Основана | 1929 г. |
---|---|
Основатель | Франтишек Янечек (1878–1941) |
Главный офис | Тынец-над-Сазавой, Чешская Республика |
Продукция | Мотоциклы, мопеды |
Общая сумма активов | 287 928 000 чешских крона (2017) |
Количество сотрудников | 100 (по состоянию на 2017 год) |
Родитель | Jihostroj |
Веб-сайт | JAWA Moto Europe JAWA Moto India |
JAWA (чешское произношение: ) - производитель мотоциклов и мопедов, основанный в Праге, Чехословакия в 1929 году Франтишек Янечек, который купил мотоциклетное подразделение Странник. Название JAWA было создано путем соединения первых букв Ja neček и Wa nderer. В прошлом, особенно в 1950-х годах, JAWA была одним из ведущих производителей мотоциклов и экспортировала свои 350 в более чем 120 стран. Самой известной моделью была 350 Pérák, а в 1970-х - 350 Californian. Он появился в типичной черно-красной окраске от калифорнийских пляжей до Новой Зеландии. После 1990 года произошла значительная потеря производства. Компания-преемник была образована в 1997 году в Тынец-над-Сазавоу, продолжив название JAWA Moto .
. Мотоциклы JAWA возродились в Индии в декабре 2018 года компанией Classic Legends, которой владеет Махиндра, в рамках лицензионного соглашения с JAWA Moto.
Франтишек Янечек основал компанию после нескольких лет работы в сфере производства вооружений. Хотя у него не было опыта работы с мотоциклами, он был знаком с производственными технологиями. Янечек выбирал между австрийским двухпоршневым двухтактным двигателем Puch, берлинским двухтактным двигателем Schliha и новым Wanderer 500 cc. Янечек выбрал Странника. Из-за краха немецкого автомобилестроения компания Wanderer уже решила остановить производство. Это потому, что они не думали, что будет выгодно напрямую конкурировать с BMW. Первая модель была представлена 23 октября 1929 года. Это был 4-тактный двигатель объемом 500 куб. См, мощностью 12 кВт (18 л.с.) и расходом топлива 6 литров на 100 км. Несмотря на высокую цену, в первые годы (и после нескольких исправлений конструкции) этот мотоцикл пользовался успехом и считался надежным.
Из-за экономического спада в начале 1930-х годов потребовался более дешевый и простой мотоцикл. В 1932 году была представлена модель JAWA 175 с двигателем 3,6 кВт. Эта легкая (70 кг) машина была способна развивать скорость до 80 км / ч и расход топлива 3,5 литра на 100 км. Первый год производства был немедленным успехом: было продано более 3000 JAWA 175, что почти в три раза больше, чем у модели объемом 500 куб.см за три года производства. Производство этой модели было окончательно прекращено в 1946 году. В 1938 году JAWA первой предложила тестовые поездки во время выставочного показа. Этот тестовый мотоцикл представлял собой кастомный JAWA 175 с двойным рулем, вторая пара находилась сзади для инструктора. Всего за эти годы было построено 27 535 единиц JAWA 175. Он пользовался большим спросом.
Умер основатель компании Франтишек Янечек. Возобновилось послевоенное производство мотоциклов JAWA 250/350 и началось производство мотоцикла JAWA 350 Ogar.
К мотоциклам 1950-х годов относятся 250, 350/353-kývačka и 350/354-Kývačka, 500 OHC и 50 мопедов Pionýr и Jawetta . Мощный двухтактный мотоцикл JAWA 250/350 с компактным двигателем, задней подвеской и многими другими новинками экспортировался в более чем 120 стран мира. Это была одна из самых удачных моделей JAWA.
В начале 1960-х годов компания Jawa первой в мире изобрела автоматическое сцепление для мотоциклов. Автоматическая центробежная муфта была разработана для Jawa 250/559 и 350/360. Поскольку сцепление было запатентовано во всем мире компанией Jawa и было скопировано в мотоцикле Honda 50 Cub, Honda пришлось отступить, заплатить штраф и уплатить лицензионные сборы с каждого проданного мотоцикла.
В 1934 году Jawa представила свой первый автомобиль Jawa 700, который базировался на DKW F2. Всего выпущено 1002 автомобиля. Специальная спортивная машина была построена только в шести частях для 1000-мильной чехословацкой гонки 1933-35 годов. Это легенда в истории отечественного автоспорта. В 1937 году был представлен модифицированный Jawa 600 Minor, который заменил JAWA 700. Производство продолжалось в ограниченном количестве на протяжении всей Второй Мировой войны, а некоторые из них были собраны в послевоенный период. Было произведено более 14 тысяч автомобилей, более половины отправлено на экспорт. Преемником был Aero Minor, который, однако, производился Aero, а не Jawa, с 1946 по 1952 год.
Jawa 700
Jawa 750
Jawa 600 Minor
Под маркой Jawa на зарубежных рынках продавались разнообразные мопеды с двухтактными двигателями. В Чехословакии (и на зарубежных рынках после 1989 г.) эти мопеды были известны как Babetta. Мопеды производились с 1970 года в словаках Поважска-Быстрица и Коларово. Это была первая компания, которая применила электронное зажигание на мопедах. В первой половине 1990-х годов продажи и экспорт начали постепенно сокращаться, и производство всех типов Babetta было окончательно прекращено в 1999 году.
Jawa 207
Babetta 210
Ideal Jawa India Ltd, базирующаяся в Майсоре, была индийской мотоциклетной компанией, которая производила лицензионные мотоциклы Jawa, начиная с в 1960 году под торговой маркой Jawa, а с 1973 года - под торговой маркой Yezdi. Компания прекратила производство в 1996 году. Мотоциклы Jawa являются культовыми и по сей день. Более ранние модели производились в Чехословакии и имели эмблему CZ Jawa на боковой стороне топливного бака. На моделях местного производства всегда была буква O на эмблеме Jawa. Модели Jawa 250 Type 353/04, обозначенные как "A", Yezdi 250 "B" Type, Jawa 350, тип 634 Twin и Yezdi 250 Monarch, эксплуатируются по сей день в различных частях страны. Велосипеды Jawa и Yezdi, особенно с прокладками для топливного бака и системой зажигания на топливном баке, теперь являются предметами коллекционирования.
В октябре 2016 года Mahindra Mahindra через свою дочернюю компанию Classic Legends Private Limited (CLPL) подписали лицензионное соглашение на выпуск мотоциклов под брендом JAWA в Индии и некоторых других странах Восточной Азии. страны. 15 ноября 2018 года Classic Legends запустила в Индии три мотоцикла: Jawa 300, Jawa 42 и Jawa Perak. Они производятся из Pithampur.
The, вдохновленные популярным классическим брендом Jawa 250, в то время как это более современное и урбанистическое предложение. Однако это совершенно другая модель, кастомный мотоцикл bobber. Jawa 300 и Jawa 42 имеют одинаковые технические характеристики - 293 куб. См (20,4 кВт), передний диск, задний барабан, одноканальная АБС, система впрыска топлива, двигатель жидкостного охлаждения с радиатором и снаряженная масса 170 кг. Что касается внешнего вида, классический Jawa имеет больше хрома, в то время как Jawa 42 выглядит современно, чтобы привлечь молодых райдеров. Он является конкурентом велосипедов Royal Enfield на индийских рынках. Ява Перак имеет двигатель 334 куб. См (22,3 кВт).
Интерес индийских клиентов к новым машинам превзошел все ожидания. Первоначально запланированной производственной мощности было недостаточно, поэтому производственная линия была увеличена вдвое и составила около 30 000 мотоциклов в год, и начало серийного производства пришлось перенести на более позднее время. Мотоциклы JAWA (Classic Legends) открыли первую модель Jawa. дилерский центр в декабре 2018 года в районе Пуны штата Махараштра.
Они запустили инициативу #ForeverHeroes, чтобы протянуть руку помощи детям мучеников, выставив на аукцион первые 13 мотоциклов из своей серийной партии. Этот сбор средств был первым в своем роде мероприятием, которое помогло Jawa собрать ошеломляющую сумму в 1,49,25,000 рупий всего с 13 велосипедов. Вся сумма, полученная на аукционе по сбору средств, будет направлена на образование детей мучеников индийских вооруженных сил.
Indian Jawa 300 будет продаваться в Чешской Республике с осени 2020 года под названием Jawa 300 CL.. С течением времени сюда также следует импортировать Jawa 42.
Исторически JAWA была очень активна в гонках и, безусловно, была самым активным восточноевропейским производителем в механический спорт. В трековых гонках JAWA сохраняла присутствие на чемпионате мира до середины шестидесятых, демонстрируя достойные результаты, учитывая их ограниченный бюджет. В мотокроссе компания установила впечатляющий рекорд до того, как ее четырехтактные двигатели были заменены двухтактными. В спидвей гонках, грунтовых гонках и ледовых гонках, где четырехтактные двигатели по-прежнему имели преимущество, фирма оставалась доминирующей силой. Отдельный завод, на котором были построены эти мотоциклы для соревнований, стал отдельной компанией после приватизации 1990-х годов с падением коммунизма.
Чемпионы мира по спидвею, которые успешно ездили на байках Jawa: Иван Маугер, Барри Бриггс, Уве Фундин, Оле Олсен, Майкл Ли, Тони Рикардссон и Кельвин Татум.
После распада Чехословакии и демонтажа коммунистический блок, потребительские мотоциклы Jawa и соревновательные мотоциклы Speedway были разделены на отдельные компании. В девяностые годы мотоциклы JAWA Speedway пользовались успехом, в то время как компания Jawa боролась. По состоянию на 2006 год JAWA в основном производила мотоциклы, похожие на мотоциклы Honda 250 cc, 125 cc и 50 cc, а также большой мотоцикл с двигателем 650 cc Rotax (этот двигатель также можно найти в BMW F650 series ).
Наиболее продаваемым является культовый двухтактный двухтактный двигатель объемом 350 куб.см, который практически не претерпел механических изменений с 1970-х годов, но очень надежен, в настоящее время успешно продается в основном в страны Латинской Америки..
Большой байк с двигателем Rotax объемом 650 куб.см выпускался в трех различных вариантах. JAWA 650 classic был ретро-байком с классическими пропорциями. JAWA 650 Style предназначался для городских улиц, и, наконец, JAWA 650 Dakar стал полноразмерным эндуро-байком, похожим на Honda XL Transalp. Jawa 660 был преемником Jawa 650, он продавался в период с 2011 по 2018 год.
В настоящее время компания JAWA продает следующие модели (2020 г.): Jawa 350 / 640 - двухтактный двигатель Style / Military / Retro и четырехцилиндровый. тактный двигатель Jawa 350 OHC (соответствует стандартам EURO IV ).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Jawa Moto. |