Японская подводная лодка И-16

редактировать
Крейсерская подводная лодка типа C
Подводная лодка IJN I-16 в 1940.JPG И-16 в 1940 году.
История
Японская империя
Имя:Подводная лодка № 44
Строитель:Mitsubishi Kobe Yard, Кобе, Япония
Номер верфи:44
Заложен:15 сентября 1937 года
Переименован:И-16 1 июня 1938 года
Спущен на воду:8 июля 1938 года
Введен в эксплуатацию:30 марта 1940
Судьба:Потоплен 19 мая 1944 года
Поражен:10 октября 1944 года
Общие характеристики
Класс и тип:Подводная лодка типа C1
Водоизмещение:
  • 2595 тонн (2554 длинных тонны) в надводном положении
  • 3618 тонн (3561 длинная тонна) в подводном состоянии
Длина:109,3 м (358 футов 7 дюймов) в целом
Ширина:9,1 м (29 футов 10 дюймов)
Осадка:5,3 м (17 футов 5 дюймов)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:
  • 23,5 узлов (43,5 км / ч; 27,0 миль / ч) на поверхности
  • 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль / ч) под водой
Дальность действия:
  • 14000 морских миль (26000 км; 16000 миль) при 16 узлах (30 км / ч; 18 миль / ч) на поверхности
  • 60 миль (110 км; 69 миль) на скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль / ч) под водой
Глубина испытания:100 м (330 футов)
Экипаж:107
Вооружение:
Примечания:Предназначен для перевозки 1 × сверхмалой подводной лодки типа A

И-16 был одной из пяти тип C крейсерских подводных лодок подкласса C1 . построенная для Императорского флота Японии, введенная в строй в 1940 году, она развернула сверхмалую подводную лодку для атаки на Перл-Харбор и для атаки на корабли в Диего-Суарес на Мадагаскаре, провел патрулирование против судов в Индийском океане и принял участие в кампании на Гуадалканале, Новый Гуин кампания и кампания на Бугенвиле до ее затопления в мае 1944 года.

Содержание

  • 1 Дизайн и описание
  • 2 Строительство и ввод в эксплуатацию
    • 2.1 История обслуживания
      • 2.1.1 Предвоенная война
      • 2.1.2 Перл-Харбор
      • 2.1.3 Декабрь 1941 г. - апрель 1942 г.
      • 2.1.4 Операция в Индийском океане
      • 2.1.5 Кампания на Гуадалканале
      • 2.1.6 Кампания в Новой Гвинее
      • 2.1.7 Последующие операции
    • 2.2 Потеря
  • 3 Затонувшие корабли
  • 4 Краткое описание затонувших
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Библиография

Конструкция и описание

Подводные лодки типа C были производными от более раннего подкласса KD6 класса Kaidai с более тяжелым торпедным вооружением для дальних атак. Они вытеснили 2595 тонн (2554 длинных тонны) на поверхность и 3618 тонн (3561 длинную тонну) под водой. Подводные лодки имели длину 109,3 метра (358 футов 7 дюймов), ширину 9,1 метра (29 футов 10 дюймов) и осадку 5,3 метра (17 футов 5 дюймов). У них была глубина погружения 100 метров (330 футов).

Для надводного плавания лодки приводились в движение двумя тормозными двигателями мощностью 6200- лошадиных сил (4623 кВт) дизельными двигателями, каждый ведущий по одному карданному валу. При погружении в воду каждый гребной винт приводился в движение электродвигателем мощностью 1000 лошадиных сил (746 кВт) . Они могли развивать скорость 23,6 узлов (43,7 км / ч; 27,2 миль / ч) на поверхности и 8 узлов (15 км / ч; 9,2 миль / ч) под водой. На поверхности C1s имели дальность полета 14000 морских миль (26000 км; 16000 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час); под водой они имели дальность полета 60 морских миль (110 км; 69 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 мили в час).

Лодки были вооружены восемью внутренними носовыми устройствами диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) торпедных аппаратов и всего 20 торпед. Они также были вооружены одной палубной пушкой 140 мм (5,5 дюйма) / 40 и двумя одинарными или сдвоенными установками для 25 мм (1 дюйм) Type 96 зенитные орудия. Они были оборудованы для перевозки одной сверхмалой подводной лодки типа A на корме боевой рубки.

Строительство и ввод в эксплуатацию

И-16 был заложен 15 января. Сентябрь 1937 г. на верфи Mitsubishi в Кобе в Кобе, Япония, как Подводная лодка № 44, первая из восьми подводных лодок подкласс C1. Переименован в И-16 1 июня 1938 года, он был спущен на воду 8 июля 1938 года и отбуксирован в Куре для завершения. Она была завершена и сдана в эксплуатацию 30 марта 1940 года.

История обслуживания

До Второй мировой войны

По завершении И-16 был прикреплен к Военно-морской округ Йокосука. Осенью 1941 года он прошел переоборудование в базовый корабль на тип А сверхмалую подводную лодку ; Подводные лодки И-18, И-20, И-22, И-24 также прошли переоборудование. К 15 ноября 1941 г. И-16 был приписан к 1-й дивизии подводных лодок 1-й эскадрильи подводных лодок 6-го флота.

в Военно-морском клубе Куре в Куре, Япония, 17 ноября 1941 г. Командир 3-й дивизии подводных лодок проинформировал командиров пяти переоборудованных подводных лодок о предстоящей атаке на Перл-Харбор и о роли их подводных лодок в ней. Он был назначен командиром Специального ударного подразделения, состоящего из всех пяти подводных лодок, каждая из которых должна была спустить сверхмалую подводную лодку типа А с Перл-Харбора, чтобы сверхмалые подводные лодки могли участвовать в атаке. И-22 должен был служить флагманом Специального ударного отряда.

18 ноября 1941 года пять подводных лодок переместились из Куре на берег, где каждая погрузилась на сверхмалую подводную лодку типа А. В 02:15 19 ноября 1941 года пять подводных лодок отправились в путь на Гавайские острова, взяв прямой путь к югу от атолла Мидуэй. Находясь в море, они получили сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» (яп. : Niitakayama nobore 1208) от Объединенного флота 2 декабря 1941 года, в котором говорилось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 г. по японскому времени, то есть 7 декабря 1941 г. по другую сторону международной линии дат в Гавайи.

Перл-Харбор

В 00:42 7 декабря 1941 года И-16 стала первой из пяти подводных лодок, которая спустила на воду свою сверхмалую подводную лодку № 16 в 7 морских милях (13 км; 8,1 мили).) к юго-юго-западу от входа в Перл-Харбор. Затем она и другие четыре «материнских» субмарины направились в запланированный район восстановления своих сверхмалых подводных лодок к западу от Ланаи, где они провели ночь с 7 на 8 декабря 1941 года. В 22:41 7 декабря, она получила сообщение с номера 16, в котором воздушная атака на Перл-Харбор описывалась как успешная, а в 00:51 8 декабря она получила еще одно сообщение, которое гласило: «Невозможно ориентироваться». Она больше никогда не слышала о номере 16. Рано утром 9 декабря 1941 г. И-18, И-20 и И-24 получили приказ покинуть район восстановления, но И-16 и И-22 остались до 11 декабря 1941 г. Ни одна из пяти сверхмалых подводных лодок не вернулась. И-16 покинула гавайские воды 12 декабря и проследовала к Кваджалейн, куда она добралась 20 декабря 1941 года.

декабрь 1941 - апрель 1942 года

Отправлена ​​домой в Японию для принять участие в испытании проходных труб, которые позволили бы членам экипажа сверхмалой подводной лодки подняться на борт своего корабля, в то время как «материнская» подводная лодка оставалась под водой, И-16 стартовал из Кваджалейна 25 декабря 1941 года. Она прибыла в Йокосука 3 января 1942 г., а затем переехал в Куре для участия в испытаниях.

Во время пребывания И-16 в Японии немецкий военно-морской штаб в Берлине 27 марта 1942 г. официально потребовал, чтобы Япония начала атаку на союзных конвоев в Индийском океане. 8 апреля 1942 года японцы официально согласились удовлетворить эту просьбу, отправив подводные лодки для работы у берегов Восточной Африки, и в тот же день они вывели 1-ю дивизию подводных лодок 8-й эскадрильи подводных лодок с ее базы в Кваджалейне в Японию.. К 16 апреля 1942 г. они создали отряд «А» в составе 8-й эскадрильи подводных лодок, состоящий из И-16 и подводных лодок И-10, И-18, И-20 и И-30., а также сверхмалые подводные лодки и вспомогательные крейсеры Aikoku Maru и Hōkoku Maru, которые должны были служить кораблями снабжения для подводных лодок. В то утро командующий 6-м флотом вице-адмирал Терухиса Комацу, командир 8-й эскадрильи подводных лодок, их штаб и экипажи сверхмалых подводных лодок нанесли визит вежливости командиру... главнокомандующий Объединенным флотом, адмирал Исороку Ямамото, на борту своего флагмана боевой корабль Ямато, в якорной стоянке Хаширадзима. После визита с Ямамото отряд отправился в путь в 11:00, направляясь в Пенанг в оккупированной японцами Британской Малайе.

Во время плавания отряда 16 армии США ВВС Бомбардировщики B-25 Mitchell , запущенные с авианосца USS Hornet (CV-8), поразили цели на Хонсю в рейде Дулиттл 18 апреля 1942 года. В тот день отряд получил приказ от 6-го флота отклониться от маршрута и направиться на северо-восток, пройдя к северу от островов Бонин, чтобы перехватить ВМС США оперативная группа, которая нанесла удар. Отряд не смог найти корабли США и вскоре возобновил плавание.

И-30 и Айкоку Мару заходили в Пенанг с 20 по 22 апреля 1942 года, прежде чем отправиться в Индийский океан для проведения предварительной разведки планируемого района действий отряда «А». Остальная часть отряда «А» достигла Пенанга 27 апреля 1942 года, где с ним встретился авианосец Nisshin, который претерпел изменения, позволяющие нести сверхмалые подводные лодки типа А. И-16, И-18, и И-20 погрузились на сверхмалую подводную лодку в Пенанге.

Операция в Индийском океане

И-16 и другие подразделения отряда «А» начали движение с Пенанга. 30 апреля 1942 года направился на запад в Индийский океан с I-10, служившим флагманом отряда. Подводные лодки заправлялись топливом в море с островов Айкоку Мару и Хококу Мару 5, 10 и 15 мая 1942 года. И-16 потерпела аварию к юго-востоку от Мадагаскара 17 мая 1942 года, когда морская вода затопила ее порт дизельный двигатель в сильных волнах, но его команда произвела ремонт.

И-10 Йокосука E14Y 1 (союзное название " Glen ") начал разведывательные полеты над портами в Южной Африке с разведки Дурбана 20 мая 1942 года, после чего последовали полеты над Ист-Лондоном, Порт-Элизабет. и Саймонс-Таун в течение следующей недели, а к 24 мая подводные лодки отряда «А» столкнулись с интенсивным движением союзников, приближаясь к Восточной Африке. В ночь на 29 мая гидросамолет И-10 пролетел над Диего-Суарес, Мадагаскар, и увидел британский линкор HMS Ramillies среди кораблей , стоящих на якоре.. Командир отряда «А» выбрал Диего-Суарес в качестве цели для атаки сверхмалых подводных лодок, запланированной на 30 мая 1942 года.

30 мая 1942 года И-18 не смог спустить свою сверхмалую подводную лодку из-за отказа двигателя., но И-16 и И-20 запустили свои карлики в 10 морских милях (19 км; 12 миль) от Диего-Суареса, а И-16 запустила свой запуск в 17:40. О карлике И-16 больше никто не слышал, но карлик И-20 торпедировал Рамиллиса и танкер British Loyalty, повредив первый и потопив второй, прежде чем он тоже был потерян. Тело японского моряка, найденное 2 июня 1942 года, выброшенное на берег возле Диего Суареса, вероятно, принадлежало одному из двух человек на борту карлика И-16.

После атаки миниатюрной подводной лодки " «Отряд начал противокорабельные операции. И-16 торпедировал и потопил из артиллерийского огня югославское 3,889-тонное торговое судно Susak в точке 15 ° 42'S 040 ° 58'E / 15,700 ° S 40,967 ° E / -15,700 ; 40.967 (Сусак) 6 июня 1942 г. и потопил греческое 4847-тонное торговое судно Aghios Georgios IV огнем в 16 ° 12′S 041 ° 00′E / 16.200 ° S 41.000 ° E / -16.200; 41.000 (Агиос Георгиос IV) 8 июня 1942 года. Она также торпедировала и потопила югославское торговое судно Supetar грузоподъемностью 3748 тонн в точке 21 ° 49'S 035 ° 50'E / 21,817 ° S 35,833 ° S. E / -21,817; 35,833 (Супетар) 12 июня 1942 г. и шведское 5,243-тонное торговое судно Eknaren в точке 17 ° 00'S 040 ° 00'E / 17,000 ° S 40,000 ° E / -17,000; 40.000 (Экнарен) 1 июля 1942 года. 26 июля 1942 года она провела разведку Диего Гарсиа и вернулась на Пенанг 10 августа 1942 года. Вскоре она отправилась в Японию и прибыла. в Йокосуке 26 августа 1942 года для проведения капитального ремонта.

Кампания на Гуадалканале

Между тем, кампания на Гуадалканале началась 7 августа 1942 года с высадки десанта США на Гуадалканал, Тулаги, остров Флорида, Гавуту и Танамбого на юго-востоке Соломоновых островов. После завершения капитального ремонта И-16 17 октября 1942 года отправился из Йокосуки для участия в боях на Соломоновых островах. 2 ноября 1942 года он прибыл на якорную стоянку у острова Шортленд на Шортлендских островах, где I-16, I-20 и I-24 сформировали ударную группу, и каждый получил приказ о загрузке сверхмалой подводной лодки, доставленной тендерным гидросамолетом Chiyoda.

И-16, погрузился на сверхмалую подводную лодку № 30 в 13:00 4 ноября 1942 г., и в тот же день она и я- 24 началось для Незаменимого пролива. Она достигла своего стартового района у Гуадалканала в 06:00 7 ноября 1942 года. В 02:00 11 ноября экипаж из двух человек № 30 укомплектовал свой корабль, и в 03:49 И-16 погрузился в воду, когда она увидела ВМС США PT лодка. Она спустила на воду № 30 в 10,8 морских миль (20,0 км; 12,4 мили) от мыса Эсперанс на северо-западном побережье Гуадалканала в 04:21. Система рулевого управления № 30 была повреждена во время запуска, а № 30 потерял управление в 04:24. № 30 прервал свою миссию, всплыл и направился в сторону удерживаемого японцами северо-западного побережья Гуадалканала, но ее экипаж заметил самолет союзников и затопил его. Они доплыли до берега и благополучно прибыли на базу японских сверхмалых подводных лодок в Маравово, Гуадалканал, в 19:00.

И-16 тем временем возвращался на якорную стоянку Шортленд. В пути 13 ноября 1942 года она получила приказ найти искалеченный японский линкор Hiei, который ранним утром был разбит у северо-западного Гуадалканала в Первом морском сражении за Гуадалканал, и потопить ее, если она еще на плаву. И-16 достиг района сражения, но не нашел Хиеи, который затонул рано вечером.

На якорной стоянке Шортленд И-16 сел на сверхмалую подводную лодку № 10 и снова отправился на Гуадалканал, планируя нацелить союзные корабли у мыса Лунгга на северном побережье Гуадалканала. В 02:55 28 ноября 1942 года он спустил на воду № 10 к северу от Гуадалканала 21 морскую милю (39 км; 24 мили) от острова Саво. № 10 пробил экран эсминцев, защищавших якорную стоянку, и в 08:16 торпедировал и повредил грузовой корабль USS Alchiba (AK-23) в 3000 ярдах (2700 м) к северо-востоку от Лунгги. Поинт, настолько сильно повредивший Алчибу, что она бросилась на берег, чтобы не утонуть, и горела четыре дня. О № 10 и ее команде из двух человек больше ничего не было известно.

И-16 погрузился на сверхмалую подводную лодку № 22 на якорной стоянке Шортленд и вернулся в воды у Гуадалканала. В 04:48 3 декабря 1942 года он спустил на воду № 22 в 10 морских милях (19 км; 12 миль) от острова Саво. На рассвете №22 заметила госпитальный корабль USS Solace (AH-5) у мыса Лунгга, а затем выпустила обе свои торпеды по эсминцу, направлявшемуся в тот же район. Обе торпеды не попали. Экипаж № 22 затопил ее и благополучно поплыл к Гуадалканалу у мыса Эсперанс.

Затем И-16 получил приказ принять участие в попытке пополнить запасы подводных лодок японских войск, сражающихся на Гуадалканале. Она отправилась Трук 6 января 1943 года в свой первый рейс снабжения, неся припасы в бочках. Прибыв на мыс Эсперанс 13 января 1943 года, она не обнаружила никаких класса Daihatsu десантных кораблей, ожидающих выгрузки, из-за патрулирования территории союзными самолетами, поэтому ее экипаж выбросил бочки с припасами за борт. Дайхатсу нужно было вытащить из воды позже, и она снова двинулась в путь, направляясь к Рабаул на Новой Британии. Она вернулась на мыс Эсперанс 25 января 1943 года и разгрузила 18 тонн грузов в контейнерах.

31 января 1943 года японская оперативная группа в составе авианосцев, линкоров, крейсеров, и эсминцы, вышедшие из Трука для прикрытия операции Ке, японской эвакуации своих сил с Гуадалканала, а также И-16 и подводных лодок И-11, Я- 25 и I-32 патрулировали к юго-востоку от Гуадалканала в поддержку операции. Японцы завершили операцию «Кэ» 9 февраля 1943 года после эвакуации 11700 человек с Гуадалканала.

7 мая 1943 года спасательное судно подводных лодок USS Ortolan (ASR-5) спасти японскую сверхмалую подводную лодку у северного побережья Гуадалканала, в том же месяце отбуксировал ее к побережью Гуадалканала, а затем доставил в Нумеа, Новая Каледония в июне 1943 года. В конце концов, она была выставлена ​​в Библиотеке и музее подводных сил в Гротоне, Коннектикут. Она была идентифицирована как № 10 и № 30, а также как № 8, который И-20 запустил 2 декабря 1942 года.

Новогвинейская кампания

И-16 затем получил приказы доставлять припасы японским войскам, участвующим в кампании в Новой Гвинее. Во время своего первого рейса она разгрузила 40 тонн груза, в том числе 30 бочек с припасами, в Лаэ на побережье Новой Гвинеи. Затем он направился в Рабаул и во время путешествия 2 апреля 1943 года столкнулся под водой с I-20. После захода в Рабаул он направился в Японию, где прибыл в Йокосука 16 апреля 1943 года для проведения ремонта и переоборудования.

Снова готовый к выходу в море, И-16 покинул Йокосуку 21 сентября 1943 года, зашел в Трук, а затем возобновил свои поставки в Новую Гвинею. Она позвонила в Сио, Новая Гвинея, во время своих первых двух рейсов 17 и 25 октября 1943 года. Во время третьего рейса она высадила 30 солдат 85-го гвардейского подразделения в Сио 2 ноября 1943 года. Она посетила Сио. снова 9 и 20 ноября 1943 года.

24 ноября 1943 года на И-16 погрузился вновь назначенный командующий 9-м флотом, вице-адмирал и его штаб в Рабауле в дополнение к грузам для Новой Гвинеи. После захода в Сио 27 ноября 1943 г., чтобы выгрузить свой груз, она проследовала в Вевак, Новая Гвинея, куда она прибыла 30 ноября 1943 г., и Эндо и его сотрудники высадились. Впоследствии I-16 совершила свой последний рейс снабжения в Новую Гвинею, посетив Сио 15 декабря 1943 года, а затем получила повреждения в Рабауле в результате авианалета союзников 25 декабря 1943 года. В тот же день она вылетела из Рабаула, направляясь в Трук, затем взяла курс на Йокосука, где она прибыла 1 января 1944 г. и была в сухом доке для ремонта.

Последующие операции

Ремонт И-16 был завершен в начале февраля 1944 г., а 17 марта В 1944 году она покинула Йокосуку и направилась в Трук, который стал ее новой базой.

В 08:00 14 мая 1944 года И-16 отправился с Трука на снабжение в Буин на Бугенвиль для доставки риса в 75-фунтовых (34 кг) резиновых мешках японским войскам, участвующим в Бугенвильской кампании. Она передала сообщение командиру 7-й эскадрильи подводных лодок на Сайпан на Марианских островах, чтобы сообщить ему, что ее расчетное время прибытия в Буин - 20:00 22 мая 1944 года. 141>Тихоокеанское радиоуправление (FRUPAC), подразделение разведки ВМС США и криптографическое подразделение на Гавайях, перехватило и расшифровало сообщение, которое было передано по каналам командующему 39-й эскортной дивизии ВМС США в Тулаги. Он, в свою очередь, 18 мая 1944 года заказал три эсминца эскорта - USS George (DE-697) и USS Raby (DE-698) собственного. дивизия и USS England (DE-635) эскортной дивизии 40, находившейся под его тактическим командованием, - для перехвата И-16. Три эсминца сформировали группу охотников-убийц и отправились в путь из Первис-Бэй в тот же день, направляясь на 05 ° 10′S 158 ° 10′E / 5.167. ° S 158,167 ° E / -5,167; 158.167, где информация FRUPAC указывает на то, что они могут перехватить I-16.

Потеря

Пять дней с начала поставок I-16 на Буэн, американский патрульный самолет заметил ее на поверхности в 140 морских милях (260 км; 160 миль) к северо-востоку от Шуазель 19 мая 1944 года и предупредил три эсминца. Англия, Джордж и Раби начали линейное сканирование сонаром, и в 13:35 Англия обнаружила И-16 на сонаре. Англия атаковала I-16 в 13:41, выпустив первую из пяти заградительных мин минометов "hedgehog ". После последней атаки огромный подводный взрыв на глубине 500 футов (152 м) или более поднял корму на 6 дюймов (15 см) из воды, обозначив затопление I- 16 при 05 ° 10'S 158 ° 10'E / 5,167 ° S 158,167 ° E / -5,167; 158.167 (И-16). Первые обломки достигли поверхности 20 минут спустя и включали куски пробки, настил палубы, куски шкафа, другие предметы и, наконец, герметичный резиновый контейнер с мешок риса внутри. Почти час спустя появилось небольшое нефтяное пятно, и к 20 мая 1944 года оно достигло 6 морских миль (11 км) в длину и 3 морских мили (5,6 км) в ширину.

25 В июне 1944 года Императорский флот Японии объявил И-16 потерянным на Соломоновых островах со всем экипажем из 107 человек. 10 октября 1944 года он был исключен из списка ВМФ.

Обломки

Место крушения I-16 находится на 05 ° 10'S 158 ° 10'E / 5,167 ° S 158,167 ° E / -5,167; 158.167 и считается военной могилой.

Краткое описание затонувших

И-16 за свою карьеру потопил четыре корабля, в общей сложности погибло 14 человек.

ДатаИмяНациональностьТоннажСудьба
6 июня 1942 г.Сусак Королевство Югославия Югославия 3,889Потоплен
8 июня 1942 г.Агиос Георгиос IV Греция 4847Потоплен
12 июня 1942 г.Супетар Королевство Югославия Югославия 3748Потоплен
1 июля 1942 г.Экнарен Швеция 5,243Затонувшие

Примечания

Ссылки

Сноски

Библиография

  • Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6.
  • Бойд, Карл и Йошида, Акикико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0.
  • Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Хашимото, Мочицура (1954). Затонул: история японского подводного флота 1942-1945 гг. Колгрейв, E.H.M. (переводчик). Лондон: Касселл и компания. ASIN B000QSM3L0.
  • Стилл, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии 1941-45. Новый авангард. 135 . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-090-1.
Последняя правка сделана 2021-05-24 03:22:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте