Японский сад камней

редактировать
Ryōan-ji (конец 16 века) в Киото, Япония, известный пример сад дзэн Гора, водопад и гравийная «река» в Дайсэн-ин (1509–1513)

Японский сад камней (枯 山水, karesansui) или сад с «сухим ландшафтом», часто называемый садом дзэн, создает миниатюрный стилизованный пейзаж за счет тщательно составленных композиций из камней, водных объектов, мха, подрезанных деревьев и кустов, а также использует гравий или песок, обработанный граблями, представляет собой рябь на воде. Дзэн-сад обычно относительно небольшой, окружен стеной и обычно предназначен для того, чтобы его можно было увидеть сидя с единственной точки обзора за пределами сада, например, с крыльца ходзё, резиденции главного монаха храма или монастыря. Классические дзен-сады были созданы при храмах дзен-буддизма в Киото в период Муромати. Они были предназначены для имитации сокровенной сущности природы, а не ее реального внешнего вида, и для помощи в размышлениях об истинном смысле существования.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранние японские сады камней
    • 1.2 Дзен-буддизм и период Муромати (1336–1573)
    • 1.3 Более поздние сады камней
  • 2 Выбор и расположение камней
  • 3 Песок и гравий
  • 4 Символизм
  • 5 Пейзаж и дзен критика сада
  • 6 Список святынь и храмов с альпинариями
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
    • 9.1 Примечание
  • 10 Внешние ссылки
История

Ранние японские сады камней

Каменные сады существовали в Японии, по крайней мере, с периода Хэйан (794–1185). Эти ранние сады были описаны в первом руководстве по японским садам Сакутейки («Записи о садоводстве»), написанном в конце 11 века Татибана-но Тосицуна (1028–1094). Они в значительной степени скопированы из китайских садов династии Сун (960–1279), где группы скал символизировали гору Пэнлай, легендарный островной дом восьмерки. Бессмертные в китайской мифологии, известные по-японски как Хораи. Сакутейки точно описали, как нужно размещать камни. В одном отрывке он написал: «Там, где нет ни озера, ни ручья, можно создать то, что называется каре-сансуй, или сухой ландшафт». Этот вид сада состоял либо из камней, расположенных вертикально, как горы, либо из миниатюрного ландшафта холмов и оврагов с небольшим количеством растений. Он описал несколько других стилей альпинария, которые обычно включали ручей или пруд, в том числе стиль великой реки, стиль горной реки и стиль болота. В океаническом стиле были скалы, которые, казалось, были размыты волнами, окруженные берегом с белым песком, как пляж.

Белый песок и гравий издавна были характерной чертой японских садов. В религии синто он использовался как символ чистоты и использовался вокруг святынь, храмов и дворцов. В дзен-садах он представляет воду или, как белое пространство на японских картинах, пустоту и расстояние. Это места медитации.

Дзен-буддизм и период Муромати (1336–1573)

Период Муромати в Японии, который произошел примерно в то же время, что и Ренессанс в Европе, был характеризовались политическим соперничеством, которое часто приводило к войнам, но также и необычайным расцветом японской культуры. Здесь зародились театр Но, японская чайная церемония, шоин стиль японской архитектуры и сад дзэн

дзен-буддизм был введен в Японию в конце 12 века и быстро завоевал широкое распространение, особенно среди класса самураев и военачальников, восхищавшихся его доктриной самодисциплины. Сады храмов раннего дзэн в Японии напоминали китайские сады того времени с озерами и островами. Но в Киото в XIV и XV веках у важных храмов дзен появился сад нового типа. Эти дзен-сады были созданы для стимуляции медитации. «Природа, если сделать ее выразительной, сведя ее к абстрактным формам, могла бы передать самые глубокие мысли своим простым присутствием», - писал Мишель Баридон. «Каменные композиции, уже распространенные в Китае, превратились в Японии в настоящие окаменевшие пейзажи, которые казались приостановленными во времени, как в определенные моменты театра Но, который относится к тому же периоду».

Первый сад началом перехода к новому стилю многие эксперты считают Сайхо-дзи, «Храм духов Запада», широко известный как Коке-дера, Моховой сад, в западной части Киото. Буддийский монах и мастер дзэн Мусо Кокуши преобразовал буддийский храм в монастырь дзэн в 1334 году и построил сады. Нижний сад Сайхо-дзи выполнен в традиционном стиле периода Хэйан; пруд с несколькими наскальными композициями, изображающими острова. Верхний сад представляет собой сухой альпинарий с тремя каменными «островками». Первый, называемый Камешима, остров черепахи, напоминает черепаху, плавающую в «озере» из мха. Второй, Дзадзэн-сэки, представляет собой плоский «камень для медитации», который, как полагают, излучает спокойствие и тишину; и третий - каре-таки, сухой «водопад», состоящий из лестницы из плоских гранитных скал. Мох, который сейчас окружает скалы и представляет собой воду, не был частью первоначального плана сада; он вырос несколько столетий спустя, когда за садом не ухаживали, но сейчас это самая известная его особенность.

Мусо Кокуши построил еще один храмовый сад в Тенрю-дзи, «Храме Небесный Дракон ». Этот сад, по-видимому, находится под сильным влиянием китайской пейзажной живописи династии Сун, на которой изображены горы, поднимающиеся в тумане, и намекают на большую глубину и высоту. В саду Тенрю-дзи есть настоящий пруд с водой и сухой водопад из скал, напоминающий китайский пейзаж. Сайхо-дзи и Тенрю-дзи показывают переход от сада в стиле Хэйан к более абстрактному и стилизованному представлению о природе.

Сады Гинкаку-дзи, также известные как Серебряный павильон., также приписываются Мусо Кокуши. Этот храмовый сад включал в себя традиционный сад с прудом, но имел новую черту для японского сада; участок из расчлененного белого гравия с горой из белого гравия идеальной формы, напоминающей гору Фудзи, в центре. Сцена называлась гиншанада, буквально «серебряный песок и открытое море». Эта особенность сада стала известна как когэцудай, или маленькая гора, обращенная к Луне ", и похожая небольшая гора Фудзи, сделанная из песка или земли, покрытая травой, на протяжении столетий появлялась в японских садах.

Самый известный из всех дзэн-садов в Киото находится Ryan-ji, построенный в конце 15 века, где впервые дзэн-сад стал чисто абстрактным. Сад представляет собой прямоугольник площадью 340 квадратных метров. Внутри него помещено пятнадцать камней разных размеров., тщательно составленные в пять групп: одна группа из пяти камней, две группы из трех и две группы из двух камней. Камни окружены белым гравием, который монахи каждый день тщательно расчищают. Единственная растительность в саду - это немного мха вокруг камней. Сад предназначен для осмотра сидя на веранде ходзё, резиденции настоятеля монастыря.

Сад в Дайсен-ин (1509–1513) использовал более литературный подход, чем Ryōan-ji. Там «река» белого гравий представляет собой метафорическое путешествие по жизни; начинается с сухого водопада в горах, проходит через пороги и скалы и заканчивается спокойным морем из белого гравия с двумя горами из гравия.

Изобретение сада дзэн было тесно связано с развитием пейзажной живописи японской тушью. Японские художники, такие как Сесю Тойо (1420–1506) и Соами (умер в 1525 году), значительно упростили свои взгляды на природу, показывая только самые важные аспекты природы, оставляя большие участки белого цвета. вокруг черно-серые рисунки. Сообщается, что Соами лично участвовал в проектировании двух самых известных дзен-садов в Киото, Рён-дзи и Дайсен-ин, хотя его участие никогда не было задокументировано. уверенность.

Мишель Баридон писал: «Знаменитые дзен-сады периода Муромати показали, что Япония довела садовое искусство до высшей степени интеллектуальной утонченности, которую только можно было достичь» <. 289>Сайхо-дзи Моховой сад, ранний дзен-сад середины 14 века. Мох появился намного позже, когда за садом не ухаживали.

  • В саду Гинкаку-дзи есть копия горы Фудзи, сделанная из гравия в гравийном море. на протяжении столетий это была модель подобных миниатюрных гор в японских садах.

  • Часть сада в Рён-дзи (конец 15 века), наиболее абстрактном из всех японских дзен-садов.

  • Классическая триадная рок-композиция в Рёндзи.

  • Белый гравийный «океан» сада Дайсэн-дзи, к которому впадает гравийная река.

  • Сад Блаженной горы в Дзуихо-ин, подхрам Дайтоку-дзи.

  • В саду Дзуихо-ин - говорят, что некоторые камни образуют крест. Сад был построен даймё Отомо Сорин, который принял христианство.

  • Коракуэн Okayama26s3872.jpg
  • Zuihou-in2.JPG
  • Toufuku-ji hojyo5.JPG
  • Harima-ankokuji-sekitei01.jpg
  • Более поздние сады камней

    В период Эдо большой сад для прогулок стал доминирующим стилем японского сада, но сады дзэн продолжали существовать в храмах дзэн. Было построено несколько небольших новых садов камней, обычно как часть сада, где настоящий ручей или пруд не практиковались.

    В 1880 году постройки храма Тофуку-дзи в Киото, одного из старейших храмов города, были уничтожены пожаром. В 1940 году храм поручил историку ландшафта и архитектору Сигемори Мирей воссоздать сады. Он создал четыре разных сада, по одному для каждой стороны главного здания храма. Он разбил один сад с пятью искусственными холмами, покрытыми травой, символизирующими пять великих древних храмов Киото; современный альпинарий с отвесными скалами, символизирующими гору Горай ; большое «море» белого гравия, расчерченного в шахматном порядке; и уютный сад с узорами из вьющегося песка.

    В прошлом веке дзен-сады появились во многих странах за пределами Японии.

    Выбор и расположение камней

    Выбор и размещение камней - самая важная часть создания японского сада камней. В первом известном руководстве по японскому садоводству Сакутейки («Записи о садоводстве») выражается как «кладка камней», ishi wo tateru koto; буквально, «акт установки камней вертикально». В нем были изложены очень конкретные правила выбора и размещения камней и предупреждено, что, если правила не будут соблюдаться, владелец сада потерпит неудачу. В японском садоводстве камни делятся на высокие вертикальные, низкие вертикальные, изогнутые, наклонные или плоские.

    Для создания «гор» обычно вулканические скалы, изрезанные горные породы с острыми края, используются. Гладкие округлые осадочные породы используются для границ гравийных «рек» или «берегов». В китайских садах династии Сун отдельные камни, похожие на животных или имеющие другие необычные особенности, часто были главной достопримечательностью сада. В японских садах отдельные камни редко играют главную роль; упор сделан на гармонию композиции. Для расстановки камней в Сакутейки существует множество правил, например:

    Убедитесь, что все камни, вплоть до передней части композиции, расположены так, чтобы их лучшие стороны были видны. Если верхушка камня выглядит некрасиво, поместите его так, чтобы выделить его сторону. Даже если это означает, что он должен наклониться под значительным углом, никто этого не заметит. Горизонтальных камней всегда должно быть больше, чем вертикальных. Если есть «убегающие» камни, значит, «гонящиеся» камни. Если есть «опорные» камни, то должны быть «опорные» камни.

    Камни редко, если вообще когда-либо, располагаются прямыми линиями или симметричными узорами. Чаще всего это одна или несколько групп из трех камней. Одна обычная триада - это высокий вертикальный камень, окруженный двумя камнями меньшего размера, представляющими Будду и двух его помощников. Другие базовые комбинации - высокая вертикальная скала с наклонной скалой; короткий вертикальный камень и плоский камень; и триада из высокого вертикального камня, наклонного камня и плоского камня. Другие важные принципы - выбирать камни разного цвета, формы и размера, избегать камней ярких цветов, которые могут отвлекать зрителя, и следить за тем, чтобы крупинки камней движутся в одном направлении.

    В конце периода Эдо был изобретен новый принцип: использование сутеиси, «выброшенных» или «безымянных» камней, размещаемых в кажущихся случайными местах, чтобы придать саду естественность. К другим важным принципам расположения камней относится балансирование количества вертикальных и горизонтальных камней.

    Песок и гравий

    Гравий обычно используется в садах дзен, а не песок, потому что он меньше подвержен влиянию дождя и ветра. Акт сгребания гравия в узор, напоминающий волны или рябь на воде, известный как самон (砂 紋 ) или хокимэ (箒 目), имеет эстетическую функцию. Священники дзэн практикуют эти грабли также, чтобы помочь своей концентрации. Достичь совершенства линий непросто. Грабли соответствуют желаемому образцу гребней и ограничены некоторыми каменными объектами, расположенными в зоне гравия. Тем не менее, часто закономерности не статичны. Разработка вариаций узоров - это творческая и вдохновляющая задача.

    Каменные композиции и другие миниатюрные элементы используются для изображения гор и природных водных элементов и пейзажей, островов, рек и водопадов. Каменные и фигурные кустарники (карикоми, топиарий хако-дзукури) используются как взаимозаменяемые. В большинстве садов мох используется в качестве почвенного покрова для создания «земли», покрытой лесом.

    Сиракава, гранит с черными крапинками из Киото, Япония, ценился за способность удерживать зазубренные канавки и ранее использовался в Японском саду Орегона. Источник Сиракавы теперь является защищенным водным путем, что делает незаконным сбор урожая Сиракавы. Японский сад в Орегоне впоследствии был вынужден искать альтернативные источники гравия с аналогичными свойствами и экспериментировал с гранитной крошкой из канадских карьеров.

    Символизм

    В японском саду камней камни иногда символизируют горы (в частности, Хорай, легендарный дом восьми бессмертных в буддийской мифологии); или это могут быть лодки или живое существо (обычно черепаха или карп). В группе это может быть водопад или летящий журавль.

    В самых ранних садах камней периода Хэйан камни в саду иногда имели политический смысл. Как писал Сакутей-ки:

    Иногда, когда горы слабы, их непременно разрушает вода. Другими словами, это как если бы подданные напали на своего императора. Гора слаба, если на ней нет камней для поддержки. Император слаб, если у него нет советников. Вот почему говорят, что гора верна благодаря камням, а император в безопасности благодаря своим подданным. Именно по этой причине, когда вы создаете пейзаж, вы должны любой ценой размещать камни вокруг горы.

    Некоторые классические дзен-сады, такие как Дайсен-ин, имеют символизм, который легко читается ; это метафорическое путешествие по реке жизни. Другие, как Рён-дзи, сопротивляются легкому толкованию. Было выдвинуто множество различных теорий о том, что должен представлять сад: от островов в ручье до плавающих тигрят, горных вершин, возвышающихся над облаками, до теорий о секретах геометрии или о правилах равновесия нечетных чисел. Историк сада Гюнтер Нитшке писал: «Сад в Рёан-дзи ничего не символизирует, или, точнее, во избежание недоразумений, сад Рён-дзи не символизирует и не имеет ценности воспроизведения естественной красоты, которую можно найти в реальном или мифическом мире. Я считаю, что это абстрактная композиция из «естественных» объектов в космосе, композиция, функция которой - побуждать к медитации ».

    Недавнее предложение Герта ван Тондера из Киотский университет и Майкл Лайонс из Университета Рицумейкан утверждают, что камни Рён-дзи образуют подсознательное изображение дерева. Исследователи утверждают, что подсознание чувствительно к тонкой связи между камнями. Они предполагают, что это может быть ответственно за успокаивающий эффект сада.

    Пейзажная живопись и критика дзен-сада

    Китайская пейзажная живопись была одним из многих китайских искусств, пришедших в Японию с дзен-буддизмом. в четырнадцатом веке. То, что буддизм дзэн повлиял на дизайн сада, впервые было высказано не в Японии, а на Западе гавайским садовым журналистом Лорейн Кук в 1930-х годах и оспорено как таковое ученым-историком японских садов Вайбе Куйтертом в 1988 году. В 1990-х ученые вскочили на подножку, чтобы разрушить популяризацию и восприятие Дзэн. Критика сводится к тому, что буддийские священники не пытались выразить дзен в садах. Обзор цитат буддийских священников, которые используются для «доказательства» дзэн для сада, на самом деле являются фразами, скопированными из китайских трактатов по пейзажной живописи. Второстепенные писатели о японском саду, такие как Кин и Ничке, которые были связаны с Куйтертом, когда он работал над своим исследованием в Киотском университете, присоединились к критике дзен-сада, как Кендалл Х. Браун, который отошел от дзен-сада на такое же расстояние. В Японии критику взял на себя Ямада Сёдзи, который занял критическую позицию по отношению к пониманию всей японской культуры, включая сады, в соответствии с принципом дзэн. Кристиан Тэгсолд подвел итоги дискуссии, поместив восприятие японского сада в контекст междисциплинарного сравнения культур Японии и Запада.

    Священники дзэн цитируют китайские трактаты по пейзажной живописи, указывающие на то, что японский сад камней и его садовый пейзаж каресансуи был и до сих пор вдохновлен или основан на сначала китайской, а затем и японской пейзажной живописи. Пейзажная живопись и садоводство были тесно связаны и практиковались интеллектуалами, литераторами, вдохновленными китайской культурой. Основным принципом дизайна было создание пейзажа, основанного на трехмерной монохромной живописи тушью (суми), суми-э или суйбоку-га, или, по крайней мере, находящейся под сильным влиянием на нее. В Японии сад считается произведением искусства. Хотя каждый сад отличается по своей композиции, в них в основном используются скальные группы и кустарники, чтобы представить классические сцены гор, долин и водопадов, взятые из китайской пейзажной живописи. В некоторых случаях это может быть столь же абстрактно, как несколько островов в море. Любой японский сад может также включать в себя существующий пейзаж за пределами его границ, например холмы позади, как «заимствованный пейзаж » (с использованием техники, называемой Шаккей).

    Список святилищ и храмов с альпинариями

    В Киото :

    За пределами Киото:

    См. Также
    • Портал садов
    Ссылки
    Библиография
    • Вайб Куйтерт (1988). Темы, сцены и вкус в истории Japanese Garden Art. Gieben Amsterdam. ISBN 978-90-5063-021-4.
    • Wybe Kuitert (2002). Themes in History of Japanese Garden Art. Hawaii University Press. ISBN 978-0-8248-2312-2.
    • Дэвид Янг; Мичико Янг ​​(июль 2005 г.). Искусство японского сада. Паб Таттл. ISBN 978-0-8048-3598-5.
    • Гюнтер Нитшке (2007). Le jardin japonais: Angle droit et forme naturelle. ISBN 978-3-8228-3034-5.
    • Баридон, Мишель (1998). Les Jardins- Paysagistes, Jardiniers, Poetes., Éditions Robert Lafont, Paris, (ISBN 2-221-06707-X )
    • Miyeko Murase (1996). L Art Du Japon. LGF / Le Livre de Poche. ISBN 978-2-253-13054-3.
    • Даниэль Элиссефф (23 сентября 2010 г.). Jardins japonais. ISBN 978-2-35988-029-8.
    • Виржини Клецка (2011-04-15). Японский сад. ISBN 978-2-8153- 0052-0.
    • Christian Tagsold (2017). Spaces in Translation: Japanese Gardens and the West. University of Pennsylvania Press. ISBN 978-0-8122-4674-2.

    Примечание.

    * Сакутейки - это садовая книга с примечаниями о садоводстве, датируемая концом семнадцатого века. Ее самое старое название - Сензай Хишо, «Секретные выдержки из садов», и было написано почти 1000 лет назад, что делает ее старейшей. работа по японскому садоводству. Предполагается, что она была написана в 11 веке знатным человеком по имени Татибана но Тичицуна. В этом тексте содержится первое упоминание о каресансуи в литературе. ре. Только недавно мы увидели перевод этой классики садоводства на английский язык.

    Внешние ссылки
    На Викискладе есть материалы, связанные с садами дзен.
    Последняя правка сделана 2021-05-24 03:21:25
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте