Джаз-фьюжн | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1960-х, США |
Производные формы | |
Другие темы | |
Список музыкантов |
Джаз-фьюжн (также известный как фьюжн и прогрессивный джаз ) - музыкальный жанр, возникший в конце 1960-х, когда музыканты объединили джазовую гармонию и импровизацию с рок-музыкой, фанком и ритм-энд-блюзом. Электрические гитары, усилители и клавишные, которые были популярны в рок-н-ролле, начали использоваться джазовыми музыкантами, особенно теми, кто вырос на рок-н-ролле.
Jazz fusion аранжировки различаются по сложности. Некоторые используют базирующиеся на канавке вампиры, прикрепленные к единственной клавише или одиночному аккорду с простой повторяющейся мелодией. Другие используют сложные последовательности аккордов, нестандартные размеры или мелодии с контрмелодиями. Эти аранжировки, простые или сложные, обычно включают импровизированные части, которые могут различаться по длине, как и в других формах джаза.
Как и в джазе, в джазовом фьюжне используются медные и деревянные духовые инструменты, такие как труба и саксофон, но их часто заменяют другие инструменты. Джаз-фьюжн-бэнд реже использует фортепиано и контрабас, но чаще использует электрогитару, синтезаторы и бас-гитару.
Термин «джаз-рок» иногда используется как синоним «джаз-фьюжн» и для музыки, исполняемой рок-группами конца 1960-х и 1970-х годов, которые добавляли элементы джаза в свою музыку. После десятилетия популярности в течение 1970-х, фьюжн расширил свои импровизационные и экспериментальные подходы до 1980-х годов параллельно с развитием радиоприемного стиля под названием smooth jazz. Эксперименты продолжались в 1990-е и 2000-е годы. Альбомы Fusion, даже если они созданы одной и той же группой или исполнителем, могут включать различные музыкальные стили. Вместо того, чтобы быть систематизированным музыкальным стилем, фьюжн можно рассматривать как музыкальную традицию или подход.
Когда Джон Колтрейн умер в 1967 году, рок был самой популярной музыкой в Америке, и журнал DownBeat зашел так далеко, что в заголовке объявил, что : «Джаз, каким мы его знаем, мертв».
Гитарист Ларри Кориелл, которого иногда называют крестным отцом фьюжн, относится к поколению музыкантов, которые выросли на рок-н-ролле, когда он сказал: «Мы любили Майлза, но мы также любили Rolling Stones». В 1966 году он основал группу the Free Spirits с Бобом Мозесом на ударных и записал первый альбом группы, Out of Sight and Sound, в 1967 году. В том же году DownBeat начал делать репортажи. рок музыка. После Free Spirits Кориелл был частью квартета, возглавляемого вибрафонистом Гэри Бертоном, выпустив альбом Duster с его рок-гитарным влиянием. Бертон продюсировал альбом Tomorrow Never Knows для рок-группы графа, в которую входили Кориелл, Майк Нок и Стив Маркус, все они были бывшими студентами колледжа Беркли в Бостоне.
Пионеры фьюжн делали упор на исследование, энергию, электричество, интенсивность, виртуозность и объем. Чарльз Ллойд сыграл комбинацию рока и джаза на Монтерейском джазовом фестивале в 1966 году с квартетом, в который входили Кит Джарретт и Джек ДеДжонетт. Ллойд перенял атрибуты калифорнийской психоделической рок-сцены, играя в рок-клубе Fillmore, облачаясь в яркую одежду и давая своим альбомам такие названия, как Dream Weaver и Forest Flower, которые были самыми продаваемыми джазовыми альбомами в 1967 году. Флейтист Джереми Стейг экспериментировал с джазом в своей группе Jeremy the Satyrs с вибрафонистом Майком Майнери. Джазовый лейбл Verve выпустил первый альбом (Freak Out) рок-гитариста Фрэнка Заппы в 1966 году. Рахсан Роланд Кирк выступал с Джими Хендриксом в джаз-клубе Ронни Скотта в Лондоне.
AllMusic утверждает, что «примерно до 1967 года миры джаза и рока были почти полностью разделены».
В качестве участников группы Майлза Дэвиса Чик Кориа и Херби Хэнкок играли на электрическом пианино на Filles de Kilimanjaro. Дэвис написал в своей автобиографии, что в 1968 году он слушал Джими Хендрикса, Джеймса Брауна и Хитрый и семейный камень. Когда Дэвис записал Bitches Brew в 1969 году, он по большей части отказался от свинговых битов в пользу рок-н-ролльного бэкбита и грувов бас-гитары. Альбом «смешал музыку в стиле фри-джаз большим ансамблем с электронными клавишными и гитарой, плюс плотный микс перкуссии». Дэвис играл на трубе, как на электрогитаре, подключенной к электронным эффектам и педалям.
К концу первого года Bitches Brew продала 400 000 копий, что в четыре раза превышает средний показатель для альбома Майлза Дэвиса. В течение следующих двух лет отчужденный Дэвис чаще записывался, работал со многими сайдманами, появлялся на телевидении и выступал на рок-площадках. Так же быстро Дэвис проверил лояльность поклонников рока, продолжив эксперименты. Его продюсер, Тео Масеро, вставил ранее записанный материал в саундтрек Джека Джонсона, Live-Evil и On the Corner.
, хотя Bitches Brew дал ему золотой диск, использование электрических инструментов и рок-битов вызвало ужас у некоторых джазовых критиков, обвинявших Дэвиса в предательстве сущности джаза. Музыкальный критик Кевин Феллезс заметил, что некоторые члены джазового сообщества считают рок-музыку менее сложной и более коммерческой, чем джаз.
Альбом Дэвиса 1969 года In a Silent Way считается его первым фьюжн-альбомом. Альбом, состоящий из двух импровизированных сюит, продвинутых по бокам, в значительной степени отредактировал Тео Масеро, был создан пионерами джазового фьюжн: Кориа, Хэнкок, Тони Уильямс, Уэйн Шортер, Джо Завинул и Джон Маклафлин.
Дань Джеку Джонсону (1971) была названа «самой чистой записью электрического джаза из когда-либо сделанных» и «одним из самых замечательных джаз-роковых дисков той эпохи».
Согласно музыкального журналиста Заида Мудхаффера, термин «джазовый фьюжн» был придуман в рецензии на Песню невинности, написанную Дэвидом Аксельродом, когда он был выпущен в 1968 году. Аксельрод сказал, что Дэвис уже играл этот альбом раньше
Майлз Дэвис был одним из первых джазовых музыкантов, включивших Fusion в свой материал. Его гитарист Джон Маклафлин сформировал свою собственную фьюжн-группу Mahavishnu Orchestra. Смешав индийскую классическую музыку, джаз и психоделический рок, они создали совершенно новый стиль, как и бывший участник группы Джона Маклафлинза Майлз Дэвис. Майлз Дэвис записал множество пластинок Jazz Fusion, таких как In A Silent Way и самый известный из них Bitches Brew. В этот период он также записал концертные альбомы, такие как Live-Evil и Miles Davis в Fillmore Live at the Fillmore East. Все записи, на которых играл Джон Маклафлин.
Майлз Дэвис бросил музыку в 1975 году из-за проблем с наркотиками и алкоголем, но его сторонники воспользовались открывшимися творческими и финансовыми перспективами. Херби Хэнкок привнес элементы фанка, диско и электронной музыки в коммерчески успешные альбомы, такие как Head Hunters (1973) и Feets, Don't Fail Me Now (1979). Спустя несколько лет после записи Miles in the Sky с Дэвисом, гитарист Джордж Бенсон стал вокалистом с достаточным количеством поп-хитов, чтобы затмить его раннюю карьеру в джазе.
Пока Дэвис бросал учебу, Кориа заткнулась -в. В начале 1970-х Кориа объединил джаз, рок, поп и бразильскую музыку в Return to Forever, группе, в которую входили Стэнли Кларк на бас-гитаре и Эл Ди Меола на электрогитаре. Казалось, Кориа разделил остаток своей карьеры на акустику и электро, некоммерческую и коммерческую деятельность, джаз и поп-рок. У него была своя группа для каждого: Akoustic Band и Elektric Band.
Тони Уильямс был участником группы Дэвиса с 1963 года. Уильямс размышлял: «Я хотел создать атмосферу, отличную от той, в которой я был.... Что может быть лучше, чем электричество? " Он оставил Дэвиса, чтобы сформировать Tony Williams Lifetime с английским гитаристом Джоном Маклафлином и органистом Ларри Янгом. Группа объединила рок и громкость с джазовой спонтанностью. Дебютный альбом Emergency! был записан за три месяца до Bitches Brew.
Хотя Маклафлин работал с Майлзом Дэвисом, на него больше повлиял Джими Хендрикс и он играл с английскими рок-музыкантами Эриком Клэптоном и Мик Джаггер до создания Mahavishnu Orchestra примерно в то же время, когда Кориа начал «Return to Forever». Маклафлин был участником Lifetime Тони Уильямса. Он привнес в свою музыку многие элементы, которые интересовали других музыкантов в 1960-х и начале 1970-х годов: контркультуру, рок-н-ролл, электронные инструменты, виртуозность соло, эксперименты, смешение жанров и интерес к экзотике, такой как индийская музыка.
Он сформировал Mahavishnu Orchestra с барабанщиком Билли Кобхэмом, скрипачом Джерри Гудманом, басистом Риком Лэрдом и клавишником Яном Хаммером.. Группа выпустила свой первый альбом The Inner Mounting Flame в 1971 году. Хаммер первым применил синтезатор Minimoog с эффектами искажения. Благодаря его использованию колеса изменения высоты звука клавиатура звучит как электрогитара. Оркестр Махавишну находился под влиянием как психоделического рока, так и индийской классической музыки. Первый состав группы распался после двух студийных альбомов и одного концертного альбома, но Маклафлин сформировал другую группу под тем же названием с Жан-Люком Понти, джазовым скрипачом и одним из первых электрических скрипачей. В конце 70-х Ли Ритенур, Stuff, Джордж Бенсон, Спайро Гайра, The Crusaders и Ларри Карлтон выпустили фьюжн-альбомы.
Jazz Fusion - музыкальный жанр, сформировавшийся в конце 1960-х годов, когда музыканты объединили такие стили, как джаз, фанк, рок и RB, обычно называемые ритм-энд-блюзом. Его популяризировали такие художники, как Майлз Дэвис, Херби Хэнкок, Чик Кори, Пэт Метени, Уэйн Шортер и Аллан Холдсворт, а также многие другие легенды джазового мира. Джаз и рок-музыка играли неотъемлемую роль в обществе на протяжении 1960-х и 1970-х годов. Джаз заполонил радиоэфир в 1940-х и 1950-х годах. С такими артистами, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. Джаз 1940-х годов обычно назывался бибоп, который характеризовался быстрым темпом, сложными последовательностями аккордов и многочисленными изменениями тональности. В 1959 году у вас был прорывной джазовый рекорд Kind Of Blue, записанный великим Майлзом Дэвисом. Этот альбом был назван «величайшим джазовым альбомом всех времен». Он был записан в Columbia's 30th Street Studio в Нью-Йорке в сопровождении пианиста Билла Эванса, саксофонистов Джона Колтрейна и Джулиана «Пушечное ядро» Аддерли, басиста Пол Чемберс и барабанщик Джимми Кобб. Это была первая модальная джазовая пластинка, которая сформировала звучание джаза 1960-х и 1970-х годов. Для этой записи Майлз Дэвис принес в студию зарисовки без нот. Просто говорю музыкантам играть то, что они чувствуют, и слушать друг друга. Хотя пластинка была импровизирована и небрежно зарисована, она была продана миллионами копий и стала замечательным продуктом в сообществе джаз. Некоторые последующие записи модального джаза и / или джаз-фьюжн: Bitches Brew, Head Hunters, Birds Of Fire и In A Silent Way.
Джаз-рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1960-х, США |
Типичные инструменты | |
Производные формы | |
Другие темы | |
|
Термин «джаз-рок» (или «джаз / рок») иногда используется как синоним слова термин «джазовый фьюжн». The Free Spirits иногда называют самой ранней джаз-рок-группой.
Рок-группы, такие как Colosseum, Chicago, Blood, Sweat Tears, Soft Machine, Nucleus, Brand X и the Mothers of Invention смешали джаз и рок с электрические инструменты. Джаз-фьюжн Дэвиса был «чистой мелодией и тональным цветом», в то время как музыка Фрэнка Заппы была более «сложной» и «непредсказуемой». Заппа выпустил сольный альбом Hot Rats в 1969 году. В альбом вошли длинные инструментальные пьесы с джазовым влиянием. В 1972 году Заппа выпустил два альбома, The Grand Wazoo и Waka / Jawaka, на которые оказал влияние джаз. Джордж Дюк и Эйнсли Данбар играли на обоих. Группа 1970-х годов Steely Dan была отмечена музыкальным критиком Нилом Маккормиком за их «плавный, умный джаз-рок-фьюжн».
The Джаз исполнители 1960-х и 1970-х годов оказали большое влияние на многие рок-группы той эпохи, такие как Santana и Frank Zappa. Они взяли джазовую формулировку и гармонию и включили их в современную рок-музыку, изменив историю в том виде, в каком мы ее знаем, и проложив путь артистам, которые пойдут по их стопам. Карлос Сантана, в частности, высоко оценил Майлза Дэвиса и то влияние, которое он оказал на его музыку. В то время как Майлз Дэвис объединил джаз с модалом и рок влияниями Карлос Сантана объединил их вместе с латинскими ритмами и почувствовал, что формирует совершенно новый жанр 139>латинский рок. Другие рок-исполнители, такие как Led Zeppelin, The Grateful Dead, The Doors, Джими Хендрикс и Группа Allman Brothers Band испытала влияние джаза и джаз-фьюжн и включила их в свою музыку. Взяв различные ритмы, инструменты, музыкальную теорию и саундскейпы из области джаза и привнесите их в рок-музыку и все, что она могла предложить.
AllMusic утверждает, что термин джаз-рок «может относиться к самым громким, диким, самым наэлектризованным фьюжн-группам из джазового лагеря, но чаще всего он описывает исполнителей, пришедших с рок-стороны уравнения... сначала джаз-рок. возник в конце 60-х как попытка соединить внутреннюю мощь рока с музыкальной сложностью и импровизационным фейерверком джаза. Поскольку рок часто подчеркивал прямоту и простоту, а не виртуозность, джаз-рок, как правило, вырос из самых артистически амбициозных поджанров рока. конец 60-х - начало 70-х: психоделия, прогрессивный рок и движение певцов и авторов. "
По словам джазового писателя Стюарта Николсона, джаз-рок параллельно фри-джазу был «на грани создания совершенно нового музыкального языка в 1960-х». Он сказал альбомы Emergency! (1969) Тони Уильямс Lifetime и Агарта (1975) Майлз Дэвис «предположили потенциал развития чего-то, что может в конечном итоге определить себя как полностью независимый жанр, совершенно независимо от звука и условностей всего, что ушел раньше ". Это развитие было задушено коммерциализмом, сказал Николсон, поскольку жанр «мутировал в своеобразную разновидность поп-музыки с элементами джаза, которая в конце концов стала популярной на FM-радио» в конце 1970-х.
В 1970-х. В Великобритании американский фьюжн сочетался с прогрессивным роком и психоделической музыкой. Группы, которые были частью этого движения, включали Brand X (с Филом Коллинзом из Genesis), Bruford (Билл Бруфорд из Yes), Nucleus (во главе с Яном Карром ) и Soft Machine. По всей Европе и во всем мире это движение выросло благодаря таким группам, как Magma во Франции, Passport в Германии и гитаристам Jan Akkerman (Голландия), Volker. Кригель (Германия), Терье Рипдал (Норвегия), Юкка Толонен (Финляндия), Рио Кавасаки (Япония) и Кадзуми Ватанабе (Japan).
К началу 1980-х годов большая часть оригинального жанра фьюжн была отнесена к другим ветви джаза и рока, особенно soft jazz, поджанр фьюжн для радио, на который влияют RB, фанк и поп-музыка. Гладкий джаз можно проследить, по крайней мере, до конца 1960-х годов, когда продюсер Крид Тейлор работал с гитаристом Уэсом Монтгомери над тремя популярными музыкальными альбомами. Тейлор основал CTI Records и многих известных джазовых исполнителей, записанных для CTI, в том числе Фредди Хаббарда, Чет Бейкер, Джордж Бенсон и Стэнли Террентайн. Альбомы под руководством Тейлора были предназначены как для поклонников поп-музыки, так и для поклонников джаза.
Слияние джаза и поп / рок музыки приняло более коммерческое направление в конце 1970-х - начале 1980-х годов в виде композиций с более мягкой звуковой палитрой, которые могли бы с комфортом вписаться в мягкий рок радио плейлист. В статье руководства AllMusic о фьюжне говорится, что «к сожалению, когда он стал приносить прибыль и с середины 70-х годов художественный рок пришел в упадок, большая часть того, что называлось фьюжн, на самом деле представляла собой сочетание джаза с легкой для прослушивания поп-музыкой и легкий RB ».
Майкл и Рэнди Брекер вместе с солистами спродюсировали джаз под влиянием фанка. Дэвид Сэнборн считался «задушевным» и «влиятельным» голосом. Тем не менее, Kenny G подвергся критике как со стороны фанатов фьюжн, так и со стороны джаза, а также некоторых музыкантов, и в то же время он имел огромный коммерческий успех. Музыкальный обозреватель Джордж Грэм утверждает, что «в так называемом« мягком джазе »таких людей, как Кенни Джи, нет того огня и творчества, которые отличали лучшие фьюжн-сцены в период ее расцвета в 1970-е годы».
В 1990-х годах другой вид слияния проявил более жесткий подход. Билл Ласвелл продюсировал много альбомов этого движения, таких как Ask the Ages гитариста-авангардиста Сонни Шаррока и Arc of the Testimony с группой Ласвелла Arcana. Niacin (группа) была сформирована рок-басистом Билли Шиэном, барабанщиком Деннисом Чемберсом и органистом Джоном Новелло.
В Лондоне The Pop Group начала микшировать фри-джаз и регги в их форму панк-рока. В Нью-Йорке no wave был вдохновлен фри-джазом и панком. Примеры этого стиля включают Queen of Siam Lydia Lunch, James Chance and the Contortions, которые смешали соул-музыку с фри-джазом и панк-роком, а также Lounge Lizards, первая группа, которая назвала себя панк-джаз.
Джон Зорн обратил внимание на акцент на скорость и диссонанс, который становился преобладающим в панк-роке, и включил их во фри-джаз с выпуском Spy vs Spy 1986 года. Альбом представлял собой сборник мелодий Орнетт Коулман, исполненных в стиле трэшкор. В том же году Сонни Шаррок, Питер Бретцманн, Билл Ласвелл и Рональд Шеннон Джексон записали первый альбом под названием Last Exit, смесь трэша и фри-джаза.
M-Base («макро-базовый массив структурированной импровизации») основан на движении, зародившемся в 1980-х. Все началось с группы молодых афроамериканских музыкантов в Нью-Йорке, в которую входили Стив Коулман, Грег Осби и Гэри Томас, которые разработали сложный, но ритмичный звук. В 90-е годы большинство участников M-Base обратились к более традиционной музыке, но Коулман, самый активный участник, продолжал развивать свою музыку в соответствии с концепцией M-Base. M-Base превратился из разрозненного коллектива в неформальную «школу».
Афро-кубинский джаз, одна из самых ранних форм латинского джаза, представляет собой сплав афро-кубинского клав-джаза. ритмы с джазовыми гармониями и техники импровизации. Афро-кубинский джаз возник в начале 1940-х годов с кубинскими музыкантами Марио Бауза и Фрэнком Грилло «Мачито» в группе Machito и его афро-кубинцев в Нью-Йорке. В 1947 году сотрудничество бибопа новатора Диззи Гиллеспи с кубинским перкуссионистом Чано Позо принесло афро-кубинские ритмы и инструменты, в первую очередь конги и бонго, в мир музыки. Джазовая сцена Восточного побережья. Ранние сочетания джаза с кубинской музыкой, такие как «Manteca» Гиллеспи и Позо и Чарли Паркера и «Mangó Mangüé» Мачито, обычно назывались «Cubop», сокращенно от кубинского бибопа. В первые десятилетия своего существования афро-кубинское джазовое движение было сильнее в Соединенных Штатах, чем на Кубе.
По словам басиста Рэнди Джексона, джаз фьюжн - сложный жанр для игры. «Я... выбрал джаз-фьюжн, потому что пытался стать профессиональным музыкантом, способным играть что угодно. Для меня джаз-фьюжн - это самая сложная музыка для игры. Вы должны быть настолько искусными на своем инструменте. Играть в пяти темпах в то же время, например. Я хотел попробовать самую сложную музыку, потому что знал, что если я смогу это сделать, я смогу сделать все ».
Технически сложные гитарные соло, басовые соло и соло, синхронизированные с джаз-роком. В технически ориентированный жанр прогрессив-метал игра на ударных началах внедряться в начале 1990-х. Прогрессивный рок с его тягой к длинным соло, разнообразным влияниям, нестандартным размерам и сложной музыке имел очень похожие музыкальные ценности с джазовым фьюжном. Яркими примерами прогрессивного рока, смешанного с элементами фьюжн, является музыка Гонга, King Crimson, Ozric Tentacles и Emerson, Lake Palmer..
Дэт-метал-группа Atheist выпустила альбомы Unquestionable Presence в 1991 году и Elements в 1993 году, содержащие сильно синкопированные барабанные партии, изменение размера, инструментальные партии, акустические интерлюдии., и латинские ритмы. Meshuggah впервые привлекла международное внимание выпуском Destroy Erase Improve 1995 года, в котором сочетаются быстрый дэт-метал, трэш-метал и прогрессив-метал с элементами джаз-фьюжн. Cynic записали сложную, неортодоксальную форму экспериментального дэт-метала под влиянием джаз-фьюжн в своем альбоме 1993 года Focus. В 1997 году гитарист Guitar Institute of Technology Дженнифер Баттен под именем Tribal Rage: Momentum Дженнифер Баттен выпустила Momentum - инструментальный гибрид рока, фьюжн и экзотических звуков. Мудвейн находится под сильным влиянием джаза, особенно в игре басиста Райана Мартини.
Пуйя часто включает в себя влияние американской и латиноамериканской джазовой музыки.
Другая, более интеллектуальная, полностью инструментальная прогрессивная джаз-фьюжн-металлическая группа Planet X выпустила Universe в 2000 году с Тони Макэлпайном, Дерек Шериниан (бывший Dream Theater ) и Вирджил Донати (который играл с Скоттом Хендерсоном из Tribal Tech ). Группа сочетает гитарные соло в стиле фьюжн и синкопированные нечетные барабанные партии с тяжестью металла. Техно-прогрессивно-фьюжн-метал группа Aghora сформировалась в 1995 году и выпустила свой первый альбом под названием Aghora, записанный в 1999 году с Шоном Мэлоуном и Шон Рейнерт, оба бывшие члены Cynic. Gordian Knot, еще одна экспериментальная прогрессив-металлическая группа, связанная с циниками, выпустила свой дебютный альбом в 1999 году, в котором исследовались различные стили, от джаз-фьюжн до металла. Mars Volta находится под сильным влиянием джазового фьюжн с использованием прогрессивных, неожиданных поворотов в паттернах ударных и инструментальных линиях. Стиль узбекского прог-бэнда Фромуз описывается как «прог фьюжн». В длительных инструментальных джемах группа переходит от слияния рока и эмбиент-мировой музыки к джазу и прогрессивному хард-року.
20 лет было несколько крупных звукозаписывающих компаний, специализирующихся на джаз-фьюжн. Некоторые из них включают ESC Records, Tone Center on Shrapnel Records, Favored Nations, AbstractLogix, Heads Up International, Mack Avenue Records и Buckyball Music. Из-за небольшого рынка инструментальной музыки, такой как джаз-фьюжн, артисты часто выпускают музыку под своим собственным лейблом или подразделениями более крупных звукозаписывающих компаний. Вот некоторые примеры: Chick Corea / Ron Moss 'Stretch Records под управлением Concord Music Group, Дэйв Грузин и Ларри Розен GRP Records через Verve Music Group, Geometric Records Карла Филипьяка, Alex Merck Music GmbH , Wombat Records Фрэнка Гамбейла, Андерс Йоханссон / Йенс Heptagon Records Йоханссона и Richie Rich Music Ричарда Халлебека.