Японский крейсер Saien (бывший китайский крейсер Jiyuan) в Куре в марте 1895 года | |
История | |
---|---|
Имперский Китай | |
Имя: | Цзиюань |
Строитель: | AG Vulcan Stettin, Stettin, Германия |
Заложен: | 16 января 1883 г. |
Запущен: | 1 декабря 1883 г. |
Завершен: | август 1884 |
Введен в эксплуатацию: | 11 июня 1885 г. |
Судьба: | Приз война с Японией, 16 марта 1895 г. |
Японская империя | |
Имя: | Сайен |
Приобретено: | 16 марта 1895 г. |
Судьба: | Заминировано off Порт-Артур, 30 ноября 1904 г. |
Общие характеристики | |
Тип : | Крейсер |
Водоизмещение : | 2300 длинных тонн (2337 т) |
Длина: | 236 футов (71,9 м) |
Ширина: | 34,5 футов (10,5 м) |
Осадка: | 17 футов (5,2 м) |
Установленная мощность: | |
Привод: | 2 × паровые машины с расширительным газом, два вала |
Скорость: | 15 узлов (28 км / ч; 17 миль / ч) |
Состав: | 180 |
Вооружение: |
|
Броня: |
|
Jiyuan (упрощенный китайский : 济 远 ; традиционный китайский : 濟 遠; пиньинь : Цзиюань, иногда Чиюань; Уэйд-Джайлс : Ци Юань), был защищенным крейсером из Императорский флот Китая, приписан к флоту Бэйян. Она была построена в Германии, поскольку в то время в Китае не хватало промышленных объектов, необходимых для их строительства. Изначально Jiyuan задумывался как третий броненосный корабль класса Dingyuan, но был уменьшен в размерах из-за проблем с финансированием. По завершении ей не разрешили плыть в Китай во время китайско-французской войны.
. В Первой китайско-японской войне она участвовала в битве при Пунгдо, и в битве на реке Ялу, в результате которой был казнен ее капитан. Она была захвачена Императорским флотом Японии как военный приз в битве при Вэйхайвэй и получила звание Сайен (済 遠巡洋艦, Saien jun'yōkan) 16 марта 1895 г. Под японским флагом он использовался для бомбардировки позиций во время японского вторжения в Тайвань и был потоплен 30 ноября 1904 г. после удара по русскому шахта во время битвы при Порт-Артуре в русско-японской войны.
Когда Цзиюань изначально была заказана Императорским флотом Китая, она должна была быть третьим броненосным кораблем класса Динъюань, построенным AG Vulcan Stettin в Штеттине, Германия. Китайцы искали более крупные военные корабли на британских верфях, но переговоры зашли в тупик. Вместо этого они обратились к немецким верфям, с которыми китайцам удалось договориться о сделке. Заказы на три броненосца были размещены после постройки немецкого класса Sachsen. Из-за проблем с финансированием он был уменьшен до размера защищенного крейсера, а запланированная постройка с дюжины кораблей была уменьшена до этих трех.
Jiyuan смещено 2300 длинных тонн (2337 т) и измерено 236 футов (72 м) в длину, с балкой 34,5 футов (10,5 м).) и средней осадкой 17 футов (5,2 м). Двигательная установка состояла из 2800 лошадиных сил (2100 киловатт), вырабатываемых парой паровых двигателей с двойным расширением с двумя валами, что позволяло развивать крейсерскую скорость 15 узлов (28 километров в час; 17 миль в час). Обычно она оснащалась одной военной мачтой, но для морского перехода из Германии в Китай она была оборудована дополнительными мачтами и парусами
Броня Цзиюаня состояла из двух 10-дюймовых (254,0 мм)) толстые стальные барбеты вокруг ее основных орудий, 2 дюйма (51 мм) толщиной оружейные щиты вокруг остальных и 3 дюйма (76 мм) толщиной палуба броня. Ее основным вооружением были две ее казенной части 8,2 дюйма (210 мм) орудия Круппа, установленных на барбете в передней части корабля. У нее было еще 5,9 дюйма (150 мм), установленное на заднем барбете орудие Круппа, пять пушек Гочкиса и четыре надводных торпедных аппарата.
Цзиюань была заложена 16 января 1883 года. После спуска со верфи в Штеттине 1 декабря, она была завершена в августе следующего года. Из-за продолжающейся китайско-французской войны трем построенным Штеттином кораблям не разрешили отправиться в Китай и они были задержаны на следующие десять месяцев. 3 июля 1885 года Цзиюань, Динъюань и Чжэньюань отправились из Киля, Германия, в путешествие в Китай с немецкой командой. По пути они остановились в Девонпорте, Англия; Гибралтар ; Аден, Йемен и Коломбо, Шри-Ланка. В конце октября корабли прибыли в форты Таку в Китае, где были погружены китайские экипажи. Их прибытие означало создание нового послевоенного флота Бэйян с линкорами в центре формирования.
Флот базировался из недавно расширенного Порт-Артура (сейчас Район Люшунькоу ), однако, так как порт замерз зимой, и Цзиюань, и линкоры провели часть года в Шанхае. Три корабля работали вместе с крейсерами Chaoyong и Yangwei на учениях, проводившихся в 1886 году. В конце концов, несколько кораблей флота Бэйян вышли из Шанхая в Гонконг. 1889 г., в том числе Цзиюань. Они плыли на Сингапур, а затем вернулись в Шанхай в апреле следующего года.
К моменту Первой китайско-японской войны в 1894 году, Цзиюань был капитаном Фан Пай-чен. Она была в числе нескольких кораблей, которые должны были сопровождать военные корабли, направлявшиеся в Корею в июне 1894 года. Цзиюань отправилась 22 июля вместе с канонерской лодкой из Вэйхайвэй (ныне Вэйхай ) для Асана в Корее, начало обратного пути 25 июля. Эти два корабля должны были встретиться с военным кораблем Kowshing, но вместо этого столкнулись с тремя крейсерами Императорского флота Японии в битве при Пунгдо. Цзиюань попыталась пройти близко к японскому крейсеру Naniwa, так как ее капитан ожидал торпедной атаки с близкого расстояния. Два других японских крейсера, Ёсино и Акицусима, также начали стрелять по Цзиюаню.
Цзиюань была поражена множеством снарядов, вывести из строя ее переднюю пушку Круппа и серьезно повредив все конструкции над ее поясом брони. Капитан Фанг приказал на полной скорости бежать к Вайхайвэй, Ёшино преследовал его. Отчеты разошлись по поводу того, почему более быстрый японский крейсер не обогнал Цзиюаня: в одном утверждении говорилось, что установленное на корме орудие Круппа Цзиюаня попало в мостик Ёсино, а в другом указывается, что выстрел был произведен Куанг И. Пока Цзиюань сбежал, «Куанг И» сражался с двумя оставшимися крейсерами, пока не оказался в дыре и не затонул, после чего он был выброшен на берег, чтобы позволить своей команде сбежать. Когда Ци Юань направился в Вэйхайвэй, она миновала Ковшинг, который все еще направлялся в Корею. Военный корабль был остановлен японцами, и после длительных переговоров он был потоплен с потерей большого количества солдат и экипажа на борту.
По прибытии в Вэйхайвэй он был отправлен в Порт-Артур для ремонта. Капитан Фан из Цзиюаня был предан военному суду за свои действия, но был признан невиновным и вернулся к исполнению своих обязанностей. Jiyuan был отремонтирован и воссоединился с флотом 7 августа в Вэйхайвэй, незадолго до того, как японцы атаковали порт тремя днями позже, обстреляв оборонительные форты перед уходом. 17 сентября в битве на реке Ялу он находился на крайнем левом фланге китайской линии в боевой паре с крейсером. Цзиюань сразу же подала сигнал о том, что она повреждена, и ее отозвали. Корабль маневрировали на ближайшем мелководье, где экипажу было трудно управлять судном, и вместо этого он вернулся в бой. При этом он столкнулся с китайским крейсером Chaoyong, который впоследствии затонул. В какой-то момент во время битвы капитан Фанг был освобожден от своих обязанностей старшим лейтенантом Шен Су Чан, но Фанг вернулся к командованию после того, как Шен был убит.
Затем Цзиюань отправился обратно в Порт-Артур, где иностранец инженер отказался больше обслуживать капитана судна и ушел. Капитан Фанг Пэ-Киен был казнен за свои действия в бою, а командование перешло к старшему лейтенанту Хуан Цу-Ляню. Из уцелевших китайских военных кораблей в битве «Цзиюань» пострадал меньше всего. Когда другие уцелевшие корабли прибыли в Порт-Артур, их орудия были одеты в красный цвет. Цзиюань была исключением, без украшений и пришвартовалась вдали от других судов.
Она была одним из нескольких китайских кораблей, застрявших в гавани Вэйхайвэй, когда японцы осадили зимой в начале 1895 г. 107>Битва при Вэйхайвэй. Хуан отказался покинуть Цзиюань, чтобы обратиться за медицинской помощью из-за травм, полученных во время битвы; вместо этого его раны были перевязаны, и он продолжил свои обязанности. Затем ему прострелили бедро, и он продолжал отказываться от лечения. Через несколько минут он был убит разрывным снарядом, выпущенным японским судном. Адмирал Дин Ручан, командовавший флотом, сдался 12 февраля и вскоре после этого покончил жизнь самоубийством. В обмен на капитуляцию всего военного имущества, включая флот, японцы пообещали хорошее поведение. Позже Цзиюань был зачислен в Императорский флот Японии как Сайен, то же имя китайского иероглифа.
Сайен был немедленно отправлен на службу в Японии. Во время японского вторжения в Тайвань позже, в 1895 году, она была назначена вместе с шестью другими кораблями для бомбардировки береговой обороны Такоу (Гаосюн ). Флот прибыл к побережью 12 октября, предупредив иностранные суда, что атака начнется в 7 часов утра следующего дня. Японские корабли атаковали по расписанию, обстреливая оборону, пока через полчаса они не прекратили ответный огонь. В 14:00 корабли сократили дистанцию до пляжа и начали спуск лодок с войсками в воду. Их силы успешно захватили прибрежный форт к 14:35.
Японцы переоборудовали Сайен в 1898 году, частично заменив ее существующие орудия Гочкиса на восемь скорострельных 6-фунтовых пушек. Поддерживая японскую императорскую армию после битвы при Порт-Артуре на начальных этапах русско-японской войны 1904–1905 годов, Сайен нанес удар по подводной русской шахта 30 ноября 1904 года. Восемь членов экипажа в машинном отделении сразу же погибли в результате взрыва, крейсер быстро затонул в течение следующих двух минут. За это время удалось спустить на воду только две лодки, что спасло 70 членов экипажа, а также коллекцию различных предметов, доверенных им офицерами, таких как сигнальная книга и некоторые картины императорской семьи.
Канонерская лодка Акаги находился поблизости, обстреливал позиции противника и после взрыва перешел на Сайен. Вместе между катерами, «Акаги» и другой канонерской лодкой был спасен 191 офицер и экипаж. Капитан Сайена Тадзима был потерян, как и еще 39 человек. Место крушения находится на 38 ° 51'N 121 ° 05'E / 38,850 ° N 121,083 ° E / 38,850; 121.083. Потеря Saien считалась незначительной из-за ее возраста и возможностей по сравнению с другими кораблями японского флота. Он был одним из нескольких японских кораблей, которые были заминированы в Порт-Артуре в этот период, включая линкоры до дредноута Hatsuse и Yashima, которые продемонстрировали полезность морские мины для защиты гавани.
Координаты : 38 ° 51'N 121 ° 05'E / 38,850 ° N 121,083 ° E / 38,850; 121.083