Чайная посуда (chadōgu ( 茶 道具 )) - инструменты и посуда, используемое в чадо, искусстве приготовления японского чая.
Чайную посуду можно разделить на пять основных категорий:
Широкий ассортимент посуды, известный под общим названием догу, необходим даже для самой простой чайной церемонии. Как правило, предметы, все гости готовятся для посещения собрания чаною, не считаются чадогу; скорее, этот термин в основном к предметам, участвующим в «проведении» собрания чаною. Эта статья, однако, включает все формы орудий и видов, используемых в практике чаною.
Посуда, используемая для сенча, отличается: обычно используется набор из пяти маленьких чашек, маленькая кастрюля и маленькая чашка наливания горячей воды. Эта посуда обычно керамическая.
В Японии ценные вещи обычно хранят в специально сделанных деревянных ящиках. В такой коробке обычно хранятся ценные предметы для чайной церемонии, в некоторых случаях, если предмет имеет долгую и выдающую историю, несколько слоев коробок: внутренний ящик для хранения (учибако), средний ящик для хранения (накабако) и внешний. ящик для хранения (сотобако).
Ящики для хранения чайных принадлежностей сами по себе имеют чайные значения, поскольку ящики для особенно старых и выдающихся предметов имеют часто используемые надписи, которые служат для подтверждения их истории и происхождения.
Чабако (яп. 箱, букв. «Чайная [я]») - это специальные коробки с крышкой, чайную чашу, чайную коробку, ложку для чая и другое оборудование. Они представляют собой портативные чайные наборы для путешествий и заваривания на открытом воздухе, доступны во многих стилях.
«Модель рикю», сделанная из простого дерева павловнии, бывает большого и маленького размеров. Внутренние размеры большой версии немного меньше 19 сантиметров (7,5 дюйма) в длину, 13 см (5,1 дюйма) в ширину и 11,5 см (4,5 дюйма) в высоту. Чабако модели Rikyū имеют также внутреннюю полку.
Изначально правил приготовления чая (темэ) не существовало. Однако глава школы чая Урасенке в 11-м поколении создал виды процедур. Для выполнения процедур коробку переносят в место, где должен быть приготовлен чай, иногда на подносе, и церемония продолжается с извлечением каждого предмета из коробки и, наконец, возвращением в нее.
Чайные коробки изготовлены из дерева и могут быть лакированы и украшены или оставлены без обработки. Существуют аналогичные портативные чайные сервизы, называемые чакаго (茶 lit, букв. «Чайная корзина [ы]»), и в этом случае коробка формируется посредством плетения корзин.
Ясень, известный как хай (灰), чаще всего появляется в чаною в переносной жаровне (фуро), затонувшем очаге (ро), который можно использовать в чайной комнате в холодное время года. и емкость для зажигалки в коптильне (хирэ).
В чайной церемонии зола служит защитным ложе для угольного огня. Большое внимание уделяется качеству и внешнему виду золы. Существуют разные виды золы для разных целей. К ним след следующие:
Хайки (灰 器) - это неглубокая чаша, в которой хозяин переносит золу в чайную комнату для укладки угля. процедура (Sumidemae). Он несет «окропляющий пепел» (макибай) для процедуры в случае переносной жаровни (фуро) и «влажный пепел» (шимесибай) для процедуры в случае затонувшего очага (ро). Стили у них разные.
Хайсадзи (灰 匙) - это инструмент, похожий на лопатку, который в основном используется для придания золе в переносной жаровне (фуро) или для посыпания золы во время укладки древесного угля..
Суми (炭) относится к древесному углю, который используется в чаною, по большей части изготавливается из дуба с каштановыми листьями (кунуги), обугливаемого долгими часами тления в печах. Длинные куски готового древесного угля разрезаются на отрезки длины для использования; длина различается в зависимости от того, будет ли уголь В мангале или в топке.
Кроме того, уникальный вид древесного угля, называемый эда-дзуми (枝 炭, букв. «Уголь для веток»), используется в чаною для его художественного эффекта. Его получают путем обугливания веток азалии, камелии или некоторых разновидностей дуба, а затем их покрытия из измельченных в порошок ракушек.
Сумитори (炭 斗 / 炭 取) - это контейнер, в который хост помещает древесный уголь и приспособления для укладки древесного угля для их транспортировки в и из чайной комнаты для процедуры закладки угля. Многие сумитори сделаны из плетеных изделий.
Хакосумитори (箱 炭 is) - это контейнер для древесного угля, используемый в помещении для приготовления, и не считается формальным оборудованием. Его вносят в чайную, если уголь в переносном мангале или затонувшем очаге требует пополнения. Он имеет форму коробки, имеет ручку и сделан из дерева, обычно тутового дерева.
Хабуки (羽 箒) - метла из перьев с множеством стилей. Перья, состоящие из трех слоев перьев и называемые поэтому митсубане (三 つ 羽), используются для удаления пыли с переносного жаровни или затонувшего очага во время процедуры закладки древесного угля. Он входит в комплект оборудования, который переносится в чайную с контейнером для угля (сумитори). Другие виды перьевых веников используются для подметания чайной комнаты.
Хибаши (火 箸, букв. «Огненные палочки для еды») - металлические палочки для еды, используемые для обработки древесного угля.
кг (香 合) это небольшой контейнер с крышкой для благовоний, которые добавляются в огонь во время укладки угля. Для замешанного ладана (нерико), который используется в углублении очага (ро), емкость обычно изготавливается из керамики. Что касается щепы ладана (кобоку), используемой в переносном жаровне (фуро), то она обычно изготавливается из лаковой посуды или простого дерева. Также есть емкости для благовоний из ракушек моллюсков.
Чакин (茶巾). Небольшая прямоугольная белая льняная или пеньковая ткань, используемая в основном для протирания чайной чаши. Есть два основных размера: большой и маленький. Обычно простой термин «чакин» используется для обозначения небольшого размера, который составляет примерно 30,3 см (11,9 дюйма) в длину и 15,2 см (6,0 дюйма) в ширину. Необработанные края на продольных сторонах узкую свернутую кромку, обработанную строчкой оверлочной строчкой. Эти две кромки обращены к противоположным сторонам ткани.
Дашибукуса (出 し 帛 紗) - это, как и фукуса, двухслойная шелковая ткань с рисунком размером примерно 30 см (12 дюймов) со складкой на одном крае и трех других. края сшиты вместе, поэтому строчка не видна. Практикующие Омотэсэнке используют его так же, как и кобукуса: и хозяин, и гости несут по одному, которое хранится на груди кимоно. Иногда гости используют его для защиты чайных принадлежностей во время их осмотра, и хозяин выставляет один из них вместе с чашей для чая, когда подает густой чай.
Фукуса (帛 紗). Двухслойная шелковая ткань размером примерно 30 сантиметров (12 дюймов) со складкой на одном крае и тремя другими краями, сшитыми вместе, чтобы строчка была невидимой. Он используется для символического очищения чайной ложки и чайника, а также (обычно женщинами) для обработки крышек горячих чайников или кастрюль. Хозяин и помощники на чаепитии надевают фукусу, заправленную в оби.
По традиции ведущей официальной чайной церемонии использует новую, ранее не использовавшуюся фукусу. Фукуса чаще всего монохромные и без узоров, но существуют вариации. Есть разные цвета для мужчин (обычно фиолетовый) и женщин (оранжевый или красный), для людей разного возраста или уровня навыков, для разных церемоний и для разных школ. Размер и способ изготовления установлены Сэн Сон, второй женой Сэн-но Рикю.
Фукусабасами - это прямоугольные кошельки, во многих случаях имеющие форму традиционного конверта, с клапаном, который закрывает кошелек. Они используются для переноски личных вещей, необходимых для чайной церемонии или чайной практики, таких как бумага кайси, кирка для нарезки и поедания сладостей, кобукуса, фукуса и веер. Существует два размера фукусабасами, соответствующие два размерам бумаги кайси: меньший для женщин и больший для мужчин. Мужские фукусабасами, как правило, менее украшены и ярко окрашены, чем женские, но это не всегда так.
Кобукуса (古 帛 紗). Ткань размером примерно 15,15 сантиметра (5,96 дюйма) в квадрате, которая, в отличие от ткани, называемой фукуса, обычно состоит из более богатой и толстой парчовой ткани с рисунком. Его конструкция похожа на конструкцию фукуса. В школе Урасенке по одной несут и хозяин, и гости. Если вы носите кимоно, оно хранится на груди кимоно. Гости, одетые в кимоно, могут носить его в своих фукусабасами. Кобукуса иногда используется гостями для защиты чайных принадлежностей во время их осмотра. В зависимости от обстоятельств хозяин может потушить одну с чаем.
Шифуку (仕 覆) относится к разным сумкам, используемым для хранения стульев и чайных принадлежностей. Их традиционно изготавливают из шелка, часто с узорами или парчой. Шифуку закрепляются шелковым шнуром, который связывается предписанным образом.
Дайсу (台子) - оригинальная полка, используемая в японской чайной церемонии. Самый ортодоксальный стиль - это формальный шиндайсу, покрытым блестящим черным лаком. Нижняя доска опирается на татами, и по углам четыре стойки, поддерживающие полку. Ширина этой единицы, из стороны в сторону, соответствует ширине кёма (размер Киото) татами.
Нагайта (長 板) - это деревянная доска, обычно лакированная, на которой в чайной можно выставить основные чайные принадлежности. Размер определяется размером нижней доски дайсу.
Сикиита (敷 板) - это термин, обозначающий различные виды досок, на которых переносная жаровня (фуро) может быть установлена в чайной. По они подразделяются на большие, половинные, маленькие или круглые. Они деревянные, могут быть покрыты лаком и / или декорированы другими другими способами. Есть правила, какую доску использовать с каким мангалом.
Тана (棚), буквально «полка / полки», является общим термином для различных типов стеллажей, используемых на чайных церемониях и размещаемых на циновке хозяина. У каждого вида таны есть свое название. Три основных категории: встроенная тана (сицукедана), подвешенная тана (цуридана) и переносные полки (окидана). Последние, окидана, в основном делятся на большие полки (удана) или маленькие полки (кодана).
Тана изготавливается из различных пород дерева, самый строгий стиль отделан блестящим черным лаком. Некоторые тана включают ящики или полки, закрытые раздвижными дверцами. Посуда для чая может быть помещена в тану или в нее перед началом церемонии и / или в конце. Тана используются только чайные комнаты с татами от 4,5 и более.
Бинкаке (瓶 掛) - относительно небольшие переносные жаровни, используемое для сообщения железного чайника с горячей водой, называемого тецубин, у которого естьик и ручка наверху.
Фуро (風 炉 ) - переносные жаровни, использованные в чайной системе чайника с горячей водой (кама) для приготовления чая. Обычно их делают из керамики или металла, хотя встречаются и редкие образцы деревянного фуро.
Ро (炉) - это костровые ямы, используемые в холодное время года для чайника с горячей водой (кама) для приготовления чая. Рамка, которая подходит к ней сверху, называется робучи (炉 縁) (рамка ро) и обычно изготавливается из лакированного дерева. В сезон, когда ро не используется, рама снимается, и роют одним из татами, образующих поверхность пола, и его не видно.
Портативный ро который устанавливается на полу и используется в обстоятельствах, когда в комнате нет ро, который можно использовать.
Тёси или каннабэ - это чайник, похожий на чайник, используемый для подогрева и подачи сакэ. Их делают из железа, жести или керамики.
Какемоно (掛 物) означает «повешение», относится к живописи или каллиграфии работа на бумаге или текстиле для подвешивания в нише токонома. Какемоно - центральный элемент чайной комнаты. Каллиграфические работы дзэн называются бокусэки (墨蹟) (букв. «Следы чернил»). В чаною бокусеки особенно ценятся как какемоно.
Карамоно (唐 物) (букв. «Предмет Тан») - термин, используемый для обозначения утонченных качественных чайных принадлежностей, в основном керамики, производимых в Китае, в частности, в Сун. Династия, династия Юань и династия Мин, которые при импортировании в Японию были отобраны за их превосходство и с тех пор высоко ценились в Японии. См. Также Чаван [ja ], Чаки [ja ].
Кораймоно (高麗 物) (букв. «Предмет Корё») - термин, обозначающий чайную посуду, произведенную на Корейском полуострове в основном во времена династии И Кореи, изредка сравнивают с вышеупомянутым карамоно. См. Чаван [ja ], Чаки [ja ].
Куниякимоно (国 焼 物) (букв. «Деревенские обожженные предметы») - керамика, сделанная в Японии. Точнее, термин означает «провинциальная керамика» и не включает керамику Киото или Сето.
Чакиндарай - это относительно небольшая чаша, обычно сделанная из меди, используемая для ополаскивания и стирки чакина. Он хранится на бамбуковом покрытии раковины в мидзуя.
Часэн кусэнаоши - формовщик для бамбуковых венчиков. Кусенаоши изготавливаются из дерева или керамики; влажный венчик кладут на формирователь и дают ему высохнуть, восстанавливая его форму. Этот предмет используется в подсобке мидзуя и не встречается в чайной.
Sensu (扇子) (букв. «Маленький складной веер»; также известный как ōgi (扇)). Все участники чаною должны носить с собой небольшой складной веер в знак уважения. Не вскрывается и не используется для развеивания. Вентилятор в закрытом состоянии помещается перед собой, когда вы делаете официальные заявления или выражения благодарности, уважения, извинений и т. Д. Во время основных частей чайной церемонии, когда они сидят на полу, гости ставят свои вентиляторы на пол прямо за собой для мгновенного использования при необходимости. Для мужчин стандартная длина сенсу, предназначенная для чайной церемонии, составляет ок. 18 см (7,1 дюйма) (6 дюймов); для женщин - ок. 15 см (5,9 дюйма) (5 дюймов).
Если обстоятельства связаны с сидением на полу, закрытый веер помещается на пол (татами) перед коленями, оставляя достаточно места между ними, чтобы разместить руки для поклонника сопровождающего. Еслиобстоятельства связаны с перемещением в положение стоя, закрытый веер держат рукой правой напротив передней правого бедра в паре части левой стороны, которая прижимается к передней части левого бедра для выполнения лука стоя. Вентилятор обычно заправляет в пояс, чтобы при необходимости можно было мгновенно использовать его.
Футаоки (蓋 置) (букв., «Подставка для крышки [ с] »)) предназначена для того, чтобы поставить крышку чайника на крышку чайника, а также поставить на нее черпак для воды (хишаку). Они сделаны из бамбука, керамики или металла. Есть много стилей.
Gotoku (五 徳), металлический штатив, на котором установлен чайник.
Цветы вместе с контейнерами для важных важных элементов украшения чайной церемонии. Цветы, расположенные в простой «брошенной» (нагейре) манере, подходящей для чайной церемонии, называются чабана (茶花), контейнеры для них обычно называются ханайре (花 入). Ханайр может быть из бронзы или другого металла, цвета морской волны и других видов керамики, бамбука или плетения. Бамбук ханайр (так-ханаир) возник вместе с развитием ваби-ча, так же как и ханайр внутренней керамической посуды, такой как бидзэн и сигараки посуда. Плетеные ханайры (каго-ханайре) обычно предназначены для использования в теплое время года, когда чабана состоит из набора сезонных травянистых цветов. Чабана может быть повешена на задней стенке токономы или на ее главной передней опоре (токобашира), и в этом случае у ханайре будет кольцо, прикрепленное к задней части, или небольшое отверстие на спине для крючка. Также есть металлические и бамбуковые ханайры, предназначенные для подвешивания на цепочке к крюку к потолку токономы. Их обычно называют цури-ханайре, а если они похожи на лодку, их называют цурибунэ (подвесная лодка).
Кайси (懐 紙) - это белая бумага, используемая для разных целей. Обычно это сложенный пополам блокнот. Название указывает на то, что это бумага, которую держат под рукой в пазухе кимоно.
Камашики (釜 敷) означает «циновка для чайника». Когда чайник снимается с жаровни или топки, чтобы провести укладки угля (сумидемаэ), чайник ставится на камасики. Тканые материалы называются кумикамасики (букв. «Тканые камашики»). Листы, состоящие из специальной толстой бумаги, называютсякамасики (букв. «Бумажный камашики»). Есть также бамбуковые такекамасики, которые используются в комнате для приготовления пищи.
Кенсуи (建 水) - термин, обозначающий емкость для воды для ополаскивания, которую хозяин использует в чайной комнате. Обычно из или металла керамики, но есть и из гнутого лакированного дерева. В нее слили воду, использованную для ополаскивания чайной чаши. Его стараются максимально скрыть от посторонних глаз, поскольку в чайную комнату приносят последний предмет и убирают первым. Хотя кэнсуи является неотъемлемой частью чайной церемонии и в число принадлежащих этому случаю, хозяин специально выбирает для этого случая, он не входит в число «экспонатов», которые должны обратить особое внимание.
Kint (巾 筒) - это трубка или сосуд, в котором хранится ткань чакин.
Кама (釜) - это горшки, обычно сделанные из железа, в которые нагревается вода, используемая для приготовления чая.
Тецубин (鉄 瓶) - это железные горшки с носиком и ручкой, которая пересекается сверху. Их используют для обогрева и разлива горячей воды во время некоторых чайных церемоний.
Симамоно - это общий термин для обозначения чайной посуды, производимой за пределами Японии, Кореи и Китая.
Фучидака (縁 高 五 重 / 菓子 器) Омогаси, «главное лакомство», подаются перед коичей. Их можно было подавать в фучидаках, штабелированных коробках по пять штук с одной крышкой, что-то вроде среднего уровня формальности. Их количество будет зависеть от количества гостей на чайной церемонии.
Ёдзи (楊枝) или кашиёдзи (菓子 楊枝) - это инструмент, используемый для нарезки и поедания сладостей. Есть два распространенных типа: более короткий металлический стиль и более длинный деревянный стиль, называемый куромодзи (黒 文字), по названию вида дерева, из которого они традиционно сделаны.
Чаван (茶碗) - это использованное для приготовления и питья чая матча. Их можно классифицировать по стране происхождения, по гончарному мастерству или печи, по форме или по типу чая, для которого они предназначены.
Эта категория относится к маленьким контейнерам с крышками, которые используются для хранения порошкообразного зеленого чая (матча) для процедуры приготовления чая (темэ) в чаною.
Термин чаки (茶 器) буквально переводится как «чайный инвентарь», но в лексиконе чаною он обычно подразумевает маленькие ведерки с крышками, которые используются для хранения матча во время процедуры приготовления чая для усуча (тонкого чая).
Все чайные емкости для усуча можно называть усуча-ки. Усуча-ки обычно изготавливают из лакированного или простого дерева, хотя это не обязательно. Обычно они имеют разнообразную форму, называемую нацумэ, и поэтому они все усуча-ки обычно называют нацумэ. Нацуме и другие формы усуча-ки классифицируются по размеру или форме.
Керамические контейнеры, обычно используемые для хранения порошкообразного зеленого чая для процедуры приготовления коича (густого чая), в основном называются chaire (茶 入) (букв., «Контейнер для чая»). Их также можно называть коича-ки. Чайры классифицируются по стране происхождения: Импорт (карамоно), Япония (вамоно) или «остров-мейк» (симамоно). Вамоно классифицируются по гончарному ремеслу, региону или печи. Все также классифицируются по форме.
Чашаку (茶 杓) (букв. «Чайная ложка [и]»); также называемые чайной ложкой, используются для переноса порошкообразного чая из чайного контейнера (чаки) в чайную ложку (чаван).
Обычно чайные ложки изготавливаются из узкого и тонкого куска бамбука, хотя бывают также деревянные или слоновой кости. Обычно они имеют длину около 18 сантиметров (7,1 дюйма). Оригинальные, импортированные в Японию из Китая, были слоновой кости. Японские чайные мастера, традиционно вырезали свои собственные бамбуковые тясаку, снабдив их бамбуковой трубкой для хранения (цуцу), а также поэтическим именем (мэй (銘)), которое будет часто написано на трубке для хранения. Выбор чашаку для использования на собрании чаною названия во многом зависит от его поэтического названия.
В чайной церемонии используются различные стили подносов, в том числе:
Вамоно (和 物) означает «японский предмет»; изделия японского производства. В чаною этот обычно традиционно используется в отличие от карамоно или симамоно.
Мидзусаши (水 指) - это сосуд с крышкой для свежей холодной воды, хозяином в чайной комнате во время церемоний. Вода в основном используется для пополнения воды в конце определенного церемоний. Мизусаси обычно изготавливают из керамики, но также используются деревянные, стеклянные и металлические мидзусаши.
Если это керамический мидзусаси и крышка из такой же керамики имеет подходящую крышку, она называется томобута или «подходящая крышка». Часто керамический мидзуаси имеет крышку, сделанную на заказ из лакированного дерева, особенно если это контейнер, изначально не имеющий подходящей крышки.
Мидзусаси - один из главных объектов эстетической схемы объектов, которые ведущий выбирает для данного случая. Мидзусаши классифицируются по форме, месту изготовления и другим характеристикам.
Мидзуцуги (水 次) (букв., «Выливатель воды») - это кувшин с крышкой, используемый для пополнения сосуда пресной водой (мидзусаси) в конце определенного церемоний..
Есть металлические, керамические и гнутые. Есть два основных вида: катакучи и якан. Разновидность, известная как катакучи, имеет цилиндрическую форму, имеет носик, ручку и подходящую крышку. Он может быть из гнутого дерева, лакированного дерева или керамики; разновидность, известная как якан, изготовлена из металла.
Хишаку (柄 杓) - длинный бамбуковый ковш с выступом примерно в центре ручки. Он используется для переливания холодной воды из резервуара с пресной водой в железный чайник, когда это необходимо.
A тецубин не требует использования хисаку. Для разных церемоний и в разное время года используются разные стили. Более крупная версия, сделанная из древесины кипариса, используется для ритуального полоскания рук и рта гостями перед входом в чайную комнату или для использования хозяином в зоне подготовки спины чайной комнаты (мидзуя), и в этом случае она обозначается как мидзуя-бишаку.
Chasen (茶 筅) - это бамбуковые венчики, используемые для приготовления матча. Они вырезаны вручную из цельного куска бамбука. Их стиль различается в зависимости от типа бамбука, из которого они сделаны, формы зубцов, количества зубцов, толщины бамбука, длины бамбука, цвета нити, оплетенной вокруг нижняя часть зубьев и так далее.
Различные школы чаною (см. Школы японской чайной церемонии ) предпочитают разные стили и используют разные стили в зависимости от конкретного вида чая или стиля приготовления чая, для которого он будет использоваться.. Например, существуют особые стили для приготовления тонкого чая (usucha), толстого чая (koicha), подношения чая в чашках tenmoku, чая в высоких цилиндрических чашах, для включения в переносной упакованный чайный сервиз ( chabako), для приготовления чая на открытом воздухе, на Новый год и для других особых благоприятных случаев.
Существуют также такие стили, как «Рикю-гата» (利 休 形) или «Сэн но Рикю модель»; стиль, приписываемый сыну Сэн-но Рикю Доан и называемый стилем «Доан-гономи» (道 style), и другие подобные «любимые» (коми (好)) стили известных мастеров чая, так что эти стили продолжаются
Как правило, тип, используемый для взбивания тонкого чая (usucha), имеет 80, 100 или 120 тонких зубцов, как правило, вырезанных из гибкого, но прочного бамбука, такого как Phyllostachys bambusoides (известный как каширодаке или мадаке).
СМИ, связанные с японской посудой для чайных церемоний на Wikimedia Commons