Японский сад

редактировать
Сайхо-дзи, возникший в 1339 году и также известный как «Моховой сад», расположенный в Киото

Японские сады (日本 庭園, nihon teien) - это традиционные сады, дизайн сопровождается японской эстетикой и философскими идеями, избегая искусственных украшений и подчеркивая природный ландшафт. Растения и потертые состаренные материалы обычно используются японскими садовыми дизайнерами, чтобы предложить древний и далекий природный ландшафт и выразить хрупкость существования, а также неудержимое продвижение времени.

Древний Японское искусство вдохновляло дизайнеров садов прошлого. К периоду Эдо японский сад имел свой особый облик.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 В древности
    • 1.3 Период Нара (710–794))
    • 1.4 Периоды Хэйан (794–1185)
    • 1.5 Периоды Камакура и Муромати (1185–1573)
    • 1.6 Периоды Момояма (1568–1600)
    • 1.7 Периоды Эдо (1615–1867)
    • 1.8 Период Мэйдзи (1868–1912)
    • 1.9 Современные японские сады (с 1912 года) по настоящее время)
  • 2 Садовые элементы
    • 2.1 Вода
    • 2.2 Камни и песок
    • 2.3 Садовые мосты
    • 2.4 Каменные фонари и водоемы
    • 2.5 Садовые заборы, ворота и устройства
    • 2.6 Деревья и цветы
    • 2.7 Рыбы
  • 3 Эстетические принципы
  • 4 Различия между японскими и китайскими садами
  • 5 Стили сада
    • 5.1 Chisen-shoyū-teien или пруд
    • 5.2 Райский сад
    • 5.3 Сухие альпинарии Каресансуи
    • 5.4 Roji или чайные сады
    • 5.5 Kaiyū-shiki-teien, или прогулочные сады
    • 5.6 Малые городские сады
    • 5.7 Сад Эрмитаж
  • 6 Литература и искусство японского сада
    • 6.1 Руководства по садоводс тву
    • 6.2 Сады в литературе и поэзии
    • 6.3 Философия, живопись и японский сад
  • 7 Японские сады, заслуживающие внимания
    • 7.1 В Японии
    • 7.2 В Тайвань
    • 7.3 В русскоязычных странах
      • 7.3.1 Австралия
      • 7.3.2 Канада
      • 7.3.3 Соединенное Королевство
      • 7.3.4 Ирландия
      • 7.3.5 США
    • 7.4 В других странах
  • 8 См. Также
  • 9 Источники и цитаты
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

История

Происхождение

Идея этих уникальных садов возникли в период Аски. Японские купцы видели сады, которые строились в Китае, и привезли в Японию многие из китайских методов и стилей садоводства. Сегодня традиция японского садового искусства по-прежнему популярна во всем, многие восточные и западные практики практикуют себя через эту среду.

Исэ Дзингу, синтоистский храм, возникший в VII веке в окружении белого гравия

Японские сады впервые появились на острове Хонсю, большой центральный остров Япония. На их эстетику повлияли отличительные особенности ландшафта Хонсю: изрезанные вулканические пики, узкие долины, ручьи с водопадами и каскадами, озера и пляжи из небольших камней. На них также повлияло богатое разнообразие цветов и различных видов деревьев, особенно вечнозеленых деревьев на островах, и четыре различных сезона в Японии, включая жаркое влажное лето и снежную зиму.

Японские сады уходят корнями в японскую религию синто, с ее историей создания восьми совершенных островов и синчи, озер богов. Доисторические синтоистские святилища ками, богов и духов, находятся на пляжах и в лесах по всему острову. Доисторические святынини часто имели форму необычных камней или деревьев, отмеченных нитями из рисового волокна (сименава ) и окруженных белыми камнями или галькой, отмеченными чистотой. Белый стал отличительной чертой синтоистских святилищ, императорских дворцов, буддийских храмов и дзен-садов.

Японские сады также находились под сильным районом китайской философии даосизма и Амиды. Буддизм, завезенный из Китая примерно в 552 году. В даосских легендах говорится о пяти горных островах, населенных восемью бессмертными, которые жили в полной гармонии с природой. Каждый Бессмертный вылетел из своего горного дома на спине крана. Сами острова располагались на спине огромной морской черепахи. В Японии пять островов китайской легенды превратились в один остров, названный Хорай-дзэн, или гора Хорай. Копии этой легендарной горы, символа совершенного мира, являются общей чертой японских садов, так же как и скалы, изображающие черепах и журавлей.

В древности

Самые ранние зарегистрированные японские сады были сады удовольствия японских императоров и знати. Они упоминаются в нескольких кратких отрывках из Нихон Сёки, первой хроники японской истории, опубликованной в 720 году. Весной 74 года в хронике записано: «Император Кэйко >Посадили несколько карпов в пруд и радовались их утром и вечером». В следующем году «Император спустил на воду двухкорпусную лодку в пруду Иджиши в Ихаре, и поднялся на борт со своей императорской наложницей, и они вместе пировали на пышной кухне». А в 486 г. «Император Кэндзо вошел в сад и пировал на берегу извилистого ручья»

Китайский сад оказал очень сильное влияние на ранние японские сады. Примерно в 552 году буддизм был официально установлен из Китая через Корею в Японию. Между 600 и 612 годами японский император направил четыре посольства ко двору китайской династии Суй. Между 630 и 838 годами японский двор отправил еще пятнадцать посольств двору династии Тан . В эти миссии, в каждой из которых входило более пятисот человек, были дипломаты, ученые, студенты, буддийские монахи и переводчики. Они привезли китайскую письменность, предметы искусства и подробные описания китайских садов.

В 612 году императрица Суйко построила сад с искусственной горой, представляющей Шуми-Сен, или гору Сумеру, которая в индуистских и буддийских легендах считается в центре мира. Во время правления той же императрицы один из ее миниатюрных, представляющих собой бессмертных островов восьмимертных, известных в китайских легендах и Даосская философия. Этот дворец собственностью японских императоров, назывался «Дворец островов» и несколько раз упоминался в Манъёсю, «Собрании бесчисленных листьев», старейшей известной коллекции Японская поэзия.

Судя по небольшому количеству литературных и археологических свидетельств, японские сады того времени были скромными версиями Императорских садов династии Тан, большими озерами, разбросанными с искусственными островами и искусственными горами. Края пруда были построены из тяжелых в качестве насыпи. Хотя эти сады имели некоторую буддийскую и даосскую символику, они были задуманы как сады удовольствий и места для фестивалей и торжеств.

Период Нара (710–794)

Вид на главный павильон садов Восточного дворца (東 院 庭園).

Период Нара назван в честь его столицы Нара. Первые подлинно японские сады в этом городе были построены в конце восьмого века. Береговые линии и каменная кладка были натуралистичными, в отличие от более тяжелого, более раннего континентального строительства краев пруда. При раскопках были обнаружены два таких сада, оба из которых использовались для празднеств написания стихов. Один из этих садов, сад Восточного дворца в дворце Хейдзё, Нара был полностью реконструирован с использованием того же места и даже оригинальных садовых элементов, которые были раскопаны.

Период Хэйан (794–1185)

В 794 году, в начале периода Хэйан, японский двор перенес свою столицу в Хэйан-кё ( ныне -день Киото). В этот период существовало три различных типа садов: дворцовые сады и сады знати в столице, сады вилл на окраине города и сады храмов.

Архитектура дворцов, резиденций и садов в период Хэйан следовала китайской практике. Дома и сады были выровнены по оси север-юг, с резиденцией на севере и церемониальными зданиями главным садом на юге, было два длинных крыла на юге, как подлокотники кресла, с садом между ними. В садух было одно или несколько озер, соединенных мостами и извилистыми ручьями. Южный сад императорских резиденций обладатель сугубо японской чертой: большой пустой участок из белого песка или гравия. Император был главным жрецом Японии, а белый песок олицетворял чистоту и был местом, куда можно было пригласить богов. Эта территория использовалась для религиозных церемоний и танцев для приветствия богов.

Планировка самого сада была строго определена в соответствии с принципами традиционной китайской геомантии, или Фен-шуй. В первой известной книге об искусстве японского сада, Сакутейки (Записи о садоводстве), написанной в 11 веке, говорилось:

Это хорошее предзнаменование, чтобы поток пришел в сад, пройдите под домом, а затем вы нажмите с юго-востока. Таким образом, вода синего дракона унесет всех злых духов из дома к белому тигру.

Императорские сады периода Хэйан были водными садами, где посетители прогуливались в элегантных покрытых лаком лодках, слушают музыку, рассматривают далекие горы, поют, читают стихи, рисуют и любуются пейзажами сада. Общественная жизнь в садух запоминается в классическом японском романе Сказание о Гэндзи, написанном около 1005 лет фрейлиной императрицы Мурасаки Сикибу. Следы одного из таких искусственных озер, Осава но икэ, около храма Дайкаку-дзи в Киото, все еще можно увидеть. Он был построен Императором Сагой, правившим с 809 по 823 год, и, как говорят, был вдохновлен озером Дунтин в Китае.

Уменьшенная копия из Императорского дворца Киото 794 года, Хэйан-дзингу был построен в Киото в 1895 году в честь 1100-летия города. Южный сад славится цветением сакуры весной и азалиями в начале лета. Западный сад известен выращиванием ирисов в июне, а большое озеро в восточном саду напоминает о неспешных вечеринках на лодках 8-го века. Ближе к концу периода Хэйан появился новый стиль садовой архитектуры, разработанные последователи буддизма Чистой Земли. Они назывались «Райские сады», построенные, чтобы представлять легендарный рай на Западе, где правил Амида Будда. Они были построены дворянами, которые хотели утвердить свою власть и независимость от имперского дома, который становился все слабее.

Бёдо-ин : Сад Дзёдо-сики

Лучшим сохранившимся примером Райского сада Бёдо-ин в Удзи, недалеко от Киото. Первоначально это была вилла Фудзивара Мичинага (966–1028), который выдал своих дочерей замуж за сыновей Императора. После его смерти превратил виллу в храм, а в 1053 году построил Зал Феникса, который стоит до сих пор.

Зал построен в традиционном стиле китайского храма династии Сун на острове в озере. Здесь находится позолоченная статуя Будды Амитабхи, смотрящая на запад. В озере перед храмом находится небольшой островок из белых камней, представляющий гору Хораи, дом восьми бессмертных даосов, соединенную с храмом мостом, который символизировал путь в рай. Он был разработан для медитации и созерцания, а не как сад удовольствий. Это был урок даосской и буддийской философии, созданный с использованием ландшафта и архитектуры, и прототип для будущих японских садов.

Известные вспомогательные или воссозданные сады Хэйан включают:

периодов Камакура и Муромати (1185–1573)

Кинкаку-дзи, Золотой павильон (1398) Дзэн-сад камней Рёнан-дзи ( конец 15 века)

Слабость императоров и соперников феодалов полководцы привели к двум гражданским войнам (1156 и 1159), которые разрушили большую часть Киото и его садов. Столица переместилась в Камакура, а затем в 1336 году обратно в квартал Муромати в Киото. Императоры правили только номинально; реальная власть принадлежала военному губернатору сёгуну. В этот период правительство возобновило отношения с Китаем, которые были прерваны почти триста лет назад. Японские монахи снова отправились учиться в Китай, а китайские монахи прибыли в Японию, спасаясь от монгольских нашествий. Монахи принесли с собой новую форму буддизма, названную просто дзен, или «медитация». Первый сад дзэн в Японии был построен китайским священником в 1251 году в Камакуре. Япония пережила возрождение религии, искусства и особенно садов.

Многие знаменитые храмовые сады были построены в начале этого периода, в том числе Кинкаку-дзи, Золотой, построенный в 1398 году и Гинкаку-дзи, Серебряный павильон, построенный в 1482 году. В некотором смысле они следовали принципам дзэн спонтанности, чрезвычайной простоты и умеренности, но в остальном они были традиционными китайскими храмами династии Сун; верхние этажи Золотого павильона были покрыты сусальным золотом, и их окружали традиционные водные сады.

Самым известным садовым стилем, изобретенным в этот период, был дзен-сад, или японский сад. Один из лучших примеров и один из самых известных из всех японских садов - Райан-джи в Киото. Этот сад всего 9 метров в ширину и 24 метра в длину. Он состоит из белого песка, тщательно расчищенного, чтобы напоминать воду, и пятнадцати скал, аккуратно, как небольшие острова. Он предназначен для поддержки настоятеля монастыря. Было много споров о том, что должны изображать камни, но, как писал историк сада Гюнтер Нитшке, «сад в Рёндзи не символизирует. Он не имеет ценности, представляя какую-либо природную красоту, которую можно найти в мир, реальный или мифический. Я рассматриваю это как абстрактную композицию «естественных» объектов в пространственную композицию, функция которой состоит в том, чтобы побуждать к посредничеству ».

Некоторые из известных садов дзэн Работа одним мужчиной; Мусо Сосэки (1275–1351). Он был монахом, потомком в девятом поколении императора Удача. Он также был выдающимся придворным политиком, писателем и организатором, который вооружил и финансировал корабли для открытия торговли с Китаем и основал организацию под названием «Пять гор», состоящую из самых могущественных дзенских монастырей в Киото. Он отвечал за строительство дзен-дзи Нандзэн-дзи ; Сайхо-дзи (Моховой сад); и Тенрю-дзи.

Известные сады периодов Камакура и Муромати включают:

Период Момояма (1568–1600)

В саду замка Токусима (1592) на острове Сикоку есть вода и огромные скалы. Он должен был быть виден сверху, из смотровой площадки.

Период Момояма был коротким, всего 32 года, и был в основном занят войнами между даймё, лидеры феодальных японских кланов. Новыми центрами силы и культуры в Японии были укрепленные замки даймё, вокруг которых возникли новые города и сады. В характерном для того времени саду был один или несколько прудов или озер рядом с главной резиденцией, или шоин, недалеко от замка. Эти сады должны были быть видны сверху, из замка или резиденции. Даймё развили машины резки и подъема больших камней, чтобы строить свои замки, и у них были армии солдат, которые перемещали их. Искусственные озера были окружены пляжами из мелких камней и украшены расположением валунов, с мостами из натурального камня и ступеньками. В саду этого периода сочетались элементы прогулочного сада, который должен быть виден с извилистых садовых дорожек, такими как искусственные горы, предназначенные для созерцания издалека.

Самый большой знаменитый такой сад, построенный в 1592 году, находится недалеко от замка Токусима на острове Сикоку. Его примечательными особенностями является мост длиной 10,5 метров из двух натуральных камней.

Еще один известный сад того периода, который все еще существует, - Санбо-ин, перестроенный Тоётоми Хидэёси в 1598 году, чтобы отпраздновать праздник цветения сакуры и воссоздать великолепие старинного сада. Над проектом работали триста садовников, вырыли озера и установили семьсот валунов на площади 540 квадратных метров. Сад был спроектирован так, чтобы его можно было видеть с веранды главного павильона или из «Зала чистого взгляда», расположенного на более высоком уровне в саду.

В восточной части сада, на полуострове, расположено множество камней, изображающих мифическую гору Хорай. Деревянный мост ведет к острову, изображающему журавль, а каменный мост соединяет этот остров с другим, представляющим черепаху, который соединен засыпанным землей мостом с полуостровом. В саду также есть водопад у подножия лесистого холма. Одной из характерных черт сада периода Момояма, видимого в Санбо-ин, является непосредственная близость зданий к воде.

В период Момояма также возникло чаною (чайная церемония), тясицу (чайный домик) и родзи (чайный сад). Чай был завезен в Японию из Китая буддийскими монахами, которые использовали его как стимулятор, чтобы не уснуть во время длительных периодов медитации. Первый великий мастер чая, Сэн но Рикю (1522–1591), до мельчайших подробностей определил внешний вид и правила чайного домика и чайного сада, следуя принципу ваби (侘 び) «трезвой изысканности». и спокойствие ».

Согласно правилам Сэн-но Рикю, чайный домик должен был быть домом монаха-отшельника. Это было небольшое и очень простое деревянное строение, часто с соломенной крышей, внутри которого было достаточно места для двух татами циновок. Единственное украшение разрешено внутри свитка с надписью и веткой дерева. Из него не было вида на сад.

Сад тоже был маленьким, и его постоянно поливали, чтобы он стал влажным и зеленым. Обычно на нем было вишневое дерево или вяз, чтобы придать цвет весной, но в остальном не было ярких цветов или экзотических растений, которые отвлекали бы внимание посетителя. Дорожка вела ко входу в чайхану. Вдоль дорожки стояла скамейка для гостей и уборная, а также каменный бассейн возле чайханы, где гости ополаскивали руки и рот перед тем, как войти в чайную через маленькую квадратную дверь, называемую нидзири-гучи, или «ползание- на входе ", для прохождения которой требуется низко наклониться. Сен-но Рикю постановил, что сад следует оставить нетронутым за несколько часов до церемонии, чтобы листья были разбросаны естественным образом на тропинке.

Известные сады того периода включают:

Последняя правка сделана 2021-05-24 03:17:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте