Яванский календарь (Яванский : ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ, романизированный: Пананггалан Джава) - это календарь яванского народа. Он используется одновременно с двумя другими календарями: григорианским календарем и исламским календарем. Григорианский календарь является официальным календарем Республики Индонезия и гражданского общества, в то время как исламский календарь используется мусульманами и правительством Индонезии для религиозного поклонения и принятия решений в отношении соответствующих исламских праздников.
яванцев. календарь используется основными этническими группами острова Ява, то есть яванцами, мадурцами и сунданцами - в основном как культурный символ и идентификатор, и как сохраненная традиция античности. Яванский календарь используется в культурных и духовных целях.
Нынешняя система яванского календаря была открыта султаном Агунгом из Матарама в григорианском 1633 году нашей эры. До этого яванцы использовали индуистский календарь (сака), который начинается в 78 году н.э. и использует солнечный цикл для расчета времени. В календаре султана Агунга сохранена система счета сакских календарных лет, но в нем используется та же система измерения лунного года, что и в исламском календаре, а не солнечный год. Иногда яванский календарь упоминается по его латинскому имени Anno Javanico или AJ (яванский год).
Яванский календарь содержит несколько перекрывающихся (но отдельных) измерений времени, называемых «циклами». К ним относятся:
|
|
Яванский календарный год 1941 г. полностью в пределах гражданского календарного года 2008. Такие годы происходят один раз в 33 или 34 яванских года (32 или 33 гражданских года). Больше перечислено здесь:
яванский год в рамках гражданского года | ||
---|---|---|
яванский | гражданский | Разница |
1572 | 1650 | 78 |
1605 | 1682 | 77 |
1619 | 1715 | 76 |
1673 | 1748 | 75 |
1706 | 1780 | 74 |
1740 | 1813 | 73 |
1773 | 1845 | 72 |
1807 | 1878 | 71 |
1841 | 1911 | 70 |
1874 | 1943 | 69 |
1908 | 1976 | 68 |
1941 | 2008 | 67 |
1975 | 2041 | 66 |
2008 | 2073 | 65 |
2042 | 2106 | 64 |
2076 | 2139 | 63 |
Дни в яванском календаре, как и в исламском календаре, начинаются на закате. Традиционно яванцы делят день и ночь не на часы, а скорее на фазы. День и ночь делятся на:
Начало | Конец | Яванское имя | Значение |
---|---|---|---|
6 утра | 8 утра | ésuk. ꦲꦺꦱꦸꦏ꧀ | утро |
8:00 | 12 часов | тенганги. ꦠꦼꦁꦲꦔꦶ | полдень |
12.00 | 13.00 | бедуг. ꦧꦼꦢꦸꦒ꧀ | время для молитвы бедуг |
13.00 | 15:00 | лингсир кулон. ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦏꦸꦭꦺꦴꦤ꧀ | (солнце) движется на запад |
15:00 | 18:00 | асар. ꦲꦱꦂ | время молитвы асар |
18:00 | 20:00 | сорэ. ꦱꦺꦴꦫꦺ | вечер |
20:00 | 11 часов вечера | сирап. ꦱꦶꦫꦥ꧀ | сонное время |
11 часов вечера | 1 час ночи | тенгах венги. ꦠꦼꦔꦃꦮꦼꦔꦶ | полночь |
1:00 | 3:00 | lingsir wengi. ꦭꦶꦁꦱꦶꦂꦮꦼꦔꦶ | поздно ночью |
3:00 | 6 утра | бангун. ꦧꦔꦸꦤ꧀ | пробуждение |
Коренные яванцы система группирует дни в пятидневную неделю, называемую Пасаран, в отличие от большинства календарей, в которых используется разделитель n-дневная неделя. Имя, пасаран, происходит от корня слова пасар («рынок »). Исторически сложилось так, но и по сей день яванские сельские жители собираются вместе на местных рынках, чтобы общаться, заниматься торговлей, покупать и продавать сельскохозяйственную продукцию, приготовленную пищу, предметы домашнего обихода и так далее. Джон Кроуферд (1820) предположил, что продолжительность недельного цикла связана с количеством пальцев на руке, и что странствующие торговцы будут чередовать посещения разных деревень в соответствии с пятидневным «списком».
У каждого дня цикла есть два названия, поскольку яванский язык имеет отдельный словарь, связанный с двумя разными регистрами вежливости : нгоко (неформальный) и крама ( формальный). Названия крама для дней, занимающих второе место в списке, встречаются гораздо реже.
Признаки пасаранского циклаПроисхождение имен неясно, и их этимология остается неясным. Возможно, имена могут быть производными от местных богов, например европейские и азиатские имена дней недели. Древний яванский манускрипт иллюстрирует неделю пятью человеческими фигурами (показаны справа под названиями дней): мужчина, схвативший просителя за волосы, женщина, держащая рог, чтобы принять подношение, мужчина, направивший обнаженный меч на другого, женщина, держащая сельскохозяйственную продукцию, и мужчина, держащий копье, ведущий быка.
Кроме того, яванцы считают, что имена наших дней имеют мистическое отношение к цветам и направлению света :
Большинство рынков больше не работают в рамках этого традиционного пасаранского цикла, а прагматично остаются открытыми каждый день григорианской недели. Однако многие рынки на Яве все еще сохраняют традиционные названия, указывающие на то, что когда-то рынки работали только в определенные пасаранские дни, такие как Пасар Леги или Пасар Кливон. Некоторые рынки в небольших или средних местах будут намного загружены в пасаранский день, чем в другие дни. В день именин на рынке появляются разъездные продавцы, продающие такие вещи, как скот, растения и другие товары, которые покупаются либо реже, либо дороже. Это позволяет меньшему количеству этих торговцев обслуживать гораздо большую площадь, как в былые дни.
Яванская астрологическая вера гласит, что характеристики и судьба человека связаны с сочетанием пасаранского дня и «обычного» дня недели по исламскому календарю в день рождения этого человека. Яванцы проявляют большой интерес к астрологическим интерпретациям этой комбинации, называемой циклом Ветонана.
Семидневный недельный цикл (dina pitu, «семь дней») основан на исламском календаре, принятом после распространения ислама по всему индонезийскому архипелагу. Названия дней недели в яванском происходят от их арабских эквивалентов, а именно:
яванский | Арабский | Английский |
---|---|---|
Сенин (ꦱꦼꦤꦶꦤ꧀) | yaum al-ithnayn (يوم الاثنين) | понедельник |
Selasa (ꦱꦼꦭꦱ) | yaum ath-thalatha '(يوم الثلاثاء) | вторник |
Ребо (ꦉꦧꦺꦴ) | яум аль-арбаа' (يوم الأربعاء) | среда |
Кемис (ꦏꦼꦩꦶꦱ꧀) | яум аль-хамис (يوم الخميس) | четверг |
Джемува (ꦗꦼꦩꦸꦮꦃ) | яум аль-джум'а (يوم الجمعة) | Пятница |
Сету (ꦱꦼꦠꦸ) | яум ас-сабт (يوم السبت) | Суббота |
Мингу / Ахад (ꦩꦶꦁꦒꦸ / ꦲꦲꦢ꧀) | яум аль-ахад (يوم الأحد) | воскресенье |
Эти двухнедельные системы действуют одновременно; таким образом, определенная пятница может приходиться на день кливон и, следовательно, называется джумат кливон. Эта комбинация образует цикл Ветонана.
Цикл Ветонана накладывает пятидневный цикл Пасаран на семидневный недельный цикл. Каждый цикл Ветонана длится 35 (7x5) дней. Пример цикла Ветонана:
Английский | Понедельник 5 | Вторник 6 | Среда 7 | Четверг 8 | Пятница 9 | Суббота 10 | Воскресенье 11 |
Яванская семидневная неделя | Сенин 5 | Селаса 6 | Ребо 7 | Кемис 8 | Джумат 9 | Сету 10 | Мингу / Ахад 11 |
неделя яванского пасаран | 28 Пон | 29 Заработная плата | 1 Кливон | 2 Леги | 3 Пахинг | 4 Пон | 5 Заработная плата |
В приведенном выше примере Weton на вторник 6 мая 2008 г. будет читаться как Заработная плата Селаса.
Цикл Ветонана особенно важен для систем гадания, важных праздников и обрядов перехода. Поминки и мероприятия проводятся в благоприятные дни.
Особенно ярким примером, который до сих пор широко преподается в начальных школах, является то, что Ветон провозглашения независимости Индонезии 17 августа 1945 года состоялся на Джумат-Леги; Это также Ветон, посвященный рождению и смерти султана Агунга, одного из величайших королей Явы и изобретателя современного яванского календаря. Поэтому Джумат Леги считается важной ночью для паломничества. Есть также табу, относящиеся к циклу; например, ритуальный танец бедхая может исполняться только на Кемис Кливон.
Совпадение пасаранского дня с обычным днем рождения считается яванцами как указание личного характеристики этого человека, похожие на западный зодиак и планетарное положение в западной астрологии.
Павукон - это 210-дневный цикл в яванском календаре, связанный с индуистским традиция. Хотя он больше всего ассоциируется с Бали, он все еще используется в Java для особых целей. Календарь состоит из параллельных недель и имеет набор из десяти недель, которые имеют продолжительность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 дней.
Первый день года считается первым днем всех десяти недель. Так как 210 не делится на 4, 8 или 9, к 4-, 8- и 9-дневным неделям необходимо добавить дополнительные дни.
Для хронометража дни нумеруются в пределах лунного месяца (улан), как это принято в других календарных системах. Дата указывает на смену Луны и символизирует жизнь человека в мире. Этот процесс вращения жизни известен как чакра мангилинган или херу-чакра.
В первый день месяца, когда луна мала, ее сравнивают с новорожденным младенцем. 14-й день, называемый Пурнама Сидхи (полнолуние), представляет женатого взрослого человека. На следующий день, называемый пурнама, луна начинает убывать. 20-й день, Панглонг, символизирует момент, когда люди начинают терять память. 25-й день, Sumurup, представляет собой момент, когда взрослым требуется уход, как в молодости. 26-й день, Манцзин, представляет собой возвращение человека к его или ее истокам.
солнечный год разделен на двенадцать периодов (мангса) неравной длины. Его происхождение лежит в сельском хозяйстве на Яве. Названия первых десяти месяцев представляют собой просто порядковые числа от 1 до 10 на яванском языке, хотя названия 11-го и 12-го месяцев неясны. Цикл начинается около июньского солнцестояния, примерно в середине засушливого сезона на Яве.
В 19 веке система солнечных месяцев или праната-мангса была гораздо более известна яванцам, чем гражданский или религиозный год. Цикл явно яванского происхождения, поскольку конкретное приложение к их климату не соответствует другим территориям Индонезийского архипелага, а также использованию яванских названий месяцев. Хотя цикл хорошо соответствует погодным условиям, он все же явно несколько произвольный, что видно по длине месяцев.
В астрологии праната-мангса используется для предсказания личности черты сходны с солнечными знаками в западной астрологии. Он больше не широко используется для гадания, но некоторые практикующие используют его, а также другие циклы в своих гаданиях.
Солнечные месяцы:
Начало день | Имя | Продолжительность в днях | Описание |
---|---|---|---|
23 июня | Мангса Касо. ꦩꦁꦱꦏꦱꦺꦴ | 41 | Сухой сезон; с деревьев падают листья; земля иссохшая и засушливая, лишенная воды, «как драгоценный камень, вышедший из оправы». |
3 августа | Манса Каро. ꦩꦁꦱꦏꦫꦺꦴ | 23 | Сухой сезон; иссохшая земля лежит твердыми комками; манго и хлопковые деревья начинают цвести. |
26 августа | Мангса Кателу. ꦩꦁꦱꦏꦠꦼꦭꦸ | 24 | Сухой сезон; заготавливаются корни пряностей; дерево гадунг начинает плодоносить. |
19 сентября | Мангса Капат. ꦩꦁꦱꦏꦥꦠ꧀ | 25 | Дождь начинает падать, как «слезы на душе», знаменуя конец засушливого сезона; птицы поют и деловито строят гнезда. Приближается сезон Лабу. |
14 октября | Мангса Калима. ꦩꦁꦱꦏꦭꦶꦩ | 27 | Сезон дождей, иногда с сильными ветрами и наводнениями; манго спелые; змей изгоняют из гнезд; "золотой фонтан падает на землю". |
11 ноября | Мангса Канем. ꦩꦁꦱꦏꦤꦼꦩ꧀ | 43 | Сезон дождей; удары молнии и оползни; но это также сезон многих фруктов. |
23 декабря | Мангса Капиту. ꦩꦁꦱꦏꦥꦶꦠꦸ | 43 | Сезон дождей сейчас на пике; птицам трудно найти пищу, и во многих районах происходят сильные наводнения. |
4/5 февраля | Манса Каволу. ꦩꦁꦱꦏꦮꦺꦴꦭꦸ | 27 | Сезон дождей; рисовые поля растут, и кот ищет свою половинку; личинок и личинок много. |
2 марта | Мангса Касанга. ꦩꦁꦱꦏꦱꦔ | 25 | Сезон дождей; желтеют рисовые поля; "радостная весть распространяется"; вода хранится в земле, ветер дует в одном направлении, и многие плоды созревают. |
27 марта | Мангса Касадаса. ꦩꦁꦱꦏꦱꦢꦱ | 24 | Дождь все еще идет, но становится все меньше; ветер шумит и дует; воздух по-прежнему холодный. Приближается сезон Маренга. |
20 апреля | Mangsa Dèsta. ꦩꦁꦱꦢꦺꦱ꧀ꦠ | 23 | Начался сухой сезон; фермеры собирают урожай на рисовых полях; птицы заботливо ухаживают за своими птенцами, как если бы они были «драгоценностями сердца». |
13 мая | Мангса Саддха. ꦩꦁꦱꦱꦢ꧀ꦝ | 41 | Сухой сезон; вода начинает отступать, «исчезая во многих местах». |
Каждый лунный год (таун) делится на серию из двенадцати улан / саси или лунных месяцев. Каждый состоит из 29 или 30 дней. Это адаптировано из использования месяцев в исламском календаре. Названия месяцев приведены ниже на яванском и арабском языках, которые могут быть взаимозаменяемыми:
Нгоко (неофициальный) | Арабские названия | Продолжительность дней |
---|---|---|
Сура. ꦱꦸꦫ | Мухаррам (المحرّم) | 30 |
Сапар. ꦱꦥꦂ | Сафар (صفر) | 29 |
Mulud / Rabingulawal. ꦩꦸꦭꦸꦢ꧀ / ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦮꦭ꧀ | Rabi al-awwal (ربيع الأوّل) | 30 |
Бакда Mulud / Rabingulakir. ꦧꦏ꧀ꦢꦩꦸꦭꦸꦢ꧀ / ꦫꦧꦶꦔꦸꦭꦏꦶꦂ | Rabi al- тани (ربيع الثاني) | 29 |
Джумадилавал. ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦮꦭ꧀ | Джумада аль-аввал (جمادى الأولى) | 30 |
Джумадилакир. ꦗꦸꦩꦢꦶꦭꦏꦶꦂ | Джумада аль-тани (جمادى الآخرة) | 29 |
Реджеб. ꦉꦗꦼꦧ꧀ | Раджаб (رجب) | 30 |
Рува / Арва. ꦫꦸꦮꦃ / ꦲꦂꦮꦃ | Шаабан (شعبان) | 29 |
Паша / Сийам. ꦥꦱ / ꦱꦶꦪꦩ꧀ | Рамадан (رمضان) | 30 |
Савал. ꦱꦮꦭ꧀ | Шаввал (شوّال) | 29 |
Села / Апит. ꦱꦼꦭ / ꦲꦥꦶꦠ꧀ | Зу ал -Qi'dah (ذو القعدة) | 30 |
Бесар / Каджи. ꦧꦼꦱꦂ / ꦏꦗꦶ | Зу аль-Хиджжа (ذو الحجّة) | 29 или 30 |
Продолжительность последнего месяца может составлять 29 или 30 дней, в зависимости от того, является ли год нормальным или високосным (таун кабисат).
Цикл месяцев иногда метафорически называют циклом человеческой жизни. Первые девять месяцев представляют беременность до рождения, в то время как десятый месяц представляет человека в мире, одиннадцатый - конец его или ее существования, а двенадцатый - возвращение туда, откуда он или она пришли. Таким образом, цикл переходит от одной искры или зачатия (риджал) к другой, проходя через пустоту (сувунг).
эра Шаливахана, которая началась в 78 г. н.э. и до сих пор используется на Бали, использовался в индуистские времена на Яве и более века спустя после появления ислама на Яве.
Когда султан Агунг принял исламский лунный календарь в 1633 году н.э., он не принял Anno Hegirae для обозначения этих лет, а вместо этого продолжил отсчет эпохи Шаливаханы, которая была 1555 г. время. В результате Anno Javanico фактически не учитывается в любое время.
Восемь тахунов составляют винду. Одного винду длится 81 повторение цикла ветонана, или 2835 дней (около 7 лет 9 месяцев по григорианскому календарю). Обратите внимание, что тахун - это лунные годы, и их длина меньше, чем по григорианскому календарю. Названия лет в цикле винду следующие (в крама / нгоко):
Затем винду группируются в цикл из четырех:
Циклы вулана, тахуна и винду взяты из сакского календаря.
Винду больше не используются в гороскопах, но есть является свидетельством того, что ранее он использовался должностными лицами суда для прогнозирования тенденций. Прохождение винду часто рассматривается как веха и заслуживает слэметана ритуального пира.
Куруп - это период в 120 тахун, или лунных лет. Таким образом, в курупе 1440 лунных месяцев, или 15 винду. Один день отбрасывается от последнего месяца Бесара, имеющего 30 дней, в результате чего последний винду курупа имеет на один день меньше, чем обычно. Таким образом, общее количество дней в курупе составляет 42 524 (2835 дней в винду x 15 винду - 1 день). Это то же количество дней, что и в 120 лунных годах по Табличному исламскому календарю.
Каждый куруп назван по дате цикла ветонана, на котором начинается куруп. Так как это всегда выпадает на алип (первый) год винду, перед ним ставится префикс Алип. Текущий куруп начался во вторник, 24 марта 1936 г., что соответствует 01 мухарраму 1355 г. по исламскому календарю, и завершится в воскресенье, 25 августа 2052 г. Поскольку датой ветонана в тот день была Селаса Пон, куруп называется Алип Селаса Пон.
Следующий куруп начнется в понедельник, 26 августа 2052 года н.э., что соответствует 01 мухарраму 1475 года хиджры по табличному исламскому календарю, и закончится в субботу, 28 января 2169 года н.э., и будет назван Алип Сенин Пахинг.
Дина Муля (буквально «благородные дни») отмечаются поклонением Густи, творцу жизни и вселенной. Практикующие традиционные яванские духовные учения сохранили несколько благородных дней: