Джаз импровизация

редактировать
Файл: Manly Jazz Festval Impro only.webm Play media Джазовая импровизация Кола Локнана (тенор-саксофон) на джазовом фестивале Manly с участием Sydney Jazz Legends. Loughnan сопровождал Стив Брайен (гитара), Крейг Скотт (контрабас, лицо закрыто) и Рон Лемке (ударные).

Джазовая импровизация - это спонтанное изобретение мелодичных сольных линий или партий аккомпанемента. Это один из определяющих элементов джаза. Импровизация - это сочинение музыки на месте, когда певец или инструменталист придумывает мелодии и строки на основе последовательности аккордов, исполняемых инструментами ритм-секции (фортепиано, гитара, контрабас) в сопровождении ударных. Хотя блюз, рок и другие жанры используют импровизацию, это делается с использованием относительно простых последовательностей аккордов, которые часто остаются в одной тональности (или тесно связанных тональностей с использованием круга квинт, например, песня до мажор с модуляцией на соль мажор).

Джазовая импровизация отличается от этого подхода аккордовой сложностью, часто с одной или несколькими сменами аккорда на такт, измененными аккордами, расширенными аккордами, заменой тритона, необычными аккордами (например, расширенными аккордами) и широким использованием ii – V – I, каждая из которых обычно перемещается по нескольким клавишам в одной песне. Однако после выпуска Kind of Blue Майлз Дэвис джазовая импровизация стала включать модальную гармонию и импровизацию вместо статичных ключевых центров, в то время как появление фри-джаза привело к появлению разнообразных типов импровизаций, таких как «свободное дыхание», в котором солисты свободно импровизируют и игнорируют смену аккордов.

Содержание

  • 1 Типы
    • 1.1 Соло
    • 1.2 Аккомпанемент
  • 2 Техники соло
    • 2.1 Мелодические вариации и игра на слух
    • 2.2 Режимы
    • 2.3 Ориентация
    • 2,4 " Flat 9 "теория
    • 2.5 Пентатоника
    • 2.6 Клетки и линии
    • 2.7 Фразовые выражения
  • 3 Социология
  • 4 Ссылки

Типы

Джазовую импровизацию можно разделить на соло и аккомпанемент.

Соло

Во время сольного исполнения исполнитель (инструменталист или певец) создает новую мелодическую линию, соответствующую последовательности аккордов песни. Во время соло исполнитель, исполняющий соло, находится в центре внимания публики. Остальные члены группы обычно аккомпанируют соло, за исключением некоторых барабанных соло или басовых соло, в которых вся группа может остановиться, пока играет барабанщик или басист.

Когда певец импровизирует новую мелодию поверх смены аккорда, это называется скат-пение. Когда певцы поют скат, они обычно используют выдуманные слоги («ду-би-бо-ба»), а не текст песни. Соло часто ассоциируется с инструментальной или вокальной виртуозностью; Хотя многие артисты используют передовые техники в своих соло, это не всегда делается. Например, некоторые басовые соло 1940-х и 1950-х годов состоят из игры басиста ходячей басовой партии.

. Существует несколько подходов к импровизации джазовых соло. В эпоху свинга исполнители импровизировали соло на слух, используя риффы и вариации мелодии. В 1940-х годах в эпоху бибопа джазовые композиторы начали писать более сложные последовательности аккордов. Саксофонист Чарли Паркер начал солировать, используя гаммы и арпеджио, связанные с аккордами в последовательности аккордов.

Аккомпанемент

В джазе, когда один инструменталист или певец исполняет соло, другие участники ансамбля исполняют партии аккомпанемента. В то время как полностью записанные партии аккомпанемента используются в больших джазовых ансамблях, таких как биг-бэнды, в малых группах (например, джазовый квартет, фортепианное трио, органное трио и т. Д.) Участники ритм-секции обычно импровизируют свои партии аккомпанемента, что называется «компилирование ». В джазе инструменты в ритм-секции зависят от типа группы, но обычно они включают бас-инструмент (контрабас, электробас ), один или несколько инструментов, на которых можно играть. аккорды (например, фортепиано, электрогитара ) и ударная установка. Некоторые ансамбли могут использовать в этих ролях разные инструменты. Например, группа диксиленд в стиле 1920-х годов может использовать тубу в качестве басового инструмента и банджо в качестве аккордового инструмента. Группа джаз-рок-фьюжн эпохи 80-х годов может использовать синтезаторный бас для басовой линии и синтезатор для аккордов. Некоторые группы добавляют одного или нескольких перкуссионистов.

. В небольших группах члены ритм-секции обычно импровизируют свои партии аккомпанемента. Играющие на бас-инструментах импровизируют басовую партию, ориентируясь на последовательность аккордов тональности. Общие стили басовых партий включают ходячую басовую линию для джаза 1920-1950-х годов; рок-стиль остинато риффы для джаз-рок-фьюжн; и латинские басовые партии для латинского джаза. Импровизированные басовые линии обычно очерчивают гармонию каждого аккорда путем проигрывания основного, третьего, седьмого и пятого аккордов каждого аккорда и воспроизведения любых других нот, запрошенных композитором в аккорде (например, если таблица аккордов указывает на шестой аккорд на тонике до мажор басист может включить шестую ступень шкалы до мажор, ноту «ля» в свою басовую линию).

Играющие на хордовых инструментах импровизируют аккорды на основе последовательности аккордов. Исполнители на хордовых инструментах используют джаз аккордовыми голосами, которые отличаются от тех, которые используются в популярной музыке и классической музыке из периода общей практики. Например, если поп-музыканта или музыканта из эпохи музыки барокко (ок. 1600-1750) попросили сыграть доминирующий септаккорд в тональности до мажор, они бы вероятно, сыграйте аккорд основной позиции под названием G7 (или «G-доминантный септакт»), который состоит из нот G, B, D и F, которые являются основной, третьей, пятой и плоской септаккордой аккорда G. Джазист эпохи пост-бибопа, которого попросили сыграть доминантный септаккорд в тональности до мажор, может сыграть измененный доминантный аккорд, построенный на G. Измененная доминанта содержит сглаженный или заточены «растяжки» в дополнение к основным элементам аккорда. Кроме того, в джазе хордовые музыканты часто пропускают основной тон, поскольку эта роль отводится басисту. Квинта аккорда также часто опускается, если это идеальная квинта выше основного тона (как в обычных мажорных аккордах и минорных аккордах.

Измененные расширения, которые играет джазовый гитарист или джазовый пианист на измененном доминантном аккорде на G, могут включать (по усмотрению исполнителя) плоскую девятую A ♭ (девятая ступень шкалы, уплощенная на один полутон); диез одиннадцатая C♯ (одиннадцатая ступень шкалы, повышенная на один полутон) и уплощенная тринадцатая E ♭ (тринадцатая ступень шкалы на один полутон).Если бы музыкант, играющий на аккордах, пропустил основной тон и пятую часть доминирующего септаккорда (G и D), оставил третий (B) и сглаженный септак (F) и добавил только что перечисленные измененные тона (A ♭, C♯ и E ♭), результирующим аккордом будет высота тона B, C♯, E ♭, F, A, которая по звучанию сильно отличается от стандартной G7, которую играет поп-музыкант (G, B, D, F). В классической гармонии и в поп-музыке аккордовое звучание s часто удваивают основной тон, чтобы подчеркнуть основу аккордовой последовательности.

Техники соло

Мелодические вариации и игра на слух

От эпохи диксиленда до эпохи свинг многие сольные исполнители импровизировали, изменяя и украшая существующую мелодию песни и играя на слух над сменой аккорда, используя известные риффы. Хотя этот подход хорошо работал в эти музыкальные эпохи, учитывая, что аккордовые последовательности были проще и использовали меньше модуляции для необычных тональностей, с развитием бибопа в 1940-х годов уже было недостаточно приукрашивания и «игры на слух».

Хотя свинг был разработан для танцев, бибоп - нет. Бибоп использовал сложные последовательности аккордов, необычные измененные аккорды и расширенные аккорды, а также обширные модуляции, в том числе удаленные клавиши, которые не имеют непосредственного отношения к тонической тональности ( основной ключ или домашний ключ песни). В то время как мелодии диксиленда и свинга могут иметь одно изменение аккорда на каждые два такта, а в некоторых разделах - одно изменение аккорда на такт, в мелодиях бибопа часто бывает два смены аккорда на такт, при этом много смены тональности каждые четыре такта. Кроме того, поскольку бибоп был предназначен для прослушивания, а не для танцев, темп не ограничивался танцевальными способностями; Бибоп мелодии часто были быстрее, чем песни эпохи свинга.

Со сложными мелодиями и аккордами бибопа и быстрым темпом, мелодических украшений и игры на слух уже было недостаточно для того, чтобы исполнители могли эффективно импровизировать. Саксофонист Чарли Паркер начал соло, используя гаммы, связанные с аккордами, включая измененные расширения, такие как сглаженные девятые, заостренные одиннадцатые и сглаженные тринадцатые, а также используя тоны аккордов и самих себя в качестве основы для создания аккордов. хроматическая импровизация.

Режимы

Все режимы - это разные музыкальные гаммы, и их можно рассматривать как производные от различных аккордов. Музыканты могут использовать эти режимы как набор доступных нот. Например, если музыкант встречает в мелодии аккорд C7, режим, в котором он воспроизводится, - это миксолидийская гамма C .

Это различные аккорды, которые помогают музыкантам узнать, какой аккорд связан с определенной гаммой или режимом:

Таргетинг

Одно из ключевых понятий импровизации - это прицеливание, техника, используемая Паркером. Нацеливание означает приземление на тон аккорда. Аккорд состоит из основного тона (1-го) и нот 3-го, 5-го, 7-го, 9-го, 11-го и 13-го выше основного тона в гамме. Есть несколько способов настроить тон аккорда. Первый - восходящий или нисходящий хроматический подход (хроматическое нацеливание). Это означает воспроизведение ноты на полутон выше или ниже одного из тонов аккорда. В тональности C ноты тонического аккорда - это C (1-й корень аккорда), E (3-й), G (5-й) и B (7-й). Таким образом, если сыграть ре-диез в конце строки и затем разрешить (подняться на полутон) до ми, это будет одним из основных примеров нацеливания и будет нацеливаться на треть аккорда (ми E). Это может быть использовано с любым фактором любого типа аккорда, но ритм играет так, чтобы тон аккорда приходился на сильные доли.

. В мелодической импровизации бибопа, нацеливание часто сосредоточено на 9-м, 11-м и 13-м аккорде. - цветовые тона - до разрешения во фразе 7-го тона аккорда. В бибопе 9-я, 11-я и 13-я ноты часто менялись, добавляя к этим нотам диезы или бемоль. Девятые могут быть плоскими или заточенными. Одиннадцатые обычно игрались заостренно. Тринадцатые часто играли плоско. Вложение - это использование гаммы над целевой нотой и хроматического тона (ов) ниже или гаммы ниже и хроматического тона (ов) вверху.

Теория «плоской девятки»

Еще одна техника джазовой импровизации, используемая Паркером, известна как «от трех до девятки». Эти числа относятся к ступеням шкалы над основной нотой данного аккорда в последовательности аккордов. Это подход бибопа, похожий на таргетинг. Этот прием можно использовать с любым доминантным аккордом, который можно рассматривать как доминантный аккорд девятки (b9). Это влечет за собой переход от трети доминантного аккорда к плоской девятке доминантного аккорда с прямым переходом к девятке или уменьшенным арпеджио (по возрастанию: 3-я, 5-я 7-й, 9-й). Аккорд часто разрешается до мажорного аккорда на расстоянии идеальной четверти. Например, треть аккорда G7 - это си, а бемоль девятый - это ля. Аккорд разрешается до C, а нота A ♭ ведет к G.

Пентатоника

Пентатонические гаммы также широко используются в джазовой импровизации, возможно, опираясь на их использование в блюзе. Саксофонист Джон Колтрейн широко использовал пентатонику. Большинство гамм состоит из семи нот: (в тональности C - мажорная гамма) C D E F G A B). Мажорная пентатоника состоит только из пяти нот мажорной гаммы (пентатоника C - C D E G A), тогда как минорная пентатоника состоит из пяти нот (C E ♭ F G B). Пентатоника полезна в форме паттернов, и именно так в них обычно играют. Один паттерн с использованием пентатоники может быть 3 6 5 2 3 5 (в C: E A G D E G). Пентатонические гаммы также стали популярными в рок-музыке, джаз-фьюжн и электрическом блюзе.

Клетки и линии

-планированные идеи, которые артист проигрывает снова и снова во время импровизированного соло. Линии можно получить, послушав джазовые записи и расшифровав то, что профессионалы играют во время своих соло. Транскрибирование - это перенос того, что вы слышите в записи, на нотную бумагу. Ячейки - короткие музыкальные идеи. Это в основном то же самое, что и линии, но они короче.

Фразирование

Фразовое использование - очень важная часть импровизационных навыков джазовых исполнителей. Вместо того, чтобы просто играть последовательность нот гаммы и аккордов, которая будет работать на основе аккордов, гармонии и т. Д., Игрок строит идею, основанную на мелодическом или ритмическом мотиве. Фактически исполнитель импровизирует новую мелодию для аккордовой последовательности мелодии. Альт-саксофонист Чарли Паркер, которого считают образцом джазовой импровизации, уделял особое внимание началу и финалу своих соло, где он размещал фирменные образцы, которые он разрабатывал на протяжении многих лет. В средней части его соло использовался более импровизированный материал, созданный в данный момент. Это показывает развитый стиль музыкальной фразировки, в которой форма мелодии имеет логическое завершение. Имея сильное начало, Паркер мог свободно создавать соло, демонстрирующие музыкальную фразировку и приводящие к логическому и запоминающемуся завершению. Примеры этого подхода, основанного на мотивах, в композиционном контексте можно найти в классической музыке. В пятой симфонии Бетховена первая ритмическая и мелодическая идея воспроизводится снова с множеством вариаций.

Социология

Юджин У. Холланд предложил джазовую импровизацию как модель социальной и экономические отношения в целом. Эдвард В. Сарат предложил джазовую импровизацию в качестве модели изменений в музыке, образовании и обществе.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:17:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте