Дама Джейн Дрю, DBE, FRIBA (24 марта 1911 - 27 июля 1996) был английским архитектором-модернистом и градостроителем. Она получила квалификацию Школы архитектурной ассоциации в Лондоне, а до Второй мировой войны стала одним из ведущих представителей современного движения в Лондоне.
В то время, когда у Дрю был свой первый офис, с идеей нанимать только женщин-архитекторов, архитектура была профессией, в которой доминировали мужчины. Она была активна во время и после Второй мировой войны, занимаясь проектированием социального и государственного жилья в Англии, Западной Африке, Индии и Иран. Со своим вторым мужем Максвеллом Фраем она работала в Западной Африке, занимаясь проектированием школ и университетов. Она, Фрай и Пьер Жаннере спроектировали жилище в Чандигархе, новой столице Пенджаба. Она проектировала здания в Гане, Нигерии, Иране и Шри-Ланке, и она написала книги о том, что она узнала об архитектуре там. В Лондоне она занималась строительством социального жилья, зданий для Фестиваля Британии и помогла основать Институт современного искусства. После ухода с практики она путешествовала и читала лекции за границей, получив несколько почетных степеней. Она была награждена DBE на новогодних наградах 1996 года, опубликованных 30 декабря 1995 года, всего за семь месяцев до ее смерти.
Дрю родилась как Ирис Эстель Рэдклифф Дрю в Торнтон-Хит, Кройдон (тогда часть Суррей ), но ее имя было зарегистрировано несколько дней спустя как Джойс Беверли Дрю . Ее отец, Гарри Гай Рэдклифф Дрю (внук Джозефа Дрю ), был дизайнером хирургических инструментов и основателем Британского института хирургической техники: он был гуманистом, который «презирал мотив наживы и ненавистная жестокость ". Ее матерью была Эмма Сперинг Джонс, школьная учительница, которая, когда Джейн было всего четыре года, стала хромой на всю оставшуюся жизнь в результате дорожно-транспортного происшествия. Она поощряла своих дочерей к наблюдению за природой и ценителям искусства, и у нее было острое деловое чутье. У Джейн была старшая сестра Дороти Стелла Рэдклифф Дрю (1909–1989), которая стала врачом и студенткой Ф. М. Александр.
Джейн Дрю получила образование в школе Вудфорд в Восточном Кройдоне, затем в средней школе Кройдона, где она стала старостой. Среди ее друзей в Вудфордской школе были актрисы Пегги Эшкрофт и Дайана Виньярд. В школе Кройдон она дружила с художником-монументом и иллюстратором книг Барбарой Джонс и борцом за права женщин Беатрис «Нэнси» Сир, позже баронессой Сир.
Джейн Дрю училась в Архитектурной школе ассоциации (1929–1934). В 1933 году она вышла замуж за архитектора Джеймса Томаса Аллистона, который был однокурсником в АА. В 1934 году Дрю нашла первую работу в качестве архитектора у Джозефа Хилла (1888-1947), где ее также познакомили с представителями богемного Лондона, которые окажут долгосрочное влияние на ее работу. После сотрудничества с ее мужем Аллистоном в 1937 году они выиграли конкурс на создание коттеджной больницы в Девоне. Их дом и небольшая практика (Alliston Drew) находились по адресу 24 Woburn Square в Лондоне, а их основной работой было жилье в Винчестере. У пары родились дочери-близнецы. Брак Дрю и Аллистона был расторгнут в 1939 году.
Вскоре Дрю стал вовлечен в Современное движение через Congrès International d'Architecture Moderne (CIAM), руководителем которого был швейцарский архитектор Ле Корбюзье, и он стал одним из основных основателей современного движения в Великобритании, которое было представлено MARS (Modern Architectural ReSearch), британской дочерней компанией CIAM.. Это была ассоциация архитекторов, художников и промышленников, и ее заявленным принципом было «использование пространства для человеческой деятельности, а не манипуляции со стилизованными условностями». Именно через эту группу она познакомилась с Ле Корбюзье, Элизабет Лютьенс и Максвеллом Фраем (одним из соучредителей движения). Дрю вышла замуж за Максвелла Фрая в 1942 году.
Увидев проекты Дрю в Западной Африке, премьер-министр Индии Пандит Неру попросил ее и Максвелла Фрая разработать дизайн новая столица Пенджаба, Чандигарх. В то время она принимала активное участие в Фестивале Британии и не была уверена в своей способности сыграть такую важную роль в этом проекте. Дрю использовал ее значительное обаяние с большим эффектом, убедив швейцарского архитектора Ле Корбюзье принять участие в проекте. Ле Корбюзье отвечал за главный план города и главные правительственные здания - Высокий суд, Ассамблея, Секретариат и т. Д. Дрю впервые встретился с Ле Корбюзье еще до войны в C.I.A.M. (Международный конгресс архитекторов модерна). На нее произвели впечатление широта его знаний, его опыт решения жилищных проблем в слаборазвитых странах, сила его личности и ясность его острой как бритва логики.
Работа с таким мощным личность оказалась сложной, и Дрю часто задавался вопросом, правильно ли она поступила, пригласив его. По словам Дрю, несмотря на свое величие, «он совершил много ошибок - как и всякий, кто пробует что-то новое. Среди них были бетонные стойки для его зданий, которые действовали как радиаторы, излучая тепло всю ночь без охлаждения, а на следующий день снова нагревали на солнце. Другой ошибкой могло быть отделение жилого помещения продавца от его магазинов. С огромным трудом я уговорил его позволить людям жить над своими магазинами! Несмотря ни на что, мы стали прочными друзьями ».
Дрю, Пьер Жаннере (Ле Корбюзье) и Максвелл Фрай провели три года подряд в Чандигархе. Условия их жизни были примитивными, а жара была экстремальной. Корб выходил только на 2 месяца каждый год в прохладную погоду.
Пандит Неру хотел, чтобы Чандигарх стал образцом для тысяч беженцев, которые ежедневно прибывали из Пакистана. Он не хотел следовать традициям прошлого, а экспериментировать с новыми формами дизайна и планирования. В результате его политики Дрю, Фрай и Ле Корбюзье смогли объединить школы, клиники планирования семьи и здоровья, бассейны под открытым небом и театры под открытым небом с жильем. Во всех домах были надлежащие санитарные условия и хорошее водоснабжение. Более дешевое жилье было полностью террасного типа, что позволяло жильцам иметь большие комнаты и большую безопасность за свои деньги. Прежде чем было построено большое количество домов, Дрю построил прототипы каждого типа домов, в которых затем жили, критиковали и улучшали. Таким образом она обнаружила, что индейцы могут экспериментировать с новыми типами жилищ. Общественное открытое пространство было предоставлено для всего жилья с низким доходом. Арендная плата за дома была рассчитана таким образом, что на аренду приходилось не более десятой части дохода человека. Содержание животных (например, буйволов и коров) в приютах было запрещено, поскольку этот обычай привел к множеству болезней, передаваемых мухами. Индейцы должны были понять, что многие из их традиционных форм жилья устарели, и были готовы опробовать новый образ жизни. Дизайн новых форм жилья повлиял на дизайн домов по всей Индии.
В то время в архитектуре доминировали мужчины. Когда Джейн практиковала одна в годы войны с 1939 по 1944 год, ее офис находился на Кинг-стрит, 12, Сент-Джеймс, Лондон. Первоначально она нанимала только женщин-архитекторов, но позже это изменилось. Среди ее работ:
После войны она вступила в деловое партнерство с Максвеллом Фраем как Фрай, Дрю и партнеры, а затем и с другими. С января 1946 года их практика проходила по адресу 63 Gloucester Place, London W.1. (над которой у них с Фраем была квартира, которая была их домом), а в 1962 году был открыт второй офис по адресу: 3 Albany Terrace. Она практиковала с Максом Фраем до 1977 года.
Макс ушел на пенсию в 1973 году, но Джейн продолжала работать до 1979 года, когда они оба жили в загородном доме «Дом у озера» в Роуфанте около Кроули в Сассексе, где они часто общались с друзьями и семьей. Это был большой дом, к которому они добавили квартиру-студию с видом на озеро, где можно рыбачить, и Джейн председательствовала на многих памятных вечеринках в доме и в саду. В 1982 году они решили продать его и найти место, где им будет легче управлять после выхода на пенсию. Они остановились у друга в деревне Котерстон, графство Дарем, когда услышали, что соседний дом выставлен на продажу, и почти сразу же его купили. Так что к Рождеству 1982 года они переехали в «Вест Лодж», Котерстон. Они продолжали активно строить новый дом, заниматься садоводством и вести сельскую жизнь. Для Макса там была студия, а в их гостиной доминировала фреска Макса на виадуке железной дороги Ривер-Балдер.
В 1984 году Джейн устроила грандиозную вечеринку в честь 85-летия Макса в соседнем Lartington Hall : было более 200 гостей - друзей и родственников. Два года спустя ей подарили 150-страничный сборник благодарностей с надписью «Джейн Б. Дрю, архитектор. Благодарность коллег и друзей по случаю ее 75-летия 24 марта 1986 года». В список авторов входят:
Максвелл Фрай (Вступительное стихотворение), Жан Саббаг, Síle Flower, Лесли Дональдсон, Морис Даун, Леони Кон, Хью Кроллан, Майкл Торнли, Рут Плант, Филлис Доббс, Эд Льюис, Дороти Морланд, Мод Хатмил, Диана Раунтри, Родни Томас, Джон Терри, Тревор Даннатт, Рим Маркус, Энтони Белл, Норман Кример, Питер Дуникан, Люк Гертлер, Фрэнк Найт, Джон Ломакс и Хизер Хьюз, Джоан Чевертон, Стивен Макфарлейн, Ллеки Папаставру и Пенелопа «Пенни» Хьюз, Отто Кенигсбергер, Тео Кросби, Норман и Кей Старретт, Джеффри Найт, Миннетт де Силва, Ян Робертсон, Деннис Леннон, Шон Грэм, Джон Годвин и Джиллиан Хопвуд, Ачют Канвинде, Гопал Хосла, Пегги Ангус, Эули Чоудхури, Ширин Махдави, Нил Уотс, леди Мэри Пикард, Сиан Флауэр, Мэрион Гейр, Питер и Кристин Роусторн, Майкл Рэймонд, сэр Хью Кассон, Седрик Прайс, баронесса Ле e, Делия Тирвитт, лорд Рейли, лорд Элвин-Джонс, Уильям МакКуитти, Арнольд Уиттик, Элизабет и Мервин Далли, Роми Хосла, Роз Джейкобс, Нома Копли, Кенан Барлоу, Сергей Кэдли, Мария Луиза Плант Закчео, лорд Гудман, леди Джин Медавар, Аруненду Дас, младший Бхалла, лорд Перри, Виктор Пэсмор, Майк Лейси, Найджел Вуд, Питер Гринхэм, Сунита Канвинде, Тони Форрест, Хизер Бригсток, Питер Мюррей, Бертольд Любеткин, Фрэнсис Уэбб Лейшман, Роберт Блисс, Вирен Сахаи, сэр Джон Саммерсон, Патрик Харрисон, Эбенезер Акита, Чарльз Корреа и Олуфеми Маджекодунми.
Макс Фрай умер в 1987 году. Джейн Дрю умерла от рак в 1996 году, в возрасте 85 лет. Она была похоронена возле церкви Св. Ромальда в Ромальдкирке.
Среди ее личных друзей и соратников были; Алвар Аалто и Уве Аруп, архитекторы; художники Делия Тирвитт, Эдуардо Паолоцци, Марсель Дюшан, Барбара Хепуорт, Роланд Пенроуз, Пегги Ангус, Бен Николсон и Линн Чедвик ; промоутеры искусства и дизайна Дэниэл-Генри Канвейлер и Питер Грегори ; драматург и театральный продюсер Бенн Леви ; поэт, литературный критик и философ современного искусства Герберт Рид ; писатели Ричард Хьюз и Кэтлин Рейн ; политики-реформаторы Дженни Ли, лорд Гудман и Пандит Неру ; актриса Констанс Каммингс ; и композитор Элизабет Лютьенс.