Японская научная фантастика

редактировать
Жанр теоретической фантастики

Научная фантастика - важный жанр современной японской литературы это сильно повлияло на аспекты современной японской поп-культуры, включая аниме, манга, видеоигры, токусацу и кино.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 После Второй мировой войны
    • 1.3 Проникновение и распространение
    • 1.4 Зимний период
    • 1.5 2000-е годы
  • 2 Поджанры
    • 2.1 Камисибай
    • 2.2 Токусацу
    • 2.3 Меха
    • 2.4 Киберпанк
    • 2.5 Стимпанк
    • 2.6 Дизельпанк
    • 2.7 Исекай
  • 3 См. Также
    • 3.1 Награды
    • 3.2 Издатели
    • 3.3 Studios
    • 3.4 Фэндом
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Истоки

И история технологий Японии, и мифология сыграла свою роль в развитии ее научной фантастики. Например, некоторая ранняя японская литература содержит элементы прото-научной фантастики. Ранняя японская сказка из «Урасима Таро » включает путешествие вперед во времени в далекое будущее и впервые была описана в Нихонги (720). Речь шла о молодом рыбаке по имени Урасима Таро, который посещает подводный дворец и остается там на три дня. Вернувшись домой в свою деревню, он оказывается на триста лет в будущем, где он давно забыт, его дом лежит в руинах, а его семья давно умерла. Японское повествование 10 века «Сказка о резаке бамбука» также можно считать прото-научной фантастикой. Главный герой этой истории, Кагуя- химэ, - принцесса с Луны, которую отправили на Землю в поисках безопасности во время небесной войны, и ее нашли и вырастили резаки для бамбука в Японии. Позже ее настоящая внеземная семья забирает ее обратно на Луну. На иллюстрации к рукописи изображен круглый летательный аппарат, похожий на летающую тарелку.

. Научная фантастика в стандартном современном понимании началась с Реставрации Мэйдзи и заимствования западных идей. Первой научной фантастикой, которая имела хоть какое-то влияние, переведенной на японский язык, были романы Жюля Верна. Перевод Вокруг света за восемьдесят дней был опубликован в 1878-1880 годах, за ним последовали другие его работы, пользующиеся огромной популярностью. Слово кагаку сёсэцу (科学 小説) было придумано как перевод «научного романа» еще в 1886 году.

Сюнро Осикава обычно считается родоначальником японской научной фантастики. Его дебютная работа Kaitei Gunkan (Подводный военный корабль), опубликованная в 1900 году, описывала подводные лодки и предсказывала грядущую русско-японскую войну.

В период между мировыми войнами японская научная фантастика находилась под большим влиянием Автор Американская научная фантастика. Популярным писателем того времени был Джуза Унно, которого иногда называют «отцом японской научной фантастики». Литературные стандарты этой и предыдущей эпох, как правило, были низкими. До Второй мировой войны японцы редко, если вообще когда-либо, считали научную фантастику достойной литературой. Вместо этого это считалось формой банальной детской литературы.

Персонаж, который считается первым полноценным супергероем, - это японец Камисибай персонаж Эйгон Бат, дебютировавший в 1930 году, восемь лет до Супермена. Другим похожим японским супергероем Камисибая был Принц Гаммы (ガ ン マ 王子), который дебютировал в начале 1930-х, также за много лет до Супермена.

После Второй мировой войны

декабрьский выпуск манги Хаякавы SF Magazine

1968 года. художник Осаму Тэдзука, дебютировавший в 1946 году, оказал большое влияние на более поздних авторов научной фантастики. Затерянный мир (1948), Метрополис (1949) и Следующий мир (1951) известны как ранняя фантастическая трилогия Тэдзуки. Автор-авангард Кобо Абэ писал произведения, относящиеся к жанру научной фантастики, и позже он имел тесные отношения с авторами научной фантастики. Его Inter Ice Age 4 (1958-1959) считается первым японским полнометражным научно-фантастическим романом.

Эра современной японской научной фантастики началась с влияния книг в мягкой обложке, которые США оккупационная армия доставлена ​​в Японию после Второй мировой войны. Первый научно-фантастический журнал в Японии, Seiun (星雲), был создан в 1954 году, но был прекращен только после одного выпуска. Несколько недолговечных журналов последовали за Seiun на японском рынке, но ни один из них не добился большого успеха.

Научная фантастика в Японии приобрела популярность в начале 1960-х годов. В этом десятилетии начали издаваться журнал S-F Magazine (S-F マ (ジ ン) (с 1959 г.) и научно-фантастический журнал Uchūjin (1957–2013). Первая Японская конвенция научной фантастики была проведена в 1962 году. В 1963 году была образована ассоциация писателей Японские писатели-фантасты и фэнтези (SFWJ) в составе одиннадцати членов.

Известные авторы, такие как Сакё Комацу, Ясутака Цуцуи, Таку Маюмура, Рё Ханмура и Арицунэ Тойота дебютировали на выставке Конкурс Хаякавы SF. Были опубликованы и другие известные авторы, такие как Шиничи Хоши, Рю Мицусэ, Казумаса Хираи, Аран Киодомари и Йошио Арамаки. Хотя они находились под влиянием Запада, их работы были явно японскими. Например, Казумаса Хираи, Аритсуне Тойота и Такуми Шибано написали романы, а также сюжеты для SF-аниме и SF-манги, которые являются одними из самых выдающиеся примеры японского вклада в жанр научной фантастики.

Вклад превосходных переводчиков, таких как Тецу Яно, Масахиро Нода, Хисаши Асакура и Норио Ито познакомил читателей в Японии с английской научной фантастикой и оказал большое влияние на общественное мнение. научной фантастики. Масами Фукусима, первый редактор журнала SF Magazine, также был прекрасным писателем и переводчиком.

В жанре визуальных медиа киностудия Тохо породила жанр Кайдзю в 1954 году с фильмом Годзилла. Эйдзи Цубурая, снявший спецэффекты для фильма Тохо, сформировал свою собственную студию и создал Ультрачеловек в 1966 году. Манга Тэдзуки Tetsuwan Atom (1952) -1968) стал первым японским мультсериалом в 1963 году.

Проникновение и распространение

Expo '70

Общественный интерес к научной фантастике в Японии заметно вырос к Expo '70. Нихон Чинбоцу Komatsu (он же Japan Sinks, 1973) был бестселлером. Учу Сэнкан Ямато (он же Космический линкор Ямато ), произведение аниме, помещенное в научно-фантастический сеттинг, было показано в эфир, а Звездные войны были показаны в Японии в конец 1970-х гг. Изменение характера жанра научной фантастики в Японии, которое произошло в результате этих событий, часто называют «проникновением и распространением» (浸透 と 拡 散 Shintō to Kakusan).

В это время серия Denki SF (伝 奇 SF, буквально «мифологическая фантастика») Ханмуры и серия Wolf Guy Хираи стали прототипами более поздних японских легких новелл через произведения Хидеюки Кикучи, Баку Юмемакура и Харука Такачихо. Кроме того, были основаны новые научно-фантастические журналы, такие как Kisō Tengai (奇想 天 外), SF Adventure (SF ア ド ベ ン チ ャ ー) и SF Hōseki (SF 宝石). Ряд известных авторов дебютировал либо в журнале SF Magazine, либо в одной из этих новых публикаций: Акира Хори, Дзюнъя Йокота, Кодзи Танака, Масаки Ямада, Мусаси Канбе, Азуса Ноа, Чохей Канбаяси, Косю Тани, Марико Охара, Ко Хиура, Хитоши Кусаками, Мотоко Араи, Баку Юмемакура, Йошики Танака и Хироэ Суга.

В 1980-е годы аудиовизуальная сторона жанра японской научной фантастики продолжало развиваться. Кадзэ но Тани но Наушика Хаяо Миядзаки (он же Навсикая из Долины Ветров ) и Мамору Оси Урусей Яцура II: «Beautiful Dreamer» впервые были показаны. На TV, настоящий робот был показан аниме-сериал, начиная с Mobile Suit Gundam, и группа художников-фантастов Studio Nue присоединилась к коллективу The Super Измерение Крепость Макросс. Аниматоры Хидэаки Анно, Ёсиюки Садамото, Таками Акаи и Синдзи Хигучи, которые привлекли внимание созданием аниме, которое было выставлено на Daicon III и Daicon IV, основала Studio Gainax.

Wintery age

Литературные научно-фантастические журналы начали исчезать в конце 1980-х, когда внимание общественности все больше переключился на аудиовизуальные средства массовой информации. Конкурс научной фантастики Хаякава также был прекращен, что лишило многих писателей основного выхода. Ряд авторов научной фантастики и космической оперы, включая Хосуке Нодзири, Хироши Ямамото, Рюдзи Касамине и Юичи Сасамото, начали писать световой роман "жанровые научно-фантастические и фэнтезийные романы в мягкой обложке, которые в основном предназначены для подростков. Этот период, когда литературно-научная фантастика пришла в упадок, получил название «Зимний век» (冬 の 時代 Fuyu no Jidai). В русле научной фантастики Ёсики Танака опубликовал серию «Гинга Эйю Денсецу» (также известная как Легенда о героях Галактики ).

Граница между научно-фантастическими и легкими новеллами была стерта в 1990-е годы. Хотя сериал Хироюки Мориока Seikai no Monshou считается в духе ранобэ, сериал был опубликован Хаякавой Сёбо как часть мейнстрима мира научной фантастики. С другой стороны, авторы легких новелл, такие как Сасамото и Нодзири, также опубликовали трудных фантастических романов.

Продолжая проникновение и распространение научной фантастики в основную литературу, Кензабурё, который позже получил Нобелевскую премию по литературе, написал два научно-фантастических романа в 1990 году. -1991. Харуки Мураками получил World Fantasy Award за Кафка на берегу в 2006 году, а его роман 1Q84 2009 года стал бестселлером.

Тем временем, в визуальных полях, новые серии Gamera (1995, 1996, 1999 ) режиссера Сюсукэ Канеко с визуальными эффектами Синдзи Хигучи, обновил фильм жанра кайдзю. Феноменальной популярностью пользовался аниме-телесериал Neon Genesis Evangelion (1995-1996) режиссера Хидеаки Анно.

2000-е

2000-е (десятилетие) ознаменовали восстановление рынка литературной фантастики. Книги по научной фантастике имели хорошие продажи по сравнению с общим спадом в издательской индустрии. SFWJ и Tokuma Shoten начали конкурс Japan SF Budding Writer Award в 1999 году, а Tokuma запустил ежеквартальный журнал SF Japan в 2000 году (прекратил свое существование в 2011 году). Хаякава основал новый лейбл J Collection в 2002 году. Kadokawa Haruki Corporation провела конкурс Komatsu Saky Award в 2000 году (прекратил свое существование в 2009 году). Лучшая новогодняя серия антологий под редакцией Нодзоми Омори и Сандзо Кусака, начатая в 2008 году Токио Согенша, и на основе этого конкурса Sogen SF Short Story Prize возник в 2010.

Среди финалистов премии Komatsu Saky Award, дебютировавших в J Collection, Кейкаку Ито оставил сильное впечатление за свою короткую карьеру, прежде чем умер от рака в 2009 году. То Эндзё, переходящий в мейнстримную литературу, был номинирован на Премию Акутагавы и, в конечном итоге, выиграл ее в 2012 году. Юсуке Мияути, который был избран жюри на премию Sogen SF Short Story Prize в 2010 году, был номинирован на премию Naoki Award и получил Nihon SF Taisho в 2012 году за свою дебютную коллекцию Dark Beyond the Weiqi (盤 上 の 夜, Banjō no yoru).

65-я всемирная конвенция научной фантастики была проведена совместно с 46-й Nihon SF Taikai в Йокогаме, Япония, в 2007 году.

Поджанры

Kamishibai

Камисибай - это разновидность уличного театра, где рассказчики рассказывают свои истории с помощью живописи, которая была популярна в Японии 1930-х годов. В камисибаи было множество популярных историй и тем, которые теперь можно увидеть в современной манге и аниме. Сюда входит один из первых супергероев, Эгон Бат (Золотая Летучая мышь), который дебютировал в 1931 году. Другим ранним супергероем камисибая был Принц Гаммы, который дебютировал в начале 1930-х и предвосхитил элементы. из Супермена, включая секретную личность (его альтер-эго был уличным мальчишкой) и внеземную историю происхождения. Оба этих ранних японских супергероя предшествовали популярным американским супергероям, таким как Супермен (дебют 1938 года) и Бэтмен (дебют 1939 года).

Токусацу

Токусацу (Японский : 特 撮, «специальные съемки») - это японский термин, обозначающий живое действие фильм или телевизионную драму, в которой широко используются спецэффекты. Развлечения Токусацу часто связаны с научной фантастикой.

Токусацу имеет несколько поджанров:

Mecha

Mecha (японский : メ カ, Hepburn : meka) относится к жанрам научной фантастики которые сосредоточены на гигантских роботах или машинах (мехах), управляемых людьми. В Японии меха-аниме (также называемое «роботизированное аниме» в Японии) является одним из старейших жанров в аниме.

Существует два основных поджанра меха-аниме и манги :

  • Супер-робот (ス ー パ ー ロ ボ supā robotto) - Одними из первых мехов, представленных в манге и аниме, были «супер роботы». Жанр супер роботов включает супергероев -подобных гигантских роботов, которые часто являются единственными в своем роде и являются продуктом древней цивилизации, пришельцев или безумного ученого. Этих роботов обычно пилотируют японские подростки с помощью голосовой команды или нейронной связи, и они часто питаются от мистических или экзотических источников энергии. Примеры включают Mazinger Z (дебют 1972 года), Getter Robo (дебют 1974 года) и Гуррен Лаганн (2007).
  • Настоящий робот (リ ア ルロ ボ ッ ト riaru robotto) - Жанр «настоящих роботов» включает роботов, которые не обладают мифическими сверхспособностями, но используют в основном обычное, хотя и футуристическое оружие и источники энергии, и часто массово производятся в больших масштабах для использования в войнах. Жанр настоящего робота также имеет тенденцию включать более сложных персонажей с моральными конфликтами и личными проблемами. Таким образом, жанр ориентирован в первую очередь на молодых людей, а не на детей. Примеры включают Gundam (дебют 1979 года), Macross (дебют 1983 года) и Code Geass (дебют 2006 года).

Cyberpunk

Японский киберпанк имеет корни в культуре андеграундной музыки, в частности, в японской субкультуре, которая возникла из японской панк музыкальной сцены 1970-х годов. Режиссер Сого Исии представил эту субкультуру японскому кино своими панк-фильмами Panic High School (1978) и Crazy Thunder Дорога (1980), в которой изображены бунт и анархия, связанные с панком, и впоследствии стала очень влиятельной в кругах андеграундного кино. Безумная дорога грома, в частности, была влиятельным байкерским фильмом с эстетикой панк байкерской банды, проложившей путь киберпанку Кацухиро Отомо франшиза Акира. Поджанр японского киберпанка начался в 1982 году с дебюта манги сериала Акира с его аниме-адаптацией 1988 года, позже популяризировавшей этот поджанр. Акира вдохновил серию работ в японском киберпанке, в том числе мангу и аниме, такие как Призрак в доспехах (1989), Боевой ангел Алита (1990), Cowboy Bebop (1997) и Serial Experiments Lain (1998).

Steampunk

Японский стимпанк состоит из манга-комиксов в стиле стимпанк. и аниме-постановки из Японии. Элементы стимпанка постоянно появляются в основной манге с 1940-х годов, начиная с научно-фантастической трилогии Осаму Тэдзуки, состоящей из Затерянный мир (1948), Метрополис (1949) и Nextworld (1951). Элементы стимпанка, присутствующие в манге, в конечном итоге стали использоваться в аниме-сериалах, начиная с 1970-х годов, включая телевизионные шоу, такие как Космический линкор Ямато Лейджи Мацумото (1974) и аниме 1979 года. адаптация манги Риёко Икеда Роза Версаля (1972). Самым влиятельным аниматором в стиле стимпанк был Хаяо Миядзаки, который создавал аниме в стиле стимпанк с 1970-х годов, начиная с телешоу Future Boy Conan (1978). Его манга "Навсикая в долине ветров" (1982) и его аниме-экранизация 1984 года также содержали элементы стимпанка. Самым влиятельным произведением в стиле стимпанк Миядзаки стал аниме-фильм Studio Ghibli Laputa: Castle in the Sky (1986), который стал важной вехой в жанре и был описан в The Steampunk Bible как «одна из первых современной классики стимпанка». Успех Лапуты вдохновил на волну японских стимпанк-работ, таких как Надя: Секрет голубой воды (1990), Porco Rosso (1992), Sakura Wars (1996), Стальной алхимик (2001), Ходячий замок Хаула (2004) и Стимбой (2004).

Дизельпанк

Примеры японского дизельпанка включают в себя мангу Хаяо Миядзаки Наусикая в долине ветров (1982) и его аниме-фильм 1984 года. адаптация, аниме-фильм Laputa: Castle in the Sky (1986) Миядзаки и Studio Ghibli, и японская роль Squaresoft -игра Final Fantasy VII (1997).

Isekai

Isekai (японский : 異 世界, пер. «другой мир») - поджанр японских легких романов, манга, аниме и видеоигр, которые вращаются вокруг нормального человека с Земли, который переносится, перерождается или оказывается в ловушке параллельной вселенной. В то время как многие исекаи включают в себя фантастический мир, некоторые исекаи вместо этого включают виртуальный мир. Франшизы Digimon Adventure (дебют 1999 г.) и .hack (дебют 2002 г.) были одними из первых работ, представивших концепцию исекай как виртуального мира (вдохновленного видео ). games ), а Sword Art Online (также дебют 2002 года) пошли по их стопам. Действие некоторых исекай происходит в ранее виртуальном мире, который превращается в реальный, например, в Log Horizon (дебют 2010 года) и Overlord (дебют 2010 года).

См. Также

Награды

Издатели

Studios

Fandom

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 03:21:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте