Джараи

редактировать
Джарай
Регионы со значительным населением
Вьетнам 513,930 (2019)
Камбоджа 26,335 (2008)
Языки
Джарай ; Вьетнамский и Кхмерский как второй язык во Вьетнаме и Камбодже соответственно
Религия
Анимизм, евангелизм, буддизм
родственные этнические группы
чам, E De, ачехцы, филиппинцы

Народ джарай или джарай (на вьетнамский нгой-гия-рай, гиа-рай или гиа-рай ; в кхмеры ចារ៉ាយ - чарии ) являются этнической группой в Вьетнаме центральном нагорье (Gia Lai и Kon Tum Провинции с некоторыми другими в провинции Ок Лук ), а также в камбоджийской северо-восточной провинции Ратанакири. Во время войны во Вьетнаме многие джараи, а также члены других групп горцев (кхмерский лоэу и дегар ) были вовлечены военными США в войну. дела и, таким образом, переселены вместе со своими семьями в Соединенные Штаты, особенно в штат Северная Каролина.

язык джарай является членом малайско- Полинезийская ветвь австронезийской языковой семьи. Он связан с языком чам Центрального Вьетнама и Камбоджи и малайско-полинезийским языками Индонезии, Малайзии, Мадагаскар, Филиппины и другие острова Тихого океана (Гавайи, Новая Зеландия, остров Пасхи, Самоа, Гуам и Фиджи ). Насчитывается около 332 557 человек, говорящих на языке джарай. Это самая крупная из высокогорных этнических групп Центрального нагорья, известная как дегар или горцы, и они составляют 23% населения провинции Ратанакири в Камбодже. Обе группы, камбоджийский и вьетнамский джарай, разделяют одни и те же традиции и поддерживают тесную связь культурного обмена, но их язык получает влияние соответственно их кхмерской и вьетнамской языковой среды. Некоторые кхмерские слова джарай заимствованы из кхмерского и лаосского языков. Обмениваясь разговорами между кхмерским джараем и вьетнамским джараем, между ними может возникнуть некоторое недоумение. Вьетнамский джарай имеет письменную форму на латинском языке, а кхмерский джарай - нет.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Происхождение
  • 3 История
    • 3.1 Культура Са Хуэнь
    • 3.2 Чампа
    • 3.3 Горцы
    • 3.4 Контакт с Западом
    • 3.5 Вьетнамская война
    • 3.6 Новое время
    • 3.7 Легенды
  • 4 Культура
    • 4.1 Деревни
    • 4.2 Свадьба
    • 4.3 Религия
    • 4.4 Музыка и танцы
    • 4.5 Похоронные традиции
  • 5 Язык и система письма
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Имя

Слово Джарай (ចារ៉ាយ - Чарий ) означает «Люди водопадов или люди протекающей реки».

Дух-хранитель гробницы Джарай в провинции Кон Тум
Истоки

Исследования о народе Джарай и его культуре в основном сосредоточены на их языке и были сделаны евангельскими группами, ищущими обращения. Лингвистически они связаны с малайско-полинезийским языком. Нет никаких известных древних записей о народе Джарай в этом районе. Первые сообщения поступают из французской колонии в 19 веке, которая разграничивала границу между Вьетнамом и Камбоджей, разделяя территорию Джарай и отдавая небольшую часть территории современной провинции Ратанакири.

Народ Джарай населял этот регион. о том, что сегодня является вьетнамскими провинциями Гиа Лай, Кон Тум и Ак Лук и камбоджийской провинцией Ратанакири на протяжении многих веков. Требуются исследования по таким особенностям, как даты и географическое перемещение.

Карта королевства Чампа (1380 г.) во время правления короля Че Банги. Джараи - современные потомки Чампа с другими группами региона.

Являясь частью региона Зомия, в который входят все коренные народы горцев, проживающие вдоль горного хребта с Тибетского плато Что касается всех северных областей полуострова Индокитай, вполне возможно, что джараи принадлежат к очень древним мигрантам с запада и центральной части Азии. В тесте ДНК некоторых студентов Джараи в Камбодже в 2017 году они представили доказательства принадлежности к гаплогруппе T-M184, которая возникла более 25 тысяч лет назад в.

Исследования языка джарай с середины XIX века показали, что Джарай родственен Тиамесу (Чамс ) и Раде языки древнего царства Чампа, помещая предков джараев в малайское происхождение и хамские языки.

. Современный народ джарай можно разделить на шесть подгрупп, последний в Камбодже:

  1. Джараи Чор.
  2. Джараи Хдрунг.
  3. Джараи Арап.
  4. Джараи Мтур
  5. Джараи Тбуан.
  6. Джарайские кхмеры также двуязычны на языке тампу.
История

Высокогорные районы на севере Индокитая были заселены людьми между Камнем и бронзовый век, около 10 тысяч лет назад.

Культура Са Хуэнь

Культура Са Хуэнь была культурой в современном центральном и южном Вьетнаме и Филиппины, процветавшие между 1000 г. до н.э. и 200 г. н.э. Археологические памятники этой культуры были обнаружены от дельты Меконга до провинции Куангбинь в центральном Вьетнаме. Народ Са Хуйнь, скорее всего, был предшественником народа чам, австронезийскоговорящего народа и основателей королевства Чампа.

Чампа

Термин Чампа относится к совокупности независимых чамских государств, которые простирались через побережье того, что сегодня является центральным и южным Вьетнамом примерно со 2-го по 19-й век (1832 г.), прежде чем он был поглощен и аннексирован вьетнамским государством. Царство называлось нагара Кампа (санскрит : नगरः कम्पः; кхмерский : ចាម្ប៉ា) в чамских и камбоджийских надписях, чам Pa в вьетнамском (Chiêm Thành в китайско-вьетнамском словаре ) и 占城 (Zhànchéng) в китайских записях. Уничтожение Чампа вызвало распространение различных племен в регионах нынешнего Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, имеющих один лингвистический корень, как и у народа Джарай.

Горцы

Торговля между горцами и жителями низменностей, живущих вокруг Сиамского залива, произошла примерно в 4 веке нашей эры, но были также набеги под руководством кхмеров, лаосские и тайские работорговцы. Регион, где сегодня живут люди Джарай, был завоеван правителями Лаоса в 18 веке, а затем - тайцами в 19 веке. Этот регион был включен в состав французской колонии Индокитая в 1893 году, и работорговля была отменена, но коренные народы использовали для строительства огромных каучуковых плантаций. Французы способствовали разграничению территорий внутри своих колоний в Индокитае - Камбоджи, Вьетнама и Лаоса. Люди Джараи в основном были разделены между Камбоджей (небольшая часть их территории внутри Ратанакири) и Центральным нагорьем Вьетнама, хотя другая теория гласит, что люди Джараи переселились на территорию Камбоджи в колониальные времена, но вполне вероятно, что они населяли всю территорию территории на протяжении веков.

Контакт с Западом

Первое западное сообщение о Джарае исходит от о. Бульво, французский миссионер, совершивший вторжение через Меконг в 1850 году и упомянувший некоего «Короля огня», уважаемого человека, принадлежащего к определенной группе людей по имени Джараи.

Французские правители не слишком сильно вмешивались в дела горных групп коренного населения, но считали их отличным источником личного состава для армейских застав и вербовали большое количество молодых людей Джараи, Кхмеров Лое и Дегаров во французские войска.

Вьетнамская война

Два бомбардировщика Boeing B-52D Stratofortress ВВС США над Камбоджей, 1970 г. в Оперативном меню, затронувшем многие коренные общины, такие как народ Джарай.

После провозглашения независимости правительства Камбоджи и Вьетнама руководил программами обучения коренных народов их соответствующим языкам и ассимиляции их в своих национальных обществах, но такие усилия встретили культурное сопротивление со стороны большинства коренных общин. В Камбодже красные кхмеры партизаны воспользовались этим недовольством и завербовали в свои ряды много кхмерских лоев, в то время как во Вьетнаме армия США вернула французскую традицию вербовать их для участия в военных действиях, в которых участвовало много джарайской молодежи.. Это сделало джараи и многие другие группы коренных народов целью других врагов. В 1977 г. несколько человек из 100 джараев были подвергнуты пыткам и казнены кадрами красных кхмеров в Ратанакири по делу, возбужденному в трибунале красных кхмеров.

. Во время войны во Вьетнаме деревни джарай пострадали от борьбы между Американские военные и коммунистический партизан. К 31 октября 1970 года американские военные приказали провести массовое переселение горских деревень, заявив, что они «небезопасны». В то же время евангелисты США вступили в контакт с джарайцами и опубликовали Библии на их языке (за исключением кхмерского джарая). Джарайские Библии создали им некоторую грамотность, но после воссоединения Вьетнама в 1975 году большинство джарайских помощников американских военных были эвакуированы со своей земли в Соединенные Штаты. Кхмеры-джараи пострадали от интенсивных бомбардировок их территории США в рамках так называемого Операционного меню (1969-1970) с намерением разрушить коммунистические святилища, но с вытеснением сотен мирных жителей и коренных народов, которые в конечном итоге присоединились к кхмерам. Руж.

Красные кхмеры продолжали попытки вовлечь кхмеры лое в их борьбу против вьетнамского и камбоджийского центрального правительства после его поражения в 1979 году, но в 1984 году была проведена кампания по интеграции коренных народов в нацию, продвигая грамотность и создание государственных структур, аналогичных остальной части страны. Во Вьетнаме народ Джарай пострадал от ограничений религиозных партий, из-за чего некоторые из них предпочли эмигрировать.

В 1950-х и 1960-х годах движение Дегар приобрело популярность среди Джараев и их братьев-горцев (Дегар - это Рэйд слово, означающее «сыны горы»). Целью Дегара было создание независимого государства на вьетнамском нагорье, полностью состоящего из групп коренных народов. В результате движения вьетнамское правительство стало все более подозрительно относиться к джараю. Нарушения прав человека со стороны правительства стали частыми среди всех горцев.

Новое время

В наше время люди Джараи столкнулись с проблемой выселения земель и захвата земель, особенно в Камбодже в условиях большой системы коррупции и вырубка лесов для создания огромных каучуковых плантаций. Хотя в Камбодже действуют четкие законы, касающиеся уважения и защиты территорий коренных народов, закон не применяется, и влиятельные лица и группы извлекают выгоду из этого, выселяя общины джарай с их исконных земель. Во Вьетнаме некоторые люди из племени джарай ищут убежища в таких странах, как Соединенные Штаты, пересекая территорию Камбоджи, чтобы избежать ограничений своих собственных традиций и культур.

Легенды

У народа Джарай есть несколько легенд, все из которых основаны на джунглях, которые полезны для понимания их собственной культуры и истории. Повторяющийся элемент должен быть виден с историями о трех королях: Огне, Воды и Ветре и Священном Меча, который спустился с небес, чтобы дать народу Джарай великие силы. Король огня, первый, живет во Вьетнаме, полагаясь на свою власть в религиозных обрядах. Джараи означает «водопад», и поэтому вода является их неотъемлемой частью. Некоторые старейшины говорят, что джарайцы родились на Аннамитском хребте и мигрировали на юг, разделившись на разные группы.

Культура

Села

Традиционно джараи живут в небольших деревнях с населением 50-500 человек. Деревни расположены в форме квадрата с одноквартирными домами или общинными длинными домами (рунг), расположенными вокруг центра деревни. Часто в центре поселка есть коммунальный дом, колодец, волейбольная сетка или рисовая мельница.

Дома сделаны из бамбука на высоте одного метра от земли. Набирают популярность более прочные деревянные дома со стальной крышей. Они ориентированы с севера на юг и построены в месте, приемлемом для местных духов. Дома создаются по матрилинейному клану. Выйдя замуж, дочь живет в доме своей матери с мужем и, следовательно, с собственной дочерью. Дом может быть длиной до 50 метров. Дома только для нуклеарной семьи также распространены в наше время.

Маленькие генераторы широко используются в деревнях Джараи Ратанакири, где нет электричества. Традиционная мебель включает скамейки и кухонные принадлежности, сделанные из дерева и бамбука, а теперь можно найти и современные дополнения, в том числе кровати и телевизоры.

Свадьба

Джарай - это матрилинейная культура, прослеживающая происхождение по женской линии и отождествляющая каждого человека с их матрилинейным происхождением, что может включать наследование собственности и / или титулов. Мать берет на себя инициативу замужества своих дочерей, и ожидается, что муж переедет жить в дом своей свекрови. Смешанные браки с представителями других этнических групп могут быть обычным явлением, особенно при близости деревень. В провинции Ратанакири джараи вступают в смешанные браки, особенно с народом тампуан, несвязанной группой моно-кхмерской языковой семьи. С доступом многих молодых людей из Джарая к образованию в крупных городах, таких как Пномпень или Хошимин, смешанные браки с представителями других этнических групп увеличиваются, создавая многоязычный семей.

Религия

Традиционная религия Джарая - Анимизм. Они верят, что предметы, места и существа обладают отличительными духовными качествами. В анимизме джарай есть два основных элемента: идея о том, что люди джараи получили Священный меч с небес, что означает мудрость, и духовную фигуру Короля огня, короля воды и короля ветра. Короли не представляют политических деятелей, но они скорее духовные лидеры с шаманской силой. Короли Джараи привлекают даже людей из других этнических групп, которые верят в свое влияние на тайны человеческой природы и душ всех живых существ. Анимизм Джарай строго связан с джунглями и включает в себя жертвоприношения животных, чтобы успокоить духов.

Как это бывает с большинством анимистских систем, другие основные религии смотрят на них свысока, считая это дикой или примитивной верой и поощряя работу преданных миссионеров, которые тратят время и ресурсы на изучение своих язык, чтобы обратить их в свои убеждения и тем самым сделать процесс, который они считали цивилизованным другими.

Воссоединение Вьетнама в 1975 году при коммунистическом режиме Ханоя означало религиозные ограничения для многих людей в стране, что повлияло на религиозные традиции предков. Вьетнамского Джарая. Вьетнам разрешает исповедовать только шесть официальных религий в стране, и джарайский анимизм - одна из исключенных. Это побуждает многих джарай искать убежища в зарубежных странах под предлогом религиозных преследований.

В то же время, вторжение американских евангелистов во время войны во Вьетнаме, таких как американские миссионеры в рамках Союза христиан и миссионеров, привлекла много разговоров об этой религии. Публикация Джарай Библии во Вьетнаме была частью этого процесса.

В Камбодже народ Джарай живет вместе с кхмерским населением, которое в своем большинстве исповедует буддизм тхеравады. Тот факт, что буддизм не ведет к движениям миссионерских бесед с другими народами и что буддизм Юго-Восточной Азии также имеет синкретическую основу древнего анимизма, подобную таковой у Джарая и брахманизма, создает более гармоничные отношения и взаимообмен между двумя группами. Некоторые джараи в Ратанакири включают буддийские символы в свои обряды и дома и участвуют в буддийских церемониях со своими кхмерскими соседями, хотя в деревнях джарай нет буддийских пагод.

Музыка и танец

Музыка и танец - очень отличительные элементы культуры Джарай. Ночи Джарай в деревнях или внутри домашнего клана оживляются музыкой их предков, исполненной с использованием гонгов, ксилофонов, цитр и различных других традиционных инструментов, многие из которых из них сделаны из дерева и бамбука. Джарай Трова - это импровизированная музыкантом композиция, в которой он рассказывает о проблемах повседневной жизни народа Джарай, в то время как клан пьет Срах Пхиен (банка ликер ), сделанный из сброженного рис. Это момент, когда дети узнают древние истории о джунглях и исконных ценностях культуры Джарай. Музыка и танцы однообразны и ностальгичны, создавая тесную связь с джунглями, естественной средой обитания людей.

В 1996 году Док Рмах, известный джарайский музыкант, живущий в Соединенных Штатах, получил премию «Народное наследие» от Совета по делам искусств Северной Каролины.

Похоронные традиции

Телевидение и пожертвования духу покойного в маленькой гробнице Джарай в провинции Кон Тум

Традиционные гробницы Джарай - это маленькие хижины, в которых помещаются имущество умершего и некоторые приношения. Вокруг гробницы установлены деревянные столбы, увенчанные грубой резьбой, некоторые из которых представляют собой духовных хранителей.

Церемония захоронения чрезвычайно дорога и обычно влечет за собой жертвоприношение водяных буйволов и коров. В Ратанакири люди Джараи заменяют жертвоприношения крупных животных крупными объектами, такими как мотоциклы. Некоторых умерших хоронят вместе с мотоциклом. Если семья умершего не может позволить себе церемонию, ее можно отложить на несколько лет.

Спустя несколько лет гробницы заброшены. Эта заключительная церемония покидания гробницы знаменует момент, когда смерть становится окончательной и умерший дух освобождается, таким образом, например, освобождая вдову для повторного брака.

Язык и система письма

Джарайский язык классифицируется с 1864 года как западный малайо-полинезийский малайский, ачинский - Чамик, Чамик, Юг, Плато, идентифицированный М. Фонтеном как связанный с языками Тиамес (Чамс ) и Раде древнего королевства Чампа, сегодня провинция Аннам.

Разделение народа джарай между двумя странами (Камбоджа и Вьетнам) приводит к прогрессивному развитию двух различных языковых групп джарай: джарайских кхмеров и джарайских вьетнамцев, последний использует латинские вьетнамские писания, а камбоджийский джарай остается без системы письма с кхмерскими писаниями.

См. Также
Список литературы
  1. ^«Отчет по результатам переписи населения 2019 года». Главное статистическое управление Вьетнама. Проверено 1 мая 2020 г.
  2. ^Национальный институт статистики, Министерство планирования, Камбоджа (август 2009 г.). Всеобщая перепись населения Камбоджи 2008 г. - окончательные результаты переписи. Национальный институт статистики.
  3. ^Хоанг, Лиен (24 апреля 2013 г.). «Двуязычный эксперимент во Вьетнаме». The New York Times.
  4. ^перепись населения Вьетнама 1999 г.
  5. ^Khong Dien (2002). Население и этнодемография Вьетнама. Чиангмай, Таиланд: Книги шелкопряда, коп. 2002. ISBN 9789747551655
  6. ^Лейтон, Мэриан Кирш. 1978. Перспективы вьетнамско-камбоджийского пограничного конфликта. Обзор Азии 18, 5, 448-458. doi : 10.2307 / 2643459
  7. ^Родас А. (2017). Камбоджийский народ Джарай. Детский фонд Дон Боско Кэп. 30 апреля 2017 г. Ссылка получена 30.04.2017 с http://donboscokepchildrenfund.org/?p=692lang=en Архивировано 07.12.2017 на Wayback Машина
  8. ^Джон Н. Миксич, Геок Йиан Гох, Сью О Коннор - Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии, 2011 г., стр. 251 «Это место датируется V – I веками до н.э. и является одним из самых ранних памятников Са Хуэн. культуры в долине Тху Бон (Reinecke et al. 2002, 153–216); 2) Лай Нги - доисторическое кладбище, богатое железными орудиями и оружием,... "
  9. ^Вьетнамский национальный музей изящных искусств ( Bảo tàng mỹ thuật Việt Nam ) 2000 «С самого начала истории - до и после христианской эры - более двадцати веков спустя произошел культурный обмен между тремя крупными центрами культуры Z ông Sơn на севере, Культура Са Хуэнь в Центральном и Юго-Восточном Нам Бу... "
  10. ^Хайэм, К., 2014, Ранний континент Юго-Восточной Азии, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
  11. ^Паркер, Вриндаван Браннон. "Вьетнамское королевство Чампа идет". Индуизм сегодня. Проверено 21 ноября 2015 г.
  12. ^Гловер, Ян (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории. Psychology Press, 2004. С. 96
  13. ^Коренные народы: этнические меньшинства и сокращение бедности, стр. 6–7; «Поселение и сельское хозяйство в национальном парке Вирачей и прилегающих к нему территориях», с. 5.
  14. ^«Поселение и сельское хозяйство в национальном парке Вирачей и прилегающих к нему территориях», с. 5.
  15. ^Коренные народы: этнические меньшинства и сокращение бедности, стр. 6–7.
  16. ^Иоахим Шлизингер (2015). Этнические группы Камбоджи Том 3: Профиль австро-тайских и китайскоязычных народов. Буксманго, 11 января 2015 г. Страницы 35-37
  17. ^Монитор трибунала Камбоджи (2016). Свидетель подтверждает казнь группы меньшинства Джарай. 21 марта 2016 г. Ссылка получена 05.01.2017 с сайта http://www.cambodiatribunal.org/2016/03/21/witness-confirms-execution-of-jarai-minority-group/
  18. ^Джеральд Кэннон Хикки (2002). Окно в войну: антрополог во вьетнамском конфликте. Texas Tech University Press, 2002 - История - стр. 288.
  19. ^Clymer, p. 11; Сит Самат и др., Стр. 353; Ваджпей, стр. 127.
  20. ^Стрингер, Мартин Д. (1999). «Переосмысление анимизма: мысли с детства нашей дисциплины». Журнал Королевского антропологического института. 5 (4): 541–56. DOI : 10.2307 / 2661147. JSTOR 2661147.
  21. ^Дэвид Томас (1989). Восприятие хамских отношений в XIX веке. Университет Махидол и Летний институт лингвистики. Ссылка получена 05.01.2017 с сайта http://sealang.net/archives/mks/pdf/16-17:181-182.pdf
  • ào Huy Quyền. 1998. Nhạc khí dân tộc Jrai và Bahnar [Музыкальные инструменты Джрай и Бахнар]. Ханой: Nhà xuất bản trẻ.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:27:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте