Японские сады (日本 庭園, nihon teien) - это традиционные сады, дизайн сопровождается японской эстетикой и философскими идеями, избегая искусственных украшений и подчеркивая природный ландшафт. Растения и потертые состаренные материалы обычно используются японскими садовыми дизайнерами, чтобы предложить древний и далекий природный ландшафт и выразить хрупкость существования, а также неудержимое продвижение времени.
Древний Японское искусство вдохновляло дизайнеров садов прошлого. К периоду Эдо японский сад имел свой особый облик.
Идея этих уникальных садов возникли в период Аски. Японские купцы видели сады, которые строились в Китае, и привезли в Японию многие из китайских методов и стилей садоводства. Сегодня традиция японского садового искусства по-прежнему популярна во всем, многие восточные и западные практики практикуют себя через эту среду.
Исэ Дзингу, синтоистский храм, возникший в VII веке в окружении белого гравияЯпонские сады впервые появились на острове Хонсю, большой центральный остров Япония. На их эстетику повлияли отличительные особенности ландшафта Хонсю: изрезанные вулканические пики, узкие долины, ручьи с водопадами и каскадами, озера и пляжи из небольших камней. На них также повлияло богатое разнообразие цветов и различных видов деревьев, особенно вечнозеленых деревьев на островах, и четыре различных сезона в Японии, включая жаркое влажное лето и снежную зиму.
Японские сады уходят корнями в японскую религию синто, с ее историей создания восьми совершенных островов и синчи, озер богов. Доисторические синтоистские святилища ками, богов и духов, находятся на пляжах и в лесах по всему острову. Доисторические святынини часто имели форму необычных камней или деревьев, отмеченных нитями из рисового волокна (сименава ) и окруженных белыми камнями или галькой, отмеченными чистотой. Белый стал отличительной чертой синтоистских святилищ, императорских дворцов, буддийских храмов и дзен-садов.
Японские сады также находились под сильным районом китайской философии даосизма и Амиды. Буддизм, завезенный из Китая примерно в 552 году. В даосских легендах говорится о пяти горных островах, населенных восемью бессмертными, которые жили в полной гармонии с природой. Каждый Бессмертный вылетел из своего горного дома на спине крана. Сами острова располагались на спине огромной морской черепахи. В Японии пять островов китайской легенды превратились в один остров, названный Хорай-дзэн, или гора Хорай. Копии этой легендарной горы, символа совершенного мира, являются общей чертой японских садов, так же как и скалы, изображающие черепах и журавлей.
Самые ранние зарегистрированные японские сады были сады удовольствия японских императоров и знати. Они упоминаются в нескольких кратких отрывках из Нихон Сёки, первой хроники японской истории, опубликованной в 720 году. Весной 74 года в хронике записано: «Император Кэйко >Посадили несколько карпов в пруд и радовались их утром и вечером». В следующем году «Император спустил на воду двухкорпусную лодку в пруду Иджиши в Ихаре, и поднялся на борт со своей императорской наложницей, и они вместе пировали на пышной кухне». А в 486 г. «Император Кэндзо вошел в сад и пировал на берегу извилистого ручья»
Китайский сад оказал очень сильное влияние на ранние японские сады. Примерно в 552 году буддизм был официально установлен из Китая через Корею в Японию. Между 600 и 612 годами японский император направил четыре посольства ко двору китайской династии Суй. Между 630 и 838 годами японский двор отправил еще пятнадцать посольств двору династии Тан . В эти миссии, в каждой из которых входило более пятисот человек, были дипломаты, ученые, студенты, буддийские монахи и переводчики. Они привезли китайскую письменность, предметы искусства и подробные описания китайских садов.
В 612 году императрица Суйко построила сад с искусственной горой, представляющей Шуми-Сен, или гору Сумеру, которая в индуистских и буддийских легендах считается в центре мира. Во время правления той же императрицы один из ее миниатюрных, представляющих собой бессмертных островов восьмимертных, известных в китайских легендах и Даосская философия. Этот дворец собственностью японских императоров, назывался «Дворец островов» и несколько раз упоминался в Манъёсю, «Собрании бесчисленных листьев», старейшей известной коллекции Японская поэзия.
Судя по небольшому количеству литературных и археологических свидетельств, японские сады того времени были скромными версиями Императорских садов династии Тан, большими озерами, разбросанными с искусственными островами и искусственными горами. Края пруда были построены из тяжелых в качестве насыпи. Хотя эти сады имели некоторую буддийскую и даосскую символику, они были задуманы как сады удовольствий и места для фестивалей и торжеств.
Период Нара назван в честь его столицы Нара. Первые подлинно японские сады в этом городе были построены в конце восьмого века. Береговые линии и каменная кладка были натуралистичными, в отличие от более тяжелого, более раннего континентального строительства краев пруда. При раскопках были обнаружены два таких сада, оба из которых использовались для празднеств написания стихов. Один из этих садов, сад Восточного дворца в дворце Хейдзё, Нара был полностью реконструирован с использованием того же места и даже оригинальных садовых элементов, которые были раскопаны.
В 794 году, в начале периода Хэйан, японский двор перенес свою столицу в Хэйан-кё ( ныне -день Киото). В этот период существовало три различных типа садов: дворцовые сады и сады знати в столице, сады вилл на окраине города и сады храмов.
Архитектура дворцов, резиденций и садов в период Хэйан следовала китайской практике. Дома и сады были выровнены по оси север-юг, с резиденцией на севере и церемониальными зданиями главным садом на юге, было два длинных крыла на юге, как подлокотники кресла, с садом между ними. В садух было одно или несколько озер, соединенных мостами и извилистыми ручьями. Южный сад императорских резиденций обладатель сугубо японской чертой: большой пустой участок из белого песка или гравия. Император был главным жрецом Японии, а белый песок олицетворял чистоту и был местом, куда можно было пригласить богов. Эта территория использовалась для религиозных церемоний и танцев для приветствия богов.
Планировка самого сада была строго определена в соответствии с принципами традиционной китайской геомантии, или Фен-шуй. В первой известной книге об искусстве японского сада, Сакутейки (Записи о садоводстве), написанной в 11 веке, говорилось:
Это хорошее предзнаменование, чтобы поток пришел в сад, пройдите под домом, а затем вы нажмите с юго-востока. Таким образом, вода синего дракона унесет всех злых духов из дома к белому тигру.
Императорские сады периода Хэйан были водными садами, где посетители прогуливались в элегантных покрытых лаком лодках, слушают музыку, рассматривают далекие горы, поют, читают стихи, рисуют и любуются пейзажами сада. Общественная жизнь в садух запоминается в классическом японском романе Сказание о Гэндзи, написанном около 1005 лет фрейлиной императрицы Мурасаки Сикибу. Следы одного из таких искусственных озер, Осава но икэ, около храма Дайкаку-дзи в Киото, все еще можно увидеть. Он был построен Императором Сагой, правившим с 809 по 823 год, и, как говорят, был вдохновлен озером Дунтин в Китае.
Уменьшенная копия из Императорского дворца Киото 794 года, Хэйан-дзингу был построен в Киото в 1895 году в честь 1100-летия города. Южный сад славится цветением сакуры весной и азалиями в начале лета. Западный сад известен выращиванием ирисов в июне, а большое озеро в восточном саду напоминает о неспешных вечеринках на лодках 8-го века. Ближе к концу периода Хэйан появился новый стиль садовой архитектуры, разработанные последователи буддизма Чистой Земли. Они назывались «Райские сады», построенные, чтобы представлять легендарный рай на Западе, где правил Амида Будда. Они были построены дворянами, которые хотели утвердить свою власть и независимость от имперского дома, который становился все слабее.
Бёдо-ин : Сад Дзёдо-сикиЛучшим сохранившимся примером Райского сада Бёдо-ин в Удзи, недалеко от Киото. Первоначально это была вилла Фудзивара Мичинага (966–1028), который выдал своих дочерей замуж за сыновей Императора. После его смерти превратил виллу в храм, а в 1053 году построил Зал Феникса, который стоит до сих пор.
Зал построен в традиционном стиле китайского храма династии Сун на острове в озере. Здесь находится позолоченная статуя Будды Амитабхи, смотрящая на запад. В озере перед храмом находится небольшой островок из белых камней, представляющий гору Хораи, дом восьми бессмертных даосов, соединенную с храмом мостом, который символизировал путь в рай. Он был разработан для медитации и созерцания, а не как сад удовольствий. Это был урок даосской и буддийской философии, созданный с использованием ландшафта и архитектуры, и прототип для будущих японских садов.
Известные вспомогательные или воссозданные сады Хэйан включают:
Озеро Осава в Киото было частью старых императорских садов Саги об императоре (809–823).
Модель резиденции и сада в Хэйан-кё (Киото), около 1000 г.
Уменьшенная реконструкция XIX века Хэйан-дзингу, первого Императорского дворца Киото Сад, как это было в 794 году.
Ступеньки в саду первого Императорского дворца Киото. Эти камни изначально были частью моста 16 века через реку Камо, который был разрушен землетрясением.
Восстановленный сад старого Императорского дворца Киото
Слабость императоров и соперников феодалов полководцы привели к двум гражданским войнам (1156 и 1159), которые разрушили большую часть Киото и его садов. Столица переместилась в Камакура, а затем в 1336 году обратно в квартал Муромати в Киото. Императоры правили только номинально; реальная власть принадлежала военному губернатору сёгуну. В этот период правительство возобновило отношения с Китаем, которые были прерваны почти триста лет назад. Японские монахи снова отправились учиться в Китай, а китайские монахи прибыли в Японию, спасаясь от монгольских нашествий. Монахи принесли с собой новую форму буддизма, названную просто дзен, или «медитация». Первый сад дзэн в Японии был построен китайским священником в 1251 году в Камакуре. Япония пережила возрождение религии, искусства и особенно садов.
Многие знаменитые храмовые сады были построены в начале этого периода, в том числе Кинкаку-дзи, Золотой, построенный в 1398 году и Гинкаку-дзи, Серебряный павильон, построенный в 1482 году. В некотором смысле они следовали принципам дзэн спонтанности, чрезвычайной простоты и умеренности, но в остальном они были традиционными китайскими храмами династии Сун; верхние этажи Золотого павильона были покрыты сусальным золотом, и их окружали традиционные водные сады.
Самым известным садовым стилем, изобретенным в этот период, был дзен-сад, или японский сад. Один из лучших примеров и один из самых известных из всех японских садов - Райан-джи в Киото. Этот сад всего 9 метров в ширину и 24 метра в длину. Он состоит из белого песка, тщательно расчищенного, чтобы напоминать воду, и пятнадцати скал, аккуратно, как небольшие острова. Он предназначен для поддержки настоятеля монастыря. Было много споров о том, что должны изображать камни, но, как писал историк сада Гюнтер Нитшке, «сад в Рёндзи не символизирует. Он не имеет ценности, представляя какую-либо природную красоту, которую можно найти в мир, реальный или мифический. Я рассматриваю это как абстрактную композицию «естественных» объектов в пространственную композицию, функция которой состоит в том, чтобы побуждать к посредничеству ».
Некоторые из известных садов дзэн Работа одним мужчиной; Мусо Сосэки (1275–1351). Он был монахом, потомком в девятом поколении императора Удача. Он также был выдающимся придворным политиком, писателем и организатором, который вооружил и финансировал корабли для открытия торговли с Китаем и основал организацию под названием «Пять гор», состоящую из самых могущественных дзенских монастырей в Киото. Он отвечал за строительство дзен-дзи Нандзэн-дзи ; Сайхо-дзи (Моховой сад); и Тенрю-дзи.
Известные сады периодов Камакура и Муромати включают:
Гаку-дзи, или Серебряный павильон в Киото, был (и) храмом дзэн-буддизма (1482 г.).
В саду камней дзэн Гинкаку-дзи есть миниатюрная гора в форме горы Фудзи.
Сад Дайсен-ин Киото (1513 г.).
Сад Нандзэн-дзи, Киото, построенный Мусо Сосэки. Не все дзен-сады были сделаны из камня и песка; здесь монахи созерцали лесную сцену.
Тэнрю-дзи сад в Киото. Пруд Соген, созданный Мусо Сосеки, является одним из немногих сохранившихся элементов оригинального сада.
Период Момояма был коротким, всего 32 года, и был в основном занят войнами между даймё, лидеры феодальных японских кланов. Новыми центрами силы и культуры в Японии были укрепленные замки даймё, вокруг которых возникли новые города и сады. В характерном для того времени саду был один или несколько прудов или озер рядом с главной резиденцией, или шоин, недалеко от замка. Эти сады должны были быть видны сверху, из замка или резиденции. Даймё развили машины резки и подъема больших камней, чтобы строить свои замки, и у них были армии солдат, которые перемещали их. Искусственные озера были окружены пляжами из мелких камней и украшены расположением валунов, с мостами из натурального камня и ступеньками. В саду этого периода сочетались элементы прогулочного сада, который должен быть виден с извилистых садовых дорожек, такими как искусственные горы, предназначенные для созерцания издалека.
Самый большой знаменитый такой сад, построенный в 1592 году, находится недалеко от замка Токусима на острове Сикоку. Его примечательными особенностями является мост длиной 10,5 метров из двух натуральных камней.
Еще один известный сад того периода, который все еще существует, - Санбо-ин, перестроенный Тоётоми Хидэёси в 1598 году, чтобы отпраздновать праздник цветения сакуры и воссоздать великолепие старинного сада. Над проектом работали триста садовников, вырыли озера и установили семьсот валунов на площади 540 квадратных метров. Сад был спроектирован так, чтобы его можно было видеть с веранды главного павильона или из «Зала чистого взгляда», расположенного на более высоком уровне в саду.
В восточной части сада, на полуострове, расположено множество камней, изображающих мифическую гору Хорай. Деревянный мост ведет к острову, изображающему журавль, а каменный мост соединяет этот остров с другим, представляющим черепаху, который соединен засыпанным землей мостом с полуостровом. В саду также есть водопад у подножия лесистого холма. Одной из характерных черт сада периода Момояма, видимого в Санбо-ин, является непосредственная близость зданий к воде.
В период Момояма также возникло чаною (чайная церемония), тясицу (чайный домик) и родзи (чайный сад). Чай был завезен в Японию из Китая буддийскими монахами, которые использовали его как стимулятор, чтобы не уснуть во время длительных периодов медитации. Первый великий мастер чая, Сэн но Рикю (1522–1591), до мельчайших подробностей определил внешний вид и правила чайного домика и чайного сада, следуя принципу ваби (侘 び) «трезвой изысканности». и спокойствие ».
Согласно правилам Сэн-но Рикю, чайный домик должен был быть домом монаха-отшельника. Это было небольшое и очень простое деревянное строение, часто с соломенной крышей, внутри которого было достаточно места для двух татами циновок. Единственное украшение разрешено внутри свитка с надписью и веткой дерева. Из него не было вида на сад.
Сад тоже был маленьким, и его постоянно поливали, чтобы он стал влажным и зеленым. Обычно на нем было вишневое дерево или вяз, чтобы придать цвет весной, но в остальном не было ярких цветов или экзотических растений, которые отвлекали бы внимание посетителя. Дорожка вела ко входу в чайхану. Вдоль дорожки стояла скамейка для гостей и уборная, а также каменный бассейн возле чайханы, где гости ополаскивали руки и рот перед тем, как войти в чайную через маленькую квадратную дверь, называемую нидзири-гучи, или «ползание- на входе ", для прохождения которой требуется низко наклониться. Сен-но Рикю постановил, что сад следует оставить нетронутым за несколько часов до церемонии, чтобы листья были разбросаны естественным образом на тропинке.
Известные сады того периода включают:
Сад в замке Токусима, с преобладанием скал
Сад в Дайго-дзи (1598 г.) славится цветущей сакурой.подходов к храму, но в период Хэйан они были местным народом и в синтоистских святилищах. Согласно традициям, в период периода Момояма они были введены в чайный сад первыми великими чайными мастерами, а в более поздних садах использовались исключительно для украшений.
В своей полной и индивидуальной форме дай-доро, как и пагода, представляет пять элементов буддийской космологии. Кусок, касающийся земли, представляет ци, землю; следующий раздел представляет суи или воду; ka, или поставщик, представляет секцию, охватывающую свет или пламя фонаря, в то время как fū (воздух) и kū (пустота или дух) представлены двумя последними секциями, самыми верхними и обращенными к небу. Отрезки выражают идею о том, что после смерти наши физические тела вернутся к своей первоначальной, элементарной форме.
Каменные водоемы (цукубай ) изначально помещались в сад, чтобы посетители могли мыть руки и рот перед чайной церемонией. Вода подается в бассейн с помощью бамбуковой трубы или какей, и у них обычно есть деревянный ковш для питья воды. В чайном садух чашу ставили низко к земле, поэтому пьющий должен наклониться, чтобы набрать воду.
Фонарь в Кёраку-эн сад
Водоем в Рёнан-дзи, Киото
Каменный водный бассейн в Кэнроку-эн саду.
Каменный бассейн в Сакамоту, Оцу, Сига
Водный бассейн в Тенрю-дзи Храм в Киото
Снежные фонари, такие как этот в Кэнроку - ru сад с широкими краями, которые ловят снег, для создания живописных пейзажей.
Каменный фонтан и цистерна в Японском саду Ботанического сада Норфолка, Норфолк, Вирджиния.
Внешняя стена Императорской виллы Кацура, спроектированная, как и весь сад, для чистоты и простоты
Ворота чайного сада Уракуэн, вид со стороны внутри
Традиционные садовые ворота Художественного музея Адачи
A сиси-одоси - это садовое устройство из бамбука и дерева, предназначенное для отпугивания птиц. Наполняясь водой, бамбуковая трубка стучит по камню, опорожняется, а затем снова наполняется водой.
суйкинкуцу - это тонкий садовый инструмент, спрятанный под гравием в некоторых водоемах.
В японском саду нет ничего естественного или случайного; растение выбрано в соответствии с эстетическими принципами: либо для того, чтобы скрыть нежелательные взгляды, либо служить фоном для определенных элементов сада, либо для создания живописной сцены, например, пейзажной картины или открытки. Деревья тщательно подбираются и укладываются в их осенние цвета. Мох часто используется, чтобы предположить, что сад древний. Цветы также тщательно выбираются по сезону цветения. Формальные клумбы редко встречаются в старых садах, но чаще встречаются в современном саду. Некоторые растения выбраны из-за их религиозного символизма, например, лотос, священный в буддийских учениях, или сосна, символизирующая долголетие.
Деревья тщательно подстрижены, чтобы создать привлекательные сцены и не загораживать другие виды сада. Их рост также контролируется с помощью техники, называемой ниваки, чтобы придать им более живописные формы и сделать их более древними. Было высказано предположение, что характерная форма подстриженных японских садовых деревьев напоминает деревья, произрастающие в естественных условиях саванн. Это сходство было использовано для обоснования так называемой гипотезы саванны. Иногда деревья вынуждены изгибаться, чтобы обеспечить тени или лучшее отражение в воде. Очень старые сосны часто опираются на деревянные костыли или их ветви удерживаются веревками, чтобы они не сломались под тяжестью снега.
В конце 16 века в японском саду появилось новое искусство; ōkarikomi (大 刈 込), техника обрезки кустов в шары или округлые формы, имитирующие волны. Согласно традициям, это искусство было развито Кобори Энсю (1579–1647), и чаще всего его практиковали на кустах азалии. Это было на топиарии, сделанные в то же время в Европе, за исключением того, что европейские топиарии пытались сделать деревья похожими на геометрические твердые объекты, а Окаркикоми старался придать кустам вид, как они почти жидкие, или в плавных естественных формах. Он создал художественную игру света на поверхности куста и по словам историка садоводства Мишеля Баридона, «он также привнес в игру чувство« прикосновения к вещам », которое сегодня даже так хорошо удается в японском дизайне».
Самые распространенные деревья и растения, встречающиеся в японских садах, - это азалия (цуцудзи), камелия (цубаки), дуб (кашива), вяз (нир), японский абрикос (умэ), вишня (сакура), клен (момидзи), ива (янаги), гинкго (ichō), японский кипарис (хиноки), японский кедр (суги), сосна (мацу) и бамбук (дубль).
Стиль фигурной стрижки кустов скульптуры растений известной как о-карикоми в саду Чионин.
О-карикоми лепил деревья и кусты в Чиранской резиденции самураев.
Азалии в саду Сораку-эн
Бамбук и японский клен вместе в саду Тенрю-дзи в Киото.
Облачное дерево в Катори
Некоторые древние сосны в Кенроку-эн поддерживаются веревками зимой, чтобы их конечности не ломались.
Сосны в Кенроку-эн сад, поддерживаемый скобами, чтобы выдержать вес снега, не ломаясь
Пейзаж в саду Рицурина
О-карикоми; подстриженные кусты в саду Рицурин
Использование рыбы, в частности нисики-гои (цветной карп), или золотой рыбки в качестве декоративного элемента в садух позаимствован из Китайского сада. Золотая рыбка была выведена в Китае более тысячи лет назад выборочного разведения прусского карпа на предмет мутаций цвета . К династии Сун (960–1279) получили развитие желтая, оранжевая, белая и красно-белая окраска. Золотая рыбка была завезена в Японию в 16 веке. Кои были выведены из карпа (Cyprinus carpio) в Японии в 1820-х годах. Кои - это одомашненные карпы, которые отбирают или отбирают для определения цвета; они не принадлежат к другому виду и вернутся к первоначальной окраске в течение нескольких поколений, если им позволяют свободно размножаться. Помимо рыбок, в некоторых садах держат черепах. Природная среда в садух предлагает места обитания, привлекающие диких животных; лягушки и птицы примечательны тем, что вносит свой вклад в приятный звуковой ландшафт.
Нисики-гои,. хранится в Аматэрасу в Великом святилище Исэ 2005.
Нисики-гой,. или парчовый (цветной) карп, декоративная рыба, разводимая для садов
Кои в Химедзи Сад Коко-эн
Большой карп в сад Суйдзэн -дзи
Ранние японские сады в степени следовали китайской модели, но постепенно японские сады развили свои собственные принципы и эстетику. Они были изложены в серии руководств по садоводству, начиная с Сакутейки («Записи о садоводстве») периода Хэйан (794–1185). Принципы священных садов, таких как сады храмов дзэн-буддизма, отличались от принципов садов для удовольствия или прогулок; Например, дзен-буддийские сады были созданы для того, чтобы их можно было увидеть в платформе с видом на весь сад, не заходя в сад, в то время как сады для прогулок предполагалось увидеть, прогуливаясь по саду и останавливаясь на несколько видов. точки. Однако они часто содержат общие элементы и используют и те же методы. Вот несколько основных принципов:
Миниатюризация . Японский сад - это миниатюрный идеализированный вид на природу. Скалы могут представлять горы, а пруды - моря. Иногда сад делают больше, помещая большие камни и деревья на переднем плане, а маленькие - на задний план.
Сокрытие (miegakure, «спрятаться и раскрыться»). Дзен-прогулочный сад предназначен для того, чтобы его можно было увидеть сразу, но чтобы рассматривать его по одному за раз, как свиток раскрашенный пейзажей. Объекты скрыты за холмами, рощами деревьев или бамбуком, стенами или сооружениями, которые можно построить, когда посетитель следует по извилистой тропе.
Заимствованные декорации (шаккей). Маленькие сады часто проектируются так, чтобы в качестве части вида были включены виды за пределами сада, такие как холмы, деревья или храмы. Это заставляет сад казаться больше, чем он есть на самом деле.
Асимметрия . Японские сады не построены по прямым осям или с одной особенностью, доминирующей над видом. Здания и садовые элементы обычно размещаются так, чтобы их было видно по диагонали, и тщательно скомпонованы в сценах, которые между прямыми углами, например, здания с естественными элементами, и вертикальными элементами, такими как камни, бамбук или деревья, с горизонтальными элементами, такими как вода.
Согласно историкам садов Дэвида и Мичиго Янг, в основе японского сада лежит принцип, согласно которому сад - это произведение искусства. «Хотя это и вдохновлено природой, это скорее интерпретация, чем копия; она должна казаться естественной, но не дикой ».
Пейзажный садовник Сейемон Кусумото писал, что японцы представляют «лучшее из рук природы. в ограниченном пространстве ».
Японские сады в период Хэйан были смоделированы по образцу китайских садов, но в период Эдо были явные различия.
Архитектура . Китайские сады - это здания в центре сада, занимающие часть площади сада. Здания располагаются рядом с центральным водоемом или над ним. Садовые постройки очень сложные, с большим архитектурным декорацией. В более поздних японских садх здания расположены далеко от водоема, простые простые украшения,с очень небольшим количеством украшений. Архитектура японского сада в степени или частично скрыта.
Точка обзора . Китайские сады спроектированы таким образом, чтобы их можно было увидеть изнутри, из зданий, галерей и павильонов в центре сада. Японские сады созданной так, чтобы их было видно снаружи, как в японских садах камней или дзен-садах; или с сад дорожки, петляющей через.
Использование камней . В китайском саду, особенно в период династии Мин, камни выбирались из-за их необычной формы или сходства с животными или горами и использовались для создания драматического эффекта. Часто они были звездами и украшением сада. В более поздних японских садх камни были меньше и располагались в более естественном порядке. интегрированы в сад.
Морские пейзажи. Китайские сады были вдохновлены китайскими внутренними пейзажами, особенно китайскими озерами и горами, в японских садах часто используются миниатюрные пейзажи японского побережья. В японских садах часто встречаются белые песчаные или галечные пляжи и скалы, которые кажутся покрыты волнами и приливом, что редко встречается в китайских садах.
chisen-shoyū-teien («сад с озером, заведением и лодкой») был завезен из Китая в период Хэйан (794–1185). Его также называют стилем синдэн-дзукури, по архитектурному стилю главного здания. Это была большая, богато украшенная сад с двумя крыльями, ведущими юг к большому озеру и саду. Каждое крыло заканчивалось павильоном, из которого гости смотрели видом на озеро. Посетители совершали экскурсии по озеру на небольших лодках. В этих садах были большие озера с небольшими островами, где музыканты играли во время фестивалей и церемоний, поклоняющиеся могли смотреть через воду на Будду. Оригинальных садов этого периода не сохранилось, но можно увидеть реконструкции в храмах Хэйан-дзингу и Дайкаку-дзи в Киото.
Хэйан-дзингу - это воссозданный старый императорский пруд-сад Киото.
Райский сад появился в конце периода Хэйан и был создан дворянами, принадлежащими к секте буддизма Амида. Они должны быть символизировать Рай или Чистую Землю (Дзёдо), где Будда сидел на платформе, созерцая пруд с лотосами. В этих садах был озерный остров Накадзима, где находился зал Будды, соединенный с берегом арочным мостом. Самым известным садом сохранившимся примером является Зала Феникса в Бёдо-ин храма, построенном в 1053 году в Удзи, недалеко от Киото. Другие примеры: храм Дзёрури-дзи в Киото, храм Энро-дзи в префектуре Нара, Хоконгоин в Киото Храм Моцу-дзи в Хираидзуми и сад Сирамизу Амидадо в городе Иваки.
Бёдо-ин Храм в Удзи, недалеко от Киото.
Ендзё-дзи Храм в префектуре Нара - хороший пример райского сада позднего периода Хэйан.
Дзёрури-дзи, райский сад в Киото. Пруд был выкопан монахами в 1150 году.
Каресансуи сады (枯 山水) или японские сады камней, которые стали популярными в Японии в 14 веке благодаря своим работам буддийского монаха Мусо Сосэки (1275–1351), построившего дзен-сады в пяти главных монастырях Киото. В этих садах белый песок или гравий вместо воды, тщательно уложенные камни, а иногда и камни и песок, покрытые мхом. Их цель - облегчить медитацию, они предназначены для наблюдения, сидя на крыльце резиденции ходзё, аббата монастыря. Самый известный пример - храм Рёан-дзи в Киото.
Сад Росан-дзи, Киото
Сад Зуихо, Киото
Дайсен-ин, Киото
чайный сад был создан в период Муромати (1333–1573) и период Момояма (1573–1600) как место для японской чайной церемонии, или чаною. Стиль сада получил свое название от roji, или пути к чайному домику, который должен вдохновлять посетителя на медитацию, чтобы подготовить его к церемонии. Есть внешний сад с воротами и крытой беседкой, где гости ждут приглашения войти. Они затем проходят через ворота во внутренний сад, где моют руки и полоскают рот, как войти в синтоистский храм, прежде чем войти в саму чайную. Тропа всегда влажная и зеленая, поэтому она будет похожа на отдаленную горную тропу, и нет ярких цветов, которые могли бы отвлечь посетителей от его медитации. В ранних чайных не было окон, но в более поздних чайных есть стена, через которую открывается вид на сад.
Чайная и родзи, или чайный сад, в Исэ Дзингу.
Традиционный чайхана и чайный сад в Кэнроку-эн Сад
Сад чайханы Уракуэн
Деревенские ворота садовой чайханы Кэйсун -ин в Киото
Прогулочные или прогулочные сады (ландшафтные сады в круглом стиле) появились в Японии в Эдо период (1600–1854 гг.), на виллах знати или военачальников. Эти сады были спроектированы для дополнения домов в новом архитектурном стиле сукия-дзукури, которые были созданы по образцу чайного домика. Эти сады нужно было увидеть, двигаясь по тропинке вокруг озера по часовой стрелке от одной тщательной сцены к другому. В этих садах использовались две техники, чтобы вызвать интерес: заимствованный пейзаж («шаккей»), в котором использовались виды на пейзажи за пределами сада, такие как горы или храмы, и включались их в вид, так что сад выглядел больше, чем это действительно было, и miegakure, или «прятки», которые использовались извилистые дорожки, заборы, бамбук и здания, чтобы скрыть пейзаж, чтобы посетитель не увидел его, пока не обратился на лучшую точку обзора. В садух периода Эдо также часто воссозданы известные пейзажи или сцены, вдохновленные литературой; Суйдзэн-дзи Джоджу-эн Сад в Кумамото имеет миниатюрную версию горы Фудзи, а Вилла Кацура в Киото имеет миниатюрную версию песчаной отмели Ама-но-хашидатэ в заливе Миядзу, недалеко от Киото. Сад Рикуги- в Токио небольшие пейзажи, вдохновленные восемьюдесятью восемью известными японскими поэмами.
Императорская вилла Кацура, прототип сада для прогулок
Сугаку-ин Императорская вилла, построенная в 1659 году, еще один классический пример прогулочного сада периода Эдо
Два холма, покрытые стриженной бамбуковой травой, которые предлагают гору Лу в Китае. Эта особенность находится в саду Койсикава Коракуэн в Токио.
Суйдзэн-дзи Джоуджу-эн Сад, основанный в 1636 году, имеет миниатюрную копию горы Фудзи. Деревья в верхней части холма обрезаются, чтобы они были меньше, чтобы гора выглядела выше.
Маленькие сады изначально были найдены во внутренних двориках (нака-нива, «внутренний сад») дворцов периода Хэйан были предназначены для возможности увидеть природу и немного уединения для жителей задней части дома. Они были всего лишь цубо, или около 3,3 квадратных метра, откуда и произошло название цубо-нива. В период Эдо купцы начали строить небольшие сады за своими магазинами, выходящими на улицу, и своими резиденциями, расположенными в задней части. Эти крошечные сады предназначались для того, чтобы их использовали, чтобы их не входили в них, и обычно в них были каменные фонарь, ступеньки и несколько растений. Сегодня цубо-нива можно найти во многих японских резиденциях, отелях, ресторанах и общественных зданийх. Хороший пример из периода Мэйдзи находится на вилле Мурин-ан в Киото. Тотэкико - знаменитый сад камней во внутреннем дворе.
Сад Эрмитажа - это небольшой сад, обычно построенный самураем или правительственным чиновником, который хотел уйти от общественной жизни и посвятить себя учебе или медитации. Он примыкает к деревенскому дому, и к нему ведет извилистая дорожка, что говорит о том, что он находится в глубине леса. Здесь может быть небольшой пруд, японский сад камней и другие элементы садов в миниатюре, созданные для создания спокойствия и вдохновения. Примером может служить сад Сисэн-до в Киото, построенный бюрократом и ученым, сосланным сёгуном в 17 веке. Сейчас это буддийский храм.
Первое руководство Японского садоводства был Сакутейки («Записи о садоводстве»), вероятно, написанное в конце одиннадцатого века Татибана-но Тосицуна (1028–1094). Ссылаясь на даже более старые китайские источники, он объясняет, как организовать сад, от размещения камней и ручьев до правильной глубины прудов и высоты каскадов. Хотя он был основан на более ранних принципах китайского сада, он также выражал идеи, уникальные для японских садов, такие как острова, пляжи и скальные образования, имитирующие японские морские пейзажи.
Помимо советов, Сакутейки также дает ужасные предупреждения о что будет, если правила не соблюдаются; автор предупреждает, что если поставить в саду вертикально камень, в природе был в горизонтальном положении, то хозяину это принесет несчастье. А если рядом с галереей поставить большой камень, обращенный на север или запад, владелец сада вынужден уйти до того, как пройдет год.
Еще одно влиятельное произведение в японском саду, бонсеки, бонсай и родственные искусства - это «Рифмапроза в миниатюрном ландшафтном саду» (около 1300 г.) монаха дзэн Кокан Ширен, в которой объясняется, как медитация в миниатюрном саду очищает чувства и разум и привел к пониманию правильных отношений между человеком и природой.
Другими влиятельными садовыми руководствами, которые помогли определить эстетику японского сада, являются Senzui Narabi ni Yagyo no Zu, написанные в пятнадцатом районе и Tsukiyama Teizoden (Строительство горных, водных полевых ландшафтов на склонах холмов) гор и создание садов) 18 века. Традиция японского садоводства исторически передавалась от сенсея ученику. Вступительные иллюстраций для ландшафта гор, водоемов и полей на склоне холмов (1466 г.): «Если вы не получили устные передачи, вы не должны разбивать сады», заключительное примечание: «Никогда не показывайте это письмо посторонним. должен держать это в секрете ».
Эти садовые пособия изучаются и сегодня.
В период Хэйан о садах часто писали стихи. Поэма в одной антологии того периода, «Кокин-шу», этот Кикусима, или остров христантем, найденный в пруду Осава в большом саду периода, называемого Сага-ин.
В другом стихотворении периода Хэйан, в Хякунин иссю, в том же саду описывается каскад скал, имитирующие водопад:
В японской культуре садоводство - это высокое искусство, равное искусству каллиграфии и рисования тушью. Сады трехмерными учебниками даосизма и дзен-буддизма. Иногда урок очень буквальный; в саду Сайхо-дзи был пруд в форме японского иероглифа shin (心) или xīn по-китайски, сердце китайской философии, газетный иероглиф, но это полный курсив, суё стиль (草書) голени, которая будет работать; Соушо, это хорошо названное «письмо травы», действительно было подходящим для садоводческих целей, потому что в скорописном письме формы символов меняются в зависимости от контекста и, конечно же, поскольку оно написано курсивом, в зависимости от человека, то есть персонаж будет написан одним росчерком карандаша, он будет соответствовать душевному состоянию и контексту, а не газетной печати. Однако обычно уроки заключаются в расположении камней, воды и растений. Например, цветок лотоса несет особое сообщение; Его корни находятся в иле на дне пруда, что символизирует страдания человека, но его цветок чисто-белый, символизирующий чистоту духа, которой можно достичь, следуя учениям Будды.
Японские сады камней были задуманы как интеллектуальные головоломки для изучения и решения монахов, которые жили рядом с ними. Они следовали тем же принципам, что и суйбоку-га, черно-белые картины японскими красками того же периода, которые, согласно принципам дзен-буддизма, пытались достичь максимального эффекта, используя минимум основных элементов.
«Улавливание сом с тыквой »ДжозетсуОдним из художников, оказавших влияние на японский сад, был Джозетсу (1405–1423), китайский монах дзэн, который переехал в Японию и представил новый стиль рисования тушью., отойдя от романтических туманных пейзажей более раннего периода и используя асимметрию и области белого пространства, похожие на белое пространство, созданное песком в садах дзен, чтобы выделить и выделить гору, ветвь дерева или другой элемент его картины. Он стал главным художником Сёгуна и оказал влияние на поколение художников и садовых дизайнеров.
. Японские сады также следуют принципам перспективы японской пейзажной живописи, которая включает в себя плоскость крупным планом, промежуточную плоскость и дальнюю. самолет. Пустое пространство между разными плоскостями имеет большое значение и заполнено водой, мхом или песком. Дизайнеры сада использовали различные оптические приемы, чтобы придать саду иллюзию большего размера, чем он есть на самом деле, за счет заимствования декораций («шаккей»), использования отдаленных видов за пределами сада или использования миниатюрных деревьев и кустов чтобы создать иллюзию, что они далеко.
министр образования, культуры, спорта, науки и технологий правительства Японии назначает наиболее заметные из живописных мест страны, как Особые живописные места, в соответствии с Законом об охране культурных ценностей. По состоянию на март 2007 г. в список включены 29 объектов, более половины из которых являются японскими садами (жирным шрифтом в статьях указано Объекты всемирного наследия ):
) Однако министр образования не имеет права распоряжаться какой-либо имперской собственностью. Эти два сада, находящиеся в ведении Императорского двора, также считаются великими шедеврами.
Несколько японских садов были построены в <362 г.>Японский Тайвань период.
Эстетика японских садов представлен русскоязычному сообществу издательством «Пейзажное садоводство в Японии» Джозайи Кондера (Kelly Walsh, 1893). Это привело к появлению первых японских садов на Западе. Второе издание потребовалось в 1912 году. Принципам Кондера иногда было трудно следовать:
Японский метод, лишенный местной одежды и манер, раскрывает эстетические принципы, применимые к садум любой страны, обучая, как это происходит в стихотворении или изобразить композицию, которая, при всем ее без последствий, лишена единства и смысла.
«Строительство сада в Японии» Сэмюэля Ньюсома (1939) предлагает японскую эстетику в качестве поправки при строительстве садов камней, которые возникли совершенно по-разному на Западе из-за стремления середины XIX века выращивать альпийские деревья, приближенные к альпийской осыпи.
Согласно Обществу истории садов, японский пейзаж садовник Сейемон Кусумото участвовал в создании около 200 садов в Великобритании. В 1937 году он выставил сад камней на Выставка цветов в Челси и работал над поместьем Бернгрив в Богнор-Реджисе, а также над японским садом в Коттед в Хартфордшире. Пышные дворы Du Cane Court - многоквартирного дома в стиле ар-деко в Бэлхэме, Лондон, построенного между 1935 и 1938 годами, были спроектированы Кусумото. Во всех четырех дворах изначально могли быть пруды. Выжил только один, и в нем есть кои. Есть также несколько каменных фонарей, которые символизируют свет на жизненном пути; Точно так же дорожки через сады не прямые. японский клен, японский анемон, вишневые деревья, вечнозеленые растения и бамбук - другие типовые особенности садов Du Cane Court.
По словам Дэвида А. Слоусон, многие японские сады, воссозданные в США, имеют «музейное качество». Он также пишет, однако, что по мере того, как сады были введены в западный мир, они стали более американизированными, что уменьшило их естественную красоту.
Англия
Японский сад, Таттон-ПаркСеверная Ирландия
Шотландия
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Японскими садами. |