Джейн Стирлинг

редактировать
Портрет Джейн Стерлинг работы Ахилла Деверия

Джин («Джейн») Вильгельмина Стерлинг (15 июля 1804 г. - 6 февраля 1859 г.) была шотландской пианисткой-любителем. наиболее известна как студент, а позже друг Фредерика Шопена, два из ноктюрнов которого посвящены ей. Она взяла его с собой в поездку по Англии и Шотландии в 1848 году, а после его смерти в 1849 году взяла на себя ответственность за утилизацию его имущества и рукописей. Хотя нет никаких доказательств того, что они были любовниками, ее часто упоминали, после смерти Шопена, как «вдова Шопена».

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Биография
  • 3 Альтернативный взгляд: Дженни Линд
  • 4 Художественное признание
  • 5 Ссылки

Жизнь

Стерлинг родилась Джин Вильгельмина Стирлинг как самая младшая из 13 детей Джона Стерлинга из Киппендави в доме Киппенросс, недалеко от Данблейн в Пертшир, происходил из знатной шотландской семьи. Ее мать умерла, когда ей было 12 лет, ее отец, когда ей было 16. Наследство сделало ее богатой молодой женщиной. Затем она была передана на попечение своей овдовевшей сестры, 29-летней миссис Кэтрин Эрскин. Она была популярна и очень хороша собой; Сообщается, что она отклонила более 30 предложений руки и сердца. С 1826 года она и ее сестра разделили свою общественную жизнь между Шотландией и Парижем. Она занималась не только музыкой и искусством, но и такими предметами, как тюремная реформа, гомеопатия и протестантское движение.

Пианистка Линдси Слопер утверждала, что именно она познакомила ее с Шопеном, возможно, в 1842 или 1843 году. Она сразу же стала его ученицей. Шопен не упоминает о ней до 1844 года. То, что она была талантливой пианисткой, было очевидно из замечания Шопена к ней: «Однажды ты будешь играть очень, очень хорошо». Ближе к концу своей жизни он даже доверил ей заниматься с одной из своих учениц, Вере Рубио. В 1844 году он посвятил два своих Ноктюрна, соч. 55 ей. Она также выразила желание выучить игру на виолончели, и поэтому Шопен отослал ее к своему сотруднику Огюст Франком.

Джейн Стирлинг работала с Шопеном над сборкой семи томов в переплете французских изданий большинства его произведений, а также над составлением тематический указатель. Эти тома позже были использованы французским музыковедом и биографом Шопена Эдуардом Ганшем для создания оксфордского оригинального издания Шопена. Однако вопрос о том, хотел ли Шопен использовать этот сборник в качестве основы для переработанного собрания его музыки, остается открытым. Она также стала его секретарем, агентом и бизнес-менеджером. Она устроила его концерт в Salle Pleyel 16 февраля 1848 г., а также позаботилась об отоплении, вентиляции и цветах. Заключительным пунктом концерта была Баркарола фа-диез мажор, но Шопен был слишком утомлен, чтобы закончить заключительную часть. После того, как ему удалось дойти без посторонней помощи до своей гримерки, он рухнул на руки Джейн Стирлинг. Это должно было доказать его последний концерт в Париже. Планировалось провести там еще один концерт в марте, но 23 февраля вспыхнула революция, многие люди покинули город, и Шопен внезапно лишился средств к существованию.

Джейн и она сестра предложила Шопену дать серию концертов в Англии. Он был болен и не хотел путешествовать, но, поскольку он нуждался в деньгах, которые ему давала такая поездка, он согласился. Они уехали в Лондон 20 апреля 1848 года. Через Джейн Стирлинг он был представлен лучшему британскому обществу. 15 мая он играл на частном мероприятии, на котором присутствовали королева Виктория и принц Альберт (но его никогда не приглашали играть для них в Букингемском дворце, как иногда утверждают).

К августу, когда сезон в Лондоне подошел к концу, он принял приглашение от Джейн Стирлинг посетить ее родину Шотландию. Около Эдинбурга все они остановились в доме Колдера, замке лорда Торфичена, зятя женщины. (Дом Колдера был тем местом, где в 1556 году Джон Нокс впервые отпраздновал причастие.) Затем он дал «очень избранный» концерт в Глазго, остановившись у сестры Стирлинга Энн в замке Джонстон. Его таскали от одного богатого родственника к другому и из города в город, постоянно встречая много людей, с которыми он не мог разговаривать (он говорил только по-французски и по-польски), только ухудшало физическое состояние Шопена. В Манчестере 28 августа он сыграл три пьесы, но был настолько слаб, что его приходилось переносить на сцену и обратно. Все его расходы на протяжении тура оплачивала Джейн. Именно во время этой поездки, в конце октября 1848 года в Эдинбурге, в доме доктора Адама Лищинского, польского врача, с которым он останавливался на несколько дней, Шопен написал свою последнюю волю и завещание - «своего рода предрасположенность к сделаны из моих вещей в будущем, если я где-нибудь умру », - писал он своему другу Войцех Гжимала.

Хотя она была почти на шесть лет старше Шопена (она родилась в июле 1804 года, в том же месяце, что и Жорж Санд ), в то время ходили слухи, что Шопен и Стирлинг вскоре помолвятся. Этого никогда не было; действительно, ни в одном из писем Шопена нет указаний на то, что он когда-либо испытывал к ней какие-либо любовные чувства. Напротив, она часто ему надоела. Он сказал другу: «Они выдавили меня замуж за мисс Стерлинг; она могла бы также выйти замуж за смерть». Он называл Стирлинга и миссис Эрскин «mes braves Écossaises» и часто раздражался их чрезмерной заботой и привычкой приносить ему религиозные брошюры.

Его последний концерт в Великобритании состоялся 16 ноября в лондонском Ратуша, где он играл, несмотря на то, что был очень болен. Они вернулись в Париж 24 ноября с огромными долгами, которые Джейн Стирлинг выплатила анонимно.

Шопен на смертном одре, Теофил Квятковски, 1849, по заказу Джейн Стирлинг. Шопен сидит в постели в присутствии (слева направо) Александра Еловицкого, сестры Шопена Людвики Енджеевич, Марселины Чарторыйской, Войцеха Гжималы и самого Квятковского.

В последние недели Шопена в 1849 году Штирлинг был сдан в эксплуатацию. художник Теофил Квятковский для создания масляной картины Шопена, в которую также входили сестра Шопена Людвика (Луиза) Енджеевич, Марселина Чарторыйска и Гжимала.

В сентябре 1849 года Шопен снял квартиру на Вандомской площади 12. В семикомнатной квартире на втором этаже ранее размещалось российское посольство; Шопен не мог себе этого позволить, но Джейн Стирлинг арендовала его для него.

За несколько дней до смерти Шопена 17 октября она приобрела его рояль. Она оплатила полную стоимость его похорон; все дорожные расходы из Варшавы сестры Шопена Людвики; и чтобы его фортепьяно было отправлено ей в Варшаву. Она приобрела всю оставшуюся мебель и эффекты Шопена, включая его посмертную маску, у Огюста Клезингера. Часть мебели она отправила в дом Колдера под Эдинбургом. Он был выставлен в специальном зале, который стал известен как Музей Шопена. Она также собрала различные рукописи, зарисовки, письма и другие его документы, содержащие рукописные комментарии, варианты и посвящения. У нее была обширная переписка с Людвикой Енджеевич по поводу посмертной публикации некоторых из его неопубликованных работ, и 25 из этих писем сейчас находятся в Музее Фредерики Шопины в Варшаве.

Шопен сказал Джейн Стирлинг, что она была единственной тот, кто знал его настоящую дату рождения. Она записала это и положила в ящик, который был похоронен вместе с ним на кладбище Пер-Лашез. В первую годовщину его смерти она разбросала над могилой Шопена немного польской земли, которую получила от Людвики.

Медная табличка на Стерлингах Киппендави, собор Данблейна

Она училась игре на фортепиано под руководством Томаса Теллефсена, сам ученик Шопена.

Джейн Стирлинг умерла 6 февраля 1859 года в возрасте 54 лет от кисты яичника. Похоронена 11 февраля на территории Данблейнского собора. Ее завещание завещало Музей Шопена матери Шопена Юстине Шопен. В 1863 году большая часть его была разрушена, когда русские солдаты разграбили дворец Замойских в Варшаве в качестве ответа на неудачную попытку убийства русского Наместника Польши (наместника) Фридриха Вильгельма Ремберта фон Берг польским сопротивлением. До сих пор существует прядь его каштановых волос, которую Джейн сохранила.

Биография

Первая и единственная существующая биография Джейн Стерлинг была написана Одри Эвелин Боун в 1960 году частным лицом автора. тираж 500 экземпляров.

Альтернативный взгляд: Дженни Линд

Утверждалось, что финансовая помощь, которую предположительно оказали Джейн Стирлинг и Кэтрин Эрскин, на самом деле была от шведского сопрано Дженни Линд, и что шотландские сестры были просто прикрытием анонимности Линда. По завещанию отца им оставалось всего 300 фунтов стерлингов, чего ни в коем случае не хватило для финансирования той щедрости, которая была оказана Шопену. Однако у Джейн была собственность сверх единовременного платежа по завещанию, поскольку ее семья была крупными владельцами плантаций на Ямайке, и она получила значительную компенсацию в 1831/33 году за отмену рабства.

Признание артистизма

Сэр Генри Реберн изобразил ее ребенком вместе с отцом. Портрет висит в Замке Фиви и дает ей название Жан Вильгельмина (более шотландская версия Джейн).

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Джейн Стерлинг..
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:36:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте