гамма | C – D ♭ –E ♭ –F ♭ –G ♭ –A ♭ - B ♭ | B7 (♯ или ♭ 9, ♯11, ♭ 13) аккорд (функционирует как доминанта с пятой частью аккорда, замененной на ♯11 или ♭ 13, также может использоваться для гармонизации VII- 7 ♭ 5 аккорд в мелодическом миноре) |
Названия этих гамм являются вариациями названий, используемых для некоторых ладов диатонической мажорной гаммы, например, фригийская 6, вторая лада мелодического минора, называется потому что это то же самое, что и фригийская лада мажорной гаммы с мажорной шестой.
Иногда называемая октатонической шкалой, поскольку она содержит восемь тонов, уменьшенная шкала состоит из серии чередующихся половин и целых шагов. Есть два типа уменьшенных шкал: один начинается с полушага, а другой - с целого шага. Две шкалы являются режимами друг друга.
Из-за повторения образца интервала только после двух нот каждая нота в гамме может быть корнем в другой симметричной уменьшенной гамме. Например, уменьшенная шкала C типа «сначала на полшага» имеет те же ноты, что и в уменьшенной шкале E ♭, начатой на полшага, а также в уменьшенной шкале D, начатой на целый шаг. Все три состоят из одних и тех же восьми нот: C – D ♭ –E ♭ –E ♮ –F♯ – G – A – B ♭ –C.
Из-за симметрии уменьшенной шкалы имеется только три отчетливых уменьшенной шкалы (показаны справа). Остальные - все виды этих трех.
Вся шкала тонов, состоящая исключительно из целых шагов, часто используется на аккордах V7 +6.
Две пентатонические гаммы, общие для джаза, являются основными пентатоника и минорная пентатоника. Они оба являются режимами друг друга.
Основная пентатоника начинается с большой шкалы и не включает четвертую и седьмую градусы шкалы. В минорной пентатонике используются те же ноты, что и в мажорной пентатонике, но она начинается с шестой ступени соответствующей мажорной гаммы. В этой номенклатуре минор используется в смысле относительной тональности, поскольку диатоническая гамма минор является относительным минором диатонической шкалы до мажор.
Джазовые импровизаторы, особенно басисты и гитаристы, используют эти гаммы разными интересными способами. Например, над B ♭ maj можно использовать мажорную пентатонику, основанную на 2-й ступени шкалы B ♭ (C – D – E – G – A), что означает 9–3 – ♯11–13–7, соответственно. Аналогично, поверх полностью измененного аккорда F♯ можно использовать ту же мажорную пентатонику, на этот раз основанную на тритоне (C – D – E – G – A), что означает ♭ 5– ♭ 13– ♭ 7– ♭ 9 – ♯ 9 соответственно.
Термин шкала блюза относится к нескольким различным шкалам с различное количество шагов и соответствующие характеристики. Шеститонная блюзовая гамма состоит из минорной пентатоники плюс проходящего хроматического тона между 4 и 5. Эта добавленная нота может быть записана как ♭ 5 или 4. Гитаристы часто смешивают мажорную и минорную пентатонику вместе с гаммой блюза.
Другая распространенная блюзовая гамма состоит из девяти нот (показано справа). Уинтроп Сарджант определяет эту гамму как «определенную серию тонов в октаве, используемую в качестве основы музыкальной композиции», составленную вместо этого из нескольких композиций и импровизаций (согласно Стернсу: «очень много джазовых записей»), и предполагается, что она отображает влияние африканской музыки. E ♭ и B ♭ - это синие ноты.
Гармоническая минорная гамма также представляет ценность для многих импровизаторам, поскольку он обеспечивает альтернативный цвет для многих распространенных аккордов и последовательностей аккордов. Гармоническая минорная гамма может использоваться в аккордах пьесы ля минор, особенно в минорной аккордовой прогрессии ii-Vi.
Одним из наиболее распространенных применений гармонической минорной гаммы является ее пятая форма, которая звук, который часто слышен поверх доминирующих аккордов.
Измененная доминантная шкала, также свободно называемая измененной шкалой, названа так, потому что все шкалы элементы, которые могут быть изменены относительно основной доминантной шкалы (миксолидийский режим ) без потери качества доминант, изменяются. Шкала включает как измененные квинты (5 и 5), так и обе измененные девятые (9 и 9).
Измененные квинты энгармонически совпадают с ♯11 и ♭ 13, которые также будут считаться измененными относительно их миксолидийских форм. Тоник, мажорная треть (как уменьшенная четверть ) и доминирующая седьмая сохраняются как существенные для доминирующего качества.
Масштаб также можно понимать как режим восходящей мелодической минорной гаммы, начиная с 7 ступени шкалы. Для аккорда C мелодическая минорная гамма C♯ , начинающаяся с B♯ (C энгармонически), создает измененную доминантную гамму C энгармонически.
Эта шкала также называется суперлокрианской шкалой, так как она действительно напоминает локрийскую шкалу с ♭ 4, но обычно ее считают шкалой мажорной качество. Другое название этой шкалы - уменьшенная целая шкала тонов, потому что первый тетрахорд - это уменьшенная (половина, целая) шкала, а второй тетрахорд - цельный тон.