Джаз в Чехословакии

редактировать

Джазовые корни Чехословакии были заложены Авторы Ярослав Ежек и Рудольф Антонин Дворский в 1920-х и 1930-х годах. Влияние Ежека в этой сфере особенно заметно, и к тому времени, когда он иммигрировал в Соединенные Штаты в 1939 году, его композиции, сочетающие джаз и классическую музыку, были одними из самых популярных. Однако после вторжения нацистов в Чехословакию джаз был запрещен, и только в 1947 году австралийский джазовый пианист Грэм Белл и его Dixieland Jazz Band выступил на Всемирном молодежном фестивале в Праге, что означало возрождение джазового движения.

Когда началось это движение, сталинисты были против него, но, как Йозеф Шкворецки пишет в своей «Бас-саксофон», «его звали Диксиленд. Тип каннибальной музыки с такими явно фольклорными корнями и часто (блюз) настолько прямо пролетарскими, что даже самому оруэлловскому фальсификатору фактов будет трудно отрицать их ». Подобно ситуации во время Второй мировой войны, джаз был разработан африканцами и как таковой считался мусором. По мере роста этого движения оно все больше переплеталось с ростом диссидентского движения.

Среди интеллектуалов андеграунда больше всего отождествлялся джаз. По мере того как культурная сцена в Чехословакии накалялась, вместе с ней расширялась и джазовая сцена. В 1964 году прошел Первый Пражский международный джазовый фестиваль, собравший модные коллективы того времени. Когда случилась Пражская весна, джаз продолжил свой успех как самостоятельная форма, которая привлекала молодежь во всем ее бунте. Это была музыка, которую играли в клубах, и сформировались многочисленные отдельные группы. Как видно из «Трусов» Шкворецкого, день вращался вокруг джазовой практики с группой и героических мечтаний. Несмотря на то, что действие романа происходит в конце Второй мировой войны, издание книги в 1958 году наглядно демонстрирует ажиотаж в отношении джаза, который присутствует в то время, когда Шкворецки пишет роман.

Джазовая секция Союза чешских музыкантов

Маленькие победы, одержанные джазом за это время, несравнимы с джазовой секцией Союза чешских музыкантов, созданной в 1971 году. благодаря «административной лазейке» группа джазовых музыкантов увидела возможность стать частью союза, и, несмотря на то, что джаз считался «мусорной музыкой» для низших слоев общества, она была принята. Министерство внутренних дел издало ряд руководящих указаний, самое главное, что секция была ограничена до 3000 членов. В течение первых двух лет после своего создания Джазовая секция не выходила за рамки закона. Так начался фестиваль Prague Jazz Days, который должен был стать ежегодным. Он опубликовал бюллетень, в котором обсуждалась текущая музыкальная сцена. По мере того, как секция росла, руководители секции становились все смелее и запустили серию книг, в которых обсуждалась вся популярная культура того времени - от чешского искусства до рок-поэзии, словаря американских рок-групп до Нобелевской премии 1984 благодарственная речь Ярослава Зейферта. Первой проблемой или законом, который он нарушил, было ограничение размера. К моменту закрытия Секции количество членов достигло 7 000 - 4 000 человек больше, чем было разрешено. Членство было нарушено и другими способами. Бюллетень и серия книг, опубликованных в разделе, быстро разошлись из рук в руки. Шкворецки пишет: «Если в старшей школе один ученик принадлежал к Джазовой секции, книги и периодические издания, которые ему разрешалось покупать, читали практически все ученики, а также обычно преподаватели». По мере того, как популярность Секции росла и их возможности спонсировать музыкальные мероприятия становились все более ограниченными, она выходила за рамки джаза и даже за пределы музыки в целом, до литературы и искусства. Они начали издавать тома самиздата, коммунистической запрещенной литературы. Публикации, которые продавались только членам культурных организаций, подвергались меньшей цензуре, и, таким образом, Секция опубликовала многочисленные рукописи об «альтернативной культуре» и избежала наказания со стороны правительства.

Напряженность между джазовой секцией и коммунистическим правительством

Одобрение джазовой секции правительством было частично связано с ее сильной нелюбовью к рок-музыке и огромной популярностью этого жанра. Когда рок-движение начало влиять на джазовую сцену, возникла напряженность. На пятом фестивале «Дни джаза» власти вмешались, когда разрешили исполнить «рок-оперетту». С тех пор и до 1984 года, когда Секция была закрыта, бюрократия прибегала к тактике преследования. После того, как в начале 80-х секция джаза подала заявку на членство в Европейской джазовой федерации, входящей в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, коммунистическое правительство опасалось плохой огласки и не могло закрыть секцию. немедленно. В 1980 году фестиваль Jazz Days был отменен под предлогом того, что 15 000 фанатов купили билеты, и это мероприятие можно было отнести к категории «общественных беспорядков». В 1983 году бюрократы пытались оказать давление на Союз чешских музыкантов с требованием распустить джазовую секцию. Однако, когда в этом было отказано, правительство распустило всю организацию.

Руководители, Карел Срп и Владимир Коуржил, продолжали руководить Секцией даже после ее расформирования, в результате чего они были заключены в тюрьму в 1986 году. Это действие было встречено суровой критикой из-за рубежа, включая таких авторов, как Курт Воннегут и Джон Апдайк. Помимо Српа и Коуржила, еще пять членов были арестованы и приговорены к довольно мягким приговорам. Хотя настоящие причины мягких приговоров неизвестны, Шкворецки предполагает, что «в Чехословакии нельзя удерживать такие вещи, когда Горбачев находится в Москве, освобождая Андрея Сахарова и других. люди. Таким образом, судебный процесс был действительно компромиссом между сторонниками жесткой линии в чехословацком партийном руководстве, которые хотели сделать его предупреждением любому, кто осмелился сделать что-то, что не полностью одобрено партией, с одной стороны, и оппортунистами, которые чувствуют запах нового ветер из Москвы, с другой, которые были против суда. Это отражает раскол в правящей партии ». Эти настроения похожи на идеи, существовавшие в конце Второй мировой войны, когда у каждого был свой спасенный еврей, чтобы доказать, что они хорошие существа. Однако, чтобы не отменить эти аресты, Джазовая секция продолжала работать, пока Srp находился в тюрьме.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 04:17:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте